Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ. катится по европейской земле
катится по европейской земле. Любая позиция утверж- дается из позерства и внутренне лжива. Все усилия направлены единственно на то, чтобы не встретиться со своей судьбой, отвернуться и не слышать ее темного зова, избежать очной ставки с тем, что должно стать жизнью. Живут в шутку и тем шуточнее, чем трагичнее надетая маска. Шутовство неминуемо, если любой шаг необязателен и не вбирает в себя личность целиком и бесповоротно. Массовый человек боится встать на твердый, скальный грунт предназначения; куда свойст- веннее ему прозябать, существовать нереально, пови- сая в воздухе. И никогда еще не носилось по ветру столько жизней, невесомых и беспочвенных — выдер- нутых из своей судьбы — и так легко увлекаемых лю- бым, самым жалким течением. Поистине эпоха «увле- чений» и «течений». Мало кто противится тем поверх- ностным завихрениям, которые лихорадят искусство, мысль, политику, общество. И потому риторика цве- тет как никогда. Сюрреалист отважно ставит (избавлю себя от необходимости приводить это слово) там, где раньше стояли «жасмины, лебеди и фавны», и полага- ет, что превзошел мировую литературу. А всего-то заменил одну риторику другой, прежде пылившейся на заборах.
Понять современность, при всей ее неповторимо- сти, помогает то, что роднит ее с прошлым. Едва средиземноморская цивилизация достигла своей пол- ноты, как на сцену выходит циник. Грязными сан- далиями Диоген топчет ковры Аристиппа. B III веке до Рождества Христова циники кишат — они на всех углах и на любых постах. И единственное, что де- лают,— саботируют цивилизацию. Циник был ниги- листом эллинизма. Он никогда не создавал и даже не пытался. Его работой было разрушение, верней, старание разрушить, поскольку он и в этом не пре- успел. Циник, паразит цивилизации, живет ее отри- цанием именно потому, что уверен в ней. Чего стоил бы он и что, спрашивается, делал бы среди дикарей, где каждый безотчетно и всерьез действует так, как сам он действовал напоказ и нарочно, видя в том личную заслугу? Чего стоит фашист, если он не опо- лчается на свободу? И сюрреалист, если он не ше- льмует искусство?
ВОССТАНИЕ МАСС
Иначе и не могло бы вести себя это существо, рожденное в чересчур хорошо устроенном мире, где привыкло видеть одни блага, а не опасности. Его из- баловало окружение, домашнее тепло цивилизации — и маменькина сынка вовсе не тянет покидать родное гнездо своих прихотей, слушаться старших и уж тем более — входить в неумолимое русло своей судьбы.
|