Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема познания в философии
ТЕМА 3.3. «ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ».
Сущность процесса познания. Познание как философская проблема.
Для философии познание человеком окружающего мира является одной из важнейших мировоззренческих проблем. Вопрос о том, познаваем ли мир и как относятся наши мысли о мире к нему самому, - это вопрос о возможности точного и полного отражения окружающего мира в сознании человека, его свободной ориентации и деятельности в этом мире.
ПОЗНАНИЕ – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.
Т.о., сущность познания заключается в активном и целенаправленном поиске и получении человеком знаний, точных или же искажённых. Знания играют огромную роль в жизни отдельного человека и человечества в целом. 400 лет назад английский философ Френсис Бэкон утверждал, что знание – это сила.
В наших знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной деятельности людей, и это огромное богатство. Конечно, не всё оно становится достоянием отдельного человека. При всём огромном потоке информации, которая обрушивается на нас, каждый усваивает, перерабатывает и использует лишь её некоторую часть. Вот эта часть и есть собственно знание, которым мы овладели.
Круг вопросов, связанных с формированием знания, его источниками, представлениями об истинности знания изучает гносеология, или теория познания.
ГНОСЕОЛОГИЯ – древнейшая область философии, которая изучает природу, формы и методы познания, отношение знания к реальности и критерии его истинности.
Познание мира человеком изучают под собственным углом зрения и другие науки – логика, психология, кибернетика, социология.
Проблема познания в философии.
Античная философия
| - Демокрит, рассматривая познание, выделял знание «тёмное» (чувственное) и «истинное» (рациональное). Сама же истина «скрыта в глубине, она лежит на дне морском». Прийти к ней сможет далеко не каждый человек, а лишь мудрец;
- Сократ поднимал и решал вопрос о методах получения истинного знания. К таковым он относил, прежде всего, диалектику как искусство ведения спора, научной дискуссии;
- Аристотель осмысливал познавательный процесс с помощью понятий «истина» и «заблуждение». Истина – это знание, которое соответствует вещам, а заблуждение – искажение истины. Он разработал логику – науку о способах и формах правильного мышления. Он выделил субъект и объект познания, отчётливо сформулировал основной вопрос гносеологии как вопрос об истине;
- Платон – рассуждал о природе знания, считал, что знание – это «тень идеи», воспоминание бессмертной души о том, что было в ней раньше.
| Философия Средневековья
| - основные усилия гносеологии были направлены на обоснование существования Бога как некоей высшей причины, истока всех вещей. Разум рассматривался, как правило, в качестве важной интеллектуальной способности души человека. Но считалось, что по своим возможностям он находится всё же ниже веры. Выдвигался лозунг: знать, чтобы верить в Бога. Тем самым провозглашалась «служебная» роль разума по отношению к религиозной вере;
| Философия эпохи Возрождения
| - цель разума – обнаружение растворённой в природе некоей «божественности». Дж.Бруно, Н.Кузанский выдвигали идею неисчерпаемости и разнообразия природного мира, а познание рассматривается ими как динамичный и бесконечный процесс;
| Философия Нового времени
| - в центр внимания выдвинулся вопрос о методе (способе) исследования и формах существования знания. Научное знание – важнейшее условие подчинения человеком природного мира своей практической власти и расширения своей свободы (Ф.Бэкон, Б.Спиноза). Большое место занимала борьба рационализма (Р.Декарт) и сенсуализма (Д.Локк), по-разному трактовавших источники и природу знания, формы его существования;
| Немецкая классическая философия
| - И.Кант пытался решать проблему познавательных способностей и возможностей человека. Он выделял чувственность, рассудок и разум и полагал, что в ходе познания возникают непримиримые противоречия разума, и это открывает дорогу вере;
| Классический марксизм XIXв.
| - исходил из принципа гносеологического оптимизма, т.е. убеждённости в принципиальной познаваемости мира человеком. Марксизм рассматривает познание как особый вид духовной деятельности человека, глубоко социальный по своей сути. Познание тесно увязывается им с практикой человека и человечества. Полагается, что окружающий человека мир можно не только познать, но и практически преобразовать, привести его в соответствие со своим идеалом.
|
Все философы по своему отношению к познаваемости мира делятся на гностиков, агностиков и скептиков.
Гностицизм
| - сторонники гностицизма (в основном материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. Как и марксисты, они считают, что мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Познание – это процесс, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя;
| Агностицизм
| - агностики (чаще - идеалисты) либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения человеком достоверных знаний о мире. Его представители английский философ Юм и немецкий философ И.Кант не отрицают наличие у человека способности к познанию, ни сам процесс познания, но ограничивают познавательные возможности человека (сводят познание мира лишь к отражению внешних, лежащих на поверхности бытия явлений). Они полагают, что «пути господни неисповедимы», «чужая душа – потёмки», «чем больше познаём – тем меньше знаем». Агностицизм порождён естественными трудностями и противоречиями познавательного процесса, его незавершённостью, сложностью и неисчерпаемостью окружающего мира, ограниченностью способностей человека, но самое главное – «скрытностью» сущности, законов вещей и процессов;
| Скептицизм
| - сформировался ещё в античной философии. Его сторонники не отрицают познаваемость мира, но сомневаются в достоверности полученных знаний.
|
Социальные черты познания:
| - познание – это особый вид отражательной деятельности человека. Во все времена в истории философской мысли под ним понималось активное и целенаправленное отражение человеком внешнего мира и самого себя в нём с целью получения достоверного знания. Т.о., познание – это творческий поиск знания, обусловленный предпосылками социально-культурного характера;
| - познание – духовная сторона практической деятельности человека. Оно протекает в рамках системы «человек – средства труда – природа», по мере того как человек вскрывает «скорлупу» мира, под которой таится сущность вещей (сущность жизни, сущность магнетизма и т.п.). Он обнаруживает эту сущность – и наслаждается постигнутыми тайнами мира;
| - познание – высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно, путём постановки и решения познавательных проблем и задач. С помощью абстрагирующей (отвлечённой) деятельности мозга информация обретает знаковую форму (2+2=4 и т.п.), что очень удобно для обработки, сохранения и последующего её использования;
| -познание – на деле всегдасубъект - объектное отношение. Это означает наличие и взаимодействие в нём двух сторон – субъекта и объекта. Субъект познания (индивид, социальная группа, общество в целом) осуществляет познавательную деятельность, ставит задачи и решает их. Познавательная активность субъекта направлена на объект познания (отдельная вещь, часть материального мира, мир в целом). Субъект стремится вычленить и постигнуть предмет познания – главные и основные характеристики объекта;
| - познание – это социальный процесс целенаправленной и творческой деятельности человека, который протекает в социокультурной среде, под её непосредственным и активным влиянием. Он обусловлен потребностями, интересами и установками людей, их совместной деятельностью во имя общий целей, другими мотивами и обстоятельствами;
| - познание возможно лишь при опоре на интеллектуальный фонд – совокупные знания человечества, методы и формы, традиции познания, понятийный аппарат, имеющиеся научные факты. Это важно, чтобы не начинать всякий раз процесс познания с нуля.
| - познавательный процесс может протекать лишь при помощи языка как инструмента общения, человеческого способа выражения чувств и мыслей. Для науки язык – это накопитель и хранитель информации, гигантская кладовая знаний и иных сведений о мире;
| - общественные отношения обуславливают также ценностное (пристрастное) отношение субъекта к объекту. Отсюда вытекают разные, иногда полярные восприятие и трактовка одних и тех же событий и проблем в жизни общества. В XIXв. западники и славянофилы по разному представляли себе пути и формы будущего развития России. В современной политической жизни одно и то же явление (институт частной собственности, становление рыночной экономики, демократии и т.д.) оценивается одними социальными группами как благо, а другими – как зло. Всё это говорит о наличии в познании общественных явлений идеологии, т.е. оценки общественных явлений с позиций различных социальных групп;
| - познание – это всегда творчество, т.е. постоянное создание чего-то нового, ранее не существовавшего в знаниях. Главный критерий творчества – новизна и социокультурное значение полученных результатов. Творчество требует очень больших умственных и физических усилий, а нередко гражданского мужества и самопожертвования. Большую роль в творчестве играет интуиция. Интеллектуальная интуиция – это как бы внезапное озарение некоего «сверхсознания», творческое воспламенение, когда истина открывается человеку сразу, без сложной цепи логических процедур и доказательств.
| - функцию ориентации человека в окружающей действительности выполняет знание. Оно представляет собой высший уровень информации о мире, получаемый человеком с помощью своего сознания и специальных технических средств. Знание существует в форме образов, понятий, знаков и применяется в качестве идеального плана для практической деятельности людей. Без знаний невозможно формирование целостной картины мира или его отдельных фрагментов;
| - ведя речь о познании и знании, не следует противопоставлять знание иверу. Вера – специфический способ постижения вещей, процессов и явлений материального и духовного мира – познания без логического обоснования («Я верю, что есть Бог», «Я верю в успех своего дела» и т.п.). Если разум открывает нам вещи видимые, очевидные, то вера устремлена к тому, чтобы обнаружить вещи пока ещё невидимые и поэтому таинственные для человека. Тем самым вера активно участвует в процессе познания, являясь его необходимым компонентом. Мнение, знание и вера – необходимые ступени движения к Истине, важные формы духовного опыта человека, состояния его рассудка, разума и души.
|
Познание представляет собой динамичный, развивающийся процесс. Его краткая формула может быть сформулирована так: «Развивающееся познание деятельного человека активно отражает развивающийся мир».
Познание всегда предполагает переход от улавливания («схватывания») внешних, лежащих на поверхности свойств и отношений к постижению внутренних, относительно устойчивых связей. В итоге это даёт человеку знание сущности («тайны» вещи, её внутреннего закона). От живого созерцания (наблюдения) к абстрактному мышлению (размышлению), от явления к сущности – такова в основном логика движения процесса познания. Г.Гегель образно сравнивал процесс познания с лестницей, которая убегает в глубину, где спрятана сущность.
|