Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика мобилизационной стратегии





Введение.

Рынок представляет хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать многие экономические задачи, стоящие перед обществом. Вместе с тем данный очевидный факт не отрицает той роли, которую призвано играть государство, которое во всех экономических системах осуществляет регулирование экономического сектора.

Любое государство реализует определенную стратегию. Экономическая политика является инструментом реализации стратегии государства. Стратегии могут способствовать прогрессивному или регрессивному развитию государства. В проблеме обоснования и реализации цивилизованной стратегии развития определяющая роль принадлежит экономической науке, призванной не просто объяснять просчеты и ошибки, а определять стратегию государства, улучшающую жизнь его граждан. В настоящее время реализация стратегии является важнейшим и наименее разработанным в теоретическом и методическом отношении этапом стратегического менеджмента. Способность претворения стратегии в жизнь является важнейшим фактором успешного стратегического управления, которое затрагивает не только формальные бизнес-процессы, но и людей, вовлекаемых в решение стратегических задач. В некоторых случаях неэффективное применение на практике методологии стратегического менеджмента обусловлено тем, что руководители основное внимание уделяют созданию стратегии.

Одной из стратегий государства является мобилизационная стратегия.

Мобилизационная стратегия — это стратегия, при которой государство в силу чрезвычайных условий вынуждено прямо вмешиваться в производство и внешнеэкономические связи.

 


 

Глава 1. Теоретические основы мобилизационной стратегии.

Характеристика мобилизационной стратегии

В случае необходимости выживания государство вынуждено усиливать прямое вмешательство в производство и внешнеэкономические связи. Такая стратегия называется мобилизационной.

Способность к мобилизации и принятие соответственно мобилизационного типа развития были свойственны русскому обществу с древнейших времен. Факторы постоянной внешней угрозы, расширения границ путем завоевания всё новых территорий определили особый тип «военно - национального» государства, которое соответствующим образом и строило свою политику. Очевидно, что если общество постоянно находится в состоянии боевой готовности, то все остальные критерии отходят на второй план. В результате вся институциональная структура создается для потребностей мобилизационного типа развития, который постоянно воспроизводится, даже если общество решает сугубо мирные задачи. В военных условиях в кратчайшие сроки происходит мобилизация всех общественных структур, а социально - психологическая готовность объединяет нацию и ведет её к целям победы. Этот тип общественного развития эволюционировал в России веками и помогал нации проходить все испытания, сохраняя свою идентичность.

Отличительными его особенностями были доминирование политических факторов в развитии государства, его значимая роль во всех сферах общественной жизни. Мобилизационная стратегия в истории России никогда не исчезала полностью, являясь закономерностью и в то же время – исторической необходимостью для того, чтобы встать в один ряд с – мировыми лидерами.

Содержание стратегии «Мобилизация» сводится к масштабному перераспределению ресурсов государством и их концентрации на направлениях, объявленных приоритетными (инфраструктура, энергетика, высокотехнологичное машиностроение, нанотехнологии и т. п.).

Достижение результатов в данной стратегии обеспечивается не только за счет традиционных форм вмешательства государства в хозяйственную жизнь, но и благодаря доминированию в экономике государственных корпораций, ответственных за отдельные «направления прорыва» (государственное предпринимательство), а также государственно-частному партнерству в форме полупринудительной ориентации частного бизнеса на достижение сформулированных государством приоритетов.

Таким образом, основными ожидаемыми результатами выбора и реализации мобилизационной стратегии являются анклавная модернизация, чрезмерное напряжение экономических ресурсов страны, пренебрежение вопросами развития прав и свобод граждан, создания необходимых для устойчивого экономического развития стимулов к нововведениям. Вероятно также обострение внутренних угроз ввиду углубления неравенства между «приоритетными» и «неприоритетными» отраслями и регионами.

В реализации данной стратегии могут быть заинтересованы в первую очередь чиновники всех уровней, поскольку она не только не предполагает существенных изменений в сложившихся практиках управления, но и позволяет распространить их на новые сферы и отрасли экономики. Кроме того, в ее пользу может выступить часть представителей бизнеса (в первую очередь из «отраслей прорыва»), рассчитывающих получить доступ к значительным государственным ресурсам.

В стратегии «Мобилизация» компенсации дополнительных издержек или потерь экономических субъектов в условиях благоприятной конъюнктуры выполняют значимую, хотя и подчиненную роль. Частному бизнесу может быть разрешена экспансия за рубеж в обмен на активную лояльность внутри страны.

Данная стратегия базируется на убежденности групп, принимающих решения, в возможности «сверху» осуществить преобразования при ограниченных ресурсах и конкурирующих отраслевых подходах. Принудительно направляемая модернизация носит догоняющий характер, а принципиально нерыночное определение «приоритетных секторов» чревато серьезными ошибками, на исправление которых впоследствии может не хватить ни времени, ни ресурсов.

Другая слабость данной стратегии состоит в ненадежности основного источника финансирования – экспорта первичных ресурсов, ввиду сильной его зависимости от факторов, не контролируемых российской властью. К их числу в первую очередь относятся колебания мировых цен на энергоносители и интенсификация исследований и разработок, направленных на освоение новых источников энергии и внедрение технологий энергосбережения. Наконец, данный вариант предполагает значительные масштабы перераспределительной деятельности, сопровождающейся неизбежной коррупцией, которая ослабляет государство и препятствует достижению долгосрочныхцелей стратегии.

 

 

1 .2. Методы мобилизационной стратегии

 

Мобилизация происходит в значительной мере путем реализации целевых программ и проектов, финансируемых за счет бюджета и/или осуществляемых на базе неравноправного государственно-частного партнерства.

На отрасли, удовлетворяющие потребительский спрос и работающие на внутренний рынок, поддержка государства почти не распространяется. Рассматриваемая стратегия может обеспечить модернизацию отраслей, объявленных «прорывными» и «приоритетными». Движущей силой экономического роста выступает экспорт как ресурсной, так и высокотехнологичной продукции в рамках довольно узкого сегмента, однако слабый рост (или даже стагнация) доходов большинства населения не позволит трансформировать экспортные доходы во внутренний спрос. Этому способствует, в частности, тот факт, что реализация данной стратегии требует значительного расширения государственных функций, которое в свою очередь требует дополнительного финансирования за счет ограниченных ресурсов.


 

 

Глава 2. Мобилизационная стратегия в Российской государственной политике.
2.1. Зарубежный опыт реализации мобилизационной стратегии.

Рассмотрим зарубежный опыт реализации мобилизационной стратегии на примере Германии.

С принятием 2-го четырехлетнего плана в 1936 г. Германия перешла к мобилизационной стратегии военной тотальной экономики. К этому времени государственная собственность Германии достигла 13 % акционерного капитала. Целью плана была самообеспеченность в условиях войны. Импорт был сокращен до минимума, картельные соглашения были запрещены, и цены на большинство продуктов устанавливались либо государством, либо детальными предписаниями по исчислению себестоимости. Был введен жесткий контроль за заработной платой, дивиденды ограничивались 6% годовых, строились огромные заводы. Промышленные предприятия были подчинены непосредственно руководству из центра, и промышленники стали винтиками военной машины. Были запрещены профсоюз и союз работодателей. Централизованное распределение сырья и полуфабрикатов осуществлялось центральными органами с помощью рационирования. Распределение рабочей силы также регулировалось центральными органами и лишь частично зависело от планов предпринимателей и рабочих.

Управляющим параметром развития экономики стали инвестиции, величина которых увеличивалась во времени. Так как размер и направление инвестиций все более зависели от центральных управляющих органов, а не от предпринимателей, то по мере усиления централизации цены, процент, деньги и банки все более теряли роль регуляторов развития экономики. Банки стали просто обслуживать централизованное распределение инвестиций и платежные взаимоотношения предприятий, мало нуждавшихся в банковском кредите, а цены, процент и деньги превратились в счетные величины.

После принятия закона в 1937 г. о роспуске корпораций с доходом менее 40 тысяч долларов мелкие и средние предприниматели постепенно превратились в тех, кто живет на заработную плату. В то же время крупные корпорации получили дополнительную поддержку. Министерство экономики принудительно создавало новые картели и предписывало фирмам объединяться с существующими. Все предприятия обязаны были входить в ассоциации. Чтобы найти путь к высшему чиновнику, взятки достигали огромных цифр. Но это устраивало предпринимателей, так как их доходы от перевооружения быстро росли и достигли 5 млрд. долл. в 1938 г. против 175 млн. марок в 1932 г. Кроме того, больше не было забастовок с требованиями повысить заработную плату, находившуюся на уровне прожиточного минимума. Согласно закону 1934 г. «Об упорядочении национального труда» был введен принудительный труд. Каждый немец обязан был отбыть трудовую повинность там, куда направляло его государство, что служило в то же время гарантией сохранения работы. Этим объяснялась поддержка рабочим классом мобилизационной корпоративной экономики.

В настоящее время реализует мобилизационную стратегию Китайская Народная Республика. Китай создает крупнейший в мире танковый парк.

 

Date: 2015-10-21; view: 569; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию