Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие об ораторском искусствеСтр 1 из 3Следующая ⇒ Лекция 8 Речь учителя как условие акмеологического роста 1. Понятие об ораторском искусстве. 2. Внушающая сила слова. 3. Особенности устной речи. 4. Индивидуальные речевые стили. 5. Виды ораторского искусства.
Понятие об ораторском искусстве Термин ораторское искусство (лат. oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Приведем словарные статьи к ним из семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка»: Риторика — 1. Ораторское искусство, теория красноречия // Учебный предмет, изучающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории. 2. Перен. Эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность. 3. В старину — название младшего класса духовной семинарии. Красноречие — 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика. Выражение ораторское искусство также имеет несколько значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство — это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». В античной культуре сложилась троякая задача оратора: - разъяснять (что-то); - побуждать (к определённому мышлению, решению, действию); - доставлять слушателям удовольствие свежей и смелой мыслью и благородными чувствами – добра и справедливости, гражданского долга и патриотизма. Эта традиция была продолжена и в русской риторической науке. Так, М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» пишет: Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» отмечает: ...красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий. Перечень подобных определений можно было бы продолжить. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. Традиционно красноречие рассматривалось как один из видов искусства. Его часто сравнивали с поэзией и актерским творчеством (Аристотель, Цицерон, М. В. Ломоносов, А. Ф. Мерзляков, В. Г. Белинский, А. Ф. Кони и др.). Однако, как справедливо отмечает Г. 3. Апресян, понимание красноречия как вида искусства, а нередко и словесности никого не должно вводить в заблуждение. Исследователь анализирует, что есть общего и различного в поэзии, драматургии, актерском творчестве, с одной стороны, и в ораторском искусстве, с другой, и делает вывод, что понятие «искусство» применительно к красноречию, если и не совсем условно, все же требует ряда оговорок принципиального значения. Г. 3. Апресян подчеркивает тесную связь ораторского искусства с наукой. Он отмечает, что еще античные философы, Платон и Аристотель, рассматривали красноречие в системе знаний как способ познания и толкования сложных явлений. Позднее Ф. Бэкон в работе «Опыты» классифицировал риторику как искусство «сообщения знаний». М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал, что ораторское искусство должно быть доказательным, рассудительным, нести людям знания. Что же позволяет, по мнению Г. 3. Апресяна, рассматривать ораторское искусство в связи с наукой? Во-первых, ораторское искусство пользуется открытиями и достижениями всех наук и вместе с тем широко пропагандирует и популяризует их. Во-вторых, многие идеи или гипотезы первоначально излагались в устной форме, в публичных речах, лекциях, научных докладах, сообщениях, беседах. В-третьих, ораторское искусство опирается на категориальную систему соответствующих наук, что обеспечивает механизм аргументации, анализа и суждений, доказательств и обобщений. Таким образом, в красноречии искусство и научность составляют сложный сплав относительно самостоятельных способов воздействия на людей. Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи. Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности. Так, Е.А. Ножин утверждает: ораторское искусство лишь условно называется искусством, в значительной степени – это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных. Всякий грамотный человек в результате упорного труда может овладеть основами ораторского искусства, то есть умением произносить речь перед аудиторией доходчиво, увлекательно и убедительно. Марк Туллий Цицерон: Красноречие есть нечто такое, что даётся труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний.
|