Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тест: крылатные фразы библии
№1
| Уточните местонахождение в Библии крылатых выражений: Блудный сын
| 1. Евангелие от Луки
2. Евангелие от Иоанна
| №2
| Вавилонское пленение
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №3
| Вавилонское столпотворение
| 1. Бытие
2. Притчи
3. Псалтирь
| №4
| Валаамова ослица
| 1. Пятикнижие Моисея
2. Книги Пророческие
| №5
| Волк в овечьей шкуре
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №6
| Какое из приведённых выражений библейское?
| 1. Дамоклов меч
2. Между Сциллой и Харибдой
3. Двуликий Янус
4. Панический страх
5. Валтасаров пир
6. Сизифов труд
7. Колесо Фортуны
8. Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть
9. На седьмом небе
| №7
| Заблудшая овца
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №8
| Есть ли в Библии фраза "ложь во спасение"?
| 1. да
2. нет
| №9
| «Глас вопиющего в пустыне». Где впервые в Библии употреблено это выражение?
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №10
| Змий-искуситель
| 1. Бытие
2. Исход
| №11
| Запретный плод
| 1. Бытие
2. Исход
| №12
| Золотой телец
| 1. Бытие
2. Исход
3. Второзаконие
| №13
| Избиение младенцев
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №14
| Иудин поцелуй
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №15
| «Не хлебом единым». Где впервые в Библии употреблено это выражение?
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №16
| «Не от мира сего». Кто произнёс: "Я не от сего мира"?
| 1. Моисей
2. Пророк Даниил
3. Екклезиаст
4. Соломон
5. Иисус Христос
| №17
| Не сотвори себе кумира
| 1. Бытие
2. Исход
3. Левит
| №18
| Притча во языцех
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №19
| Подставить другую щёку
| 1. Евангелие от Марка
2. Евангелие от Матфея
| №20
| Кто не работает, тот не ест
| 1. Евангелия
2. Апостол
| №21
| Кесарю - кесарево, Богу - Божье
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №22
| Всё тайное становится явным
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №23
| Козел отпущения
| 1. Исход
2. Левит
3. Второзаконие
| №24
| Манна небесная
| 1. Исход
2. Левит
| №25
| Метать бисер
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №26
| Невзирая на лица
| 1. Послание святого апостола Иакова
2. Апокалипсис св. Ап. Иоанна Богослова
| №27
| Око за око, зуб за зуб
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №28
| Кому принадлежит фраза "Перекуём мечи на орала"?
| 1. пророку Даниилу
2. пророку Исаие
3. пророку Амосу
4. царю Соломону
| №29
| Юдоль плача
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №30
| Камень преткновения
| 1. Евангелие
2. Апостол
| №31
| Камня на камне не оставить
| 1. Евангелие
2. Апостол
| №32
| Краеугольный камень
| 1. Евангелие
2. Апостол
| №33
| Время разбрасывать камни, время собирать камни
| 1. Книга Екклезиаста или Проповедника
2. Книга Песни Песней Соломона
| №34
| Первым бросить камень
| 1. Евангелие от Матфея
2. Евангелие от Марка
3. Евангелие от Луки
4. Евангелии от Иоанна
| №35
| Тяжесть выше сил
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №36
| В поте лица
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №37
| Вернуться на круги своя
| 1. Екклезиаст
2. Псалтирь
| №38
| Власть предержащие
| 1. Ветхий Завет
2. Евангелие
3. Апостол
| №39
| Внести свою лепту
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №40
| Во главе угла
| 1. Пятикнижие Моисеево
2. Псалтирь
| №41
| Выпить чашу до дна
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №42
| Всякой твари по паре
| 1. Бытие
2. Исход
| №43
| Глас вопиющего в пустыне
| 1. Книги Исторические
2. Книги Пророческие
| №44
| Голубь мира
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №45
| Грехи молодости
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №46
| Дом, построенный на песке
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №47
| Допотопные времена, а также: допотопная техника, допотопные суждения и т. п.
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №48
| Жнёт, где не сеял
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №49
| Зарывать талант в землю
| 1. Евангелие от Матфея
2. Евангелие от Иоанна
| №50
| Земля обетованная
| 1. Евангелие
2. Апостол
| №51
| Злоба дня
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №52
| Знамение времени
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №53
| Ищите и обрящете
| 1. Евангелие
2. Апостол
| №54
| Книга за семью печатями
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №55
| Колосс на глиняных ногах
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №56
| Корень зла
| 1. Книга Иова
2. Книга Екклезиаста или Проповедника
| №57
| Кто не со мною, тот против меня
| 1. Евангелие
2. Апостол
| №58
| Кто с мечом придет, от меча и погибнет
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №59
| Не ведают, что творят
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №60
| Не судите, да не судимы будете
| 1. Второзаконие
2. Евангелие
| №61
| Неопалимая купина
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №62
| Нести свой крест
| 1. Евангелие
2. Апостол
| №63
| Нет пророка в своем отечестве
| 1. Книги пророческие
2. Новый Завет
| №64
| Ни на йоту не уступить
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №65
| Ничтоже сумняшеся
| 1. Евангелие
2. Апостол
| №66
| От лукавого
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №67
| Отделять плевелы от зёрен
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №68
| Отряхнуть прах от своих ног
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №69
| Путеводная звезда
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №70
| Святая святых
| 1. Бытие
2. Исход
3. Второзаконие
| №71
| Посыпать голову пеплом
| 1. Книга Иова
2. Псалтирь
| №72
| Скрежет зубов
| 1. Евангелие
2. Апокалипсис
| №73
| Слуга двух господ
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №74
| Служить маммоне
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №75
| Содом и Гоморра
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №76
| Соль земли
| 1. Евангелие
2. Апостол
| №77
| Суета сует
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №78
| «Тридцать сребренников». Где впервые указывается эта сумма?
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №79
| Труба иерихонская
| 1. Пятикнижие Моисея
2. Книги исторические
| №80
| Тьма кромешная
| 1. Евангелие
2. Апокалипсис
| №81
| Умывать руки (устраниться от ответственности)
| 1. Евангелие от Матфея
2. Евангелие от Марка
3. Евангелие от Луки
4. Евангелие от Иоанна
| №82
| Фарисейство (лицемерие)
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №83
| Фиговый листок
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №84
| Фома неверующий
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №85
| Хлеб насущный
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №86
| Хляби небесные
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №87
| Хранить, как зеницу ока
| 1. Ветхий Завет
2. Новый Завет
| №88
| Каинова печать
| 1. Бытие
2. Исход
| №89
| Хам
| 1. Пятикнижие Моисеево
2. Книги исторические
3. Книги учительные
|
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
N
| Вопрос
| Правильный ответ
| Комментарий
| №1
| Уточните местонахождение в Библии крылатых выражений: Блудный сын
| 1. Евангелие от Луки
| Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лука, 15:2—32), в которой рассказывается о том, как некий человек разделил имение свое между двумя сыновьями; младший пошел в дальнюю сторону и, живя распутно, расточил имение свое. Испытав нужду и лишения, он вернулся к отцу своему; отец сжалился над ним, обнял его и поцеловал; и сын сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Но отец велел одеть его в лучшую одежду и устроил в честь него пир, сказав: «Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Выражение «блудный сын» значит сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении «человек беспутный, нравственно нестойкий», но чаще в значении «раскаявшийся в своих заблуждениях».
| №2
| Вавилонское пленение
| 1. Ветхий Завет
| Выражение возникло из Библии, из 136-го псалма, в котором говорится о тоске иудеев, находившихся в вавилонском плену и с плачем вспоминавших о своей родине: «На реках вавилонских тамо седохом и плакахом...»
| №3
| Вавилонское столпотворение
| 1. Бытие
| Вавилонское столпотворение (в переносном смысле - суматоха, полный беспорядок). На церковнославянском "столпотворение" - строительство столпа, башни. В книге Бытия рассказано о попытке людей построить в городе Вавилоне башню до небес, чтобы осуществить свои честолюбивые планы и обессмертить себя в глазах потомков. Бог наказал возгордившихся людей и, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга, рассеял их по всей земле (Быт. 11,1-9).
| №4
| Валаамова ослица
| 1. Пятикнижие Моисея
| Один из первых упомянутых в Библии пророков – мадианитянин Валаам. Еще когда израильтяне только шли к своей обетованной земле, царь Моава Валак нанял его, чтобы проклясть израильский народ. В те времена отношение к пророческому слову было исключительно серьезным, и проклясть – означало причинить реальный, вовсе не символический вред. Валаам согласился, оседлал свою ослицу и отправился в путь… Что было дальше, знает всякий, кто знаком с выражением «валаамова ослица». Она заупрямилась, не захотела идти дальше, несмотря на побои, и даже прижала ногу своего хозяина к стене. А когда он совсем рассвирепел и хотел ее убить, заговорила с ним человеческим голосом – и показала своему хозяину ангела, который и преграждал дорогу. Ангел, впрочем, позволил пророку отправиться к «работодателю», но только с одним условием: Валаам должен произнести то пророчество, которое даст ему Господь, а не то, за которое ему обещана плата. В поведении ослицы, конечно же, заключался глубокий смысл: дело в вести, а не в вестнике. Конечно же, бессловесное животное было ничуть не выше и не лучше знаменитого пророка, но именно оно помогло ему узнать волю Божью. Точно так же и Валаам, и любой провидец и тайнозритель – не великий гуру, а всего лишь посредник, помогающий узнать эту волю другим людям. Итак, Валаам отправился к Валаку и произнес вместо проклятий благословения, потому что так велел ему Господь (Чис 22-24). Андрей Десницкий Это выражение употребляется иронически в применении к молчаливым и покорным людям, неожиданно заговорившим, запротестовавшим.
| №5
| Волк в овечьей шкуре
| 2. Новый Завет
| Выражение возникло из Евангелия: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матф. 7,15). Употребляется как характеристика лицемера, скрывающего свои дурные намерения под маской добродетели.
| №6
| Какое из приведённых выражений библейское?
| 5. Валтасаров пир
| Выражение возникло из Библии (Книга пророка Даниила, 5) из рассказа о пире у халдейского царя Валтасара (Балтазара), во время которого таинственная рука начертала на стене письмена, предвещавшие гибель царю; в ту же ночь Валтасар был убит, и его царством овладел Дарий Мидянин. Употребляется в значении «веселая, легкомысленная жизнь во время какого-либо бедствия». «Жить Валтасаром» — беспечно роскошествовать.
| №7
| Заблудшая овца
| 2. Новый Завет
| Заблудшая овца (человек, сбившийся с пути истинного). Из Евангельской притчи о радости хозяина, нашедшего и возвратившего в стадо одну заблудившуюся овцу (Матф. 18:12-13; Лук. 15:4-7).
| №8
| Есть ли в Библии фраза "ложь во спасение"?
| 2. нет
| Традиционно под этими словами подразумевается ложь вполне допустимая — оправданная тем, что она якобы идет во благо обманываемому и такую ложь, как считают некоторые, разрешает Библия. Но эта крылатая фраза обязана своим рождением некорректному прочтению библейского текста. В Библии нигде не говорится о «лжи во спасение», то есть лжи, которую можно понять и простить. В церковнославянском тексте Библии сказано (Ветхий завет, Псалтирь, псалом 32, ст. 17): «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется». Русский перевод этого стиха: «Ненадежен конь во спасение, не избавит великою силою своею».Таким образом, здесь вообще не говорится ни о лжи, ни, тем более, ее оправдании. Речь идет только о том, что спасти человека может только один Бог, что и на коне человек не сможет ускакать от воли Божией.
| №9
| «Глас вопиющего в пустыне». Где впервые в Библии употреблено это выражение?
| 1. Ветхий Завет
| Выражение из Библии (Исаия, 40,3; цитируется: Матф., 3,3; Марк, 1,3; Иоанн, 1,23), употребляется в значении «напрасный призыв к чему-нибудь, остающийся без внимания, без ответа».
| №10
| Змий-искуситель
| 1. Бытие
| Сатана в образе змея соблазнил Еву вкусить плоды с запретного Дерева познания добра и зла (Быт. 3,1- 13), за что она вместе с Адамом, которого угостила этими плодами, была изгнана из Рая.
| №11
| Запретный плод
| 1. Бытие
| Выражение употребляется в значении «что-нибудь заманчивое, желанное, но запрещенное или недоступное». Возникло из книги Бытие о Древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил есть Адаму и Еве (Бытие, 2,16-17).
| №12
| Золотой телец
| 2. Исход
| Золотой телец (богатство, власть денег). Из библейского повествования о поклонении иудеями во время странствия по пустыне вместо Бога тельцу (телёнку), сделанному из золота (Исх. 32,1-4).
| №13
| Избиение младенцев
| 2. Новый Завет
| Избиение младенцев (расправа над беззащитными). Когда царю Ироду Великому стало известно, что в Вифлиеме родился Христос, он велел убить всех младенцев возрастом до 2-х лет (Матф. 2,16). Сын Ирода, Ирод Антипа, также был жестоким человеком - по его приказу был обезглавлен Иоанн Креститель. Имя "Ирод", как символ жестокости, стало нарицательным, также как и другие библейские имена: "Голиаф" - великан, "Иуда" - предатель, "Каин" - братоубийца.
| №14
| Иудин поцелуй
| 2. Новый Завет
| В Евангелии рассказано о предательстве одного из двенадцати учеников Христа — Иуды Искариота; своего учителя он предал за тридцать сребреников иудейским первосвященникам; приведя стражу в Гефсиманский сад, где находился Иисус, Иуда сказал, что того, кого он поцелует, нужно взять, и тотчас подошел к Иисусу и поцеловал его (Матф., 26,48—49; Марк, 14,44; Лука, 22,47). Имя Иуды стало синонимом предателя; выражение «иудин поцелуй» употребляется в значении «предательский поступок, лицемерно прикрытый проявлением любви, дружбы».
| №15
| «Не хлебом единым». Где впервые в Библии употреблено это выражение?
| 1. Ветхий Завет
| «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8,3). Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Матф. 4,4; Лук. 4,4). Употребляется в значении «человек должен заботиться об удовлетворении не только своих материальных, но и духовных потребностей».
| №16
| «Не от мира сего». Кто произнёс: "Я не от сего мира"?
| 5. Иисус Христос
| «Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Иоан. 8,23) - из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также «Царство Мое не от мира сего» (Иоан. 18:36) - ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, он ли есть Царь Иудейский.
| №17
| Не сотвори себе кумира
| 2. Исход
| Не сотвори себе кумира. Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20,4; Втор. 5,8). Употребляется в значении «не покланяйся слепо кому-, чему-либо, как идолу».
| №18
| Притча во языцех
| 1. Ветхий Завет
| Выражение из Библии (Второзаконие, 28,37). Притча — краткий рассказ с нравоучительным смыслом; слово «языци» — языки, наречия, а также — народы, племена. «Притча во языцех» — то, что получило широкую известность, у всех на устах, сделалось предметом общих разговоров, вызывая неодобрение и насмешки.
| №19
| Подставить другую щёку
| 2. Евангелие от Матфея
|
| №20
| Кто не работает, тот не ест
| 2. Апостол
| "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2-е Фес. 3,10).
| №21
| Кесарю - кесарево, Богу - Божье
| 2. Новый Завет
| Кесарю - кесарево, Богу - Божье (каждому - свое). "Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" - ответ Иисуса Христа фарисеям на вопрос, нужно ли отдавать подать кесарю (Матф. 22,21).
| №22
| Всё тайное становится явным
| 2. Новый Завет
| В Евангелии от Марка (гл. 4, ст. 22) и от Луки (гл. 8, ст. 17) сказано: «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». Употребляется в прямом смысле.
| №23
| Козел отпущения
| 2. Левит
| Козел отпущения (существо, несущее ответственность за других). Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом, после чего козел изгонялся (отпускался) в пустыню. (Лев. 16,21-22). В день грехоотпущения первосвященник возлагал обе руки на голову живого козла в знак возложения на него грехов еврейского народа, после чего козел изгонялся в пустыню. Выражение употребляется в смысле: человек, на которого постоянно сваливают чужую вину, несущий ответственность за других.
| №24
| Манна небесная
| 1. Исход
| Манна небесная (неожиданная помощь). Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время их странствия по пустыне в Землю Обетованную (Исх. 16,14-16; Исх. 16,31).
| №25
| Метать бисер
| 2. Новый Завет
| Выражение из Евангелия: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга (церк.-слав. - бисер) вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матф., 7, 6). Употребляется в значении: понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их.
| №26
| Невзирая на лица
| 1. Послание святого апостола Иакова
| Мысль о поступках без лицеприятия, без угодливости перед вышестоящими. "Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте" (Втор. 1,17). «Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица» (Иак. 2,1).
| №27
| Око за око, зуб за зуб
| 1. Ветхий Завет
| "Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать" (Лев. 24,20) а также в Исх. 21,24; Втор. 19,21 - ветхозаветный закон, регламентирующий степень ответственности за преступление, смысл которого: человеку, причинившему повреждение другому, не может быть установлено наказание больше содеянного, причем ответственность за это нес конкретный виновник. Закон этот имел очень важное значение, т.к. ограничивал распространенную в древние времена кровную месть, когда за преступление человека одного рода по отношению к представителю другого рода, мстили всему роду, причем местью, как правило, независимо от степени вины, была смерть. Этот закон предназначался судьям, а не отдельному человеку, поэтому совершенно неверно современное толкование "око за око" как призыв к мести.
| №28
| Кому принадлежит фраза "Перекуём мечи на орала"?
| 2. пророку Исаие
| Перекуём мечи на орала (призыв к разоружению). Орало - плуг.
| №29
| Юдоль плача
| 1. Ветхий Завет
| Выражение из Библии (Псал., 83, 7); употребляется в значении: земная жизнь с её горестями и страданиями (церк. — слав.: юдоль — долина).
| №30
| Камень преткновения
| 2. Апостол
| Выражение употребляется в значении «затруднение, на которое наталкивается кто-нибудь в каком-нибудь деле». «И будет Он... камнем преткновения, и скалою соблазна» (Ис. 8,14). Цитата из Ветхого завета. Часто цитируется в Новом Завете (Рим. 9,32-33; 1-е Петра 2,7).
| №31
| Камня на камне не оставить
| 1. Евангелие
| Камня на камне не оставить (разрушить до основания). "Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено" (Матф. 24,2) - пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после распятия Христа.
| №32
| Краеугольный камень
| 2. Апостол
| Краеугольный камень (нечто важное, основополагающее). "Я полагаю в основание на Сионе камень, - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный" (Ис. 28:16). В Новом Завете - Еф.(2:20).
| №33
| Время разбрасывать камни, время собирать камни
| 1. Книга Екклезиаста или Проповедника
| Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему свое время). «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать;... время разбрасывать камни, и время собирать камни;... время войне, и время миру» (Еккл. 3,1-8). Вторая часть выражения (время собирать камни) употребляется в значении: время созидания.
| №34
| Первым бросить камень
| 4. Евангелии от Иоанна
| Первым бросить камень. «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Иоан. 8,7) - слова Иисуса Христа в ответ на искушения книжников и фарисеев, приведших к Нему женщину, уличенную в прелюбодеянии, смысл которых: не имеет морального права человек осуждать другого, так как сам не безгрешен.
| №35
| Тяжесть выше сил
| 1. Ветхий Завет
| Не поднимай тяжести свыше твоей силы, и не входи в общение с тем, кто сильнее и богаче тебя. Сир. (13:2)
| №36
| В поте лица
| 1. Ветхий Завет
| В поте лица (тяжким трудом). "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3,19) - сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.
| №37
| Вернуться на круги своя
| 1. Екклезиаст
| Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого - либо жизненного этапа). "И возвращается ветер на круги свои" (Еккл. 1:6) (по церковнославянски - "на круги своя").
| №38
| Власть предержащие
| 3. Апостол
| "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога" (Рим. 13,1). По церковнославянки высшим властям - "властем предержащим". В этом выражении апостол Павел говорит о принципе гражданской жизни христианина. Употребляется в ироническом смысле по отношению к начальству.
| №39
| Внести свою лепту
| 2. Новый Завет
| Внести свою лепту (внести посильный вклад). Лепта - мелкая медная монета. По словам Христа, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала все, что имела (Марк. 12,41-44; Лук.21,1-4).
| №40
| Во главе угла
| 2. Псалтирь
| Во главе угла (главное, приоритетное). «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117:22). Многократно цитируется в Новом Завете (Матф. 21:42; Марк. 12:10; Лук. 20:17; Деян. 4:11; 1-е Петра 2:7).
| №41
| Выпить чашу до дна
| 1. Ветхий Завет
| Выпить чашу до дна (претерпеть испытание до конца). «Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил» (Ис. 51,17).
| №42
| Всякой твари по паре
| 1. Бытие
| Всякой твари по паре. Из повествования о всемирном потопе - об обитателях Ноевого ковчега. (Быт. 6,19-20; 7,1-8). Употребляется в ироническом смысле по отношению к пестрой компании.
| №43
| Глас вопиющего в пустыне
| 2. Книги Пророческие
| Глас вопиющего в пустыне. Выражение из Ветхого Завета (Ис. 40:3). Цитируется в Новом Завете (Матф. 3:3; Марк. 1:3; Иоан. 1:23) по отношению к Иоанну Крестителю. Употребляется в значении: отчаянный призыв.
| №44
| Голубь мира
| 1. Ветхий Завет
| Из повествования о всемирном потопе. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему масличный лист, как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8,11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения.
| №45
| Грехи молодости
| 1. Ветхий Завет
| Грехи молодости. «Грехи юности моей... не вспоминай... Господи!» (Пс. 24:7).
| №46
| Дом, построенный на песке
| 2. Новый Завет
| Дом, построенный на песке (нечто зыбкое, непрочное). «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Матф. 7,26-27).
| №47
| Допотопные времена, а также: допотопная техника, допотопные суждения и т. п.
| 1. Ветхий Завет
| Допотопные времена, а также: допотопная техника, допотопные суждения и т. п. Употребляется в значении: очень древнее, существовавшее чуть ли не до всемирного потопа (Быт. 6-8).
| №48
| Жнёт, где не сеял
| 2. Новый Завет
| Жнёт, где не сеял (пользуется плодами чужого труда). «Жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал» (Матф. 25:24). «Берёшь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял» (Лук. 19:21).
| №49
| Зарывать талант в землю
| 1. Евангелие от Матфея
| Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра) вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Матф. 25,14-30). Слово «талант» впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.
| №50
| Земля обетованная
| 2. Апостол
| Земля обетованная (благодатное место). Земля, обещанная Богом иудейскому народу (древняя Палестина) при избавлении от египетского рабства. «И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную» (Исх. 3:8). Обетованной (обещанной) названа эта земля апостолом Павлом (Евр. 11:9).
| №51
| Злоба дня
| 2. Новый Завет
| Злоба дня (актуальная проблема данного времени). «Довольно для каждого дня своей заботы» (Матф. 6:34). По церковнославянски: «Довлеет дневи злоба его».
| №52
| Знамение времени
| 2. Новый Завет
| Знамение времени (типичное общественное явление для данного времени, проясняющее его тенденции). «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете?» (Матф. 16:3) - упрек Иисуса Христа фарисеям и саддукеям, просивших Его показать знамение с неба.
| №53
| Ищите и обрящете
| 1. Евангелие
| Ищите и обрящете. В переводе с церковнославянского языка означает - "ищите и найдете" (Матф. 7:7; Лук. 11:9).
| №54
| Книга за семью печатями
| 2. Новый Завет
| Книга за семью печатями (нечто недоступное). "И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу,... запечатанную семью печатями.... И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее" (Откр. 5:1-3).
| №55
| Колосс на глиняных ногах
| 1. Ветхий Завет
| Колосс на глиняных ногах (нечто грандиозное с виду, но имеющее легко уязвимые места). Из библейского рассказа о сне царя Навуходоносора, в котором он увидел огромного металлического истукана (колосса) на глиняных ногах, рухнувшего от удара камня (Дан. 2:31-35).
| №56
| Корень зла
| 1. Книга Иова
| Корень зла (источник зла). "Как будто корень зла найден во мне" (Иов. 19:28). "Ибо корень всех зол есть сребролюбие" (1-е Тим. 6:10).
| №57
| Кто не со мною, тот против меня
| 1. Евангелие
| Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Матф. 12:30). Этими словами Иисус Христос подчеркивает, что в духовном мире нет среднего пути. Народная мудрость гласит на этот счет: «От Бога отстал - к сатане пристал». Мы должны помнить, что эти слова Спасителя как ярким лучом освещают весь хаос теперешней жизни. Господь точно и коротко говорит: "Кто не со Мной, тот против Меня". Христианин не может безразлично относиться к истине и к не истине, правде и неправде. Есть люди, которые, как говорят, стоят по ту сторону добра и зла, как они сами о себе думают. Но это показывает в действительности, что они, сами отчета себе в том не отдавая, целиком на стороне зла. А вот кто со Спасителем, тот сознательно Ему служит. Он Его святой закон берет, как руководство для себя, и постоянно старается жизнь свою строить так, как учит Господь, как нам указывает Евангелие. Не напрасны же слова Спасителя: "Не слушающий Меня, не исполняющий Моих слов будет иметь себе судью — слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день". Поэтому христианин и должен слово Божие хранить, как зеницу ока и направлять по нему свою жизнь, чтобы оно не осудило его на последнем Суде. митрополит Филарет (Вознесенский)
| №58
| Кто с мечом придет, от меча и погибнет
| 2. Новый Завет
| Кто с мечом придет, от меча и погибнет. "Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут" (Матф. 26,52).
| №59
| Не ведают, что творят
| 2. Новый Завет
| «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23:34) - слова Иисуса Христа при распятии, звучащие по церковнославянски: «Отче отпусти им, не ведят бо, что творят».
| №60
| Не судите, да не судимы будете
| 2. Евангелие
| Не судите, да не судимы будете. Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф., 7:1).
| №61
| Неопалимая купина
| 1. Ветхий Завет
| Неопалимая купина (церк.-слав. несгорающий куст). Горящий, но несгорающий куст терновника, в пламени которого Ангел Господень явился Моисею (Исх. 3:2). Символ вечного, непреходящего.
| №62
| Нести свой крест
| 1. Евангелие
| Нести свой крест (покорно переносить тяготы своей судьбы). Иисус Сам нес крест, на котором Ему предстояло быть распятым (Иоан. 19:17), и лишь когда Он изнемог, римские воины заставили нести крест некоего Симона Киринеянина (Матф. 27:32; Марк. 15:21; Лук. 23:26).
| №63
| Нет пророка в своем отечестве
| 2. Новый Завет
| Нет пророка в своем отечестве. «Никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лук. 4:24). «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем» (Матф. 13:57; Марк. 6:4).
| №64
| Ни на йоту не уступить
| 2. Новый Завет
| Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость). «Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф. 5:18), т.е. недопустимо даже малейшее отклонение от закона, пока не исполнятся все предначертания. Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита - йод, по форме похожий на апостроф.
| №65
| Ничтоже сумняшеся
| 2. Апостол
| Ничтоже сумняшеся. Ничтоже сумняся. "Но да просит с верою, нимало не сомневаясь" (Иак. 1,6). По церковнославянски: "Да просит же верою ничтоже сумняся". Выражение употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь.
| №66
| От лукавого
| 2. Новый Завет
| От лукавого (лишнее, ненужное, сделанное во вред). «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф. 5:37) - слова Иисуса Христа, запрещающие клясться небом, землею, головою клянущегося.
| №67
| Отделять плевелы от зёрен
| 2. Новый Завет
| Отделять плевелы от пшеницы (отделять истину от лжи, плохое от хорошего). Из евангельской притчи о том, как враг посеял плевелы (злостные сорняки) среди пшеницы. Хозяин поля, опасаясь, что при выборке плевел можно повредить неокрепшую пшеницу, решил дождаться созревания ее и тогда выбрать сорняки и сжечь (Матф. 13:24-30; 36-43).
| №68
| Отряхнуть прах от своих ног
| 2. Новый Завет
| Отряхнуть прах от своих ног (навсегда порвать с чем-либо, отречься с негодованием). «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Матф. 10:14), а также Марк. 6:11; Лук. 9:5; Деян. 13:51. В основу данной цитаты положен древний иудейский обычай отрясать с ног дорожную пыль при возвращении в Палестину из путешествий в языческие страны, где даже дорожная пыль считалась нечистой.
| №69
| Путеводная звезда
| 2. Новый Завет
| Путеводная звезда - Вифлиемская звезда, указывающая путь восточным мудрецам (волхвам), которые шли поклониться родившемуся Христу (Матф. 2:9). Употребляется в значении: то, что направляет чью - либо жизнь, деятельность.
| №70
| Святая святых
| 2. Исход
| Святая святых (сокровенное, тайное, недоступное для непосвященных) - часть скинии (походного иудейского храма), отгороженного завесой, входить в которую мог только первосвященник один раз в год. "И будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых" (Исх. 26:33).
| №71
| Посыпать голову пеплом
| 1. Книга Иова
| Посыпать голову пеплом (знак крайнего отчаяния и скорби). Древний обычай иудеев в знак скорби посыпать голову пеплом или землею. «И возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу» (Иов. 2:12); «... разодрал одежды свои и возложил на себя... пепел» (Есф: 4:1).
| №72
| Скрежет зубов
| 1. Евангелие
| «Там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8:12) - слова Иисуса Христа об ужасах ада. В переносном смысле употребляется как бессильная ярость.
| №73
| Слуга двух господ
| 2. Новый Завет
| Слуга двух господ (человек, который тщетно пытается угодить одновременно многим). "Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нерадеть" (Лука 16,13).
| №74
| Служить маммоне
| 2. Новый Завет
| Служить маммоне (чрезмерно заботиться о богатстве, материальных благах). «Не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6:24). Маммона - богатство или земные блага.
| №75
| Содом и Гоморра
| 1. Ветхий Завет
| Содом и Гоморра (распущенность, а также крайняя неразбериха). Из библейского повествования о городах Содоме и Гоморре, которые Бог покарал за распутство их жителей (Быт. 19:24-25).
| №76
| Соль земли
| 1. Евангелие
| Соль земли. «Вы - соль земли» (Матф. 5:13) - слова Иисуса Христа по отношению к верующим, означающие - лучшая, полезная для общества часть людей, в обязанности которых входит хранить свою духовную чистоту. В древности соль считалась символом чистоты.
| №77
| Суета сует
| 1. Ветхий Завет
| Суета сует. Имеется ввиду малость людских дел и трудов перед Богом. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!» (Еккл. 1:2).
| №78
| «Тридцать сребренников». Где впервые указывается эта сумма?
| 1. Ветхий Завет
| Тридцать сребренников (символ предательства). За тридцать сребренников Иуда предал Христа первосвященникам (Матф. 26:15). Эта цифра называется ценой Оцененного (Мф. 27:9). Об этой цене Оцененного предсказывали еще пророки Иеремия (Иер., гл. 18,19 и 32) и, с буквальной точностью исполнения, Захария (Зах. 11:12). Взята эта цена Оцененного из оценки жизни раба или рабыни по закону Моисея. Во Второй книге Моисея Исход мы читаем: Если вол забодает мужчину или женщину до смерти... и если хозяин его был извещен, что… вол бодлив был и вчера и третьего дня... то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти... Но... если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями (Исх. 21:28—29, 32). Ясно, что жизнь раба оценена в тридцать сиклей серебра и за смерть раба платили эту сумму хозяину как собственнику раба.
| №79
| Труба иерихонская
| 2. Книги исторические
| Труба иерихонская (не в меру громкий голос). Из повествования об осаде иудеями города Иерихона, когда от звука священных труб и от крика осаждающих рухнули стены города (Навин. 6).
| №80
| Тьма кромешная
| 1. Евангелие
| Тьма кромешная (символ ада). «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8:12). По церковнославянски "тьма внешняя" - "тьма кромешная".
| №81
| Умывать руки (устраниться от ответственности)
| 1. Евангелие от Матфея
| Умывать руки (устраниться от ответственности). "Пилат, видя, что ничто не помогает,... взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего" (Матф. 27,24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное умывание рук в знак непричастия к совершаемому убийству (Втор. 21,6-9).
| №82
| Фарисейство (лицемерие)
| 2. Новый Завет
| Фарисейство (лицемерие). Фарисеи - религиозно-политическая партия в древней Иудее, представители которой отличались показным строгим исполнением обрядовых сторон ветхозаветной религии. Христос, обличая религиозное ханжество, часто называл их лицемерами: "Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры" (Матф. 23:13-15; Лук. 11:44).
| №83
| Фиговый листок
| 1. Ветхий Завет
| Фиговый листок (недостаточное, поверхностное оправдание чего - либо, а также лицемерное прикрытие чего - либо постыдного). Адам и Ева, познавшие стыд после грехопадения (вкушения запретного плода с древа познания добра и зла), опоясались листьями смоковницы (фигового дерева) (Быт. 3:7). Скульпторы часто использовали фиговый листок при изображении нагого тела.
| №84
| Фома неверующий
| 2. Новый Завет
| Фома неверующий (сомневающийся человек). Апостол Фома не сразу поверил в воскресение Христа: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Иоан. 20:25). Последующим апостольским служением и смертью ради веры Христовой апостол Фома искупил свое минутное сомнение.
| №85
| Хлеб насущный
| 2. Новый Завет
| Хлеб насущный (всё необходимое). «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Матф. 6:11), а также Лук. 11:3 - из молитвы Господней.
| №86
| Хляби небесные
| 1. Ветхий Завет
| Хляби небесные (ныне шуточное выражение о проливном дожде). Из библейского повествования о всемирном потопе: «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт. 7:11). По церковнославянски «окна» - «хляби».
| №87
| Хранить, как зеницу ока
| 1. Ветхий Завет
| Хранить, как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). "Храни меня, как зеницу ока" (Пс. 16:8). "Хранил его, как зеницу ока Своего" (Втор. 32:10).
| №88
| Каинова печать
| 1. Бытие
| <a href="http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/vethiy_zavet/4g1_5_1.shtml" target="_blank">Каинова печать цивилизации</a> Каинова печать – это образ, образ того, что человек, предавший себя дьяволу, изменяется. Изменяется не только душой, но даже всем своим обликом. Вот посмотрите на человека, который явно согрешает: вот, например, вор, рэкетир, даже посмотрев на лицо его, можно увидеть, что он как бы человек, но как бы уже и нет, отчасти. Это печать Каина, печать лукавого проявляется на его лице. протоиерей Максим Козлов
| №89
| Хам
| 1. Пятикнижие Моисеево
| Хам - один из трёх сыновей Ноя (Хам, Сим, Иафет), от которых "населилась вся земля" после всемирного потопа. Затем из Библейского повествования мы видим, что он оказался непочтительным к своему отцу, вследствие чего подвергся его проклятию. Ранее в русском языке слово «хам» не совсем соответствовало современному понятию «невоспитанный грубый человек», сколько было синонимом слова «раб, чернь» в память о злополучных ханаанянах. Достаточно вспомнить ругательство «хамово отродье» или известную пословицу «Из хама не будет пана». Слово быстро вошло в арсенал всё того же дворянства, коим оно величало низшие сословия.
|
|