Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребительский кооператив





 

Потребительский кооператив в отличие от производственного является некоммерческой организацией, которая объединяет на основе членства не только граждан, но и юридических лиц. Она не предполагает обязательного личного участия своих членов в общих делах. Поэтому здесь нет ограничений на круг участников, подобных ограничениям членства в производственном кооперативе. Не исключается, например, возможность одновременного участия одного и того же гражданина в нескольких потребительских кооперативах, в том числе и однородных. Юридическими лицами - участниками таких кооперативов могут быть не только коммерческие, но и некоммерческие организации (с учетом ограничений на распоряжение имуществом, имеющихся у юридических лиц-несобственников, то есть унитарных предприятий и учреждений).

К числу потребительских кооперативов относятся разнообразные виды кооперативов: жилищные и жилищно-строительные, гаражные, дачные, садоводческие товарищества и др. Поэтому ГК предусматривает, что особенности правового положения отдельных видов потребительских кооперативов должны определяться специальными законами о них (п. 6 ст. 116). В отсутствие таких законов сохраняют силу ранее действовавшие в этой области нормативные акты, а также уставы конкретных кооперативов, однако лишь в части, не противоречащей правилам ГК. Непосредственно Кодекс содержит лишь наиболее общие правила об имущественно-правовом положении всякого потребительского кооператива.

Единственным учредительным документом потребительского кооператива является его устав. Согласно п. 2 ст. 116 ГК к числу его обязательных условий отнесены условия о размере паевых взносов его членов, сроках и порядке их внесения, о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, включая перечень вопросов, решения по которым могут быть приняты только единогласно или большинством голосов, а также условие о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков. По смыслу этих правил высшим органом кооператива является общее собрание, имеющее исключительную компетенцию и формирующее исполнительные органы, в ведение которых входит решение всех вопросов, не отнесенных к исключительной компетенции общего собрания. Применительно к структуре управления потребительским кооперативом используются общие принципы организации кооперативов, закрепляемые законом и для производственных кооперативов.

Имущество кооператива принадлежит ему на праве собственности (п. 2 ст. 48, п. 3 ст. 213 ГК). Именно кооператив как юридическое лицо является единым и единственным собственником своего имущества, которое не составляет объекта ни "коллективной", ни долевой, ни какой-либо иной собственности его членов (участников). Лишь в потребительских кооперативах с участием граждан (жилищных, дачных, гаражных и т. п.) согласно п. 4 ст. 218 ГК полное внесение паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, влечет появление у них права собственности на указанные объекты и соответственно утрату на них права собственности самим кооперативом. По общему правилу на имущество потребительского кооператива его участники (члены) приобретают права требования, пропорциональные их паям (вкладам), а также некоторые другие права, вытекающие из членства в нем.

Основу имущественной самостоятельности кооператива составляет его паевой (уставный) фонд. ГК не содержит требований к минимально необходимому размеру такого фонда, ибо для различных видов кооперативов этот размер не будет одинаковым. Он должен быть предусмотрен специальным законом для каждой разновидности кооперативов. Однако п. 4 ст. 116 ГК исходит из того, что кооператив должен иметь полностью оплаченный паевой фонд.

Паевой фонд кооператива формируется за счет паевых взносов его участников (членов). Он также является гарантией удовлетворения имущественных интересов кредиторов кооператива. Поэтому обязанность внесения паевых взносов является важнейшей обязанностью члена потребительского кооператива. Устав кооператива должен содержать наряду с другими непременное условие об ответственности члена кооператива за нарушение этой обязанности. Кроме того, члены кооператива обязаны в трехмесячный срок со дня утверждения ежегодного баланса кооператива покрывать образовавшиеся убытки путем внесения дополнительных взносов. Ведь сам кооператив как некоммерческая организация не получает никаких доходов от своей деятельности. При невыполнении этой обязанности, то есть неуплате или частичной уплате таких дополнительных взносов, член кооператива несет имущественную ответственность по его обязательствам своим личным имуществом в пределах невнесенной части соответствующего взноса. При этом данная ответственность наступает при отсутствии у кооператива иного имущества, но является солидарной по отношению ко всем таким неисправным участникам (абз. 2 п. 4 ст. 116 ГК). В соответствии с п. 1 ст. 65 ГК теперь возможно и банкротство данной некоммерческой организации.

Закон и устав потребительского кооператива могут предусматривать осуществление им некоторых видов предпринимательской деятельности. Полученные от такой деятельности доходы распределяются между членами кооператива либо идут на иные нужды, определяемые общим собранием (п. 5 ст. 116 ГК). Такого рода деятельность в целом не меняет основных уставных задач и объема целевой правоспособности потребительского кооператива, а потому и не ведет к превращению его в производственный кооператив или в хозяйственное общество. Участие потребительского кооператива в предпринимательских отношениях остается ограниченным рамками уставных задач и он не получает общей правоспособности, свойственной коммерческой организации.

 

Общественные и религиозные организации (объединения)

 

Общественные и религиозные организации как добровольные объединения граждан для удовлетворения их духовных и иных нематериальных потребностей признаются юридическими лицами некоммерческими организациями. Лишь в этом качестве, то есть как участники имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, они приобретают правовое положение, определяемое нормами ГК. Кодекс не затрагивает иные особенности их статуса, включая структуру управления ими, оставляя эти вопросы специальным законам. В категорию общественных и религиозных организаций входит большое число разнообразных объединений граждан: политические партии и профсоюзы, добровольные общества и союзы творческих деятелей, организации общественного самоуправления и религиозные организации и т. д. Статья 117 ГК предусматривает лишь некоторые основные положения, касающиеся их участия в имущественном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц.

Следует иметь в виду, что юридическими лицами в соответствии со специальными законами и собственными уставами могут признаваться как отдельные звенья этих организаций (например, территориальные), так и сами эти организации в целом. Этими же актами должен решаться вопрос о субъекте права собственности на имущество таких организаций. Так, согласно Закону "О свободе вероисповеданий"<102> юридическими лицами могут признаваться как религиозные организации (общества, их управления и центры, монастыри и учебные заведения), так и их объединения (конфессии) в целом, например Русская Православная Церковь (ст. 17 и 18). Общественные организации руководствуются действующим пока на территории России союзным Законом "Об общественных объединениях"<103>.

Во всех случаях именно общественные и религиозные организации как юридические лица являются едиными и единственными собственниками своего имущества. Их участники-граждане не имеют ни вещных, ни обязательственных прав на это имущество (п. 3 ст. 48, пп. 3 и 4 ст. 213 ГК), не приобретая от своего участия в них никаких имущественных выгод. Переданное ими в виде членских взносов имущество становится собственностью соответствующих организаций и не подлежит возврату участникам ни в случае их выхода из организации, ни в случае ее ликвидации после расчетов с кредиторами. Члены общественных и религиозных организаций не несут ни дополнительной, ни какой-либо иной имущественной ответственности по долгам таких организаций, а последние не отвечают по обязательствам своих членов.

Полученные общественными или религиозными организациями доходы от разрешенной им предпринимательской деятельности, включая доходы от деятельности созданных ими коммерческих организаций, не подлежат распределению между участниками и могут расходоваться исключительно на нужды самих этих юридических лиц.

Участие общественных и религиозных организаций в имущественном обороте носит строго целевой характер, прямо подчиненный их основным уставным задачам (абз. 2 п. 1 ст. 117 ГК). Такая деятельность данных организаций должна не только служить достижению установленных для них целей, но и строго соответствовать им. Например, участие в хозяйственном обществе и товариществе, укрепляя материальную базу общественной организации, косвенно содействует и достижению ее основных целей. Но и содержание деятельности таких коммерческих организаций должно соответствовать характеру целей их участников. Так, общественная организация может быть участником общества, занимающегося издательской или пропагандистской деятельностью, но не должна становиться участником автомобильного комбината или страховой компании.

 

Фонды

 

Фонды - относительно новый вид юридических лиц, успевший широко распространиться в нашем имущественном обороте, несмотря на отсутствие сколько-нибудь развитой правовой базы (а возможно, и благодаря этому обстоятельству). В отсутствие строгого деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации многие фонды активно занялись предпринимательской деятельностью, на которую эта юридическая конструкция никак не рассчитана. В связи с многозначностью термина "фонд" и наличием многообразных организаций, действующих под этим наименованием, ГК в п. 1 ст. 118 определяет понятие фонда лишь для целей правового регулирования имущественного оборота, то есть в качестве юридического лица.

Фонд - некоммерческая организация, не основанная на членстве его участников (учредителей). Эти последние не только не обязаны участвовать в его деятельности, но и лишены возможности прямо участвовать в управлении ее делами. Вместе с тем фонд является собственником своего имущества, на которое у его участников отсутствуют какие бы то ни было имущественные права (п. 3 ст. 48, пп. 3 и 4 ст. 213 ГК).

Следовательно, учредители (участники) фонда вынуждены доверять его органам во всем, что касается надлежащего использования имущества фонда. Фонд же должен преследовать в своей деятельности исключительно социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Поэтому для контроля за деятельностью органов фонда введены обязательные требования создания его попечительского совета, осуществляющего постоянный контроль за деятельностью фонда и его должностных лиц (п. 4 ст. 118 ГК), и публичного ведения фондом своих имущественных дел (п. 2 ст. 118 ГК). В уставе фонда обязательно должны содержаться сведения о цели его деятельности и об органах фонда, включая попечительский совет. Там же устанавливается порядок назначения и освобождения должностных лиц фонда (например, с обязательного согласия или утверждения попечительского совета). При отсутствии таких условий фонд не подлежит регистрации.

Участниками фонда (или его учредителями, то есть первыми участниками) могут быть как граждане, так и юридические лица, а также публично-правовые образования. Они не несут ни дополнительной, ни какой-либо другой ответственности по долгам фонда, а он не отвечает по обязательствам своих участников.

Имущественная база фонда составляется за счет взносов его учредителей и пожертвований (даров) любых других лиц. Поскольку фонд не имеет фиксированного членства и постоянных источников доходов, ему разрешено участвовать в предпринимательских отношениях как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества (акционерные, с ограниченной или с дополнительной ответственностью), в которых он может быть и единственным участником и учредителем. Однако непосредственная предпринимательская деятельность фонда подвергается целевым ограничениям (п. 2 ст. 118 ГК). Она должна полностью соответствовать общественно полезным целям деятельности фонда и быть необходимой для их достижения. Фонд не получает общей правоспособности, как коммерческая организация (п. 1 ст. 49 ГК). Создаваемые фондом хозяйственные общества (или общества, в которых он участвует) являются обычными коммерческими организациями. Однако полученный от участия в них доход фонд может использовать лишь для основных целей своей деятельности и не вправе распределять его между учредителями. Таким образом, имущественная деятельность фонда носит строго целевой характер.

Для контроля за деятельностью фонда и соблюдением ее целевого характера закон вводит особые требования по изменению его устава. Ведь такие изменения могут существенно изменить статус фонда помимо воли его учредителей. Поэтому органы фонда могут самостоятельно вносить в устав изменения только в том случае, если такая возможность закреплена в самом уставе, то есть предусмотрена заранее его учредителями. Если же такое указание в уставе фонда отсутствует, изменения в него могут вноситься только в судебном порядке, то есть под строгим государственным контролем. В этом проявляется особый характер деятельности фондов, преследующих общественно полезные цели, а не интересы их учредителей или должностных лиц.

Возможна и такая ситуация, при которой сохранение устава в неизменном виде влечет неблагоприятные последствия, извращающие, по сути, цели деятельности фонда, а уполномоченные на то лица не вносят в него изменений (либо сам устав, утвержденный учредителями, не предусматривает такой возможности). В этих случаях для сохранения общественно необходимой направленности деятельности фонда внести изменения в его устав может суд по заявлению органов фонда (например, его попечительского совета) либо контролирующих органов (прокуратуры, налоговой инспекции и т.д.), что прямо предусмотрено абз. 2 п. 1 ст. 119 ГК.

Отмеченный выше особый характер деятельности фонда проявляется и в его ликвидации (п. 2 ст. 119 ГК). Основания ликвидации фонда определены законом (в том числе ГК), а не его уставом. Фонд может быть ликвидирован только в судебном порядке. Все это исключает возможность самоликвидации фондов по решению их учредителей или должностных лиц, что направлено на исключение возможных злоупотреблений. К числу главных оснований ликвидации фондов отнесены невозможность достижения целей его создания либо уклонение от этих целей в своей деятельности. Закон допускает и банкротство фонда. При ликвидации фонда остаток его имущества после расчетов с кредиторами не подлежит распределению ни между учредителями или участниками фонда, ни между его должностными лицами (п. 3 ст. 119, п. 4 ст. 213 ГК), а направляется на цели, предусмотренные его уставом и соответствующие задачам создания фонда.

 

Date: 2015-10-18; view: 305; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию