Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ф. БэконЧтение За последние годы в методике обучения чтению сформировалось понятие «зрелого чтеца». Люди читают, чтобы получать информацию. В школе обучают только одному виду чтения — изучающему, о других видах в школе, как правило, неизвестно. Но зрелый чтец владеет несколькими видами, меняя их в зависимости от изменения цели в получении информации. Ясно, что речь идет о чтении про себя, поскольку вслух люди читают в основном в трех случаях: с учебной целью (на уроке, при подготовке к экзамену, для группы учащихся и т.п.), если слушатель не может читать сам (ребенок, больной и пр.), с эстрады (художественное чтение, репетиции и т.д.). Предполагается, что зрелый чтец владеет следующими видами чтения и свободно переходит от одного вида к другому по мере надобности. • Изучающее чтение — понимание до 100% информации при скорости не менее чем 60 слов в минуту. Сам термин показывает, что чтец желает изучить текст, ничего в нем не пропуская. Так читаются учебники. • Ознакомительное чтение — понимание до 70—75% информации при скорости в 120—150 слов/мин. Термин поясняет: цель чтения — знакомство с информацией, при которой второстепенные детали могут быть отброшены как незначительные. Так обычно читаются детективы, фантастика и т.п. Для такого вида чтения самым главным является сюжет, его развитие, поступки действующих лиц. • Просмотровое чтение — понимание до 25—30%, а иногда и до 15% при скорости чтения до 300—500 слов/мин. Таким чтением просматриваются газета, книга в магазине, когда читатель решает вопрос о желательности покупки книги в личное владение. Эти виды могут следовать друг за другом в любом порядке при чтении одной и той же статьи (книги), в зависимости от интереса, который статья (книга) представляет собой для читателя. Чтец читает то медленнее, то быстрее, то более подробно понимая текст, то менее детально. Есть еще один вид чтения — поисковое, когда читателю нужно найти в тексте заинтересовавшее его (при просмотровом или ознакомительном чтении) место, и он хотел бы перечитать его еще раз. Все эти виды чтения объединяются тем, что чтец читает не только про себя, но и для себя, для своей собственной надобности. А прочитанное оставляет в себе, никому о нем не рассказывая. • Реферативное чтение — это наиболее творчески оформленный вид, когда чтец читает для того, чтобы рассказать о прочитанном другим людям. Здесь нет и не может быть показателя скорости и процента понимания, поскольку перед чтецом стоит совершенно другая цель: выбрать из статьи, книги главное, суммировать основное (развитие сюжета, характеристику главных действующих лиц и т.п.), чтобы сообщить об этом слушателям в логичном изложении (в реферате по отдельному и специально подготовленному плану). А план в свою очередь многократно переделывается и совершенствуется. Так чтец становится зрелым чтецом и постепенно превращается в оратора, а затем и в Оратора. Таким образом, школьное домашнее задание — «прочитать от сих до сих и пересказать своими словами» постепенно превращается в методические рекомендации «О правилах работы с литературой». Эти рекомендации обычно пестрят указаниями типа: «нужно глубоко раскрыть», «следует четко проанализировать», «необходимо концептуально подойти», «обязателен тщательный и логичный ответ на вопрос о...» и т.п. Но творческий аспект в работе оратора, отход от буквального пересказа текста не являются на следующий день после того, как человек начал свое восхождение к вершинам красноречия. Поэтому указания, помещенные выше, непонятны недостаточно подготовленному в риторике оратору. Предварительно он должен пройти несколько кругов самообразования, тогда, может быть, приобщится к правильным в целом указаниям методистов. «Самостояние человека — залог величия его», — скажет поздний Пушкин. Но он вынес начало своего «самостояния» из своей семьи и из лицея. Нам — труднее. Приходится все делать самим. Будем надеяться, что один из начальных кругов самостояния желающие смогут пройти в рамках пособия по обучению риторике, не обязательно этого, можно и любого другого. Но нет сомнений, что риторика — один из предметов, который такое самостояние воспитывает. Правила работы с литературой при подготовке плана выступления (и его содержания) в целом весьма просты. Им учат в школе, начиная с третьего класса. Нужно научиться выделять главное в статье, в абзаце. Научиться выделять главное на фоне второстепенного — основа основ для молодого (да и любого) оратора. Далее, нужно научиться делить текст на смысловые единицы, отвечающие главным его идеям. Если нужно законспектировать статью, то лучше не переписывать ее, а сгруппировать нужный материал вокруг основных вопросов. Это поможет оратору осмыслить для себя логику развития главной идеи (идей) текста. Одновременно следует приучить себя к тому, что нужно не жалеть времени на уточнение непонятных слов и терминов (в том числе иностранных) по словарю. Важный пример. Молодой оратор готовит реферат о Цицероне. У нас о нем обычно все знают только то, что он жил-был. Подробности жизненного пути этого великого государственного деятеля и оратора Древнего мира мало кто знает. Докладчик приходит на консультацию с вопросом: куда (по его плану) вставить цитату о гибели Цицерона, которая звучит так: Подоспели солдаты. Даже они отвернулись, чтобы не видеть, как Геренний убивает Цицерона. Он отрубил голову и руки убитого; их доставили Антонию, и он велел выставить их на рострах. Цицерон был убит 7 декабря. [43 года до н. э.] (П. Грималь. Цицерон. — М.: Молодая гвардия, 1991. - С. 487). После длительных размышлений было решено оставить эту цитату для ответов на вопросы, а из основного материала изъять. Практика показала, что решение было верным. Далее мы переходим к такой яркой теме, как «цветы» красноречия. Именно они нередко позволяют объективно судить о профессиональной квалификации оратора. Остроумие и вкус воспитываются только в кругу лучшего общества; а многие ли из наших писателей имеют счастье принадлежать к нему?
|