Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ф. Бэкон





Чтение

За последние годы в методике обучения чтению сформиро­валось понятие «зрелого чтеца». Люди читают, чтобы получать информацию. В школе обучают только одному виду чтения — изучающему, о других видах в школе, как правило, неизвестно. Но зрелый чтец владеет несколькими видами, меняя их в зави­симости от изменения цели в получении информации. Ясно, что речь идет о чтении про себя, поскольку вслух люди читают в ос­новном в трех случаях: с учебной целью (на уроке, при подго­товке к экзамену, для группы учащихся и т.п.), если слушатель не может читать сам (ребенок, больной и пр.), с эстрады (худо­жественное чтение, репетиции и т.д.).

Предполагается, что зрелый чтец владеет следующими вида­ми чтения и свободно переходит от одного вида к другому по мере надобности.

Изучающее чтение — понимание до 100% информации при скорости не менее чем 60 слов в минуту. Сам термин показывает, что чтец желает изучить текст, ничего в нем не пропуская. Так читаются учебники.

Ознакомительное чтение — понимание до 70—75% ин­формации при скорости в 120—150 слов/мин. Термин по­ясняет: цель чтения — знакомство с информацией, при которой второстепенные детали могут быть отброшены как незначительные. Так обычно читаются детективы, фантастика и т.п. Для такого вида чтения самым главным является сюжет, его развитие, поступки действующих лиц.

Просмотровое чтение — понимание до 25—30%, а иногда и до 15% при скорости чтения до 300—500 слов/мин. Та­ким чтением просматриваются газета, книга в магазине, когда читатель решает вопрос о желательности покупки книги в личное владение.

Эти виды могут следовать друг за другом в любом порядке при чтении одной и той же статьи (книги), в зависимости от ин­тереса, который статья (книга) представляет собой для читателя. Чтец читает то медленнее, то быстрее, то более подробно пони­мая текст, то менее детально.

Есть еще один вид чтения — поисковое, когда читателю нуж­но найти в тексте заинтересовавшее его (при просмотровом или ознакомительном чтении) место, и он хотел бы перечитать его еще раз.

Все эти виды чтения объединяются тем, что чтец читает не только про себя, но и для себя, для своей собственной надобности. А прочитанное оставляет в себе, никому о нем не рассказывая.

Реферативное чтение — это наиболее творчески оформ­ленный вид, когда чтец читает для того, чтобы рассказать о прочитанном другим людям. Здесь нет и не может быть показателя скорости и процента понимания, поскольку перед чтецом стоит совершенно другая цель: выбрать из статьи, книги главное, суммировать основное (развитие сюжета, характеристику главных действующих лиц и т.п.), чтобы сообщить об этом слушателям в логичном изложе­нии (в реферате по отдельному и специально подготов­ленному плану). А план в свою очередь многократно пе­ределывается и совершенствуется.

Так чтец становится зрелым чтецом и постепенно превраща­ется в оратора, а затем и в Оратора.

Таким образом, школьное домашнее задание — «прочитать от сих до сих и пересказать своими словами» постепенно пре­вращается в методические рекомендации «О правилах работы с литературой».

Эти рекомендации обычно пестрят указаниями типа: «нужно глубоко раскрыть», «следует четко проанализировать», «необхо­димо концептуально подойти», «обязателен тщательный и ло­гичный ответ на вопрос о...» и т.п. Но творческий аспект в рабо­те оратора, отход от буквального пересказа текста не являются на следующий день после того, как человек начал свое восхож­дение к вершинам красноречия. Поэтому указания, помещенные выше, непонятны недостаточно подготовленному в риторике оратору. Предварительно он должен пройти несколько кругов самообразования, тогда, может быть, приобщится к правильным в целом указаниям методистов.

«Самостояние человека — залог величия его», — скажет поздний Пушкин. Но он вынес начало своего «самостояния» из своей семьи и из лицея. Нам — труднее. Приходится все делать самим. Будем надеяться, что один из начальных кругов самостояния желающие смогут пройти в рамках пособия по обуче­нию риторике, не обязательно этого, можно и любого другого. Но нет сомнений, что риторика — один из предметов, который такое самостояние воспитывает.

Правила работы с литературой при подготовке плана высту­пления (и его содержания) в целом весьма просты. Им учат в школе, начиная с третьего класса. Нужно научиться выделять главное в статье, в абзаце. Научиться выделять главное на фоне второстепенного — основа основ для молодого (да и любого) оратора. Далее, нужно научиться делить текст на смысловые еди­ницы, отвечающие главным его идеям. Если нужно законспекти­ровать статью, то лучше не переписывать ее, а сгруппировать нужный материал вокруг основных вопросов. Это поможет ора­тору осмыслить для себя логику развития главной идеи (идей) текста. Одновременно следует приучить себя к тому, что нужно не жалеть времени на уточнение непонятных слов и терминов (в том числе иностранных) по словарю.

Важный пример. Молодой оратор готовит реферат о Цицеро­не. У нас о нем обычно все знают только то, что он жил-был. Подробности жизненного пути этого великого государственного деятеля и оратора Древнего мира мало кто знает. Докладчик приходит на консультацию с вопросом: куда (по его плану) вста­вить цитату о гибели Цицерона, которая звучит так:

Подоспели солдаты. Даже они отвернулись, чтобы не видеть, как Геренний убивает Цицерона. Он отрубил голову и руки убитого; их доставили Ан­тонию, и он велел выставить их на рострах. Цицерон был убит 7 декабря. [43 года до н. э.] (П. Грималь. Цицерон. — М.: Молодая гвардия, 1991. - С. 487).

После длительных размышлений было решено оставить эту цитату для ответов на вопросы, а из основного материала изъ­ять. Практика показала, что решение было верным.

Далее мы переходим к такой яркой теме, как «цветы» крас­норечия. Именно они нередко позволяют объективно судить о профессиональной квалификации оратора.

Остроумие и вкус воспитыва­ются только в кругу лучшего общества; а многие ли из на­ших писателей имеют счастье принадлежать к нему?

Date: 2015-10-18; view: 333; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию