Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 7. Расходы государственного и муниципального сектора
1. Понятие общественных расходов Содержание общественных (государственных и муниципальных) расходов непосредственно связано с функциями федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а сами расходы выступают как затраты общественного сектора управления, связанные с осуществлением им своих функций. Соответственно, общественные расходы — это расходы общественного (государственного) сектора управления, связанные с оказанием нерыночных услуг и перераспределением доходов и собственности. К ним относятся расходы сектора государственного управления и контролируемых и финансируемых органами власти некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Расходы общественного сектора экономики отражают отношения между государством и получателями бюджетных средств. Часть этих отношений имеет непосредственно денежное выражение (пенсии, пособия, заработная плата государственных служащих, кредиты и т.п.), в то же время значительная часть услуг, предоставляемых органами власти их получателям, не имеет для них непосредственно денежного выражения(расходы на поддержание общественного порядка, оборону, образование и другие общественные блага). Некоторые виды расходов не связаны напрямую с предоставлением общественных благ и социальными выплатами, но создают условия для нормального функционирования экономики и содействуют развитию частного предпринимательства. Основными направлениями расходов сектора государственного (общественного) управления являются предоставление общественных благ и перераспределение доходов, прежде всего для оказания социальной помощи малоимущим слоям населения. Многие блага могут предоставляться как органами государственного управления, так и на коммерческих началах другими секторами экономики. Обеспечиваемые государством общественные блага — это товары и услуги, которые могут производиться самим государством, а также покупаться им у частных фирм или заказываться частным производителям в зависимости от вида товара или услуги и их стоимости. Они бесплатны для потребителей, но не для государства, которое их оплачивает и осуществляет расходы на их предоставление за счет налоговых и других доходов. Другой важной сферой государственных расходов является оказание поддержки отдельным группам населения в виде социальной помощи и социального страхования в целях сокращения неравенства в распределении ресурсов и сокращения значительной дифференциации населения по уровню доходов. Значительная часть расходов связана с преодолением проблем, порождаемых несостоятельностью рынка, реализацией мер по предотвращению или смягчению экономических кризисов, сокращению безработицы и обеспечению устойчивого экономического развития. С расходами связана также деятельность государства по обеспечению условий для нормальной конкурентной производственной деятельности, пресечению монополизма, обеспечению производителей и потребителей информацией, ограничению и ликвидации негативных внешних эффектов. Поскольку посредством бюджета реализуются функции государства и оказывается воздействие на экономическое и социальное развитие, рассмотрение бюджета и его расходов всегда является предметом острой политической борьбы в парламентах и иных представительных учреждениях. В государственных бюджетах и других государственных финансовых планах Российской Федерации предусматриваются расходы на выполнение следующих задач: • управление, выполняемое ведомствами и организациями, входящими в органы государственного управления; • предоставление гражданам общественных благ; • социальное страхование широких слоев общества, осуществляемое, контролируемое и финансируемое органами государственного управления; • пенсионное обеспечение; • содействие экономическому развитию; • деятельность некоммерческих учреждений, обслуживающих домашние хозяйства, которые полностью или в большей части финансируются и контролируются органами государственного управления или заняты в основном обслуживанием государственных органов. Расходы сектора государственного управления складываются в основном из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служащих, трансфертов, связанных с социальными выплатами, и процентных платежей по государственному долгу. Государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая как общий объем расходов, так и расходы на отдельные сектора и отрасли экономики. В крупном плане государственные расходы по своему социально-экономическому назначению с некоторой условностью могут быть объединены в три группы: • расходы общего назначения — на общегосударственные вопросы, оборону, поддержание общественного порядка и безопасности. К расходам на общегосударственные вопросы относятся расходы на законодательные и исполнительные органы власти, внешнюю политику, обслуживание государственного и муниципального долга; • расходы на национальную экономику — на обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности, создание условий экономического роста, целевые программы экономического характера, проведение политики в области трудовых отношений и т.п.; • расходы на социально-культурные нужды (образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой информации, культуру и т.п.) и жилищно-коммунальное хозяйство. 2. Расходы общего назначения Расходы общего назначения связаны с решением общих задач государственного управления. Государственное управление является одной из наиболее важных общественных услуг. От общественного блага в виде эффективного, отвечающего насущным нуждам государственного управления выигрывает все население. К расходам на решение общих задач государственного управления относятся, как уже отмечалось, расходы на общегосударственные вопросы, оборону, поддержание общественного порядка и безопасности. Общегосударственные вопросы. Расходы на общегосударственные вопросы включают затраты на содержание и обеспечение деятельности органов власти всех уровней, иностранную экономическую помощь, общие службы, фундаментальные научные исследования, операции, связанные с обслуживанием государственного долга, и трансферты общего назначения между органами государственного управления различного уровня. Расходы на исполнительные и законодательные органы власти обеспечивают функционирование органов законодательной и исполнительной власти, включая расходы на содержание главы государства, премьер-министра, глав и руководителей правительств регионов и их аппаратов, содержание финансово-налоговых и таможенных органов, внешнеполитическую деятельность. Расходы на оказание помощи другим государствам направлены на оказание экономической поддержки развивающимся странам в порядке двусторонних отношений, а также через международные организации, в частности с помощью грантов и кредитов. Общие службы — это организации, оказывающие услуги, не связанные с конкретной функцией управления. Расходы на них обеспечивают функционирование служб экономического и социального планирования, статистической службы и др. Расходы на фундаментальные научные исследования в последние десятилетия приобретают особое значение. Государство содействует научным разработкам как путем прямого финансирования так и путем предоставления льгот корпорациям, ведущим научно-исследовательскую деятельность. Государственное финансирование научно-исследовательских работ обусловлено рядом обстоятельств: реализация крупных научно-исследовательских программ не под силу даже крупным частным корпорациям, для их осуществления во многих случаях необходимы объединение и координация усилий финансово-промышленных групп и научных центров. Кроме того, государство финансирует научно-исследовательские работы оборонного значения и несет расходы по подготовке научных кадров.. В эту сферу переместился центр тяжести экономического соперничества государств. Научный прогресс и связанные с ним инновации являются основным фактором роста ВВП и существенно усиливают позиции стран, производящих и экспортирующих наукоемкую продукцию. Государственные расходы на фундаментальные научные исследования и прикладные НИОКР в России в настоящее время составляют менее 1% к ВВП, в том числе на фундаментальные — около 0,2% против 4-6% в странах Европейского Союза, США и Японии. Операции, связанные с государственным и муниципальным долгом, — это расходы по его обслуживанию, т.е. выплата процентов по прошлым займам. Размер выплаты процентов по государственному долгу зависит от двух основных факторов: величины самого долга и величины процентных ставок по займам. Трансферты общего характера между органами государственного управления различного уровня (межбюджетные трансферты) — это трансферты, передаваемые другим государственным органам. В России осуществляются трансферты в фонды финансовой поддержки регионов, направленные на повышение до минимального уровня бюджетной обеспеченности регионов, имеющих налоговые ресурсы в расчете на душу населения ниже, чем в среднем по России. С помощью трансфертов формируются также фонды компенсаций, обеспечивающие финансирование обязательств, возлагаемых на регионы федеральными законами, фонды софинансирования социальных расходов и фонды регионального развития, объединяющие средства различных инвестиционных программ и целевых субвенций.Формами финансовой помощи федерального бюджета бюджетам регионов согласно Бюджетному кодексу РФ являются дотации и субвенции. Под дотациями понимают бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для текущих расходов. Субвенции представляют собой бюджетные средства, предоставляемые бюджетам другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для использования на конкретные цели. Национальная оборона. Целью расходов на оборону является обеспечение безопасности страны и ее жителей от внешних военных угроз. В затратах на оборону отражаются расходы, связанные со строительством и содержанием вооруженных сил, гражданской обороной, оказанием военной помощи иностранным государствам и прикладными исследованиями и опытными разработками в области обороны. Это затраты на закупки вооружения, военной техники и имущества, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, поддержание мобилизационных мощностей, а также на жизнеобеспечение и обучение большого количества отвлеченных от производительного труда людей. Расходы на оборону должны соответствовать возможностям экономики и бюджета. Они всегда уменьшают возможности выпуска других товаров и услуг и замедляют развитие экономики.
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность Деятельность правоохранительных органов направлена на защиту жизни, здоровья, прав и свободы граждан, защиту собственности и интересов общества от противоправных действий. К этой группе расходов относятся расходы на милицию, внутренние войска, прокуратуру, юстицию, службу исполнения наказаний, суды, органы безопасности, органы по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных препаратов, по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, содержание пожарной охраны, прикладные исследования в сфере национальной безопасности, а также расходы на миграционную политику. Расходы на милицию обеспечивают наряду с охраной порядка также деятельность службы безопасности дорожного движения, регистрацию иностранцев и иммигрантов и др. Расходы на судебную систему нацелены на обеспечение реальной независимости этой ветви власти, гарантирование законности судебных разбирательств, создание юридической базы для борьбы с преступностью и коррупцией.
3.Расходы на экономику Расходы на экономику объединяют несколько групп расходов. К ним относятся расходы на экономическую деятельность в целом, на поддержку предприятий, принадлежащих государству, и на поддержку основных видов деятельности. Расходы на экономическую деятельность в целом. Это расходы на руководство общими экономическими вопросами, формирование экономической политики, оказание государственной поддержки таким видам деятельности, как экспортная и импортная торговля в целом, международные финансы, товарные и фондовые рынки, общее регулирование уровня доходов, регулирование цен, контроль деятельности банковской системы, регулирование монополий, общее развитие торговли, защиту прав потребителей и др. К общеэкономическим расходам относятся также затраты ведомств, руководящих такими службами, как патентные бюро, службы регистрации торговых знаков службы по авторским правам, прогнозу погоды, стандартизации и метрологии, службы времени, службы разведки и изысканий в области гидрологии и геодезии. Расходы на развитие национальной экономики отражают государственные затраты на регулирование и обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности. Это расходы по решению таких государственных задач, как создание и поддержание условий экономического роста, целевые программы государственного характера, обеспечение сбалансированного развития регионов, создание новых рабочих мест. Ведущими направлениями расходов, связанных с экономической деятельностью, является реализация крупномасштабных проектов, которые не могут быть осуществлены частным бизнесом, программы развития отраслей, имеющих особое значение для обеспечения безопасности страны. К таким отраслям относятся космическая и атомная промышленность, оборонная промышленность и др. Поддержка предприятий, принадлежащих государству. Существенное место в расходах на экономические нужды занимает поддержка предприятий, принадлежащих государству. В отношении государственной собственности на протяжении многих десятилетий наблюдаются противоположные тенденции. Одна из них заключается в расширении государственного нефинансового предпринимательства за счет создания новых и национализации старых предприятий. Другая тенденция — в денационализации предприятий и передаче их в негосударственный сектор. Расходы на поддержку основных видов деятельности. Рассмотрим, какие расходы несет государство по поддержке экономики в основных видах деятельности.
4. Расходы на социально-культурные мероприятия и жилищно-коммунальное хозяйство Одним из важнейших направлений общественных расходов являются расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, средства массовой информации, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды и другие виды социальных услуг. Образование. Основным источником финансовых ресурсов на образование, как и в других странах, являются бюджетные средства. Это позволяет не только предоставлять услуги на бесплатной основе, но также определять приоритетные направления развития образования и соотношение между различными уровнями образования. В целях обеспечения большей гибкости и учета в программах образования особенностей, вытекающих из исторических, культурных, демографических, национальных, экономико-географических условий территорий и местных рынков труда, финансирование образования в большей мере осуществляется за счет региональных и местных бюджетов. Государственное финансирование частных образовательных учреждений в России, как и в некоторых других странах, не осуществляется. Условиями оптимизации расходов на образование являются, в частности, соответствие сети высших и средних учебных заведений потребностям страны и концентрация средств на развитие наиболее перспективных направлений. Повышению эффективности может способствовать введение контрактной системы, при которой средства выделяются с учетом результатов деятельности. Культура, кинематография, средства массовой информации. Расходы на организацию культурной деятельности направлены на духовное обогащение человека, гуманизацию общества, реализацию личного творческого потенциала, сохранение и развитие самобытности народов. Отдых, занятия спортом, культурное развитие (библиотеки, музеи, театрально-зрелишные предприятия, дома культуры, клубы, зоопарки, ботанические сады), радио- и телевещание, религиозная деятельность являются необходимыми элементами нормальной жизни людей. Здравоохранение. В России в ходе реформ была избрана бюджетно-страховая модель с использованием обязательного и добровольного медицинского страхования. Добровольное страхование позволяет получать дополнительные медицинские услуги. При обязательном страховании плательщиками взносов для работающих граждан являются работодатели, а для неработающего населения — государство. При добровольном медицинском страховании плательщиками взносов являются страхующиеся граждане и предприятия. Средства обязательного медицинского страхования аккумулируются в федеральном и территориальных фондах обязательного медицинского страхования и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней. Эти средства носят целевой характер и используются на оплату медицинских услуг, оказываемых поликлиниками, больницами и другими медицинскими учреждениями, и содержание фондов. Средства государственной и муниципальной систем здравоохранения формируются за счет бюджетов различных уровней управления. Таким образом финансируются: разработка и реализация целевых программ, подготовка кадров, научные исследования, развитие материально-технической базы здравоохранения, оплата особо дорогостоящих видов лечения, медицинские учреждения, оказывающие помощь при социально значимых заболеваниях и массовых заболеваниях в зонах стихийных бедствий и катастроф. Социальное страхование и социальная помощь. Государственные органы в значительной мере осуществляют обязательное страхование граждан от ряда угроз их социально-экономической безопасности. Это осуществляется, в частности, путем пенсионного обеспечения в преклонном возрасте, медицинского страхования в случае заболеваний, страхования от безработицы и несчастных случаев на производстве. В ряде стран государственные формы страхования являются основными. В других значительную часть расходов несет частный сектор. Наиболее развитыми являются системы социального страхования европейского типа. Многие развивающиеся страны, как, например Китай, Индия, Бразилия, пока не могут позволить себе внедрение таких систем в силу недостаточного уровня экономического развития. Расходы на социальные цели занимают значительное место в общественных расходах. Примерно половина этих расходов финансируется за счет бюджетных и внебюджетных социальных фондов. К ним относятся расходы по пенсионному обеспечению, социальному обслуживанию и социальному обеспечению населения расходы по борьбе с беспризорностью, а также расходы на опеку и попечительство, включая расходы по созданию, развитию и функционированию соответствующих организаций. Расходы органов государственного управления направлены на обеспечение адресной социальной помощи путем выплат тем категориям населения, которые в ней нуждаются. К таким категориям, в частности, относятся престарелые, инвалиды, многодетные, неполные и молодые семьи. В отличие от практики западных стран государственная пенсионная система России охватывает всех пенсионеров страны, а не только государственных служащих. Система социального обеспечения, основывающаяся на налоговых сборах, базой которых является заработная плата, зависит от соотношения работающих и пенсионеров. При сложившихся темпах старения населения в ряде стран поддержание социальных льгот уже для следующего поколения потребует значительного увеличения налогов. В Германии потребуется увеличение налогов в 1,9 раза, в Японии — в 1,75 раза. Аналогичная проблема существует и в России. Она отягощается сокращением численности населения в трудоспособном возрасте.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивают суб сидии, дотации и ссуды для расширения, улучшения или поддержания жилого фонда и развития коммунального хозяйства. Расходы на жилищное хозяйство — это средства, направляемые на обеспечение жильем широких слоев населения или особо нуждающихся лиц путем строительства, приобретения и ремонта жилого фонда; предоставление субсидий, дотаций или ссуд для улучшения или поддержания жилого фонда; приобретение земельных участков для строительства жилья; организацию деятельности в жилищном хозяйстве; разработку и регламентацию нормативов используемых в этой сфере, регулирование уровня арендной платы и жилищных норм на жилье, предоставляемое государственными учреждениями. Расходы на развитие коммунального хозяйства — это расходы по организации и управлению общим развитием коммунального хозяйства, связанные с планированием новых застроек, реконструкцией существующих районов. Существенных затрат требуют водоснабжение и освещение улиц. Расходы в этой сфере обеспечивают также определение будущих потребностей и имеющихся возможностей, строительство и эксплуатацию некоммерческих систем водоснабжения, установку и эксплуатацию средств уличного освещения. Особенностью российской экономики является высокий удельный вес государственных дотаций в общих расходах на жилищно-коммунальное хозяйство. Финансирование жилищно-коммунального хозяйства не покрывается платежами населения и в значительной мере осуществляется за счет бюджетных средств. Это создает неоправданно высокую нагрузку на бюджет. Отмена предоставляемых населению льгот по оплате жилья, отопления, электроэнергии, газа, в том числе для ветеранов, военнослужащих, чернобыльцев, введение платности капитального ремонта домов, косметического ремонта подъездов представляет сложную проблему. Охрана окружающей среды. Благоприятные, безопасные условия для жизнедеятельности, рациональное природопользование, охрана растительных и животных видов и среды их обитания, организация и содержание заповедников, национальных парков и связанные с этим НИОКР являются необходимыми условиями развития общества. Это предопределяет необходимость расходов, связанных с организацией сбора и удаления отходов, удаления и очистки сточных вод, защитой окружающего воздуха и климата, охраной почв и грунтовых вод, а также расходы, направленные на охрану растительности и животного мира.
5. Повышение эффективности государственных расходов. Расходование бюджетных средств при всех условиях должно быть рациональным. О ряде направлений рационализации бюджетных расходов, связанных с конкретными функциями (сокращение затрат на оборону, снижение расходов на содержание аппарата органов государственного управления и др.), уже говорилось в соответствующих разделах. Однако необходимо также учесть ряд соображений общего характера, относящихся ко всем или многим функциям одновременно. Поскольку государство осуществляет свои функции за счет средств налогоплательщиков, обеспечивая коллективное или индивидуальное потребление домашними хозяйствами общественных благ, общественные финансы отражают взаимоотношения между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами — с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересах налогоплательщиков. Из этого вытекает необходимость реализации принципа эффективности использования финансовых ресурсов, означающего необходимость достижения заданных результатов при минимальном расходе средств или достижения наилучшего результата с использованием объема средств, определенного действующим налоговым законодательством. Важным принципом рационализации расходов является целевой характер бюджетных ассигнований и достижение целей при минимуме затрат. Эффект выражается в виде уровня достижения целей по соответствующим функциям управления, обеспечивающим удовлетворение потребностей общества в предоставляемых государством благах. Это предполагает использование многолетних финансовых планов и многолетнего бюджетного планирования, ориентированного на результат. При этом должно быть обеспечено соответствие проектируемых расходов задачам государства в планируемом периоде. При формировании бюджета в первую очередь необходимо определить, какие задачи предполагается решить в планируемом периоде, что государство или органы управления собираются сделать, сколько это стоит. Речь идет как об общем объеме расходов, включая расходы регионов, муниципальных образований и социальных внебюджетных фондов, так и о расходах по уровням управления и функциональным направлениям расходования средств. После этого можно определить, кто и в каких размерах оплатит решение поставленных задач, и, если источников средств оказывается недостаточно, приходится согласовывать желания и возможности, ограничивая объем задач и изыскивая дополнительные источники доходов. В ходе планирования определяются масштабы государственного участия в экономике. Задачи определяются на основе концепции бюджетной политики. Ведущими параметрами концепции являются фиксированные характеристики рубежей и реальных результатов, которых государство ставит своей целью достигнуть путем бюджетного финансирования в планируемом периоде. Финансовое планирование предполагает определение приоритетов расходования средств, обоснование этих приоритетов и использование программ действий по достижению намечаемых результатов. Достижение поставленных целей является мерилом эффективности действий органов государственного управления, за которые оно несет ответственность перед населением. Определение потребности в расходах позволяет, отталкиваясь от них, определять налогово-бюджетную политику. Такой подход предполагает устоявшиеся размеры основных статей затрат, системно отработанную процедуру формирования бюджета. В России потребности в расходах пока в достаточной мере не откристаллизовались. Впрочем, даже для стабильно развивающейся экономики с отлаженными традициями формирования бюджетов не всегда ясно, какие расходы являются необходимыми, а какие — излишними. К тому же трудности балансирования бюджета возникают не только из-за излишних расходов, но и из-за проблем с поступлением доходов. Эффективность использования бюджетных средств является сложной проблемой как при формировании концепции бюджетной политики, так и в ходе конкретного финансового планирования. Каждый орган исполнительной власти должен обосновать, какие результаты будут достигнуты в случае выделения средств в заявленных объемах по курируемым ими сферам экономики. Таким образом, финансовое планирование осуществляется не только финансовыми органами, но и органами исполнительной власти. Эта проблема является более важной, чем обычно находящиеся в центре внимания проблемы нехватки денежных средств и выделения средств по отдельным направлениям. Общими итогами эффективности общественных расходов являются улучшение состояния экономики, рост благосостояния населения и связанный с ними приток налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Определение приоритетов развития экономики с учетом значимости и эффективности отдельных видов затрат. Повышение эффективности использования бюджетных средств нацеливает на то, чтобы не размазывать их по многочисленным направлениям и программам, а определять приоритеты и концентрировать средства на четко сформулированных целях, сокращать количество государственных целевых программ, имея в виду сосредоточение средств на наиболее эффективных и социально значимых проектах, и получать возможно большие результаты при минимуме затрат. Государственные программы по объему затрат должны быть согласованы с имеющимися ресурсами, а при недостатке средств — сокращены или рассредоточены во времени. Принципиальное значение имеет разработка и реализация государственных инвестиционной и инновационной программ с Увязкой государственных и негосударственных источников финансирования. Сложность проблемы в России заключается в том, что, с одн0^ стороны, в условиях приватизации и развития частного предпринимательства государственные расходы на народное хозяйство сократились, с другой — сохраняется необходимость в дотациях угольной промышленности, сельскому хозяйству, оборонной промышленности, жилищно-коммунальному хозяйству, требуется государственная поддержка структурной перестройки экономики и т.д. Экономия на закупках товаров и услуг и государственных заказах на их производство является важным направлением повышения эффективности государственных расходов. Способствовать их сокращению может отработка механизмов распределения госзаказов на производство и контрактов на закупки путем использования процедур открытых конкурсов с публикацией цен и условий конкурса, обеспечивающих добросовестную конкуренцию. Уменьшение расходов на дотации отдельным отраслям предполагает ликвидацию перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий, сокращение дотаций угольной промышленности, жилищно-коммунальному хозяйству, сокращение расходов на военное производство. Все эти проблемы являются довольно сложными. Многие из них связаны с дополнительными затратами на стадии их разрешения, тогда как экономия может быть достигнута лишь в более поздние сроки. Увязка предоставляемых населению льгот, дотаций и других выплат с уровнем доходов их получателей. Путем экономии бюджетных ресурсов, направляемых на социальную поддержку населения, является также переориентация с предоставления обезличенных льгот на выплаты денежных сумм действительно нуждающимся лицам. Контроль за расходованием бюджетных средств должен обеспечить их использование в соответствии с действующими законами и нормативными актами. Для решения стоящих перед органами государственного управления задач по управлению финансами, организации финансового контроля, функционированию налоговой системы, эффективному регулированию работы казначейства, регулированию притока и оттока наличных денег и др. большое значение имеют данные о стадиях осуществления расходов. В этой связи полезно анализировать данные о тех этапах получения доходов и осуществления расходов, на которых они имеют неденежный характер. Данные о фактически произведенных платежах целесообразно анализировать, используя данные о заключенных государственными органами контрактах, оказывающих влияние на деятельность поставщиков и занятость населения, а также данные о неоплаченных правительственных счетах. Увеличение объема платежных поручений, переносимых на следующий период, является сигналом о росте спроса на денежные средства и необходимости принятия мер во избежание увеличения сумм текущей задолженности. Разделение государственных расходов на действующие и вновь планируемые. Объем и структура бюджетных расходов в значительной мере предопределяются обязательствами органов власти, вытекающими из ранее принятых законодательных и нормативных актов и иных обязательств, вытекающих из заключенных договоров, соглашений, действующих бюджетных программ и т.п. Затраты на них подлежат обязательному включению в бюджет. В то же время при формировании бюджета на каждый новый период возникают новые обязательства органов государственной власти. Они могут быть связаны с увеличением трансфертов населению, повышением оплаты труда государственных служащих, досрочным погашением государственного долга, увеличением объема бесплатных услуг, предоставляемых населению, формированием новых бюджетных программ или увеличением расходов по ранее принятым, предоставлением бюджетных кредитов и т.д. В целях определения возможностей и масштабов принятия новых обязательств необходимо сопоставление суммарного объема действующих и вновь принимаемых обязательств с общим объемом допустимых расходов, определяемым в конечном итоге уровнем доходов. Новые обязательства могут быть приняты лишь в пределах превышения доходов над объемом обязательных расходов или при принятии решений об их уменьшении, а также в случае, если имеются приемлемые возможности заимствования. Защита реального объема бюджетных расходов при инфляции. Крупной проблемой реализации предусмотренных бюджетом расходов является сохранение реального объема расходов в случае обесценения средств в результате инфляции и при неполном сборе запроектированных доходов. В целях выявления влияния цен следует произвести индексацию расходов — корректировку данных на индекс цен. При этом если итоговые данные могут быть пересчитаны по дефлятору ВВП, то для данных по отдельным направлениям расходов больше подходят специализированные индексы: Для расходов на заработную плату и пенсии — индексы потребительских цен и т.д. Защитой от обесценения может быть индексация статей затрат (например, зарплаты, пенсий и др.) по мере роста цен. Практическое использование индексации ограничивается общим стремлением органов государственной власти к уменьшению выплат и проблемой ограничения находящейся в обращении денежной массы. Секвестр расходов. Недобор доходов вынуждает сокращать рас. ходы и порождает проблему приоритетности расходования средств по отдельным направлениям. Проблема заключается в том, что при утверждении бюджета устанавливаются предельные уровни дефицита бюджета. В случае возникновения опасности превышения дефицита из-за недобора налогов или по другим причинам становится неизбежным секвестр расходов, т.е. пропорциональное их сокращение по всем статьям, кроме специально защищенных. В этой связи утверждаются регламенты секвестра (сокращения) расходов. Приходится устанавливать перечень защищенных статей затрат. К защищенным статьям текущих расходов относятся, в частности, зарплата, пенсии, расходы на медикаменты, дотации животноводству. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ внесение изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете может быть произведено в случае сокращения (роста) расходов федерального бюджета более чем на 10% в связи со снижением (ростом) поступлений в федеральный бюджет. Изменения и дополнения к федеральному бюджету утверждаются в виде федерального закона. В случае если такой закон не принимается в установленные сроки, правительство имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета впредь до принятия федерального закона по этому вопросу. В 1996 г. собираемость налогов составила около 80%, доходы по отношению к ВВП составили 11%. На 1997 г. планировалось собрать 94% налогов и довести удельный вес доходов федерального бюджета в ВВП до 16%. Это было невыполнимо. При проектировавшемся объеме ВВП 2726 трлн руб. разница по сравнению с 1996 г. в 5 процентных пунктов составляла 136 трлн руб. дополнительного дефицита. Фактически исполнение федерального бюджета по доходам в 1997 г. составило 65%, или 9,3% к ВВП. Бюджет пришлось секвестрировать. В последние годы бюджет России сводился с профицитом, но это не исключает возможности такого рода проблем в дальнейшем. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Что такое общественные расходы? 2. На решение каких основных задач используются общественные расходы? 3. Назовите основные направления расходов общего назначения. 4.Перечислите основные направления расходов на экономику. 5. Назовите основные направления расходов на социальные нужды и жилищно-коммунальное хозяйство. 6. Что такое расходы по экономическому содержанию? 7. Охарактеризуйте роль расходов в социально-экономическом развитии. 8. Почему растет доля общественных расходов в ВВП?
|