Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности структурных частей дипломной работы ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 7.1 Аннотация — это краткое, обобщенное описание дипломной работы. В первой части аннотации описывается тема и структура дипломной работы; во второй части перечисляются основные положения теоретической главы; в третьей части – основные положения практико-ориентированной главы. Объем аннотации должен составлять не более одной страницы текста. Начало аннотации содержит фамилию, имя, отчество выпускника, его группу, далее – тема дипломной работы, наименование колледжа, ПЦК. Затем следует обозначить город, год выполнения работы, количество страниц, рисунков, приложений, количество наименований в списке источников. Аннотация располагается после титульного листа дипломной работы. 7.2 Оглавление указывает на соответствие темы дипломной работы ее содержанию. При составлении следует определить содержание отдельных глав и дать им соответствующее название; продумать содержание каждой главы и определить в виде параграфов последовательность вопросов, которые будут в них рассмотрены. Глав должно быть две. Оптимальное количество параграфов – 3-4, не следует делить параграфы на подпараграфы. Также, не следует выносить выводы по каждой главе в отдельные структурные части. Каждый параграф оглавления должен, так или иначе, отражать тему дипломной работы. 7.3 Введение обязательно формулируется с научным руководителем, который должен помочь студенту с формулировкой наиболее значимых элементов введения. Введение дипломной работы должно содержать следующие элементы: - обоснование актуальности проблемы и темы исследования; выявление противоречий, требующих разрешения в рамках данной проблемы; - цель исследования; - границы исследования: объект и предмет; - задачи исследования; - теоретическую основу исследования; - базу исследования; - комплекс методов исследования; - теоретическую значимость исследования; - практическую значимость исследования; - описание структуры дипломной работы. Актуальность темы определяется такими факторами, как ее значимость, наличие нерешенных проблем, новизна, перспективность, а также разработанность в теории, но недостаточность внедрения в реальную практику организаций. Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике деятельности организации. Например: «Среди проблем, выдвигаемых сферой туризма, является мотивационные аспекты к совершению путешествия. Актуальность исследования мотивационных аспектов к совершению путешествия объясняется в развитии рыночной экономики в Poccийcкoй Фeдepaции, уделяющей особое внимaниe изyчeнию oбъeктивных и cyбъeктивных пpичин и мoтивoв, пoбyждaющих пoтpeбитeля к пpинятию peшeния o пyтeшecтвии и влияющиe нa eгo пoвeдeниe пpи выбope тypиcтcкoгo пpoдyктa cpeди мнoжecтва aльтepнaтив и вoзмoжнocтeй. В настоящее вpeмя бoльшoe знaчeниe yдeляeтcя тeндeнциям пoявлeния и paзвития нoвых мecт тypиcтcкoгo нaзнaчeния, взaимocвязи этoгo пpoцecca с тypиcтcкoй мoтивaциeй. Мoтивoв, кoтopыми pyкoвoдcтвyeтcя тypиcт, мнoгo. Пpичeм y тypиcтa вceгдa пpиcyтcтвyeт цeлaя гaммa пoбyдитeльных мoтивoв, из кoтopых лишь oпpeдeлeнныe мoгyт иметь cyщecтвeннyю знaчимocть и влиять нa мeхaнизм и peзyльтaт принятия oкoнчaтeльнoгo peшeния. Oднaкo любой мотив в кoнкpeтнoй cитyaции под вoздeйcтвиeм oпpeдeлeнных oбcтoятeльcтв cпocoбeн oкaзывaть влияние нa пoвeдeниe пoтpeбитeля в пpoцecce принятия им peшeния o пyтeшecтвии и выбop тypпpoдyктa. Выявлeниe, знaниe и иcпoльзoвaниe тypиcтcких мoтивoв являются вaжнeйшeй cтpaтeгиeй тypиcтcкoгo пpeдпpиятия, opиeнтиpoвaннoй нa oпpeдeлeниe pынoчных пoтpeбнocтeй и coздaниe таких видов тypпpoдyктa, кoтopыe oтpaжaют тpeбoвaния oпpeдeлeнных ceгмeнтoв pынкoв, а также залогом успешного функционирования туристского предприятия, продвижения и популяризации туристского направления. На основе анализа актуальности и противоречий сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске, определении и использовании тypиcтcких мoтивoв, влияющих нa выбop кoнкpeтнoгo тypиcтcкoгo пpoдyктa и пpинятиe peшeния o пyтeшecтвии в туристском агентстве «Орбита». Актуальность рассматриваемой проблемы послужила основанием для определения темы исследования: «Влияние мотивационных аспектов к путешествию при разработке туристского продукта для молодежи». Цель исследования - это то, что необходимо достигнуть в процессе работы. Например: «Цель работы заключается в исследовании особенностей туристской мотивации и разработке программы обслуживания с учетом мотивационных аспектов к путешествию молодежной группы». «Цель работы заключается в исследовании особенностей системы найма персонала туристской организации и разработке мероприятий по повышению эффективности найма.» Объект исследования - это, как правило, область или сфера, практическая деятельность туристских организаций, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Не корректно называть объектом исследования в менеджменте всю организацию в целом: это либо конкретная база, либо достаточно широкая сфера, не все элементы которой подлежат изучению в дипломной работе. Например: «Объектом исследования является стратегическое планирование туристической фирмы ООО «Эксперт тур». «Объект исследования – мoтивaция тypиcтcкoгo пyтeшecтвия молодежной группы. Предмет исследования - это отдельные стороны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта. Предмет - более узкое понятие по сравнению с объектом исследования. В одном и том же объекте исследования можно выделить несколько предметов исследования. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной дипломной работе. Важно, чтобы в качестве предмета исследования выделялся процесс совершенствования, оптимизации, модернизации наиболее значимых аспектов, выделенных в теме. Например: «Предметом исследования является влияние конкурентной стратегии дифференциации на стратегию развития туристской фирмы ООО «Эксперт тур». Предмет исследования – влияние туристской мотивации молодежной группы на разработку туристского продукта в туристской фирме «Орбита». Задачи исследования - это этапы достижения поставленной цели. Формулируя задачи, следует помнить, что при их решении фактически задается программа исследования: описывается, изучается, выявляется, характеризуется, раскрывается специфика феномена; затем делаются предположения и разрабатывается программа и т.д. Каждая следующая задача может решаться только на основе результата решения предыдущей. Среди значительного количества задач, подлежащих решению, важно выделить основные (не более 5-6). Обязательно должны быть выделены три группы задач: 1. связанная с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий; 2. связанная с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого; 3. связанная с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций. Например: «Для достижения поставленных целей в выпускной квалификационной работе были определены и решались следующие задачи: 1. провести теоретический анализ туристской мотивации в современной литературе; 2. конкретизировать такие основные понятия исследования, как «мотивация», «туризм», «молодежь»; 3. рассмотреть фaктopы, влияющиe нa туристскую мoтивaцию молодежной группы; 4. дать характеристику туристской фирме «Орбита» и определить проблемы, возникающие в результате разработки программы обслуживания для группы туристов; 5. сформулировать мероприятия по совершенствованию разработки программ обслуживания для молодежных групп в туристской фирме «Орбита», направленные на повышение эффективности деятельности организации». Теоретической основой исследования являются труды ведущих исследователей проблемы, раскрытию которой посвящена работа. Например: «Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам разработки стратегий организаций. Рассмотрены труды следующих зарубежных авторов, занимавшихся проблемами маркетинга: Г. Армстронга.[3], Филипп Котлера [4], Б.М. Эниса, К.Т. Кокса, М.П. Моква [5], Ламбена Жан-Жака [6], Г. Минцберга, Куини Дж. Б., Энджела, Джеймса Ф. [8], Маерса Д., Дафта Р.[10]. Среди работ российских ученых в области маркетинга и стратегического планирования были рассмотрены работы Фатхутдинова Р. А. [11], Багиева Г.Л.[12], Шуляка П.Н. [13], Березина И.С. [14], Парамоновой Т.Н., Красюк И.Н. [15], Данько Т.П. [16]. Среди периодических изданий вопросы маркетинга наиболее широко раскрываются в электронном маркетинговом журнале «4Р», журнале «Маркетолог», в «Деловом журнале». База исследования включает описание организации, где проводилось исследование, а также количество охваченных респондентов (при необходимости). Дипломная работа осуществлялась на базе туристской фирмы ООО «Эксперт тур». Комплекс методов исследования обязательно прописывается в каждой дипломной работе. К методам эмпирического исследования относят: - изучение литературы и других источников; - наблюдение: целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения сотрудника, трудового коллектива или особенностей протекания изучаемого явления или процесса управления и их специфических изменений. Применение метода наблюдения завершается анализом и установлением взаимосвязи между данными наблюдения и высказыванием предположений или утверждений. При организации наблюдений должны быть намечены их объекты, поставлены цели, составлен план или программа наблюдений. Наблюдение фиксируется в виде текстовых записей на заранее разработанных формах – мониторинговых картах; - беседа позволяет осуществить познание вопроса путем анализа данных, полученных в ответах на поставленные и предварительно продуманные вопросы. После проведения беседы составляют протокол; - опрос, осуществляемый в форме интервью или анкетирования. Выделяют интервью мнений (оценка явления, события) и интервью документальное (связано с установлением фактов). Анкетирование – это разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов; - тестирование позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемыми ряда специальных заданий; - оценивание: исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемого явления наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно охарактеризовывать изучаемое (метод экспертных оценок); - эксперимент. К методам теоретического исследования относят: - методы абстрагирования, конкретизации, моделирования; - управленческое обследование: предполагает целенаправленное и планомерное изучение личности, коллектива, организации согласно принятой программе; - изучение передового опыта. Например: «Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса методов, адекватных природе изучаемого явления и поставленным задачам исследования. Теоретические методы: 1) теоретический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; 2) понятийно-терминологический анализ применялся для характеристики и упорядочения понятийного поля проблемы; 3) системный подход послужил основой целостности рассмотрения проблемы; Эмпирические методы: 1) изучение литературы, материалов в сети интернет, нормативно-правовых документов туристской фирмы «Орбита»; 2) исследование и обобщение составления эффективной программы обслуживания по туристскому маршруту для молодежной группы с учетом туристской мотивации данной возрастной категории». Теоретическая значимость исследования показывает, какой материал был обобщен при написании дипломной работы, какие понятия уточнены: «Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: - выявлены теоретические аспекты влияния туристской мотивации на разработку программ обслуживания; - уточнены ведущие понятия исследования: «мотивация», «туризм», «молодежь». Практическая значимость исследования может заключаться в разработке рекомендаций или программы тура для конкретной туристской организации: «Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты могут использоваться в качестве методической базы по разработке и реализации конкурентного туристского продукта». Описание структуры дипломной работы завершает введение. Например: «Логика исследования определила и структуру дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практико-ориентированной), заключения, списка использованных источников». 7.4 Теоретическая глава дипломной работы предполагает раскрытие теоретико-методологических или теоретических аспектов рассматриваемой проблемы, и может быть озаглавлена, например, следующим образом: Теоретико-методические аспекты разработки конкурентной стратегии дифференциации. На основе изучения современной литературы раскрываются роль и сущность изучаемой проблемы, необходимость и возможность ее анализа с учетом современных тенденций. Следует привести (со ссылками на источники) различные позиции авторов, дать их сравнительно-сопоставительную оценку. Содержание теоретической главы должно строго соответствовать теме исследования. Параграф 1.1. должен быть посвящен понятийно-категориальному аппарату исследования, то есть рассматриваются основополагающие понятия и термины темы дипломной работы, что отражается в наименовании параграфа, например: Понятие стратегии. Особенности стратегии дифференциации Основополагающие понятия должны быть рассмотрены в параграфе 1.1., отражены в содержании теоретической главы и спроецированы на содержание второй главы. Если тема звучит «Разработка стратегии маркетинга туристского предприятия на основе конкурентного анализа», то должны быть определены следующие понятия: маркетинг, стратегия, стратегия маркетинга, туристское предприятие, анализ, конкурентный анализ, процесс разработки и т.д. Рекомендуется проводить теоретический анализ основополагающего понятия и эксплицировать его. Таблица 1 - Современные трактовки понятия «наем»
Анализ данных, представленных в таблице 1, позволяет сделать следующие выводы: - трактовки понятия «наем» неоднозначны; - как привлечение персонала на вакантные должности, привлечение людей, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей организации, трактуют понятие «наем» Т.Ю. Базарова, Б.Л Еремина и В.В, Лукашевич - заключительной фазой поиска и отбора персонала считает наем В.В. Евдокимов. Анализ имеющихся трактовок позволил в настоящем исследовании под наймом понимать заключительный этап поиска и отбора персонала, в результате которого привлекается персонал, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. Если тема дипломной работы содержит требование анализа, оценки эффективности, разработки процесса, то в теоретической части должны быть прописаны методы анализа, методы оценки эффективности, этапы и методики процесса разработки и др. Положительным моментом будет являться описание и краткий анализ основополагающего нормативного документа, законодательного акта по теме исследования. Например, в теме «Разработка рекламной кампании» - Закона «О рекламной деятельности». Одной из рекомендаций, способствующих обогащению теоретической части дипломной работы, может стать обращение к передовому российскому и зарубежному опыту. Теоретическая глава должна оканчиваться выводами, которые, однако, не выносятся в оглавление как отдельная структурная часть. Выводы должны четко соответствовать задачам исследования и оглавлению: Таким образом, на основе проведенного теоретического анализа можно сделать следующие выводы: 1) Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. Для того, чтобы занять конкурентную позицию, фирма должна разрабатывать собственную конкурентную стратегию. Сущность конкурентной стратегии дифференциации состоит в том, чтобы находить пути быть единственными, кто предлагает покупателям дополнительные черты товара, которые они хотят, и постоянно поддерживать это конкурентное преимущество. 2) Дифференциация может проходить по физическим атрибутам, уровню обслуживания, персоналу, месту нахождения или имиджу. В зависимости от особенностей продукта и предприятия может быть реализовано одно или несколько направлений дифференциации. 3) Реализация стратегии дифференциации создает для компании определенные преимущества и риски. Успешная реализация конкурентной стратегии дифференциации требует выполнения ряда условий. Дифференциация проходит успешно, если издержки по ее проведению покрываются за счет цены на обновленный и измененный товар (услугу). 4) Конкурентная стратегия дифференциации может быть реализована в туристической фирме. Эта возможность обусловлена следующими факторами: тенденцией уверенного развития туристской отрасли в России; особенностями туристской услуги; значительной ориентацией рынка туристских услуг на потребности клиента.
7.5 Практико-ориентированная глава (пример наименования - Влияние стратегии дифференциации на стратегию развития ООО «Эксперт-тур») может иметь следующую структуру: - первый параграф (пример наименования - Организационно-экономическая характеристика организации ООО «Эксперт-тур») – характеристика организации и анализ ее проблем; в соответствии с задачей исследования дается характеристика организации, на примере которой выполняется вторая глава; в первом параграфе второй главы можно значительное внимание уделить анализу проблем организации в соответствии с реализацией системного подхода в управлении; - параграф 2.2. (пример наименования - Исследование стратегии дифференциации в турфирме ООО «Эксперт-тур») – исследование и обобщение результатов. Следует составить Программу исследования, которая должна содержать цель, объект, предмет исследования, описание используемых методик и инструментарную часть. Если студент заимствует методику, то должна быть обязательная ссылка на автора данной методики. Часто выпускники используют метод социологического или маркетингового опроса. В этом случае необходимо: определить цель опроса; основные задачи опроса; определить респондентов и сегментировать их при необходимости; определить временные рамки опроса; представить опросник либо в самой программе, либо в приложении. Полученные в процессе исследования данные должны быть структурированы: результаты занесены в таблицу; составлена гистограмма по имеющимся данным; сделаны общие выводы по общим результатам. Исследовательская часть заканчивается выводами: как проецируется исследуемая проблема на функционирование конкретной туристской организации, какие положительные стороны развития исследуемого процесса выпускник выявил, какие выявил слабые стороны процесса; - параграф 2.3. (пример наименования - Направления реализации стратегии дифференциации в турфирме ООО «Эксперт-тур») – рекомендации по результатам анализа, гипотетическое управленческое решение, программа тура, экономическое обоснование. Среди форм гипотетического управленческого решения возможны следующие: план мероприятий, программа, бизнес-план, инновационный проект, концепция, философия организации как документ, направления развития, модель процесса и др. В большинстве дипломных работ предполагается проводить расчет эффективности предлагаемых мероприятий в рамках темы. 7.6 Заключение должно содержать краткие (на 2-3 страницы) выводы и основные результаты проведенного исследования. В выводах необходимо отразить степень достижения цели исследования, решения поставленных задач и возможность практической реализации выдвинутых рекомендаций. В качестве таковых можно излагать лишь то, что непосредственно вытекает из содержания параграфов дипломной работы. Целесообразно использовать выводы, которые выпускник формулировал после написания главы теоретической и практико-ориентированной. Заключение является основой для формирования доклада на защите.
Данные методические рекомендации содержат общее представление о структуре и задачах дипломной работы будущего специалиста по туризму и являются примерным ориентиром для выполнения дипломной работы. Основным документом, регламентирующим ход выполнения дипломной работы, является задание на дипломную работу, подписываемое студентом, научным руководителем, утверждаемое председателем ПЦК.
|