Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тестовые задания 1 pageТест по психологии личности Дайте или выберите правильные ответы из заданных альтернативных. Оцените уровень знаний по следующим критериям. Процент правильных ответов Оценка (в баллах) 81–100 9–10 61–80 7–8 51–60 5–6 50 и менее 3–4
Тестовый опросник 1. Расположите в хронологической последовательности: психология в своем развитии прошла четыре этапа: а) как наука о душе; б) как наука о поведении; в) как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики; г) как наука о сознании. 2. Установите соответствие:
3. Установите соответствие:
4. Определите, кто изучил и описал механизмы психологической защиты: а) З. Фрейд; б) К. Г. Юнг; в) А. Адлер; г) А. Фрейд; д) Э. Эриксон. 5. Установите соответствие:
6. К специфическим социальным, присущим только человеку, относятся следующие потребности: а) в общении; б) в альтруизме; в) духовные; г) творческие; д) в доминировании; е) в самосовершенствовании; ж) в агрессивности. 7. Укажите суждение, где речь идет об ощущении: а) субъективное отражение объективной реальности; б) отражение существенных свойств предметов и явлений; в) отражение отдельных свойств предметов и явлений; г) отражение предметов и явлений, воздействующих на наши органы чувств. 8. Соотнесите термин и его определение:
9. Заяц достаточно успешно отличает волков от других животных. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца? а) константность; б) целостность; в) осмысленность; г) структурность; д) предметность; е) обобщенность. 10. Соотнесите термин с приведенным примером:
11. К функциям памяти относятся: а) быстрота запоминания; б) сохранение; в) точность памяти; г) воспроизведение; д) готовность памяти; е) узнавание; ж) прочность сохранения; з) забывание; и) узнавание. 12. Какой из видов памяти отличается наиболее высокой легкостью запечатления и прочностью запоминания? 1) образная – благодаря конкретности и легкости образования ассоциаций; 2) эмоциональная – эмоции отражают отношение человека к разным сторонам окружающей действительности; 3) двигательная – появляется очень рано в онтогенезе; 4) словесно-логическая – присуща только человеку, обеспечивает применение мнемонических приемов. 13. Внимание человека выполняет множество функций, основные из которых приводятся ниже. Какая из них не имеет непосредственного отношения к вниманию? а) отбор наиболее существенных раздражителей и отвлечение от посторонних, побочных раздражителей; б) регуляция и контроль протекания деятельности; в) регуляция эмоциональных состояний; г) удержание выполняемой деятельности до ее завершения. 14. Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами. Какое из свойств внимания должно быть у него особенно хорошо развито? а) распределение; б) устойчивость; в) объем; г) переключение. 15. Какое из приведенных определений понятия «мышление» позволяет признать его наличие у животных? 1) обобщенное и опосредованное отражение объективной реальности в ее существенных связях и отношениях; 2) социально обусловленный, неразрывно связанный с речью процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира; 3) искание и открытие существенно нового для себя или для человечества; 4) порождение нового знания, активная форма творческого отношения и преобразования действительности. 16. Соотнесите термин и его определение:
17. Соотнесите термин, обозначающий мыслительную операцию, и его определение:
18. Соотнесите термин, обозначающий расстройство мышления, и его определение:
19. Соотнесите термин и его определение:
20. Соотнесите направление исследований личности и его определение:
21. Установите правильную последовательность стадий социализации: а) стадия индивидуализации; б) трудовая стадия; в) стадия интеграции; г) послетрудовая стадия; д) стадия адаптации. 22. Определите, кто выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека: а) Э. Берн; б) А. Маслоу; в) К.К. Платонов; г) Э. Эриксон. 23. Соотнесите название жизненного психологического кризиса личности с возрастным этапом:
24. Определите институт социализации, в наибольшей степени способствующий самореализации и самоактуализации человека в интересующей его деятельности: а) семья; б) школа; в) трудовой коллектив; г) учебная группа. 25. Соотнесите термин и его описание:
26. В каком из приведенных определений речь идет о направленности: а) неосознанная по содержанию и цели потребность; б) неосознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность; в) система потребностей, интересов, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций человека, придающая его жизни осмысленность и избирательность. 27. Определите, кто из ученых разработал теорию иерархии потребностей: а) К. Платонов; б) З. Фрейд; в) А. Маслоу; г) А. Адлер. 28. Соотнесите функцию эмоции и ее определение:
29. Соотнесите термин, обозначающий то или иное переживание, и его определение:
30. Определите наиболее целесообразный вариант поведения человека, находящегося в состоянии гнева: 1) подавить гнев, никак внешне не проявляя его; 2) излить свой гнев на того, кто этого заслуживает; 3) переключить энергию гнева в другое русло (на достижение значимой цели) или выполнить тяжелую физическую работу. 31. Укажите качества, которые относятся к волевым: а) целеустремленность; б) самостоятельность мышления; в) решительность; г) быстрота; д) настойчивость; е) пытливость; ж) самообладание; з) оригинальность; и) дисциплинированность; к) критичность; л) мужество. 32. Укажите определение, не относящееся к понятию «темперамент»: а) динамическая характеристика психической деятельности индивида; б) индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения; в) совокупность формальных и относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций. 33. Определите, кому легче поддерживать состояние активности при восприятии относительно нового и сложного материала: а) интровертам; б) экстравертам; в) сангвиникам, холерикам, флегматикам (обладателям сильной нервной системы); г) представителям всех типов темперамента в одинаковой степени. 34. Определите, какую из черт характера легче всего сформировать у представителя сангвинического темперамента: а) отзывчивость; б) дисциплинированность; в) трудолюбие; г) общительность. 35. Укажите, формирование какой из следующих черт характера потребует от представителя меланхолического темперамента наименьших усилий: а) доверчивости; б) решительности; в) обязательности; г) принципиальности. 36. Укажите определение, относящееся к понятию «акцентуация характера»: а) совокупность индивидуальных особенностей личности человека, устойчиво проявляющихся в деятельности и общении, в его отношении к себе, людям, объектам реального мира и обусловливающих типичные для него формы поведения в схожих ситуациях; б) совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведение человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение; в) чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящее за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. 37. Установите соответствие особенностей формирования и развития характера с возрастными этапами:
38. Соотнесите психологический феномен и его определение:
39. Определите, какое из приведенных суждений действительно соответствует истине: а) человек с низким уровнем интеллекта должен получить только ту работу, где думать практически не надо; б) человек с интеллектом ниже определенного уровня не в состоянии овладеть некоторой конкретной профессией; в) при наличии определенных личностных качеств человек с низким уровнем интеллекта в состоянии овладеть любой профессией; г) человек с уровнем интеллекта, лишь немного превышающим пороговое значение, может иметь в конкретной деятельности более высокие результаты, чем тот, чей уровень интеллекта значительно выше. 40. Определите, какие из перечисленных условий следует соблюдать, чтобы обеспечить формирование креативности: а) минимальная регламентация предметной активности; б) создание условий независимого поведения; в) создание условий для подражания творческому поведению; г) создание условий, блокирующих проявление агрессивного и деструктивного поведения; д) чередование нестандартных (творческих) задач с задачами, требующими следования определенному алгоритму; е) социальное подкрепление творческого поведения; ж) все перечисленные условия. Ключ к тестовым заданиям
Контрольные вопросы Вопросы на репродуктивном и продуктивном уровне усвоения материала (оценка знаний 4–8 баллов)
1. Основные методы получения фактов в психологии. 2. Психика, психическая реальность, механизмы психики. 3. Сознание и бессознательное. 4. Механизмы психологической защиты. 5. Механизмы психического отражения: ощущение и восприятие. 6. Память и внимание как психические познавательные процессы. 7. Мышление и воображение. 8. Основные теории личности: бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология. 9. Механизмы социализации личности. 10. Стадии развития личности (по Э. Эриксону). 11. Причины активности человека: потребность – нужда – мотив – мотивация – мотивировка. 12. Направленность как одна из ведущих характеристик личности. 13. Теория иерархии потребностей (А. Маслоу). 14. Развитие и нарушения мотивационной сферы. 15. Эмоциональные процессы и управление эмоциями. 16. Психические состояния личности. 17. Воля как психический процесс регуляции деятельности. 18. Основные классификации темпераментов. 19. Типы акцентуаций характера (К. Леонгард). 20. Способности как психические свойства личности. Вопросы на творческом уровне усвоения материала (оценка знаний 9–10 баллов)
1. Сравнительный анализ основных методов получения фактов в психологии. 2. Особенности интеллектуального поведения животных. 3. Механизмы психологической защиты как необходимость и как препятствие для личностного роста. 4. Мышление и воображение: сравнительный анализ. 5. Бихевиоризм, психоанализ, гуманистический подход: какая из этих теорий с наибольшей убедительностью объясняет поведение человека (рассмотреть на конкретном примере). 6. Расположите механизмы социализации по их значимости для формирования личности. Подтвердите свое мнение конкретными примерами. 7. На конкретном примере опишите формирование личности в рамках концепции А. Маслоу (теория иерархии потребностей). 8. В чем заключаются трудности общения с людьми с нарушениями мотивационной сферы. Опишите модель поведения подобных личностей (приведите, по возможности, конкретные примеры). 9. Опишите примерное самочувствие и поведение лиц, находящихся в состоянии стресса, дистресса, фрустрации, аффекта. Каковы, на ваш взгляд, пути выхода из подобных отрицательных психических состояний? 10. Признаки и причины стрессового напряжения. Возможные пути избавления от стресса (показать на конкретном примере). 11. Опишите примерное поведение лиц с ярко выраженными особенностями темперамента. В чем заключается суть индивидуального подхода к таким людям в русле воспитательной работы? 12. Опишите трудности в общении и во взаимодействии с людьми с ярко выраженной акцентуацией характера (несколько типов по выбору). Наметьте возможные пути продуктивного взаимодействия с ними. 13. В чем заключаются особенности и разница в поведении и деятельности человека одаренного, талантливого и гениального (рассмотрите на конкретном примере)?
ЛИТЕРАТУРА
О с н о в н а я
1. А н д р и е н к о, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Е.В. Андриенко. М.: Академия, 2000. 2. Б о р о з д и н а, Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г.В. Бороздина. Минск: БГЭУ, 2009. 3. К о з у б о в с к и й, В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учеб. пособие / В.М. Козубовский. Минск: Амалфея, 2007. 4. К о з у б о в с к и й, В.М. Общая психология: личность: учеб. пособие / В.М. Козубовский. Минск: Амалфея, 2007. 5. Н е м о в, Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2002. Кн. 1. 6. Р а д у г и н, А.А. Психология: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / А.А. Радугин. М.: Центр, 2001. 7. С т о л я р е н к о, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко.Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 8. Ч е х о в с к и х, М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. 4-е изд. Минск: Новое знание, 2008.
Д о п о л н и т е л ь н а я
9. Г и п п е н р е й т е р, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Че Ро, 1998. 10. Г о д ф р у а, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. М.: МИР, 1996. Т. 1. 11. М а к с и м е н к о, С.Д. Общая психология / С.Д. Максименко. М.: Рафл-бук; Киев: Ваклер, 1999. 12. М о р о з о в, А.В. Деловая психология: курс лекций / А.В. Морозов. СПб.: Союз, 2000. 13. Р а й г о р о д с к и й, Д.Я. Психология и психоанализ характера: хрестоматия по психологии и типологии характеров / Д.Я. Райгородский. Самара: БХАРАХ, 1998. 14. С е р о в а, Л.Г. Тесты для отбора персонала. Сер. «Психологический практикум» / Л.Г. Серова. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 15. С т о л я р е н к о, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Сер. «Учебники, учебные пособия» / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин.Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
2. Психология межличностных отношений
Л е к ц и я 7. Межличностные отношения и общение
7.1. Психология взаимодействия людей
Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны вне общения и взаимодействия с другими людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как влияют друг на друга и как относятся друг к другу. В качестве единицы анализа в социальной психологии рассматривается ситуация взаимодействия двух и более людей. Это – взаимонаправленные действия индивидов. Социальное взаимодействие анализируется на двух уровнях: микро и макро. Взаимодействие людей друг с другом, в парах, в малых группах или межличностная интеракция – явления микроуровня. Макровзаимодействие связано с крупными общественными структурами, основными институтами общества: религией, семьей, экономикой. Социальная жизнь возникает и развивается, потому что существует взаимосвязь людей, создающая предпосылки взаимодействия их друг с другом. Зависимость людей друг от друга как проблема человеческих взаимоотношений составляет ядро существования человека. У каждого из нас есть сильнейшая потребность вступить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты. Она обусловлена биологическими и социальными причинами и способствует выживанию человека. Найдя родственную «душу», поддерживающего нас человека, которому можно довериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими. Потеряв родственную душу, люди испытывают ревность, одиночество, отчаяние, боль, гнев, обездоленность, замыкаются в себе. Человек – это общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с другими людьми. Единица взаимодействия называется транзакцией. Эрик Берн писал: «Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Человек, к которому обращен транзакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Мы называем этот ответ транзакционной реакцией». Этот психолог выделяет позиции Родитель, Взрослый, Ребенок, которые создают реальный процесс взаимодействия. Позиция родителя предполагает склонность к доминированию, конкуренции, к проявлению власти и чувства высокой самоценности, к поучению и критическому осуждению. Позиция взрослого – склонность к равноправному сотрудничеству, признанию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия. Позиция ребенка – это склонность к подчинению, к поиску поддержки и защиты («послушный ребенок») либо эмоциональному импульсивному протесту, бунту, непредсказуемым капризам («бунтующий ребенок»).
|