Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы исследования мотивации





Опредмечивание потребности.

Онтогенетическое развитие мотивации про­цессом опредмечивания потребностей. Изначаль­но «...потребность выступает лишь как состояние нужды организма. Для того, чтобы такая потребность стала основой для целенаправленного поведения, она дол­жна опредметиться, «на­полниться» содержанием, объективироваться и тем как бы передать функцию организации деятельности предмету, способному ее удовлетворить,— мотиву; момент, дающий начало этому процессу, характери­зуется как «встреча потребности с предметом».

Механизм образования новых мотивов:

1. Сдвиг мотива на цель. Цель, ранее побуждаемая к осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу.

2. Изменения структуры мотивационной сферы, которые происходят при развитии личности:

· 1-е рождение, феномен горькой конфеты, соподчинение мотивов.

· 2-е рождение, осознание мотивов, возникновение самосознания.

3. Смена ведущих деятельностей в ходе развития личности.

Ведущая деятельность:

1. Деятельность, в которой формируются главные новообразования;

2. Формируются и закладываются основы будущей личности;

3. Закладываются основы следующей ведущей деятельности.

Возможный вариант последовательности развития мотивации человека в онтогенезе:

· 1 Расширение спектра мотивации.

· 2 Движение к иерархизации мотивов. Феномен горькой конфеты.

· 3 Соотношение мотивов и сознания.От неосознаваемой мотивации к осознаваемой.

· 4 Переход от непосредственной мотивации к опосредованной

· 5 Переход к экзистенциальным потребностям

В изучении развития психики ребенка, считал А.Н. Леонтьев, следует исходить из анализа развития его деятельности. Развитие психики на данном этапе зависит от ведущей деятельности.

Необходимо рассматривать развитие аффективно-потребностной сферы и интеллектуальной в их взаимосвязи друг с другом. Система «ребенок-взрослый» (мотивационно-потребностная сфера)

Деятельность ребенка внутри систем «ребенок – общественных предмет».

Мотивация достижения

Мак-Клелланд. Мотивация достижений – вид мотивации, который фактически участвует и определяет эффективность деятельности. Две структурные составляющие мотивации достижения:Стремление к успеху, Избегание неудачи.

ü Испытуемые, ориентированные на успех:

- предпочитали средние или слегка завышенные цели. Активно ищут и принимают участие, не боятся ситуаций конкуренции, соревнования, в которых можно проявить максимум способностей и умений. Эффективны в достижении реалистичных целей. Самооценка реалистичная и устойчивая. Успех оценивают как результат собственных усилий, неудачу относят к стечению обстоятельств

ü Испытуемые, ориентированные на избегание неудачи

- Ставят перед собой очень легкие либо очень трудные цели, успех или не успех которых не влияет на самооценку. Склонны к поиску помощи и поддержки, отвлечению от деятельности

- Более эффективны в достижении легких целей и менее – в достижении реалистичных.

-самооценка: Чаще завышенная или заниженная, неустойчивая. Успех оценивают как стечение обстоятельств, неудачу – как подтверждение недостатка способностей; остро переживают неудачу.
Мотивация учения Патяева

Существует три типа ситуаций учения: ситуации заданного (вынужденного) учения, ситуации стихийного или естественного учения, ситуации самоопределяемого учения.

В ситуцации вынужденного учения:- нет желания и интереса

Мотивация стихийного или естественного учения - естественной любознательности ученика. -не учит преодолевать трудности и достигать поставленных целей, как не учит и умению их ставить. -не умеют прикладывать усилий для достижения цели.

Ситуация самоопределяемого учения -учебные действия являются не заданными, а самоопределяемыми. Способность к самоопределению складывается из умения осознавать свои чувства, желания и побуждения, умения принимать решение в ситуации конфликта побуждений и чувств и умения брать на себя ответственность, умения формулировать свою позицию и отстаивать её при столкновении с чужой волей, умения обосновывать свою позицию, противостоять чужому давлению и настаивать на своём, способности выслушивать и понимать чужую позицию, умения действовать произвольно, целеустремлённо и целенаправленно.

Потребность в общении и мотивация аффиляции Мюррей

Аффилиация (контакт, общение) – определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер; содержание их заключается в общении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми или малознакомыми) и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны.

Цель мотива аффилиации – взаимная и доверительная связь, где каждый из партнеров если и не любит другого, то относится к нему приязненно, принимает его, дружески поддерживает и симпатизирует ему.

Мотив аффилиации носит социальную окраску.

Стремление к аффилиации возрастает в опасных ситуациях (эксперимент с девушками в разных условиях).

Потребность в общении. Лисина. наблюдение детей с 16 дня. сразу потребность в общении не проявляется. Со 2 мес комплекс оживления.

4 критерия, должны быть одновременны: внимание и интерес ко взрсолому, эмоц проявл в адрес взрослого, инициатива ребенка, чувствительность к отношению взрослого.

Общение как коммуникативная деятельность выполняет следующие функции: передача культурного опыта; организация совместной деятельности; формирование и развитие межличностных отношений; познание людьми друг друга и самопознание.

М. И. Лисина предложила периодизацию общения, охватывающую детский возраст от рождения до семи лет, включающую четыре основные формы общения:

1. Ситуативно-личностное (2-6 месяцев)— отвечает потребности в доброжелательном внимании взрослого.

2. Ситуативно-деловое (6 месяцев— 3 года)— Ведущим является деловой мотив.

3. Внеситуативно-познавательное (3-5 лет) — ведущей является потребность в уважительном отношении взрослого.

4. Внеситуативно-личностное (5-7 лет) — установление межличностных отношений с партнером.

Потребность в общении не врожденная, а формируется прижизненно.

Основным механизмом развития форм общения, согласно М. И. Лисиной, является механизм опережающей инициативы взрослого – создание ЗБР.

Мотивация помощи

Под оказанием помощи, - любые направленные на благополучие других людей действия. Заботливость – базовый мотив.Внешне одинаковые акты помощи могут быть в одном случае альтруистическими, в другом, побуждаться мотивом власти и совершаться в надежде поставить другого человека в зависимость и на будущее подчинить его себе.

Мотивация асоциального поведения

Инстинктивистские теории агрессии: агрессивные действия следствием высокого уровня агрессивности как свойства личности, не придавая большого значения ситуационным переменным.

Фрустрационные теории агрессии. Ситуационный фактор. Агрессия выступает как реакция на фрустрацию.

Теория социального научения. Социальное научение предполагает, что у человека закрепляются те формы поведения, которые получают положительное подкрепление, и оттормаживаются такие действия, которые подкрепляются отрицательно (например, через наказание).

Современные мотивационные теории агрессии рассматривают в качестве основополагающих личностных факторов агрессивного поведения наряду с агрессивными тенденциями также и тенденции торможения агрессивности.

Методы исследования мотивации.

Могут применяться различные методы: Самоотчет, Наблюдение, интервью, тестирование.

Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов. ТАТ, Тест незаконченных предложений, Тест Роршаха, Методика Кто Я – Кун. У нас в стране одна из модификаций, чаще всего используемая для выявления мотивации, ТАТ была создана Е. Т. Соколовой.

 

Date: 2015-09-24; view: 1518; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию