Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3/2. Процедурно-методическая часть программы Проблемы для изучения1. Методы исследования и их разновидности. 2. Выборочный метод и его виды. 3. Шкалы измерений. 4. Методы сбора данных. а) анализ документов; б) наблюдение; в) опрос; г) интервью. При изучении первой проблемы следует обратить внимание на важность правильного определения методов получения информации, грамотного определения методики и процедуры исследования. Под методом понимается система правил теоретической и практической деятельности, разработанная субъектом на основе закономерностей изучаемого объекта. Методика - система операций с указанием процедур их применения в методах для получения информации. Процедура - последовательность, поэтапность в реализации системы действий исследователя; совокупность средств, используемых в исследовании. Методов исследования достаточно много, поэтому необходимо знать их основные разновидности с тем, чтобы не ошибиться при выборе тех, которые необходимы исследователю при изучении конкретного социального объекта. Так они бывают: 1. По масштабу применения: • общенаучные; • частнонаучные. 2. По уровню знания: • теоретические; • эмпирические. 3. По стратегии: • необходимые • достаточные. 4. По этапам исследования: • выборка; • сбор информации; • измерение. Но мало правильно определить методы исследований, необходимо также соблюдать правила методической стратегии: • нет универсальных методов. Каждый метод имеет свои возможности; • не бывает "плохих" или "хороших" методов, есть лишь адекватные и не адекватные исследовательским задачам; • надёжным является метод, обоснованный при соблюдении правил его применения; • надёжность метода проверяется в пилотажном (пробном) исследовании; • использовать методы необходимо оперативно и экономично, но не в ущерб качеству данных. При изучении второй проблемы необходимо разобраться в вопросе об основных видах выборки, процедуре её формирования, о сущности выборочной совокупности. В социологических исследованиях существует три вида выборки: репрезентативная, квотная, случайная. Репрезентативная - представительство того минимума состава обследуемых по выделенным параметрам, который должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности (отклонение от базовых характеристик ген. совокупности должно быть в пределах 5%). Процедура формирования выборки: 1-йэтап: Определить генеральную совокупность, т.е. решить какого рода людей выдолжныопросить. Генеральная совокупность - целевая группа, из которой будет сделана выборка для исследования и которая зависит от его целей. 2-йэтап: Определить объём выборки, т.е. решить сколько людей вы должны опросить. (выборочная совокупность). Выборочная совокупность - количество единиц отобранных для наблюдения, по которым можно судить об общем объекте. Объем выборки влияет на ошибки. Чем больше величина выборки, тем меньше возможная ошибка. Увеличение точности в 2 раза требует увеличения выборки в 4 раза. Количество респондентов, включаемых в выборку, должно составлять 10% от генеральной совокупности, но не превышать 2500 человек. При проведении телефонных опросов достаточно опросить 300 человек. 3-йэтап: Определить, как выбрать конкретных людей для опроса, т.е. сформировать выборочную совокупность. Это делается с помощью единицы и доли выборки. Единица выборки - первичный элемент совокупности - носитель признаков, подлежащих регистрации. Доля выборки - относительная численность единиц выборки, обладающих данным признаком. Квотная (неслучайная) - отбор людей с конкретным набором характеристик в соответствии с заданными пропорциями. Данная выборка требует учёта характеристик, связанных с базисным признаком совокупности (пол, образование, доход и т.д.). Исследователь опрашивает определённое количество респондентов с заданными характеристиками. Случайная (вероятностная) - отбор людей на основе статистической случайности, где каждый элемент генеральной совокупности имеет возможность попасть в число опрашиваемых. Здесь респонденты могут выбираться из алфавитного списка, списка адресов, телефонного справочника. Здесь исследователь знает точные адреса, имена опрашиваемых (Например: если в доме 150 квартир - можно опросить всех проживающих в квартирах с номерами на ноль 10, 20, 30, 40, 50 итд.). Третья проблема предполагает усвоение студентом измерительных процедур социологического исследования, знание основных типов измерительных шкал. Измерение - процедура приписывания количественной определённости изучаемым признакам. Измерительные процедуры - тестирование, рейтинг, экспертные оценки, ранжирование, опросы. Шкала - измерительная часть инструмента, оценивающая эмпирические индикаторы, расположенные в определённой последовательности по позициям. Формы шкал: • вербальная - словесное выражение; • числовая - позиция в баллах; • графическая - I I I I I Г
Требования к шкале: 1. Валидность - обоснованность, т.е. измерение того свойства, которое надо измерить. 2. Полнота - учёт всех значений. 3. Чувствительность - число позиций (чем больше, тем чувствительнее). Типы шкал: 1. Номинальная (неупорядоченная) - • шкала наименований, состоящая из чисел или символов для классификации объектов на основании признака равенства. Пример: пол: 343 - мужской 344 - женский Какие проблемы вызывают у Вас большее беспокойство? 83 - экономический кризис 84 - политическая нестабильность 85 - преступность 86 - нравственность 87 - другие (напишите)______________________. 2. Порядковая (ранговая) - шкала упорядочивания проявлений изучаемых С помощью этой шкалы устанавливаются отношения "больше" или "меньше". Общий вид порядковой шкалы: • максимально положительный ответ; • положительный ответ; • нейтральный ответ; • отрицательный ответ; • максимально отрицательный ответ. Здесь первая позиция предпочтительнее, чем вторая, вторая - чем третья и т.д., без присвоения баллов. 3 Интервальная - шкала разностей (интервалов) между проявлениями изучаемого социального действия и присвоение этим делениям баллов или числовых значений. Общий вид интервальной шкалы: БАЛЛ 1 - максимально положительный ответ - 5 баллов 2 - положительный ответ - 4 балла 3 - нейтральный ответ - 3 балла 4 - отрицательный ответ - 2 балла 5 - максимально отрицательный ответ - 1 балл. С - среднеарифметическая величина Р - общее количество ответивших Р1-5 - количество оценивших баллом С = Р1*5 + Р2*4 + Р3*3 + Р4*2 + Р5*1 Р Интервалы бывают: а) равными Например: каков доход на одного члена Вашей семьи? 130 - менее 500 руб. 131 - 501 - 600 руб. 132 - 601 - 700 руб. 133 - 701 - 800 руб. 134 - более 801 руб. б) неравными Например: Ваш трудовой стаж на данный момент? 320 - менее 1-го года 321 - 1 - 2 года 322 - 3 - 5 лет 323 - 6 - 10 лет 324 - свыше 10 лет. Изучение четвёртой проблемы предполагает ознакомление студентов с основными методами сбора данных. Разработка сбора метода данных предполагает перевод теоретического уровня исследовательской проблемы на уровень эмпирического описания и анализа. Перед началом сбора данных исследователь должен чётко определить методическую стратегию: 1. Какие данные нужно получить, чтобы дать анализ предмета исследования? 2. Из какого источника можно получить информацию? 3. Каким методом эта информация может быть получена? При выборе методов исследования необходимо учитывать: а) нормативные требования методов; б) наличие исследовательских кадров; в) ресурсное обеспечение; г) сроки проведения исследования; д) методы обработки и анализа информации; е) экономичность и надёжность; ж) возможность использования технических средств сбора данных. Методы сбора данных 1. Анализ документов. Документ - специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Назначение анализа документов - извлечение информации, оценка её достоверности и значимости. Классификация видов документов по способу фиксации: письменные, статистические, иконографические, фонетические. По степени оригинальности: подлинные, копии. По степени персонификации: личные, безличные. По содержанию: исторические, правовые, экономические. По форме использования: восстанавливающие события, дающие возможность вывода, используемые как иллюстративный материал. Перед началом работы с документами исследователь должен уяснить основные правила работы с ними: • определить, каким образом документ будет использован в исследовании; • уметь отличить описание события от его оценки; • выявить намерения составителя документа • знать обстановку в момент составления документа; • помнить, что официальные документы более достоверны, чем не официальные; личные более надёжны, чем безличные. Существуют традиционные и формализованные методы анализа документов. Традиционный - осмысление и интерпретация содержащейся информации (что за документ, кто автор, какова его надёжность, каково содержание и т.д.) Традиционный анализ бывает внешний - установление вида, формы, времени, места документа, его автора, цели и т.д., и внутренний - исследование содержания документа и формулировка выводов. Формализованный - перевод качественной информации в количественные показатели, либо сбор информации на основе подобранного перечня вопросов. Применяется при наличии объёмного несистематизированного письменного материала. По другому называют контент-анализ - перевод в количественные показатели, текстовой, фонетической информации. Суть контент-анализа - выделение поддающихся подсчёту признаков документа. В ходе его выделяются основные смысловые единицы (категории) анализа (социальная идея, социально значимая тема); определяются единицы анализа (относящиеся к теме слова, темы, имена людей, названия организаций и т. д.); устанавливаются единицы счёта (число строк, абзацев, знаков, колонок - в печатных СМИ; время для освещения в электронных СМИ). Частота появления темы в том или ином документе служит показателем её значимости. 2. Наблюдение - состоит в непосредственном восприятии и регистрации происходящих событий наблюдателем. Используется для получения описательной информации. Наблюдение характеризуется: • систематичностью; • планомерностью; • целеустремлённостью. Процедура наблюдения: 1. Что наблюдать? 2. Как наблюдать? 3. Как регистрировать результаты? Особенности наблюдения: а) субъективность, эмоциональность восприятия; б) изменение поведения объекта; в) влияние на наблюдателя знаний и оценок объекта; г) сложность повторного наблюдения. Разновидностей наблюдения достаточно много. Их делят по разным основаниям. В зависимости от позиции наблюдателя бывает: а) невключённое - отсутствие контакта с объектом; б) частично включенное - предполагает общение с объектом; в) включённое - наблюдатель открыто входит в состав группы. Разновидность включённого - инкогнито - скрытое включение. В зависимости от степени стандартизации: а) запрограммированное - предполагает использование карточки наблюдения; б) частично стандартизированное - предполагает использование протоко- в) неконтролируемое - свободная дневниковая запись. В зависимости от времени: а) систематическое; б) эпизодическое; в) случайное. В зависимости от обстановки: а) полевое - изучение сложившейся ситуации в реальных условиях; б) лабораторное - моделирование ситуации наблюдателем. При проведении наблюдения используются карточки и дневник наблюдения. 3. Опрос - вопросно-ответный метод сбора данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение людей. Разновидности опроса: 1. Анкетирование. 2. Интервью. 3. Экспертный опрос. 4. Социологический опрос. Элементы опроса: • исследователь, конструирующий инструментарий; • анкетёр или интервьюер; • анкета или план интервью; • ситуация опроса; • респондент; • социальная реальность. Анкетирование - метод исследования, в котором информация получается с помощью анкеты. Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачей исследования. Разновидности анкет: а) прессовые - публикуются в печатных СМИ; б) почтовые - рассылаются по почте; в) раздаточные - из рук в руки. Анкета очень важный документ, от правильности оформления которого зависят результаты исследования. Прежде, чем начать её разработку необходимо изучить требования по оформлению анкеты. 1. Все смысловые разделы начинаются вступительными и пояснениями, выделенными шрифтом и абзацем. 2. Сопровождение анкеты инструкцией, как заполнять, как отвечать на вопросы (обводить кружком, зачёркивать и т.п.). 3. Все варианты ответов на все вопросы нумеруются строго по порядку. 4. Нельзя разрывать текст к вопросу. Он должен быть на одной полосе. 5. При наличии таблиц в анкете: а) объем таблицы не должен быть более одной страницы. Нежелателен пе- б) должны читаться только сверху вниз и слева направо; в) количество вариантов ответов не должно быть более пяти; г) смысловая часть вопроса должна быть чёткой и ясной. 6. Шрифт анкеты по возможности должен быть разным. 7. Желательно использовать рисунки, наглядные способы отметок. При составлении анкеты необходимо соблюдать её композицию, включающую в себя: 1. Титульный лист; 2. Вводную часть; 3. Основную часть; 4. Социально-демографическую часть. Во вводной части необходимо:
1. Понять, кто проводит исследование, его цели, порядок использования результатов. 2. Подчеркнуть важность участия респондента в опросе, его откровенности и правдивости. 3. Дать гарантии анонимности. 4. Указать правила заполнения. В основной части вопросы необходимо разбить на три блока. 1-йблок - вопросы для получения фактической, событийной информации. В этом блоке нет места для важных и острых вопросов. 2-йблок - вопросы для выяснения оценок респондентами социальных явлений, а также вопросы относительно мотивов поступков, линии поведения респондентов. 3-й блок - закрытые несложные вопросы; несложные открытые вопросы, контрольные вопросы. В социально-демографической части (паспортички) задаются вопросы о статусе личности респондента по полу, возрасту, должности, образованию и т.д. Очень важным при составлении анкеты является грамотное формулирование вопросов. Составитель анкеты должен знать, что вопросы различаются в зависимости от их функций, содержания, конструкции, формы. По функциям они бывают: а) основные - для получения искомой информации; б) функциональные - для упорядочения течения опроса; в) психологические - для снятия напряжения; г) фильтры - для определения некомпетентных респондентов; д) контрольные - для оценки правдивости ответов. По содержанию: а) офактах, действиях; б) о знаниях; в) о мотивах, оценках, мнениях. а) открытые - свободное изложение ответа на вопрос; б) закрытые - с перечнем ответов на вопрос. 1. Альтернативные - выбор либо "ДА", либо "НЕТ"; 2. Вопросы-диалоги - респонденту предлагается согласится или не согласится с предложенным мнением: Согласны ли Вы с тем, что? 3. Вопросы-меню - предлагается выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов. 4. Шкальные - из предложенной шкалы ответов выбирается один. Например: Удовлетворены ли Вы?
35. Полностью удовлетворён. 36. Скорее удовлетворен, чем не удовлетворен. 37. Скорее не удовлетворён, чем удовлетворён. 38. Совсем не удовлетворён. 39. Затрудняюсь ответить. По форме: а) прямые - непосредственно о социальном факте; б) косвенные - формулировка скрывает подлинный смысл информации; в) перспективные - о действиях респондента в предполагаемой ситуации: Анкета не должна быть громоздкой. Вопросы не должны быть двусмысленны. Избегайте наводящих вопросов, предопределяющих ответ. Избегайте специальной терминологии. Тщательно готовьте вопросы и ответы на них. 4. Интервью Интервью - метод проведения социологических опросов в виде целенаправленной беседы. Применяется: а) в качестве метода сбора информации, восновномвсоциально- б) в качестве дополнительного метода получения информации совместно с в) на стадиях исследования с целью уточнения проблематики и формули- г) в контрольных исследованиях для уточнения и проверки данных, полу- Интервью обычно проводится: • на рабочем месте; • в местах проведения досуга; • в служебном помещении; • на квартирах; • на улицах и т.д.
|