Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структурные особенности дипломной работы ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Качество дипломной работы зависит не только от удачного подбора необходимых материалов, но также от их умелого использования, от четкой организации, систематичности и последовательности изложения, от правильного оформления научного аппарата. Поэтому при написании работы неизбежно возникает вопрос о плане, композиции, внешнем оформлении, правилах использования научного аппарата. План работы К непосредственному написанию работы можно приступить лишь после того, как подобран и изучен фактический материал, что позволит разрешить поставленную проблему. Значительный по объему и разнообразный по содержанию материал должен быть строго систематизирован, изложен в определенной последовательности. Необходимо учесть как решение основных вопросов, так и частные детали. Важным этапом поэтому является составление развернутого, логически расчлененного плана. Продуманный план, в котором предусматривается порядок и последовательность изложения материала, помогает в работе, способствует повышению ее продуктивности. Это дисциплинирует студента и одновременно является удобной формой обсуждения работы с руководителем. Развернутый и четкий план в готовой, уже написанной работе облегчает ее восприятие при чтении. План необходим во всех видах творческой работы. В плане работы должны быть в первую очередь отражены ее основные структурные части, которые приводятся обычно под римской или арабской цифрой. В пределах же каждого из этих общих разделов могут быть подразделы (или параграфы), которые обозначаются соответственно своему объему арабскими цифрами, цифрами со скобкой, буквами и т. д. Композиция научной работы определяется логикой научного исследования. Обычно дипломная работа состоит из введения, 2-3 глав, внутри которых могут выделяться параграфы, и заключения. Далее предлагается список источников, из которых взят материал для исследования, и библиография - список использованной литературы. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решаемой научной проблемы, выносятся в приложение. Каждая композиционно выделенная часть научной работы имеет свои цели, свое содержание. Во введении определяются цель и задачи, объект и предмет исследования, обосновывается выбор темы и ее актуальность, отмечается новизна, теоретическая ценность и практическая значимость работы, описываются принципы, методы и приемы исследования, характеризуются материал и источники исследования, описывается композиция представленного научного труда. Здесь же могут содержаться данные об апробации работы. Первая глава обычно бывает обзорной, в ней излагается история вопроса. Здесь содержится реферативное изложение (оценочного характера) научных исследований в данной области, обозначается круг нерешенных проблем, определяются границы исследуемого автором работы явления, раскрываются теоретические предпосылки изучения данной проблемы. Во второй главе (и в последующих главах, если они имеются) содержится описание процесса исследования, освещается методика и техника исследования, достигнутый результат. В заключении подводятся итоги исследования: формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейшей работы в рамках затронутых проблем. Объем научного исследования, как правило, регламентирован. Средний объем дипломной работы – от 60 до 80 страниц машинописного текста (на гуманитарных факультетах возможен несколько больший объем в связи с необходимостью приведения большого количества примеров, иллюстраций). Оформление введения
Важной частью введения является обоснование актуальности, т. е. важности темы для настоящего времени. Предлагаем фрагменты научных работ с вариантами обоснования актуальности: - Актуальность проблемы связана с необходимостью изучения темы “Иноязычные слова в русском литературном языке” (“Заимствованные слова”, “Экзотизмы”, “Иноязычные вкрапления”) в школьной практике - на уроках русского языка, факультативных занятиях по русскому языку и на уроках литературы, в кружковой работе, а также в вузе - изучение заимствованной лексики в спецкурсах, Учащиеся и студенты знакомятся с причинами проникновения в русский язык иноязычных слов, с типами иноязычных слов в современном русском языке, с процессом заимствования иноязычной лексики как средства пополнения словаря. - Изучение литературного процесса в контексте всей художественной культуры эпохи, в сопоставлении с другими видами искусства осознается современным литературоведением как одно из самых перспективных направлений. Творчество А. Блока - великого поэта начала XX в, - одно из самых выдающихся явлений русской поэзии. С каждым годом оно все больше привлекает внимание своей глубиной и многогранностью, обнаруживая новые черты, новые свойства.
Предлагаем некоторые языковые конструкции, нередко используемые при. обосновании актуальности темы научной работы:
-Актуальность данной темы связана с тем, что... - Изучение этой проблемы представляется весьма актуальным. - Решение этих вопросов приобретает особую актуальность в настоящее время, поскольку... - Все это и обусловило необходимость изучения данной проблемы. -Большая актуальность темы и некоторая односторонность ее освещения в научной литературе и послужили основанием для выбора темы диплома. - Изучение избранной темы имеет как теоретический, так и практический интерес. Определение целей и задач, объектов и предмета исследования. Описание методов и приемов исследования.
Предлагаем фрагменты научных работ, где определяются цели и задачи исследования. Обратите внимание на то, что при этом могут использоваться как глаголы в форме инфинитива, так и соответствующие отглагольные существительные: • В литературоведении в большей степени освещен вопрос о влиянии на творчество А. Блока русской живописи (В. Васнецов, М. Нестеров, М. Врубель), а также итальянских живописцев (Боттичелли и др.). Но слабоизучен- ным представляется вопрос о влиянии на творчество Блока прерафаэлитов. Поэтому цель нашего исследования: - выявить степень влияния эстетики прерафаэлитов на раннее творчество А. Блока и тем самым осветить один из аспектов истории зарождения главного цикла раннего Блока. Анализ творческих связей Блока помогает не только составить более полную и подробную картину атмосферы “Стихов о Прекрасной Даме”, но и в более широком плане - поднимает вопрос об источниках русского символизма. Основные задачи исследования заключаются в следующем: - Уточнить понятие “прерафаэлитизм” и выявить основные эстетические принципы прерафаэлитов, характерные черты их живописи и поэтического творчества. - Осветить историю знакомства Блока с искусством прерафаэлитов, выявить его отношение к ним. - Сделать сравнительно-сопоставительный анализ отдельных произведений живописи и поэтического творчества прерафаэлитов с блоковскими “Стихами о Прекрасной Даме” и установить аспекты и степень влияния прерафаэлитов на формирование символистской эстетики раннею Блока. • Таким образом, актуальность избранной темы (“Междометия как важное средство синонимического развертывания диалогической темы (на материале творчества А.П. Чехова)”) обусловили следующие цели исследования: - определить, какие функции выполняют междометия в диалоге; - установить, чем обусловлены синонимические функции междометий; - выявить уровень стабильности или эмоциональной неустойчивости “синонимоподобных” эквивалентов в развертывании диалогической темы. Цели определили следующие задачи; - изучение лингводидактических источников и установление генегивно- исторического статуса в классификации частеречной принадлежности; -выбор оптимального варианта для решения поставленной проблемы; - выявление особенностей диалога и способов развертывания диалогической темы “синонимоподобными” средствами (эквивалентами); -языковой анализ художественных произведений, выборка, классификация и группировка лексико-фразеологического сопровождения диалогических высказываний; - выявление уровня стабильности или эмоциональной неустойчивости “синонимоподобных” эквивалентов в развертывании диалогической темы; - установление и описание синонимических функций междометий в развертывании диалогической темы; -представление выводов. • Исходя из темы “Присоединительные конструкции в текстах публицистического стиля (на материале сахалинских газет)”, определяем цель исследования: структурно-семантическое и функциональное описание присоединительных конструкций в текстах публицистического стиля. Основная цель определяет решение следующих конкретных задач: -изучить теоретические основы описания присоединения и парцелляции в лингвистической литературе; -определить структурно-грамматический состав присоединительных конструкций; -установить специфику формирования присоединительных связей в контексте; - исследовать функциональное использование присоединительных конструкций в текстах сахалинских газет. При определении объектов и предмета исследования важно четко представлять себе разницу между ними. Объект - явление, предмет, на который направлена учебно-исследовательская деятельность. Предмет - то, что составляет содержание основной мысли. Обратите внимание на определение объектов и предмета исследования в следующих фрагментах: - В настоящей работе в качестве объектов исследования взяты стихотворения Лермонтова, принадлежащие разным периодам его творчества: “Ты молод. Цвет твоих кудрей...” (1832), “Когда волнуется желтеющая нива...” (1837), "Выхожу один я на дорогу...” (1841). Для сравнения с произведениями Байрона и выявления ряда типологических черт лирического героя взят стихотворный цикл Байрона “Еврейские мелодии” (1814). - Предметом нашего исследования являются просторечные глаголы, используемые в фельетонах А.П. Чехова и М.М. Зощенко, их функционально-стилистическое описание. Объектами исследования стали фельетоны А.П. Чехова “Опять о Саре Бернар”, “Гамлет на Пушкинской сцене”, “На волчьей садке”, “В Москве”, “Осколки московской жизни” и фельетоны М.М. Зощенко “Административный восторг”, “Волокита”, “Практикант”, “Домашнее средство”, “Каменное сердце” и некоторые другие. Важным является также определение методов и приемов научного исследования: - Работа осуществлялась поэтапно по количественному принципу с применением следующих методов: 1. Описательный, позволяющий выявить просторечные глаголы, сгруппировать их по классификационному принципу. 2. Сопоставительный, дающий возможность сравнить употребление просторечных глагольных форм в фельетонах А.П. Чехова и М.М. Зощенко. 3. Статистический, помогающий выявить количественное соотношение просторечной глагольной лексики в фельетонах А.П. Чехова и М.М. Зощенко. - В дипломной работе использованы следующие методы и приемы научного исследования: - теоретический (аналогия, системный подход, анализ лингвометодических трудов в аспекте проблемы исследования); - генетивно-исторический (сравнительно-исторический); - статистический (обработка результатов исследования). Методы исследования (синхронные и диахронические) позволили выявить специфические функции междометий в развертывании диалогической темы, обосновать структуру и условия функционирования синонимичных языковых средств в диалоге, определить тенденции развертывания диалогической темы, признаки прозаического диалога, его модально-экспрессивные значения и конструктивные свойства, Характеристика материала исследования При написании дипломной работы необходимо особо охарактеризовать материал, на котором основывается проведенное исследование. Обычно подобное описание помещается во введении под заголовком “Материал исследования”. Познакомьтесь с некоторыми структурами, которые часто используются в научных работах для характеристики материала исследования: - Базой для анализа послужили следующие тексты... - Материалом исследования явились примеры, взятые из художественных и публицистических произведений русской классической литературы. Для анализа был собран языковой материал в количестве... - В качестве материала исследования использовались магнитофонные записи... К анализу привлекались также аналогичные письменные тексты. - Источниками материала явились фразеологические и диалектные словари, а также картотека автора, содержащая примеры из произведений художественной литературы и периодической печати. - В качестве источников материала исследования использовались летописные памятники. Особый интерес для автора представляли исторические документы петровской эпохи. Обращаем внимание на особенности строения предложений. Обычно используются неполнозначные (связочные) глаголы (“послужить”, “использоваться”, “стать”, “явиться” и др.), при этом в начало предложения выносится именная часть предиката, напоминающая о характере рубрики научной работы - “Материал исследования”. Обратите внимание, что, поскольку в научных работах принято четко характеризовать объем материала, на базе которого проводилось исследование, часто автор специально оговаривает, какой материал им не анализировался. Возможно использование следующей конструкции: - Материалом исследования послужили... - За пределами анализа оставлены... т. к. они заслуживают особого внимания и могут быть предметом самостоятельного исследования. В работе не анализируются также... Описание новизны, теоретической ценности и практической значимости работы, ее апробации Познакомьтесь со структурами, используемыми для описания новизны и теоретической ценности проведенного исследования: - Научная ценность исследования состоит в следующем: - показано, что... - выявлено, что... - исследованы... - систематизированы... - Научная новизна работы. В работе рассмотрен целый ряд вопросов, которые прежде не были предметом специальных научных изысканий, а именно... - Научная новизна работы заключается в том, что впервые объектом исследования стали... - Научная новизна исследования состоит в том, что впервые осуществлено описание... - Научная новизна состоит в том, что в научный оборот вводятся тексты, которые до сих пор не были предметом специального исследования. - Научная новизна работы отражается в следующих положениях... -Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в качестве теоретического обоснования... - Теоретические положения работы могут найти применение при... Предлагаем фрагменты научных работ с вариантами обоснования научной новизны: - Научная новизна исследования состоит не только в стремлении осветить вопросы, не получившие достаточной разработки в ранее опубликованных работах по данной теме и помогающие полнее выявить своеобразие байроновских и лермонтовских лирических традиций, но и а) в попытке дать собственное толкование тематически ключевых терминов (лирический герой, лирический персонаж, лирический образ и др.); б) в разработке типологической системы лирического героя Лермонтова и Байрона в контексте их поэтического творчества; в) в опыте целостного литературоведческого анализа некоторых произведений Лермонтова и Байрона. - Научная новизна работы заключается в том, что в ней анализируется языковая манера, стиль фельетонов А.П. Чехова*и М.М. Зощенко. Эта грань творчества писателей изучена недостаточно полно. Лишь некоторые литературоведы изучали фельетонное творчество А.П. Чехова и М.М. Зощенко. Можно считать, что эта тема “новая”. Описание практической значимости работы может быть сформулировано с использованием следующих конструкций: - Результаты работы могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по... при подготовке семинарских занятий по курсу... -Практическая ценность работы определяется естественным выходом в практику: предлагаемая классификация... - Содержащиеся в работе научные разработки, выводы и рекомендации применимы для... - Практическое значение работы состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические положения могут служить отправными пунктами для решения практических задач... - Практическая значимость заключается в том, что разработанная методика может быть использована в практике преподавания русского языка... а подготовленные на ее основе учебные материалы могут найти применение при составлении соответствующих учебных пособий. Предлагаем фрагмент научной работы с вариантом обоснования практической ценности работы: - Материалы данной работы могут найти практическое применение в процессе вузовского обучения, в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблемам взаимосвязанного изучения русской и зарубежной литератур, а также в школьной практике (в 7-9 классах общеобразовательной школы) при проведении уроков, факультативных занятий, литературных кружков. Существует несколько форм, в которых может проходить апробация научного исследования. Познакомьтесь с фрагментами научных работ: Апробация работы. Отдельные положения и фрагменты исследования нашли отражение в публикациях. Основные выводы были изложены в - выступлениях на Чеховских чтениях и на... научно-теоретической конференции студентов... - Основные положения работы прошли апробацию в виде... - Работа обсуждалась и получила положительную оценку... - Апробация отдельных положений работы состоялась в виде доклада на конференции... Историография При написании этой части необходимо с достаточной полнотой осветить основную проблематику и важнейшие положения описываемой работы и, главное, дать оценку. Объектом оценки могут быть: - полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы; - новизна и актуальность поставленных проблем; - позиция, с точки зрения которой автор рассматривает проблемы; - корректность аргументации и системы доказательств; - характер и достоверность примеров, иллюстративного материала; -убедительность выводов. Можно предложить следующие оценочные слова: справедливо отмечает, убедительно показывает, необоснованно утверждает, что... излишне категорично пишет, глубоко анализирует аргументированно Большим достоинством работы следует считать богатый фактический материал, положенный в ее основу. 1. Обращение к этой проблеме (к этому материалу) представляется актуальным (плодотворным). 2. В работе убедительно доказывается, что... 3. Мысль автора (о чем?) представляется перспективной, плодотворной. 4. Мысль (о чем?) формулируется автором четко (ясно, доказательно, убедительно). 5. Автор прав, утверждая, что... 6. Трудно не согласиться с тем, что... (с автором в том, что...). 7. Выводы автора достоверны и убедительны. Они базируются на анализе большого фактического материала. 8. Анализируя... автор приходит к интересным и, на наш взгляд, обоснованным выводам. Для выражения отрицательной оценки можно пользоваться следующими языковыми структурами: 1. Сомнение вызывает целесообразность, продуктивность такого подхода. 2. К недостаткам работы следует отнести излишнюю (неоправданную) категоричность выводов автора. 3. Слабой стороной (серьезным недостатком) работы является неубедительность аргументации. 4. Остались неосвещенными некоторые вопросы, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме. 5. Представляется упрощенным отношение автора к сложным проблемам современного литературоведения (языкознания). 6. Говоря об этих сложных проблемах, автор допускает неточности (не дает четкой характеристики)... 7. Автор упускает из виду, что... не обращает внимания (на что?),...оставляет без ответа некоторые серьезные вопросы. 8. Автору не удалось показать (что?)... проанализировать (что?). Познакомьтесь со структурами, при помощи которых выражается значение неоднозначной оценки; 1. Излагая аргументацию автора, необходимо отметить ряд спорных моментов. 2. Такая постановка вопроса представляется небесспорной. 3. Однако эта правильная (интересная) мысль не подкрепляется фактами, и это делает рассуждения автора декларативными, но так или иначе эта работа заслуживает положительной оценки. 4. Излишне категоричными, на наш взгляд, выглядят утверждения автора о том, что... 5. Автор считает, что... И здесь с ним можно не согласиться. 6. Автор достаточно полно анализирует современное состояние этой проблемы. Вместе с тем, по нашему мнению, этот анализ мог бы быть углублен и расширен. Приведем в качестве образца описание истории вопроса в дипломной работе по литературе. Литературоведческая историография - это совокупность исследований по проблеме вашей дипломной работы, которые имеются в литературоведении. Филолог в своей научно-исследователь- ской работе, приступая к изучению поставленной перед собой научной проблемы, обращается прежде всего к изучению и анализу литературоведческих исследований, имеющихся по данной теме. При этом он должен выяснить степень разработанности своей темы в литературоведении, различные точки зрения на проблему, выбрать наиболее интересные и близкие из них для себя. Таким образом, глава или раздел дипломной работы по историографии должны представлять собой аналитическое исследование литературоведческих работ по избранной проблеме: монографий, статей, отдельных разделов или положений из монографий и статей. Например, дипломная работа “Концепция любви в творчестве А.П. Чехова”. Историографическая глава данной работы называется “Концепция любви в творчестве А.П. Чехова в современном литературоведении”. В ней автор работы рассматривает литературоведческие работы известных и менее известных чеховедов, обращавшихся к данной проблеме: Т.П. Бердникова, А.П. Чудакова, З.С. Паперного, В.М. Родионовой, Е.А. Чер- винскене, J1.A. Колобаевой. В начале главы автор дипломной работы указывает, что количество исследований, рассказывающих об идейных и творческих исканиях Чехова, довольно обширно, но тема любви в произведениях писателя затронута лишь в некоторых из них, отдельной работы по этой проблеме не существует. Далее исследователь обращается к некоторым из этих работ. При этом он не просто пересказывает содержание данных литературоведческих исследований, бесконечно цитируя их, а подходит критически, соглашаясь или опровергая. Для примера приведем часть рассуждений из данной дипломной работы, которая посвящена анализу монографии Г.П. Бердникова “Идейные и творческие искания А.П. Чехова” [М., 1984]: “В своей работе исследователь Г.П. Бердников посвятил проблеме любви в творчестве Чехова целый раздел, в котором большей частью уделяется внимание прототипам героев в чеховских рассказах о любви, но не самой концепции любви у Чехова. Затем, обращаясь к таким произведениям Чехова, как “Три года”, “Ариадна”, “Анна на шее", Г.П. Бердников утверждает, что чеховское творчество не знает счастливой любви, или трагикомедии безлюбовного сожительства людей. Исследователь приводит следующие строки из записной книжки А.П. Чехова: “Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть”, и утверждает, что “в этом и состоит, по Чехову, драма подавленной, безответной или поруганной любви”. Далее автор дипломной работы переходит к анализу следующей работы. Это книга JI.A. Колобаевой “Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX веков” [М., 1990]. Приведем часть этого анализа: “Исследователь творчества А.П. Чехова Колобаева JI.A. считает, что “Чехов далек От своих предшественников в изображении любви, особенно от Льва Толстого”. Она подчеркивает, что “Чехов свободен от иллюзий романтического толка”: “Не возлагает Чехов особенных надежд и на любовь романтическую, любовь-влюбленность, любовь-страсть. В этом отношении он резко отличается от символистов с их мистической идеализацией любви как прозрения высших, божественных начал бытия. И, конечно, ему совершенно чужда декадентская эстетизация эротической страсти - стихии, ради одного мгновения которой стоит потерять душу”. Колобаева считает, что сама стихия любви в художественном мире Чехова несправедлива, она несет в себе “общий порок отчуждения”, чаще всего “только усиливает путаницу в отношениях”, а также несет “взаимное непонимание героев”. В этом точка зрения на тему любви в творчестве Чехова у Колобаевой Л.А. сближается с мнением Г.П. Бердникова, к монографии которого мы обращались выше. Нам кажется совершенно справедливым утверждение исследовательницы о том, что “любовь в художественном мире Чехова является своеобразным мерилом духовной культуры, а сама способность любить и быть любимым оценивается Чеховым как признак незаурядности личности”. В общей сложности в главе или разделе по литературоведческой историографии исследуемой проблемы должно быть рассмотрено не менее 3-5 работ (монографий или статей, в зависимости от степени разработанности проблемы). При этом, конечно, на все цитаты из исследований должны быть соответствующим образом оформлены сноски с указанием страницы, с которой дается цитирование. В конце главы или раздела по историографии вопроса автор дипломной работы делает выводы о том, насколько полно, последовательно, интересно подошли литературоведы к данной теме, какие ее аспекты требуют дальнейшего изучения, что является спорным, а с чем следует согласиться. Он также может указать, какие из работ оказались наиболее важными для его исследования, и к ним он будет обращаться на протяжении всей дипломной работы. Заключение дипломной работы. Заключение дипломной работы (объемом 1,5-4,5 страницы) не обязательно должно представлять собой краткие резюме из всех глав, последовательно расположенных (хотя для работы на оценку “удовлетворительно” этого, может быть, и достаточно). Заключение - это не только и не столько сжатая информация о содержании работы. Это выводы, вытекающие из всего сочинения, это результат проделанного научного исследования - поэтому заключение обладает самостоятельной информативной ценностью. В заключении следует лаконичной формулой подвести итог сделанному до вас, четко подчеркнуть новизну вашего взгляда на проблему, по возможности не упуская ни одного из аспектов ваших наблюдений. И если ваша работа свидетельствует о новом подходе к исследованиям в этой области, открывает перспективу, русло для новых исследований - надо дать это почувствовать в вашем заключении. Завершить работу можно, украсив ее, если хотите, какой-нибудь емкой цитатой из исследуемого автора или иного, авторитетного в контексте вашего размышления. Предлагаем фрагмент заключительной части дипломной работы “Ранний Блок и прерафаэлиты (к вопросу о “генеалогии “Стихов о Прекрасной Даме”), к которой мы обращались за примерами формулирования актуальности, цели и задач исследования: Творчество любого поэта, а тем более творчество А. Блока, - это синтез его личных переживаний, которые он Испытывает в результате философских раздумий, художественно-эстетических пристрастий, эмоциональных ощущений. Выросший в духовно богатой атмосфере, имеющий глубокие знания не только в литературе, но и в искусстве, Блок создал произведения, которые по своей глубине, глобальности и художественному строю являются творениями мировой поэзии. Одним из многочисленных достоинств цикла “Стихи о Прекрасной Даме" критики неоднократно называли его связь с другими видами искусства, в частности, с музыкой и живописью. Мы попытались открыть лишь одну небольшую грань этой связи, а именно: влияние живописного искусства английских художников-прера фаэлитов на формирование художественного стиля раннего Блока. Рассмотрев близкие мотивы в творчестве прерафаэлитов и в “Стихах о Прекрасной Даме” А. Блока, мы выявили следующие общие аспекты: 1. Симпатия к художникам дорафаэлевской эпохи. 2. Понимание искусства как мистической визинации, пророчества, откро вения. 3. Изображение жизни как мистерии. 4. Использование библейских символов. Отражение в творчестве религи озных чувств, настроений. 5. Тема любви, Вечной Женственности. Сочетание в женских образах чувственности и мистицизма. 6. Центральное место героического начала, романтического подвига ради высокой любви. Образ рыцаря. 7. Сказочно-условный пейзаж. 8. Использование определенного набора цветов у художников и цветопись А. Блока. Несомненно, есть и отличия в определенных образах, символах. Так. например, религиозный характер полотен прерафаэлитов наполнен копк ретным, католическим духом веры в Бога, тогда как у Блока - это скорее религиозное служение Прекрасной Даме, близкое рыцарскому духу. Да и самм Дама у Блока лишена каких-либо конкретных характеристик и предельно обобщена. Она, в отличие от героинь прерафаэлитов, неизмеримо отделен.: от лирического героя. Последний, хоть и стремится сблизиться с ней, чер пает свое вдохновение и радость из одного сознания, что его идеал существует, пусть и на недосягаемой для него высоте, откуда она правит всем миром и светит герою, как холодная далекая звезда. Женские образы прерафаэлитов, несмотря на свою подчеркнутую отрешенность и отстраненность от действительности, наполняют полотна трепетным чувством и жизнью. Это реальные, яркие, вполне земные образы и в этом их отличие от Прекрасной Дамы Блока. Цветовое воздействие картин прерафаэлитов носит, скорее, визуальный характер, у Блока же каждый цвет насыщен определенным, свойственным только ему смыслом. Различия эти определяются прежде всего тем, что это разные сферы искусства, а также различными историческими эпохами, культурными традициями стран, философскими источниками, оригинальностью и неповторимостью.
|