Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-политическая ситуация в Древнем Риме. Ее влияние на развитие ораторского искусства. Отличие от риторики Древней Греции
Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах. С речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих выступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами. Среди римских ораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу. Как и Греки, Римляне выделяли два направления в красноречии: азиатское и аттическое. Несмотря на то, что Аристотель оставался для античного Рима высшим авторитетом в области риторики, тем не менее, римляне внесли немало ценного и заслуживающего внимания в эту науку и особенно практику ораторского искусства. Прежде всего их заслуга заключается в разработке приемов составления речей. Здесь римские ораторы следователи скорее той традиции, которая возникла в трудах ученика Аристотеля Феофраста, чем его самого. Они считали, что его “Риторика”, несмотря на неоспоримые достоинства, лучше подходит для анализа готовых речей, чем для их составления. Поэтому для римских риториков и ораторов гораздо большее значение имело руководство “О слоге”, написанное Феофрастом — до нас не дошедшее, в котором он, опираясь на принципы своего учителя, обобщил громадный опыт, накопленный своими предшественниками в области стиля и произнесения речи. Римские судебные ораторы значительно усовершенствовали так называемые нетехнические средства аргументации, связанные с использованием свидетельств, показаний, контрактов, договоров и в особенности норм права. Хорошо известно, что усиленно разрабатывавшееся римское право стимулировало интерес к вопросам аргументации и убеждения, а ссылка на юридические законы стала неоспоримым доказательством в судебных речах.
Политическое устройство Древнего Рима требовало развития практического красноречия главным образом в его политической форме. Оратор (от лат. orare <говорить>) – это уже римский термин, обозначающий того, кто выступает с речью, а также обладает даром красноречия. Ораторские способности играли заметную роль в продвижении идей во время сенатских прений. Государственные решения и законы принимались чаще всего коллегиально, на заседаниях Сената. Политическую картину Рима невозможно представить себе без бурных собраний. На сходках влиятельные политики громили предложения своих противников, спорили друг с другом перед лицом народа, убеждали его в пользе какого-либо законопроекта. Слушатели выражали свое участие шумом и криками. В кризисные годы народные трибуны вызывали консулов и сенаторов на комиции – к ответу и к отчету перед плебсом: так было, например, во время хлебного бунта 138 г. до н.э. и после убийства Тиберия Гракха [120, 28]. В основании политических речей римлян лежала инвектива (оскорбление) – черта, характерная для архаических обществ, когда идея еще не отделена от своего носителя: развенчание личности политического противника есть развенчание его идей. Примеры инвектив мы встречаем в ораторской практике защитника олигархии Марка Порция Катона Старшего (III–II вв. до н.э.) Катон занимался специальными вопросами теории и практики искусства речи, подчеркивая особую значимость подготовки к выступлению. Современники Катона свидетельствуют о том, что он обладал изящной речью, умел говорить гладко, с особым пафосом. Плутарх называл Катона «римским Демосфеном». Катон был противником проникновения греческого влияния на римскую почву, хотя являлся большим поклонником греческой риторики. По Катону, «у греков слова текут с губ, у римлян идут от сердца». Он произнес не меньше 150 речей по различным государственным,политическим и судебным вопросам. В речах Катона проявляется большая целеустремленность. Настойчиво добиваясь чего-нибудь, он прибегал иногда к повторениям, которые использовал как прием агитации, как средство усиления какой-либо мысли, которая должна проникнуть в сознание слушателей. Так, будучи непримиримо настроенным по отношению к Карфагену, Катон постоянно призывал к войне с ним и каждую свою речь, произнесенную в то время (безотносительно к ее теме), заканчивал всегда одной и той же фразой: «Впрочем, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен». В римской традиции риторика утверждается и систематизируется как словесная наука о человеке в его отношении к обществу, она становится своего рода государственной идеологией и охватывает основное содержание научно-философской, юридической и художественной культуры. В новых условиях развивается торжественное красноречие. Перед оратором ставилась задача – экспромтом, без подготовки, прославить героя древнего мифа, произнести похвальное слово великому оратору, политическому деятелю прошлого. Если в политическом красноречии содержание и построение речи целиком исходят из конкретной обстановки, то содержание торжественных речей более однообразно и легче поддается предварительному расчету. Поэтому риторическая теория, заранее рассчитывающая все возможные типы и комбинации ораторских приемов, оказывается в высшей степени необходимой оратору. Особый вид древнеримского красноречия составляло «погребальное восхваление», сопровождавшее процедуру похорон знатных римлян. На форуме ближайший родственник умершего или кто-либо, назначенный государством, произносил «погребальное восхваление», в котором перечислялись заслуги как покойника, так и его предков [119, 274].
Усилия древнеримских ораторов были сконцентрированы главным образом вокруг проблем политической борьбы в сенате, на народных форумах, а также судебных разбирательств гражданских и уголовных дел. Поэтому их мало занимали теоретические вопросы аргументации и риторики вообще. Единственным исключением из этого был, пожалуй, выдающийся оратор античного Рима Марк Юлий Цицерон, неизменно подчеркивавший в своих сочинениях необходимость сочетания красноречия с убедительностью, риторики с философией. В риторике Цицерон пытался объединить, с одной стороны, философские принципы Платона и Аристотеля, а с другой, чисто практические приемы и рекомендации, идущие от Исократа. Однако главное внимание он уделяет не философским принципам, о которых очень мало говорится в трех его трактатах об ораторском искусстве. Его больше всего занимает прикладная сторона риторики, ее умелое использование в сенате, народном собрании, суде.
Короткий взлет ораторского искусства и риторики после Цицерона был связан с именем Марка Фабия Квинтилиана, считавшегося самым знаменитым оратором в последней четверти I века н.э. Хотя Квинтилиан и был большим поклонником Цицерона, но в своей риторике он ориентировался не столько на народ и широкую демократическую публику, а избранный круг ценителей стиля и красоты речи. Поэтому он хотел видеть в ораторе не столько мыслителя, сколько стилиста [8, с. 68]. Характерно, что он определяет и риторику как искусство говорить хорошо [11, p. 1].
Красноречие Древнего Рима развивалось под влиянием греческого наследия и достигло расцвета во времена могущества Римской республики. Суть своей риторической системы Цицерон изложил в трех трактатах: Все эти произведения объединяет общая идея – идея необходимости и целесообразности общих знаний, широкой культуры для оратора. Трактат «Об ораторе» состоит из трех книг и написан в форме диалога. Собеседники Цицерона – известные в свое время ораторы. Содержание – ответ Цицерона на сомнение одного из них в необходимости общих знаний для оратора. Темпераментно показывает автор, что дает оратору литература, история, право, философия. Из трех разделов философии (учение о природе, этика, логика) Цицерон считал наиболее полезными для оратора этику и логику. В этой работе Цицерон определил конкретные задачи обучения красноречию. Основываясь на опыте своих предшественников, он кратко и, как всегда, талантливо сформулировал каноны1 классической риторики, которые в последующие эпохи были приняты очень многими авторами трудов по красноречию. На русской почве уже в XIX веке взгляды Цицерона разделяли и лицейские учителя Пушкина – Н.Ф. Кошанский, А.И. Галич. Итак, оратор, по Цицерону, должен: Этому оратора обучали три крупные раздела риторики: I. Изобретение (inventio), К ним примыкали: Именно эти разделы на многие времена определили содержание классической риторики. Без этих пяти канонов невозможно и современное обучение красноречию. В диалоге «Об ораторе» Цицерон впервые дает обстоятельную разработку вопроса об использовании юмора в красноречии, опираясь на работы греческого ученого Феофаста «О смешном», «Характеры». Большое внимание в трактате уделено проблеме воздействия на чувство слушателя в публичном выступлении. Цицерон исходит из того, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувством, чем правилами и законами. Поэтому умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение в риторике. Трактат «Брут» в хронологическом порядке излагает историю римского красноречия и неоценим как источник информации о ранних римских ораторах. Он построен в форме диалога с друзьями – Брутом и Аттиком. Трактат содержит немало практических указаний и советов и завершается автобиографическим очерком. Трактат «Оратор» отвечает на вопрос: «Каков идеал красноречия?» В поисках идеала Цицерон исходит из трех основных назначений ораторского искусства: - учить, Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое – долг оратора, второе – залог популярности, третье – необходимое условие успеха. Цицерон сформулировал признаки разных видов красноречия, утверждая, что настоящий оратор тот, кто «умеет говорить о низком – просто, о высоком – важно и о среднем – умеренно». Образ идеального оратора предстает перед нами и в трактате «Об ораторе»: … Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чутьли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучшихлицедеев… Все эти качества современники находили в Цицероне. Он не был кабинетным теоретиком красноречия. Он был пламенным римским республиканцем, политическим мыслителем, философом. Но прежде всего он был великим оратором, т.е. художником слова. О чем бы он ни говорил и ни писал – о политическом ли убийстве или о моральной проблеме – он всегда находил самые точные и выразительные слова, которые складывались в ритмические стройные периоды, полные Во второй половине 1 в. н.э. теоретиком классического красноречия становится Квинтилиан: Знания Квинтилиана в области риторики были так обширны, что друзья и ученики настаивали на том, чтобы он написал о правилах красноречия. Знаменитый ритор долгое время не соглашался, ссылаясь на уже написанные по риторике труды в греческой и римской литературе. Но впоследствии он все-таки написал трактат, известный под названием «Образование оратора» (на русский язык переведен в 1834 г. А.С. Никольским). Трактат представляет собой обобщение теоретических трудов предшественников и собственного двадцатилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. Труд Квинтилиана состоит из 12 книг: I книга – о воспитании будущего оратора в семье и у грамматика до начала занятий риторикой; II книга – о природе риторики как науки, общие сведения, о занятиях в риторической школе; III-IX книги – энциклопедия традиционной теории ораторского искусства; X книга – обзор греческой и римской литературы как образцов, представляющих ценность для будущего оратора; XI книга – о внешних приемах и манерах оратора; XII книга – о моральном и общественном облике оратора. В своем трактате Квинтилиан изложил советы, опираясь в основном на систему Цицерона, потому что считал искусство красноречия великого республиканца образцом для всякого оратора. Цицерон, по мнению Квинтилиана, лучший, талантливейший оратор, ироничный и остроумный, легко убеждающий и прекрасно излагающий свои доводы. Основные положения труда Квинтилиана близки идеям Цицерона, однако есть в них и существенные отличия. Так, например, для Цицерона философия по отношению к риторике первична, она составляет ее основу. Квинтилиан считает философию и все другие науки вторичными, они – лишь подготовка к риторике. Значительно подробнее, чем Цицерон, разрабатывает Квинтилиан вопрос о технике красноречия: о манере поведения оратора перед слушателями, о теории жеста, мимики, осанки, телодвижений, о постановке дыхания и голоса. Сравним также высказывания Цицерона и Квинтилиана о риторике. Ц и ц е р о н (вслед за Аристотелем): Риторика – искусство убеждать. К в и н т и л и а н: Риторика – наука хорошо говорить. Потому что искусство не зависит от исхода дела, оно заключается в действии, а не в последствиях.1 Многие расхождения во взглядах Цицерона и Квинтилиана коренились в том, что они жили в разные эпохи существования Римского государства: Цицерон – в эпоху республики, Квинтилиан – в эпоху империи. В период республики обучение в риторических школах готовило римлянина к широкой практической деятельности. Однако в поздний период, период империй, культивировалось искусство слова, благодаря которому речь должна была доставлять эстетическое наслаждение словесным строем и мастерским произнесением. Но при этом речь изменяла своему первоначальному предназначению – выражать мысли и чувства. Направление в ораторском искусстве, возглавляемое Квинтилианом, было своеобразным последним этапом развития римского красноречия. С гибелью республики умерло и римское классическое красноречие. На первое место выдвинулось парадное (эпидейктическое) красноречие с его пышностью и преувеличенным вниманием к форме. Подводя общий итог, отметим, что на протяжении всего периода античной культуры риторика определяла не только стиль речи, но до известной степени и образ мыслей и поведения, т.е. философию жизни. Философия и риторика были не просто частями культуры античного типа; они были самым ее сердцем.
|