Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ненцы – граждане за полярным кругом. Обязательная урбанизацияЖивет народ ненецкий числом примерно 25.000 человек на просторах ЯНАО (Ямало-ненецкого автономного округа), в городах, факториях полуострова Ямал. Представления о ненцах мои были достаточно поверхностны- северный кочевой народ, оленеводство, холодно, самобытно. Но познакомившись жизни в музее имени И.С.Шемановского с их историей, культурой, искусством, шаманизмом-духовной стороной жизни, я понял насколько это интереснейший народ. Деревянная скульптура шамана Рыбак – изделие из мамонтовой кости Стоит отметить, что на Ямале огромное количество находок с древних времен- множество мамонтовой кости и самое сенсационное открытие целый сохранившийся мамонт- «мамонтенок Люба». Но не это поразило меня, а находки предметов быта и культуры доисторических времен. Через откопанные экспонаты видно насколько была самобытна и полноценна древняя культура на Ямале. Основой культуры ненцев (социально и духовной жизни) был шаманизм и кочевой образ жизни. Основная роль шамана – это связь с пантеоном богов и помощь людям в самых важных жизненных вопросах. Шаманы обладали знаниями о природе, мире, людях и о жизненных процессах пронизывающих всю жизнь. Помимо этого их задачей было сохранение традиций и обычаев народа. С самого присоединения этих территорий русская церковь делала неоднократные попытки христианизации, но они были провальными. И в итоге шаманизм, а с ним и духовный уклад ненцев в жесткой форме был искоренен во времена СССР. Все вспоминают это как страшный сон, по сути святых людей избивали и сажали в тюрьмы. С этих же времен государство начало «перезагрузку» ценностей и жизненного уклада ненцев и других народов- хантов и селькупов. После запрета на религию, ввели обязанность всем детям учиться в школах интернатах. Начинается процесс прививания новых цивилизационных ценностей, смена приоритетов и что важно уход из тундры и кочевой жизни. Процесс этот был болезненный для ненцев, много было последствий. Внутри у меня появилась аналогия с фильмом «Аватар» - пришел дедушка Ленин, а потом Сталин и сказал: «Ребята давайте мы вам дадим дороги, нашу идеологию, телевизор и продукты». Именно в это время им объяснили и убедили, что в тундре жить тяжело и сложно, город куда более лучшее место для жизни и положили в рот эту пилюлю. Появилось непреодолимое желание попасть в тундру в их реальную жизнь, пожить в стойбище оленеводов и проникнуться их жизнью в настоящем времени. Узнать какие произошли изменения в жизни ненцев. Мир помог мне, и через неделю я отправился в экспедицию на север тундры п-ва Ямал. Разъездной узел ж/д лини Газпрома в тундре Отдельно хочу рассказать о транспорте на Ямале. Проще всего доехать с пересадками на поезде в Салехард, либо на самолете. Ну а далее путь в тундру либо по воде на советской «Ракете», либо на нартах с упряжкой оленей(как передвигаются кочевые ненцы), либо на поезде частной ветки «Газпром»-а. Нам повезло проехать почти 600 км на север на поезде. Стоит упомянуть о таких средствах передвижения как Трэкол- очень похож на самоходку времен второй мировой. Но покорил меня тундровой мотоцикл русского самоделкина.
И наконец я в бригаде оленеводов на севере тундры. Стойбище состоит из 7 чумов, в каждом живет 1-3 семьи, много детей. На следующий день я увидел и стадо оленей – 5000 голов! Они заполнили целые поле, как они прекрасны и забавны. В это время года у них «живые» рога покрытые кожей с шерстью. Каждый день мужчины выбирают «быков» для упряжек и ухаживают за некоторыми из стада- обрезают ногти, залечивают раны. Как и много веков назад основой для ненцев является оленеводство и кочевая жизнь. Олень- это еда, одежда и благосостояние ненца. Женщина – хозяйка чума. Она ответственна за костер, дрова, горячий чай и приготовление пищи, а в свободное время шьет красивейшую одежду из оленьей шкуры. Характер сильный, чувствуется стойкость, но в то же время и женственность. Мужчина- глава семьи, основа его деятельности оленеводство, рыбалка и основные стратегические решения, а также защита. Мужчины чаще женщин смеются, шутят, улыбаются. Удивляет их физические кондиции, очень выносливы и сильны. Дети очень самостоятельны и очень самодостаточны, никогда не плачут, постоянно находят себе занятия, играют и больше всего любят помогать взрослым. Поражает насколько сопоставимы характер суровой и красивой природы с характером ненцев. И насколько гармоничны они в жизни неотъемлемо связанной с природой. Небо в тундре –поистине непревзойденный художник Мужчины аркянят оленей. Дети с малых лет тренируются и хотят рано взрослеть Женщины главное подспорье для мужчины В день примерно чай готовит хозяйка 4-6 раз Кстати в этой малице можно спать на снегу в -50, а на утро пойти дальше
После времени проведенного в стойбище я сделал следующий вывод. На данный момент все что осталось от прошлой богатой насыщенной культуры- это одежда, жилище – чум, оленеводство и часть правил, которые соблюдаются по сей день. Вся жизнь современных ненцев сводится в основном к удовлетворению основных экзистенциальных потребностей- еда, крыша над головой, одежда, семья. Все основное время уходит на эти занятия, какого то большего развития в тундре люди не хотят видеть, лишь единицы активны в познании. Причем все сводится к минимуму и простоте. Такое впечатление, что все накопленные знания народа остались лишь у прошлых поколений и в книжках. Жизнь идет по накатанной, ненцы убеждены, что тундровая жизнь тяжела, сурова и детям своим матери желают жизнь в городе и обучение в университете. Они уверены, что им нужны знания не о тундре, а о том как управляться с бумагами и получать иные знания. Взрослые ненцы настоящего поколения уже говорят, что выбрали кочевую жизнь не по своему желанию, а по семейным обстоятельствам- обычно помощь родителям. Куда же пропадает та богатая культура прошлых веков этого народа. Она есть в книгах,в музеях и обрывки в памяти у старших. Сейчас ненцы ездят на снегоходах, смотрят наши сериалы, боевики, слушают новости, покупают наши продукты, у каждого есть сотовый. Процесс урбанизации идет полным ходом и смена ценностей. Некоторые говорят, что у народа нет будущего, у кочевой жизни тоже. Но я верю, что это не так. Есть активные люди на Ямале, которые радеют за будущее края и коренных народов. Есть те, кто понимает к чему может привести этот процесс урбанизации, который продолжается столь долгое время и набирает обороты. Я очень надеюсь, что ненцы с осторожностью и умом будут использовать блага современного общества и поставят во главу ценности своих предков. Есть очень интересная песня повествующая о том, в чем проблема северного народа и на мой взгляд она подтверждает мои наблюдения. В этой песни представитель ненцев- шаман обращается к богу Нуму и просит совет, как спасти народ от гибели. Вот часть песни: Жители это земли, слушайте! Здесь находящиеся,слушайте! Дал мне совет Великий Нум: «Будет твой народ жить, Если он сумеет камень обелить. И тогда воцарится мир и покой на вашей земле. Только вы сами сможете победить Это зло, принесенное черными людьми.
Жители этой земли, слушайте! Здесь находящиеся, слушайте! И сказал так Великий Нум: «Твой народ должен паспознать, Где зло, а где добро. Черные люди как снег светлы, Речи черных людей как ручей журчат, Глаза у них как звезды горят, Дела у них как ягоды спелые, Только не верьте им, лживые они, И душа у них черна. Многих твоих людей они сгубили, Многие стали, как они, черны и лживы. Пусть твой народ сумеет одолеть В себе эту черноту. И тогда будет светло на земле И тогда камень станет белым». Очень хочется чтобы была сохранена кочевая культура этого народа доминирующей идеей которой является тождество, единство и гармония природы и человека. И вместо навязывания наших ценностей, мы могли бы многое взять для всеобщего развития нашего общества. Чем же будет заниматься этот маленький богатырь- оленеводством или станет менеджером?
Люкшин Александр- путешественник, фотограф, исследователь.
|