Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технологии социальной профилактикиСоциальная профилактика - комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность. Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на: 1. Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; 2. Сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей; 3. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Всемирная организация здоровья определяет основным направлением охраны здоровья населения профилактическое, призванное искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья, воспитания физически и духовно крепких людей. Профилактика является обязанностью составляющей повседневной работы только лечебно-профилактических учреждений, но и всех социальных организаций и учреждений в проведении мероприятий по охране, оздоровлению окружающей среды, соблюдению гигиенических норм и требований. Реализация задач профилактики здорового образа жизни возможна лишь при участии самого населения и реализуется через диспансеризацию, широкое проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и санитарному проведению, в которых наравне с медиками призваны принимать участие и социальные работники. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в действиях или поведении социального объекта, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями. Виды профилактики: 1. Первичная профилактика - это комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. 2. Вторичная профилактика - это комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющих девиантное поведение: • Недопущение совершения подростком более тяжкого проступка или преступления; • Оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, который находится в сложной жизненной ситуации. 3. Третичная профилактика - это комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного действия, (проводится с наркоманами, в спец. школе, с лицами из МЛС). Принято различать профилактику общую и специальную. Общая предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение тех ил иных проблем в обозримом будущем человека, либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением. Специальная профилактика - это система мер, направленных на решение определенной задачи (профилактика суицида у подростка и т.п.). В зависимости от направленности профилактики на категорию населения можно выделить следующие стратегии: - работа с «группами риска» в медицинских и медико-социальных учреждениях; создание сети социально-поддерживающих учреждений; - работа в школе, создание сети «здоровых школ», включение профилактических занятий в учебные программы всех школ; - работа с семьей; - профилактика в организованных общественных группах молодежи и на рабочих местах; - профилактика с помощью средств массовой информации; - работа с «группами риска» в неорганизованных коллективах (на улицах), с безнадзорными, беспризорными детьми); - систематическая подготовка специалистов в области профилактики; - массовая мотивационная профилактическая активность. В зависимости от времени воздействия выделяют три категории профилактических программ: постоянные, систематические и периодические. Объектами социальной профилактики могут являться: • Негативные стороны в объективных условиях жизнедеятельности людей; • Негативные стороны в организационно-управленческой деятельности государственных и общественных органах управления; • Негативные стороны межличностных отношений и поведения людей; • Негативные стороны сознания и мышления человека. Профилактика девиантного поведения у детей и подростков используется для выявления групп риска, педагогически запущенных семей и подростков. Цель их — профилактика безнадзорности, оказание социально-медицинской и социально-психологической помощи подросткам; оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социальная, психологическая и педагогическая, организационная и социально-экономическая помощь семьям, оказавшимся в трудном положении, профилактика рецидивов криминального поведения. Профилактические технологии реализуются преимущественно в школьной системе. Во-первых, в школьной среде легче проследить поведение детей, склонных к различным вариантам девиантного поведения. Во-вторых, несмотря на то, что школу посещает уже не 100% детей, эта система все же охватывает большинство из них, и наблюдать за тенденциями в социальной среде в школе эффективнее. Для профилактической социальной работы можно использовать возможности самого учебного процесса (просветительская работа, формирование позитивных ценностей). Большие возможности предоставляет внеклассная работа — индивидуальная и групповая. Профилактика суицида. Суицид является крайней формой отклоняющегося поведения. Большинство людей, помышляющих о самоубийстве, не хочет умирать. Их переполняет чувство безнадежности, гнева на окружающих; они убеждают себя, что их проблемы никогда не будут решены. Находясь в таком состоянии, они могут делать неопределенные заявления о том, что намерены совершить самоубийство. Это попытка найти помощь и поддержку у окружающих. Оставшись один, такой человек может стать жертвой собственных действий и, напротив, ориентированный на лечение, он быстро понимает, что самоубийство - не выход из сложившейся ситуации. Методами профилактики предотвращения самоубийств являются постоянные наблюдения за лицами с суицидальными настроениями, наличие телефонов доверия и анонимных психологических консультаций, а в известной ситуации - незамедлительная помощь психиатра. В России сегодня появился ряд суицидологических центров и кабинетов социально-психологической помощи, где люди, оказавшиеся в критической ситуации могут получить профессиональную помощь. Исключительно ответственным этапом профилактики самоубийств выступает оказание помощи суициденту со стороны социального работника. Как показывает практика, существует три основных способа помощи человеку, думающему о суициде: 1. Своевременное диагностирование и соответствующее лечение суицидента. 2. Активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в состоянии депрессии. 3. Поощрение его положительной направленности с целью облегчения негативной ситуации. При этом важно соблюдать следующие правила: 1) будьте уверены, что вы в состоянии помочь: 2) набирайтесь опыта от тех, кто уже был в такой ситуации: 3) будьте терпеливы; 4) не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря "Пойди и сделай это": 5) не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: "Вы так чувствуете себя, потому что...": 6) не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря: "Вы не можете убить себя, потому что..."; 7) делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь. Центральной частью преодоления кризисного состояния человека и определения путей его выхода из трудных ситуаций является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. Разумеется, она имеет свою специфику, которая проявляется в следующем: 1. Ни в коем случае нельзя приглашать человека на беседу через третьих лиц, приглашение необходимо сделать обязательно лично (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи). 2. При выборе места беседы главное - отсутствие посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не продолжался). 3. Желательно спланировать беседу не в рабочее время, когда каждый занят своими делами. 4. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо "попутные" дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас, ничего нет. 5. Профилактическая беседа, как правило, должна, включать в себя 4 этапа: - Начальный этап - установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений "сопереживающего партнерства". На этом этапе беседы рекомендуется использовать такие психологические приемы, как: "сопереживание", "эмпатическое выслушивание". Здесь важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то не согласны (т.е. необходимо дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия. - Второй этап - главное: а) установить последовательность событий, которые привели к кризису; б) снять ощущение безысходности ситуации. С этой целью целесообразно применение следующих приемов: "преодоление исключительности ситуации", "поддержка успехами" и др. - Третий этап - совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Здесь желательно использовать такие приемы, как: "планирование" - т.е. пробуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящей деятельности; "удержание паузы" - целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу в планировании своей деятельности. - Завершающий этап - его главная задача: окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. В этих условиях целесообразно использовать следующие психологические приемы: "логическая аргументация", "рациональное внушение уверенности". Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли" то его необходимо немедленно направить в ближайшее лечебное учреждение. Жизнь человека обладает огромной ценностью, прежде всего для него самого. Желание убить себя противоестественно для здорового человека. И каждый, кто задумывается о самоубийстве, должен сознавать, что оно не выход, а самая большая и неисправимая ошибка. Не менее актуальна в настоящее время профилактика таких социальных патологий, как преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания. Целью профилактики является создание предпосылки для формирования законопослушного высоконравственного поведения граждан. Формы и виды профилактических мероприятий разнообразны. Исходя из стадии предупредительного воздействия, они могут быть определены как: - нейтрализующие; - компенсирующие; - предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; - устраняющие эти обстоятельства; - мероприятия по осуществлению последующего контроля за проведенной профилактической работой и ее результатами.
|