Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА !!!РЕЧЬ. МУЗЫКАЛЬНО-ШУМОВОЕ ДЕЙСТВИЕ. ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКИ И ШУМОВ. ПРОБЛЕМА ФОРМЫ И СТИЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ. МУЗЫКА КАК ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ФАКТОР. ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА. СОЗДАНИЕ ШУМОВЫХ ФАКТУР И ИХ РОЛЬ В ДРАМАТУРГИИ Драматургическое движение состоит из: зрительного действия; словесного действия (диалог, монолог, дикторский текст, титры); музыкально-шумового действия; монтажа. Эти четыре линии действия являются условно драматургическими компонентами телепрограммы. Принципы сочетания названных составляющих элементов (линий действия) во многом подобны принципам соединения самостоятельно развивающихся голосов в полифонической му- 2* 19 зыке. Большое влияние на развитие кино, а особенно телевидения, оказал человеческий голос. Речь явилась важнейшим выразительным элементом звукозрительного образа. «Речь, введенная в кинофильм в виде диалога или монолога, важна не столько как конструктивный элемент звукового ряда, сколько как акустическая форма выражения психологического содержания»9. Однако актерские диалоги, написанные в сценарии, служат лишь основой, материалом, из которого формируется в дальнейшем семантическая (смысловая) выразительность фильма. Актерское мастерство исполнителей, тщательная подготовка и проведение записи способствует наибольшей выразительности, образности звучащего с экрана слова. При записи речи необходимо учитывать особенности речи исполнителей, их голосовые данные. Необходимо, чтобы характер голоса, интонационный рисунок и подача материала соответствовали содержанию эпизода. Голос и речь человека, ее ритм, интонация и тем'бр являются характерной особенностью данной конкретной личности. Запись речи — наиболее трудная и ответственная часть работы по звуковому решению телепрограммы. Речь в ней может быть мотивирована изображением и звучать в кадре, произносимая действующими лицами, а может сопровождать экранное действие как повествование или рассказ, поясняющий комментарий. Речь, звучащая за кадром, может обобщать происходящее действие или, наоборот, уточнять его, детализировать. К основным видам речевых записей (закадровое и внутри-кадровое звучание) относятся: интервью или рассказ от первого лица; дикторский текст; закадровый комментарий; речевое озвучание (тонирование); синхронная съемка. Художественное и техническое качество записи речевых фонограмм зависит от мастерства звукооператора (звукорежиссера), от его умения сочетать акустические свойства микрофонов с акустикой того пространства (помещение или натура), в котором произносится речь, оперативно вносить необходимые коррективы. Музыкальная концепция, характер музыки в фильме или телепрограмме определяется замыслом произведения. Музыка дает необходимую эмоциональную окраску, выявляет основную идею произведения, дает авторское отношение к изображаемому. Музыкальное решение определяется прежде всего жанром фильма. Философская концепция произведения, его идея дает композитору или музоформителю направление творческого поиска. Авторская позиция и понимание предмета художественного исследования обусловливают выбор выразительных средств и систему организации материала. Одна из особенностей музыки для фильмов или телеспектаклей— это способность сочетаться с изображением не только при совпадении с содержанием кадра по ритму и настроению, но и при асинхронности, т. е. при так называемом контрапунктическом звучании. «Синхронность уже давно превратилась в трафарет, хотя ею еще по сей день пользуются во многих случаях для подчеркивания особо важных зрительных моментов движения и выразительности. Развитие идет в направлении все более новых, усложненных методов контрапункта в «кинопартитуре», и процесс этот еще далеко не завершен. В этом и проявляется изобретательность композитора в сфере киномузыки» 10. Место музыки в фильме (телепрограмме), длительность ее звучания определяется режиссерским замыслом. Функции музыки в звуковом ряде фильма многообразны. Вот некоторые из них: музыка, подчеркивающая движение; музыка как представление изображаемого 'Пространства; музыка как представление изображаемого времени; музыка как комментарий; музыка как средство выражения переживаний. Музыка в кино и телевидении усиливает воздействие кадра, организует эмоциональное восприятие зрителя. Музыка, звучание которой оправдано самой ситуацией, когда в кадре показывается или подразумевается источник звучания, когда музыку слышат действующие лица и как-то реагируют на нее, называется мотивированной или внутрикадровой. Музыка в кадре, сочетаясь с общими планами, массовыми сценами, выступает, как правило, в качестве средства обобщенной характеристики ситуации, события, явления. В противоположность музьгке, которая прямо или косвенно присутствует в кадре, музыка, с которой действующие лица никак не общаются, называется немотивированной или закадровой. Эта музыка не является зримым, непосредственным участником действия, ее звучание не подкрепляется, не мотивируется экраном, она как бы находится за пределами изображения, но несмотря на это, она оказывает огромное влияние на восприятие зрителем. Закадровая музыка усиливает воздействие произведения, поднимает эмоционально-выразительную силу образов, передает зрителю необходимый авторский подтекст, обладает способностью философских обобщений. Английский теоретик кино Э. Линдгрен в своей книге «Искусство кино» делится своими мыслями по вопросам использования музыки в фильме: «Звуковой фильм больше не нуждается в иллюстративной музыке. Там, где ее вводят в фильм, она должна помогать действию, связывать между собой куски диалога, вызывать нужные ассоциации и развивать идею фильма. Она должна усиливать лирическую и эмоциональную кульминацию фильма и время от времени служить эмоциональной разрядкой» п. К этим высказываниям уместно добавить слова известного французского кинокомпозитора М. Жобера: «Мы приходим в кино не для того, чтобы слушать музыку. Мы хотим лишь, чтобы она углубляла наши зрительные.впечатления. Мы 'просим ее не «объяснять» нам изображение, а 'придавать им новое, своеобразное звучание... Мы не требуем, чтобы она была «выразительна» и добавляла новое чувство к чувствам, переживаемым персонажами или режиссером, но чтобы она 'была «декоративной» и вносила свой собственный узор в 'картину, которую мы видим на экране... Тем лучше, если музыка незаметно обогащает ее, принося в дар собственную поэзию» 12. Из 'приведенных высказываний можно сделать вывод, что использовать музыку в фильмах нужно с большой осторожностью, учитывая 'силу ее воздействия на зрителя. К сожалению, музьтка в кино и телевидении часто используется бездумно. Ею заполняются прорехи 'постановочного характера, заполняются паузы, создается фон. Отсюда следует и чисто техническое различие в записи киномузьгки и радиомузыки, где звук несет в себе всю полноту информации. Вот что говорит 'композитор А. Петров: «Кино еще очень молодое искусство, оно все в становлении и поисках, поэтому нащупывание разных путей, приемов представляется мне необходимым, а возможности к такому поиску — неограниченными. Поиски могут быть разными. Музыка может ошеломить, удивить, обратить на себя внимание. Но, наверное, гораздо важнее, если она будет в состоянии потрясти или растрогать. Зритель не унесет с собой необыкновенные звучания и эффекты, покинув зал. А несколько тактов простой, задушевной мелодии запомнятся...!» 13 Какое значение придавал музыке в фильме кинорежиссер Г. Козинцев, видно из его дневников: «Самый большой музыкальный эпизод — война. На экране мы стремились показать безумие, хаос, уничтожение. Но музыкальную тему хотелось бы связать не с гибелью или разгулом сил разрушения, а скорее со скорбью, человеческим страданием, которому нет края. Не какая-нибудь отдельная жалоба, а горе народа. В шекспировском масштабе — плач самой земли. Может быть, реквием? Только не оркестровый, а один лишь хор, и без текста. Слов у горя нет, только плач: плачут женщины, дети, мужчины». «Музыка не сопровождает кадры, а преображает их. В основных эпизодах она вклинивается в события, как вклинивались лирические отступления в сюжет «Мертвых душ». Музыка здесь — голос автора»14. Шумы так же, как и музыка, и речь, являются важным элементом звукового ряда. Они дополняют изображение, создают полифонию — многоплановость звуковой сферы фильма или телеспектакля. Они переплетаются с музыкой, но функционируют в звуковой сфере по-своему. Шумы, помимо иллюстрации звуковой предметности кадра, выполняют сюжетно-драматургическую функцию, активно участвуя в формировании атмосферы фильма. В зависимости от сочетания с изображением шумы делятся: внутрикадровые (синхронные); закадровые (несинхронные); фоновые. Шумы, которые сопровождают видимое в кадре движение, называются внутрикадровыми. Эти шумы фиксируются на фонограмме вместе с речью во время синхронных съемок или запи-* сываются синхронно при последующем шумовом озвучении под экран. Шумы, источник которых находится вне кадра, называются закадровыми. Второплано.вые, не требующие синхронности шумы называются фоновыми. Характерной особенностью закадровых и фоновых шумов является их протяженность во времени (шум дождя, стук колес поезда, ветер, морской прибой 'И т. п.). Характеристика шумов и звуков слагается из нескольких элементов: тембра, ритма, темпа. Тембр — характерная окраска звука, позволяющая отличить друг от друга два однотипных шума (конский топот по булыжной мостовой или по деревянному мосту). Ритм — периодическое чередование звуков по длительности звучания и пауз (стук колес на стыках рельс). Темп — скорость, с которой чередуются звуки (быстро и медленно идущий поезд). Функции шумов разнообразны. Шумы могут указать время и место действия. Шумы, в сочетании с диалогом и другими компонентами могут создать атмосферу реально происходящего. Шумы и естественные звуки в некоторых случаях более конкретны и образны, чем музыка (вой ветра, шум дождя, моря, колокольный звон и т. п.). С помощью шумов режиссер может создать звуковой подтекст кадра, более тонко обрисовать характер действующего лица. Звук, звуковые детали могут лежать в основе драматургии не только отдельных эпизодов, но и всего фильма или телеспектакля. Одной из важных драматургических функций звука является звуковой лейтмотив, лейтобраз, лейттема. Драматургически звук иногда может отсутствовать. В это'м случае пауза, молчание способны выполнять образную функцию. Тишина имеет свой акустический эффект, но только там, где звучат слышимые звуки. Тишина является сильнейшим драматургическим элементом. Одной из главных задач при драматургическом решении фильма или телеспектакля является создание атмосферы экранного действия. Для создания определенной атмосферы на экране необходим тщательный отбор шумов и звуков. Положение мик- рофона в пространстве имеет такое же значение, как и положение камеры. Видимое пространство воспринимается ка'к реальность в том случае, если оно обладает звучанием. Объектив камеры деформирует окружающую действительность для создания 'Определенного драматического эффе'кта, а микрофон деформирует звук, чтобы подчеркнуть значение содержания изображения, выделив при этом из хаоса звучания нужное. Атмосфера экранного действия зависит от характера событий, от места и времени действия. Характер мышления человека, темпо-ритм его жизни, психофизическое состояние способствуют выявлению атмосферы времени, в (котором он живет. Атмосфера не только порождается основными событиями — она является одновременно и причиной и следствием этих событий. Атмосфера — это материальная среда, в которой живет и существует актерский образ. Она неразрывно связана с бытом. Без быта нельзя создать реальную среду, быт—элемент содержания. Но бытовая деталь может быть не только реальной вещью, но и поэтическим образом. Атмосфера, наряду с другими выразительными средствами, способствует созданию целостного Образа фильма. Звуковая драматургия каждого эпизода фильма продумывается еще в режиссерской разработке сценария. «Не все шумы и звуки, существующие физически в жизни, нужны для фильма. В переложении жизненной ситуации в кинематографическую необходим отбор звуков. Но какими должны быть эти отобранные звуки? Только ли такими, какими мы слышим их в жизни, или же они могут приобретать иное звучание, иную форму?.. Шумы, как и любое явление жизни, художник может передавать как бы в восприятии героев. Но он 'может иметь и свой взгляд, не сходный со взглядом персонажей произведения» 15. Один и тот же звук может иметь ту или иную окраску, ту или иную выразительную форму. Фактура шума, тонально-рит-мичеокий его 'рисунок создают образность звучания. Как уже говорилось выше, контрапункт в кино и телевидении является композиционным приемом построения звукозрительных образов. Контрапунктическое использование шумов чаще всего связано с ассоциативным восприятием их звучания. Несоответствие шумов зрительному ряду может вызвать тот или иной драматический эффект (тикающие часы, звук идущего поезда, капающая вода и т. д. — ожидание, нетерпение, уныние; звук грозы — душевные переживания). Иногда, в соответствии с творческим замыслом, необходимо с помощью шумовых фактур создать атмосферу фантастики (видения, сны, ассоциации и т. п.). Для этой цели заранее записанные фонограммы натурных шумов транспонируются в тональностях. Эффект транспонирования звуковых частот заклю- чается в искусственном смещении натурального звуковысотного диапазона речи, шумов, музыки в сторону его повышения или понижения (изменение скорости движения ленты в магнитофоне при воспроизведении). Современная техника позволяет создавать искусственные фактуры. Для этой цели используются синтезаторы звука. Здесь необходимо обратить внимание на такой компонент, как «шумо-музыка», которая возникает на пересечении выразительных возможностей традиционной музыки и звукошумового оформления. Здесь ритмизируются и гармонизируются реальные звучания обычной жизни. Это не просто смесь музыки и шумов, а новое* музыкальное единство, органически впитывающее в себя звуки повседневной действительности. «Шумомузыка» создается посредством записи на магнитофонную ленту природных и искусственных звучаний, которые по усмотрению звукорежиссера или звукооператора могут подвергаться различным акустическим преобразованиям, а затем смешиваться. Создание -различных звуковых фактур — новый вид творческой деятельности звукорежиссера и звукооператора.
|