Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А) СотворениеБ) Бог В) Отец Г) Предвидение. 20. Сколько доводов приводит Фома Аквинский для доказательства существования Бога? А) Три. Б) Четыре. В) Пять.
Раздел 2. Онтология и гносеология.
Содержание лекционных занятий по разделу
Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий
Занятие 2.1. Философское понимание мира: бытие и материя как фундаментальные философские категории. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы: В толковом словаре В.И.Даля термин «бытие» связан с такими родственными ему словами как «быть», «бывать», «существовать», «присутствовать», «наличествовать». Признаками существования наделены предметы, процессы, явления, события окружающего мира. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Бытие — это самое широкое, а значит, и самое абстрактное понятие. Это наиболее фундаментальная философская категория. В философии категория бытия занимает центральное место. Она организует философскую проблематику, формирует тот способ мышления, который традиционно называется «философствование». Ваша основная задача: 4. Уяснить смысл и значение категории бытие. 5. Понять на основе какого принципа выделяются формы бытия. 6. Понять в чем смысл категории материя, и в чем отличие философского и естественнонаучного понимания материи. 7. Усвоить, что является атрибутами материи.
1. Изучить учебные материалы УМК и рекомендуемую литературу, и на их основе выполнить письменные задания (в рабочей тетради). Старайтесь заполнять таблицу кратко, выделяя самые существенные черты и особенности. 2.Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре (составить план, конспект). 3.После знакомства с литературой, ответить на контрольные вопросы. Вопросы для подготовки к занятию 1. Проблема бытия в истории философии. 2. Философская категория бытие. Основные формы бытия. 3. Этапы развития философских представлений о материи. 4. Материя как философская категория. Уровни структурной организации материи. Письменное задание: · Выпишите из «Философского словаря» или «Философской энциклопедии» определения понятий «бытие», «субстанция», «материя», «субстрат». Что их объединяет и в чем различие? Какая между ними взаимосвязь? · Как соотносятся по своему содержанию понятия «бытие» и «материя»? · Объясните схему:
Основные понятия темы. Категория, закон, принцип, бытие, небытие, формы бытия, субстанция, материя, движение, развитие, покой, объективная реальность, индивидуализированное духовное, объективированное духовное, пространство, время, Литература для подготовки: 1. Алексеев П. В., Панин. Философия: - М., 2009. - 592 с. 2. О.Г.Данильян,В.М.Тараненко. Философия. М., 2006.
Контрольные вопросы: 1. На какие представления обыденного сознания опирается философская категория «бытие»? 2. Кто впервые поставил проблему бытия в истории философии? С какими историческими причинами это было связано? 3. Чем отличается понимание бытия у Парменида и Гераклита? 4. В чем разница в понимании бытия в период средневековья и в Новое время? 5. В чем разница понимания бытия субъективными и объективными идеалистами? 6. Что означает категория субстрат? Чем она содержательно отличается от категории субстанция? 7. Древние греки, в зависимости от принадлежности к той или иной философской школе, под субстратом или первоначалом мира понимали: воду, огонь, воздух, апейрон. Назовите философа и соответствующий ответ о субстрате мира. 8. Можно ли поставить знак равенства между понятиями материя и вещество?
Занятие 2.1. Движение. Пространство, время.
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
В диалектико-материалистической философии материя определяется как объективная реальность, данная нам в ощущениях, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Это определение - наиболее принимаемое в современной философской российской литературе.В самом широком смысле движение – это «изменение вообще», оно включает в себя все происходящие в мире изменения. Представления о движении как изменении зародились уже в древней философии и развивались по двум основным линиям – материалистической и идеалистической. Движение – атрибут, неотъемлемое свойство материи, они тесно связаны и не существуют друг без друга
1.Изучить учебные материалы УМК и рекомендуемую литературу, и на их основе выполнить письменные задания (в рабочей тетради). Старайтесь заполнять таблицу кратко, выделяя самые существенные черты и особенности. 2.Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре (составить план, конспект).
Вопросы для подготовки к занятию: 1. Понимание движения в истории философии. Зенон. Гераклит. 2. Типы и формы движения. 3. Концепции пространства и времени в истории философии – субстанциональная и реляционная. 4. Пространство и время, их общие и специфические свойства. Темы для докладов: 5. Психологическое пространство и время. 6.Социальное пространство и время. 5. Историческое пространство и время.
Литература для подготовки:
1. Алексеев П. В., Панин. Философия: - М., 2009. - 592 с. 2. Данильян О.Г., Тараненко В.М.. Философия. М., 2006. 3. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2004. — 880 с. http://www.alleng.ru/d/phil/phil030.htm
Литература для подготовки докладов: 4. Философия. // Под общей редакцией В. А. Туева, Б. А. Кислова, М. Л. Ткачевой. Иркутск., Издательство БГУЭП. 2008.
Занятие 2.3. Диалектика и её альтернативы. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
На предыдущих семинарах мы рассматривали, как стремление философии к предельно общей концептуализации знания о мире было реализовано в различных, в том числе противоположных, версиях его происхождения и устройства. Продолжая познание мира посредством изучения философии, нам теперь необходимо получить представление о том, как в философском знании нашел отражение факт наличия связей между явлениями мира, а также понять развитие как то состояние, в котором мир и его явления постоянно пребывают. · Почему мир развивается? · Как происходит его развитие? · Существует ли направленность в его изменениях? Важно усвоить: Рассматривая исторические формы диалектики важно понять, что содержание диалектики формировалось в течение длительного периода развития философии. Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая.
1.Повторить материалы лекции. 2. Изучить учебные материалы УМК и рекомендуемую литературу, и на их основе выполнить письменные задания (в рабочей тетради). Старайтесь заполнять таблицу кратко, выделяя самые существенные черты и особенности. 3.Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре (составить план, конспект). 4. Выполнить письменное задание, заполнив таблицу 1 и 2. Вопросы для подготовки к занятию 1. Метафизика как способ познания мира. 2. Исторические формы диалектики (Гераклит, Сократ, Г.Ф.Гегель). 3. Основные принципы диалектики. 4. Законы диалектики: их сущность и специфика. - Закон единства и борьбы противоположностей, - Закон перехода количественных изменений в качественные, - Закон отрицание отрицания. 4. Категории (неосновные законы) диалектики (ответ по таблице): · Сущность и явление. · Единичное, особенное, всеобщее. · Форма и содержание. · Причина и следствие. · Необходимость и случайность. · Возможность и действительность.
Основные понятия: диалектика, субъективная диалектика, объективная диалектика, закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, количество, качество, мера, противоречие, прогресс, регресс, редукционизм, монизм, дуализм, плюрализм.
Литература для подготовки:
2. Философия развития // Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. М., 2006. Стр. 211. 3. Диалектика бытия и всеобщие законы развития// Философия. Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. М., 2004. Стр. 408. 4. Основные философские категории. // Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. СПб., 2004. Стр. 53. 5. Диалектика // Философия под ред. В.П.Кохановского., М., 2004. Стр. 130.
Заполните таблицы: По своей внутренней структуре диалектика как метод состоит из ряда принципов, назначение которых – вести познание к развертыванию противоречий развития. Принцип объективности является одним из наиболее важных принципов диалектики. Он дополняется принципом системности, направляющим мышление на переход от явлений к их сущности, к познанию целостности системы, а также необходимых связей рассматриваемого предмета с окружающими его предметами и процессами. Принципы объективности и системности приводят к необходимости рассмотрения самой истории объекта, его бытия в прошлом и тенденциях развития в будущем, то есть принципу историзма.
Таблица 1.Основные принципы диалектики
Таблица 2.
|