Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6. Государство в политической системе обществаЦентральным институтом политической системы является государство. Именно в его деятельности концентрируется основное содержание политики. Исследованием проблем государства занимались многие мыслители как западной, так и отечественной политологии. В итоге сформировалось понимание сущности государства как политической общности, имеющей определенную структуру, определенную организацию политической власти и управления социальными процессами на определенной территории. Основные составные элементы государства — территория, население, власть. Без этих элементов государство не может существовать. Важнейшими признаками государства являются: отделение публичной власти от общества и появление слоя профессионалов-управленцев; приоритет государственной власти на определенной территории, т.е. преобладание ее над всеми другими видами власти; монополия на легальное применение силы, физического принуждения; исключительное право на издание законов, обязательных для всего населения; право на взимание налогов. Функции государства принято подразделять на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная. Внешние функции государства: защита границ, территории страны; поддержание и развитие межгосударственных дипломатических отношений; осуществление внешней торговли; участие в решении проблем глобальной безопасности. Существуя на протяжении тысячелетий, государство меняется вместе с развитием человечества. По отношению к обществу государство вторично, по существу оно является продуктом развития общества. Оно появилось, когда общество достигло определенного уровня развития. Современный мир представляет собой множество форм государственного устройства. С точки зрения особенностей взаимопонимания государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов прав и свобод человека в развитии государства можно выделить два важнейших этапа: традиционный и конституционный. Подавляющее большинство государств современного мира строятся и функционируют на базе конституций. Конституция — это система зафиксированных в социальном документе (или в нескольких) относительно стабильных правил (законов), которые определяют устройство государства, принципы его организации, способы принятия его политических решений, а также положение личности в государстве. В современных демократических государствах конституции состоят из двух важнейших частей. В первой части определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство граждан и запрет дискриминации. Во второй части конституции описывается характер государства, статус различных ветвей власти, правила взаимоотношений между ними, а также порядок функционирования органов управления. Конституция предназначена для регулирования политической жизни общества в течение длительного времени. Она является важным показателем цивилизованного государства только в том случае, если неукоснительно выполняется всеми органами власти, учреждениями и гражданами. Устройство государства характеризуют его формы. В них реализуются организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. В формах государства традиционно выделяют формы правления и формы территориального (государственного) устройства. Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти. Существуют несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман), где управление осуществляется без конституций, нередко и без парламента; конституционная монархия, где король или королева царствуют, но не правят. В стране, где формой правления является конституционная монархия, полномочия главы государства ограничены конституцией. Конституционная монархия в свою очередь делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх хотя и наделен преимущественно исполнительной властью, имеет частично и законодательные права; и парламентскую, в которой монарх считается главой государства, но фактически обладает лишь представительскими функциями и иногда имеет право вето на решение парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий — парламентские (Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Люксембург). Формы правления в этих странах почти не отличаются от республиканских форм. В отличие от монархий в республиках, где высшие органы власти избираются гражданами, источником власти считается народное большинство. Различают три современные формы республиканского правления: парламентскую, президентскую и смешанную (или полупрезидентскую). Главной особенностью парламентской республики является то, что население избирает парламент, который назначает правительство. Он может отозвать правительство, выразить ему недоверие. Отчитывается правительство перед парламентом. Парламент утверждает бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства. Правительство обладает исполнительной властью, в отдельных случаях и законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. Хотя руководитель правительства (канцлер, премьер-министр) официально не является главой государства, реально он — первое лицо в политической иерархии. Президент же фактически занимает в парламентской республике более чем скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Роль президента в парламентской республике практически не отличается от роли главы государства в парламентских монархиях. Президентская республика отличается от парламентской тем, что и президент, и парламент избираются независимо друг от друга на отдельных выборах, чем усиливается самостоятельность каждой из ветвей власти. Президент формирует правительство, назначает членов кабинета и министров, которые отчитываются перед президентом, а не перед парламентом. Он руководит внешней и внутренней политикой правительства и государства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Президент не вправе распускать парламент, а парламент не может вынести правительству вотум недоверия. Лишь в случае серьезных нарушений конституции страны со стороны президента парламент может осуществить процедуру импичмента — он досрочно отстраняется от власти (например, в США Р. Никсон, в связи с Уотергейтским делом). Отношения между парламентом и президентом основываются на продуманной и взвешенной системе сдерживания и противовесов, а также на взаимозависимости. Главным, что объединяет все структуры власти, являются государственные интересы страны. В интересах государства президент до 60 процентов рабочего времени работает с парламентом с целью достижения согласованных действий. Парламент утверждает бюджет на очередной финансовый год и обладает правом контроля расходов по всем его статьям. Кроме того, он может ограничить действия президента с помощью законов. Президент же обладает правом вето на решения парламента. Наличие этих сдерживающих факторов и противовесов вынуждают и президентов и парламенты искать общий язык и находить пути к сотрудничеству. Но эта форма правления не нашла распространения в Европе, а в Африке, Латинской Америке и в Азии она предстает в виде суперпрезидентской республики, где вся власть сосредоточена в руках президента, который выходит из-под контроля парламента и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями. Примером могут служить отдельные республики Африки и исламские республики азиатского континента. Образцом президентской республики принято считать США. Третьей основной разновидностью республики является смешанная республика. Такая форма правления существует в Австралии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции и некоторых других странах. Особенность ее состоит в том, что при такой форме правления общество стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная отличительная черта - двойная ответственность правительства перед парламентом и перед президентом. Классическим образцом смешанной республики является Франция, которая сейчас живет по 16-й конституции, принятой при президенте де Голле. В ней парламент и президент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, а президент может распустить парламент с обязательным объявлением даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства, верховным главнокомандующим вооруженными силами, представляет страну в международных отношениях, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом введения чрезвычайного положения в стране (утрачивая при этом право распустить парламент). Без согласования с парламентом, но при учете в нем расклада политических сил, президент назначает главу правительства, вместе с которым они формируют кабинет министров. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и таким образом контролирует его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, который несет всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также обладает правом вынесения ему вотума недоверия. Кроме вышеприведенных разновидностей республик история знает рабовладельческие, аристократические, советскую и теократическую. В качестве критерия для данной классификации принята общественно-экономическая формация. Существует еще один критерий классификации форм государственного устройства — национально-территориальная организация. В соответствии с этим критерием различаются государства унитарные, федеративные и конфедерации. Унитарные — единые государства с единой конституцией, с единым гражданством, единой системой высших органов власти, права и судопроизводства. Как правило, это моно национальные государства. Федерации — государства, которые имеют в своем составе государственные образования (республики, штаты, колонии), обладающие определенной самостоятельностью, своим административно-территориальным делением и законодательством. В федеративных государствах функционирует двухпалатный парламент. Он создается по национальному и территориальному принципам. Парламенты, созданные по территориальному принципу, оказались более жизнеспособными. Конфедерации — более рыхлые объединения государств. Они существовали в определенные исторические периоды в ряде стран (Германия, Швейцария, на этапе создания — Соединенные Штаты Америки). Контрольные вопросы 1. Дайте развернутое определение государства как политического института. 2. Назовите критерии, в соответствии с которыми осуществляется типология современных государств. 3. Назовите принципиальные отличия, существующие между парламентской и президентской республиками. 4. Раскройте особенности и характерные черты правового демократического государства. 5. Перечислите и раскройте наиболее важные внутренние и внешние функции государства.
|