Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика деятельности педагога-психолога в МАДОУ Детский сад № 36Педагог-психолог данного детского сада – Гейль Дарья Андреевна. Стаж работы психолога общий и в МАДОУ Детский сад №36- 2года Образование – высшее психолого-педагогическое (КГПУ), учитель-логопед (ЧГПУ). Категория – 1. Группы, которые сопровождает педагог-психолог: старшая группа и группы младшего возраста. С самых первых шагов своего пребывания в детском саду, психолог должен рассказать коллективу и родителям о своих функциях и задачах, дать представления о том, какую помощь он может оказать. Необходимо разъяснить, что детская психология не является отраслью медицины – она занимается изучением закономерностей нормального развития ребёнка, и основная задача психолога состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий. Цель и задачи деятельности психолога в данном учреждении: Цель: создание условия для формирования психического, социально-личностного здоровья воспитанников, обеспечение эмоционального благополучия, свободное и эффективное развитие способностей и личности в целом каждого ребенка. Задачи: 1.Создавать условия для формирования у детей: самосознания, эмоциональной стабильности, уверенности в себе, адекватной самооценки и коммуникативных навыков, снижения уровня детской тревожности. 2. Проводить профилактику дезадаптации детей в школе, создавать условия для обеспечения психологической готовности детей к систематическому обучению в школе. 3. Предупреждать возможные неблагополучия в психологическом развитии и становлении личности каждого ребенка в ходе работы воспитателя и в процессе воспитания детей родителями. Должностная инструкция педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики педагога-психолога, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 14 декабря 1995 г. № 622/1646 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 22 ноября 1995 г. № 65). Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности: – осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей в ходе непрерывного воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого дошкольного образовательного учреждения; – разрабатывает мероприятия, направленные на предупреждение и устранение проблем в психическом развитии детей, и программы по подготовке детей к обучению в школе; – анализирует динамику процесса психического развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения, определяет негативные факторы и принимает меры по оказанию психокоррекционной помощи детям и консультативной психологической помощи родителям (законным представителям) воспитанников и педагогическим работникам; – выявляет психологические причины и степень отклонений в интеллектуальном личностно-эмоциональ6ном развитии (проблем в общении, поведении, обучении) и проводит их психолого-педагогическую коррекцию; – направляет детей с проблемами в развитии (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры. – составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и доводит их содержание до сведения родителей и педагогов (в допустимом объеме) с целью их ориентации в проблемах личностного и социального развития дошкольника; – оказывает помощь воспитанникам родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем; – ведет документацию по установленной форме и использует ее исключительно в целях профессиональной деятельности; – участвует в планировании и разработке и реализации развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности воспитанников, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения; – формирует психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания; – консультирует педагогов дошкольного образовательного учреждения по вопросам развития данного образовательного учреждения, практического применения психологических знаний, ориентированных на повышение психологической компетентности воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих); – участвует в работе педагогического консилиума, семинарах и совещаниях, проводимых в дошкольном образовательном учреждении; – осуществляет экспертную деятельность, предусматривающую изучение инновационных явлений и процессов в образовании, с целью обнаружение в них потенциала развития; – экспертирует образовательные и учебные программы, проекты, пособия, дидактические материалы, образовательную среду, образовательную деятельность специалистов. – вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения воспитательно-образовательного процесса; – соблюдает этические нормы поведения в дошкольном образовательном учреждении, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога; – выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. – Профессиональные знания: – Педагог-психолог должен иметь высшее психологическое образование либо высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" без предъявления требований к стажу работы. Педагог-психолог должен знать: – основы дошкольной педагогики и психологии, социальной педагогики; – современные методы и приемы оказания различных видов психологической помощи; – базисную образовательную программу, реализуемую в дошкольном образовательном учреждении; – программу развития дошкольного образовательного учреждения; – нормативные документы в рамках его компетенции, в т.ч. письмо Министерства России от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"; – инструкцию по охране жизни и здоровья детей; – правила внутреннего распорядка. Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются: – психолого-педагогическое просвещение; – психолого-педагогическая профилактика; – диагностика; – коррекция и развитие; – консультирование; – экспертиза. Педагог-психолог имеет право: 1) Принимать участие: в разработке стратегии развития дошкольного образовательного учреждения; в ведении переговоров с партнером дошкольного образовательного учреждения по образовательной деятельности; 2) Получать от воспитателей, специалистов и родителей информацию и документы по вопросам, входящие в его компетентность. 3) Повышать свою квалификацию. 4) Участвовать в управлении дошкольным образовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом. 5) На защиту профессиональной чести и достоинства; 6) Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 7) Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики. 8) На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом. 9) Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации; Ответственность: Педагог-психолог несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего распорядка дошкольного образовательного учреждения, законных распоряжений заведующей в дошкольном образовательном учреждении, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника), а также совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности. В установленном законодательством Российской Федерации порядке педагог-психолог несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время индивидуальных и групповых консультаций и иных психолого-педагогических мероприятий. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения, законных распоряжений заведующей в дошкольном образовательном учреждении и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За виновное причинение дошкольному образовательному учреждению или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством РФ. Условия работы в учреждении: Педагог-психолог назначается и освобождается от должности заведующим дошкольным образовательным учреждением. Педагог-психолог подчиняется непосредственно заведующему дошкольным образовательным учреждением. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется: – Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, иными нормативно-правовыми актами законодательной и исполнительной власти; – Законом Российской Федерации "Об образовании", иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы образования; – административным, трудовым, хозяйственным законодательством Российской Федерации; – решениями органов управления образования, воспитания, охраны здоровья, воспитанников; – типовым положением дошкольного образовательного учреждения; – трудовым законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами дошкольного образовательного учреждения (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями заведующего, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Педагог-психолог: 1) Работает по графику, утвержденному заведующей в дошкольном образовательном учреждении, с нагрузкой за одну ставку 36 часов (инструктивное письмо Министерства образования РФ от 24.12.2001 г. № 29/1886-6): 18 часов аудиторных на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с воспитанниками, на экспертную, консультационную деятельность с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении. 18 часов методических на подготовку к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками родителями воспитанников; организационно методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, участие в методических объединениях педагогов-психологов, заполнение аналитической и отчетной документации) 2) В соответствии с годовым планом работы дошкольного образовательного учреждения, окружного методического объединения и планом департамента образования планирует свою работу на год (при согласовании с заведующим в дошкольном образовательном учреждении). План утверждается заведующим в дошкольном образовательном учреждении не позднее пяти дней с начала планируемого периода; 3) Представляет заведующему детским садом отчет о психолого-педагогической деятельности; 4) Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию с педагогами педагогического коллектива; 5) Информирует заведующего дошкольным образовательным учреждением и старшего воспитателя о возникших трудностях в воспитательно-образовательном процессе с психологической точки зрения. 6) Передает руководителям информацию непосредственно после ее получения на совещаниях и семинарах окружного и городского уровня. Распределение рабочего времени педагога-психолога и примерная циклограмма работы педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. Педагоги-психологи, работающие в образовательных учреждениях различного типа и вида, образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (центре) ведут учет проводимой работы по следующим формам (смотри приложение 2): План работы педагога-психолога образовательного учреждения (Форма №1) – обязательна; Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 2) -обязательна; Журнал консультаций психолога (Форма № 3) -обязательна; Журнал учета групповых форм работы (Форма № 4) -обязательна; Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Форма№ 5, 5А, 5Б, 5В) – обязательна; Программа работы педагога-психолога с группой (Форма № 6, 6А); Коррекционная работа (Форма № 7); Программа коррекционно-развивающего занятий (Форма № 8); Требования к авторским программа (Форма № 9); Аналитический отчет по итогам года педагоги-психологи, представляют аналитический отчет о своей работе (Форма № 10) руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психолого-педагогической службы. Структура написания аналитического отчета (см. приложение 4). Дополнительная документация: Приказ Минобразования России от 22.10.99 № 636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Р.Ф." Инструктивное письмо Минобразования России от 24.12.01 № 29/1886-6 "Об использовании рабочего времени педагога-психолога в образовательном учреждении" Инструктивное письмо Минобразования России от 07.01.99.№ 70/23-16 "О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования" Постановление от 19.11.99 № 429 "Об установлении доплат педагогическим работникам образовательных учреждений г. Омска" Письмо Минобразования России от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования" Положение о психолого-медико-педагогического консилиума МДОУ. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.1249-3). План психолого-педагогической характеристики дошкольника Приказ Минобразования России от 01.03.2004 Москва 945 "О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений" (Положение к данному приказу). Этический кодекс практического психолога образования. Распределение рабочего времени педагога-психолога и циклограмма работы педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. Перечень психологического инструментария, используемого психологом в работе. Психологические карты обследованных воспитанников образовательного учреждения. Материалы выступлений психолога на собраниях, семинарах и т.д. Комплексные, или общеобразовательные программы: - Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой; - "Радуга" (научный руководитель Т.Н. Доронова); - "Развитие" (коллектив Детского центра Л.А. Венгера); - "Детский сад – дом радости" (Н.М. Крылова, В.Т. Иванова); - "Детский сад – 2100" в системе образования "Школа – 2100" под ред. Р.Н. Бунеева; • Специализированные (локальные или парциальные) программы включают одно или несколько направлений развития ребенка: - "Семицветик" (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова); - "Юный эколог" (С.Н. Николаева); - "Наш дом – природа" (Н.А. Рыжова); - "Я – человек" (С.А. Козлова); - "Музыкальные шедевры" (О.П. Радынова) - "Программа воспитания и обучения детей с ФФН" Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и многие другие. Знакомство с рабочим кабинетом педагога-психолога Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития, отвечать критериям функционального комфорта. Сложная зональная организация рабочего пространства кабинета педагога-психолога в идеальном варианте предполагает его размещение в нескольких комнатах. Однако это не предусмотрено проектами типовых зданий российских детских садов. Таблица 1.Перечень мебели для оборудования кабинета педагога-психолога
Оптимальный вариант – объединить при оборудовании кабинета педагога-психолога два помещения (например, небольшое помещение и стандартный класс или групповую). Такая модель кабинета особенно функциональна, если в образовательном учреждении работает не один психолог, а несколько специалистов. В этом случае они могут вести прием одновременно не мешая друг другу. Зональное разделение при этом может быть следующим: При оформлении кабинета необходимо также обратить внимание на цвет входной двери. Дверь является важной частью помещения и почти всегда вызывает у посетителей определенные психологические ассоциации. В зависимости от цвета, в который она окрашена, дверь как бы приглашает войти в кабинет или, наоборот, не располагает к этому. Например, дверь, окрашенная в мрачный серый цвет, вызывает отрицательные эмоции и нежелание ее открывать. Исследования Института цветопсихологии в Цюрихе (Швейцария) показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста. В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный, а девочкам, главным образом, нравится розовый цвет. В возрасте 9–11 лет интерес к красному постепенно заменяется интересом к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому и, наконец, зеленому цвету. После 12 лет любимый цвет большинства – синий. Статистические исследования подтвердили, что синий цвет является наиболее предпочтительным и для взрослых людей. Такая смена пристрастий совпадает с процессами общего развития человека, с постепенно возникающей склонностью к более глубоким цветам. Исследования также показали наличие связи между предпочитаемым цветом и психологическими характеристиками человека. В зависимости от расположения цвета в комнате он может по-разному воздействовать на человека. Поэтому при оформлении функциональных зон кабинета педагога-психолога необходимо учитывать следующие рекомендации. Зоны ожидания приема и консультативной работы желательно оформить так, чтобы цветовое решение пространства обеспечивало относительный покой, настроенность на диалог, свободное общение. Поэтому не следует использовать насыщенные оттенки красно-оранжевого цвета, а также создавать резкие цветовые контрасты. Зону игровой терапии рекомендуется оформлять с применением ярких насыщенных тонов, иногда резко контрастирующих. Зону релаксации и снятия психоэмоционального напряжения не следует перенасыщать мелкими деталями, они будут раздражать и оказывать стимулирующее, а не расслабляющее действие. Стены, пол, мебель, портьеры должны быть спокойных, нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения. Предпочтительными являются голубые и зеленые цвета. Таблица 2. Связь между любимым цветом и психологическими характеристиками человека
В кабинете педагога-психолога обязательно должны быть растения, способствующие созданию оптимальных условий для занятий и отдыха. Кроме того, цветы, цветочные стеллажи и стенки могут играть роль функциональных перегородок, разделяющих различные зоны кабинета (например, отделять зону первичного приема от игровой зоны). В кабинете рекомендуется размещать живые цветы, зеленые травяные газоны, фито композиции, которые оказывают благоприятное психологическое влияние на посетителей. Органичным дополнением к фито дизайну является использование во время занятий записей звуков природы: шума леса, морского прибоя, пения птиц. Рабочее место современного специалиста немыслимо без технического оснащения, позволяющего максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства необходимы педагогу-психологу для проведения занятий с детьми, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы и т. д. Соответственно в кабинете педагога-психолога должны быть: - оргтехника (компьютер, принтер, ксерокс); - система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов; - система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей. Кабинет педагога-психолога при любом варианте его организации, независимо от размера помещения и его материально-технического оснащения, является "лицом" работающего в нем специалиста, отражает индивидуальность как профессионала и как личности. В этом кабинете должно быть комфортно не только самому педагогу-психологу, но и приходящим туда детям и взрослым. Для кабинета педагога-психолога отведено помещение площадью не 30 м2, чтобы одновременно в нем могли находиться 10–12 человек и работа проходила в комфортных условиях. Кабинет расположен в доступном месте на первом этаже здания, что позволит посетителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность встречи. Кабинет педагога-психолога территориально изолирован. Помимо территориальной для кабинета психолога важна также звуковая изоляция. Для ее обеспечения в кабинете установлена двойная дверь Пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога. Исходя из этого оно разделено на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Можно выделить следующие зоны: - первичного приема и беседы с клиентом; - консультативной работы; - диагностической работы; - коррекционно-развивающей работы; - игровой терапии; - релаксации и снятия эмоционального напряжения; - рабочую (личную) зону педагога-психолога; - ожидания приема. Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащена рабочим столом, компьютером. Рядом со столом педагога-психолога стоит шкаф и в котором находятся необходимые диагностические, методические материалы, инструментарий для проведения психологического обследования, литература и т. д., а также картотека с данными о клиентах (детях, педагогах, родителях). В кабинете потолок окрашен в голубой цвет, а стены – в светло-желтые тона. В оформлении кабинета использованы элементы ландшафт терапии (фотообои, слайды с динамической подсветкой по периметру, панно с изображением пейзажей, декоративно-художественные композиции из комнатных растений, аквариум и т. д.). В кабинете имеются мягкие кресла с удобными спинками и подлокотниками, а в зону релаксации – с подголовниками или высокими спинками. Зона консультативной работы предполагает создание доверительной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к педагогу-психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Оформлена она в МАДОУ №36 так, чтобы посетители чувствовали себя максимально комфортно. Способствуют этому цветовая гамма, выдержанная в мягких, пастельных тонах, а также такие элементы интерьера, как удобные, уютные кресла, композиции из комнатных растений, панно из природных материалов и т. п. Зона диагностической работы предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме). Здесь нет лишних предметов, ярких деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание детей и мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях. Диагностические материалы, необходимые педагогу-психологу для работы, систематизированы (по возрасту, проблематике) и размещены в специальных шкафах так, чтобы ими было удобно пользоваться. Зона коррекционно-развивающей работы оснащается индивидуальными столами-партами, доской, мольбертами, фланелеграфом и пр. Для проведения занятий в игровой форме, предполагающей свободное размещение детей на полу, в кабинете имеется ковер, а также разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, куклы-марионетки, конструктор, развивающие пособия и т. д.). Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Мягкое, ворсистое покрытие на полу, естественная зелень комнатных растений, большой аквариум с подсветкой, негромкое звучание спокойной музыки – все должно способствовать успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения. Рабочая (личная) зона необходима педагогу-психологу для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр. Зона ожидания приема выполняет функцию своеобразной приемной, где обращающиеся к педагогу-психологу дети и взрослые могут удобно устроиться и подождать. Желательно разместить в ней информационные стенды, библиотечку со специальной психолого-педагогической литературой для родителей, подборку популярных тестов для самодиагностики, красочные детские журналы, настольные игры и другие материалы, позволяющие с пользой провести время ожидания. В ходе работы педагога-психолога с ребенком родители могут выполнять здесь предназначенные для них задания (например, заполнять анкеты, опросники и т. д.).
|