Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ареопагетика» Джона Мильтона ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Против закона о предварительной цензуре Мильтон выступил в своей знаменитой «Ареопагетике» (1644). Эссе написано в форме речи, обращенной к английскому парламенту, но в действительности Мильтон никогда ее не произносил. Мильтон призывал парламентариев пересмотреть закон и отменить цензуру. Он не отказывал власти в праве контролировать прессу. Напротив, он убежден, что «для Церкви и государства в высшей степени важно бдительным оком следить за поведением книг, так же как и за поведением людей, и в случае надобности задерживать их, заключать в темницу и подвергать строжайшему суду как преступников…». Мильтон решительно выступал против предварительной цензуры. В своей критике цензуры он исходил не из политических соображений или юридических норм. Он отвергал цензуру по этическим и философским причинам. Во-первых, всякая цензура это ограничение свободы выбора, а свобода выбора, дарованная Богом это основа добродетели. Бог ценит не беспрекословное принудительное исполнение, а сознательный и свободный выбор человека в пользу добра. Свобода печати есть испытание добродетели, но это единственный способ приблизиться к истине. Во-вторых, цензура на печатную продукцию не оградит читателей от вредных, ложных и безнравственных идей. Так как они распространяются не только через печатное слово. Помимо книг существует много других источников вредного знания, многие ереси передавались из уст в уста. Отсюда он делает вывод: цензура – пустое и бесполезное предприятие. В-третьих, Мильтон усматривал в цензуре серьезную опасность для развития науки. Цензура обедняет науку, так как цензор не пропустит обнародования оригинальных идей, которые опережают свое время и противоречат общепринятым представлениям. Цензура ставит ученых в унизительное положение. Цензура есть проявление неуважения не только к представителям науки, но и ко всей нации. Чтобы доказать эту мысль Мильтон вступает в диалог с воображаемым оппонентом. Он говорит, что если вводить запрет, то почему ограничиваться только печатью? Нужно быть последовательным и запретить все, что доставляет человеку удовольствие: музыку, танцы, ношение красивой и удобной одежды, употребление вкусной пищи и т.д. Мильтон защищает пользу чтения многочисленными ссылками на авторитеты, прежде всего на Библию. Он часто прибегает к историческим аналогам. Экскурс в историю цензуры показал, что институт цензуры возник исторически, на определенном этапе общественного развития. Парламент не прислушался к призыву великого писателя., предварительная цензура в Англии не была отменена. Но «Ареопагетика» получила широкий отклик в Европе. После победы Кромвеля цензурный гнет был ослаблен, и английская пресса вздохнула свободно. Более широкому распространению газет способствовало возникновение в Лондоне в 1652 году первых кофеен. Постепенно их количество увеличивалось, и они становились местом чтения, распространения и обсуждения газет. Однако такая ситуация сохранилась недолго. В 1653 году Кромвель разогнал Долгий парламент и запретил публикацию парламентских отчетов без разрешения государственного секретаря. Он ужесточил цензуру и начал преследование периодических изданий, кроме официального «Политического Меркурия».
|