Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Немецкая классическая философия и романтизм. 1.7.1. К гуманизму приходит человечество в своем разви­ тии, полагал И





1.7.1. К гуманизму приходит человечество в своем разви­
тии, полагал И. Гердер (в).

1.7.2. С изобретателями-новаторами связывал прогресс че­
ловечества И. Гердер (в).

1.7.3. Традицию считал Гердер важнейшим фактором исто­
рии (в).

1.7.4. С прямохождения, по Гердеру, начался исторический
прогресс человечества (в).

1.7.5. Небулярную теорию — о происхождении Солнечной
системы из газовой туманности (nebula — облако) — впервые
выдвинул И. Кант (б). О «подлунном мире» писал Аристотель,
за свою теорию о множественности миров поплатился жизнью
Дж. Бруно, а теорию «предустановленной гармонии» предло­
жил Лейбниц.

1.7.6. Способом доказательств, по Канту, можно прийти к
познанию, критикой которого занимался философ (б).

1.7.7. Систему доказательств трансцендентных предметов
Кант называл метафизикой, которая занимается проблемами
бога, души, идеи мира и т.д. (б).

1.7.8. Познание представляет собой сочетание эмпириче­
ского опыта и нечувственной основы опыта, считал Кант (г).

1.7.9. Время и пространство не существуют реально, но не­
обходимо предшествуют чувственному опыту, по теории Кан­
та®.

1.7.10. Феномен, по Канту, это предмет или явление в ми­
ре, данные в восприятии познающего субъекта (б).


 

1.7.11. По Канту, человек должен согласовывать свою ав­
тономную мотивацию с мотивацией других людей, рассмат­
ривая их как цель в самих себе (г). «Возвышенный» вариант
формулировки категорического императива в «Критике прак­
тического разума»: «другой человек должен быть для тебя
святым».

1.7.12. Общим «естественным» законом должна стать мак­
сима индивидуального поведения на основе личной воли, со­
гласно другой формулировке категорического императива
Канта (в).

 

1.7.13. Знание нравственного закона дано каждому до-
опытно, полагал Кант. Оно является невыразимым фактом
чистого разума (априори — до опыта) (г).

1.7.14. Нравственная ценность поступка тем выше, чем
более он подчинен абстрактному чувству долга, полагал
Кант(в). '

1.7.15. С областью морального поведения связан «практи­
ческий разум» Канта, от греч. «праксис» — поведение (в). И
здесь — категорическое отличие терминологии Канта от дру­
гих философских концепций, в которых «практика» связана, в
первую очередь, с обыденной или научной деятельностью (от­
сюда выражения «теория и практика», «практическое приме­
нение» и т.п.).

1.7.16. Моральное доказательство существования бога со­
временники усмотрели в этике Канта. Центральный мотив
теоретически допустимых моральных постулатов — реализа­
ция «наивысшего блага» в мире (б).

1.7.17. Эстетически приятное Кант впервые охарактеризо­
вал как «незаинтересованность», «бесполезность» (г).

1.7.18. Соразмерностью объекта познающим способностям,
или гармоническим настроением познавательных сил, их иг­
рой, по Канту, обусловлено приятное, вызванное эстетическим
объектом (а).


 

1.7.19. Созерцательный — практический — эстетический.
Так Кант последовательно различает подходы к миру, вы­
страивая свои «Критики» (в).

1.7.20. Настойчивое воздействие предметов на биологиче­
ский организм, дающее возможность проявиться еще неосоз­
нанному «Я», способному их освоить, — вот что выявляет
действующее чистое «Я» в отношении к внешнему миру, по
Фихте (г).

1.7.21. Человек, в отличие от животного, удовлетворяет ин­
стинктивное влечение или не удовлетворяет его по собствен­
ной воле, считал Фихте (г).

1.7.22. Бессмертие обретает человек, приобщаясь к лучшим
традициям человечества, был убежден Фихте (г).

1.7.23. Установление координации, по Фихте, — вот цель
истории человечества (в). Из тенденции к взаимному воздей­
ствию или «общественного побуждения», в первую очередь,
побуждения к идентичности по отношению к другим, челове­
чество, писал он, — «устремляется не к субординации, как это
происходит в телесном мире, но... к координации», т.е. кон­
кретному равенству и взаимности.

 

1.7.24. Отчужденным продуктом «Я» является природа в
«наукоучении» Фихте (б).

1.7.25. Объективная природа взаимодополняется достовер­
ным «Я», согласно гносеологии Ф. Шеллинга (в).

1.7.26. В действии относительно мира состоит начало соз­
нания, считал Ф. Шеллинг (б). Я действует относительно ми­
ра, оно направляет на него свою волю. Сначала — «идеали­
зирующая деятельность», когда проектируется поведение,
затем — в «реализующей акции» мир для Я становится дей­
ствительно объективным. Таким образом, в поведении отно­
сительно мира заложены как самосознание, так и сознание о
мире.

1.7.27. Постоянное общение людей — вот необходимое ус­
ловие сознания, по Шеллингу (а).


 

1.7.28. Постепенная реализация правового закона и есть
история, полагал Шеллинг (б).

1.7.29. Абсолютную идентичность усматривал в основе
мира Шеллинг (б).

1.7.30. Абсолютную идею в основе реальности видел Ге­
гель (в).

1.7.31. Чувственная достоверность — восприятие — рассу­
док. Таковы этапы процесса познания, по Гегелю (г). Вариант
(а) — этапы познания по Локку, вариант (б) — по Канту, (в)
— по Лейбницу.

1.7.32. Тождество познающего и познаваемого рассматри­
вал Гегель (в).

1.7.33.Концепцию господина и раба Гегель выводит из
взаимного спора о «признании» двух естественных су­
ществ, которые находятся на переходе к человеческому бы­
тию (б). См. главу «Господство и рабство» в «Феноменоло­
гии духа».

1.7.34.«Нравственная реальность» — это общество вза­
имности, в котором все работают для всех (а). В «Феноме­
нологии духа» Гегель приводит два примера такого обще­
ства — «субстанциональную и нравственную реальность»
античной Греции и косвенную «нравственную реальность»
Нового времени, в которой человек анонимно работает для
потребностей других. См. главу «Дух, отчужденный от са­
мого себя».

1.7.35. Отчуждение общественного индивида в обществен­
ном разделении труда рассматривал Гегель (в).

1.7.36. Религии — это различные формы самосознания аб­
солюта, считал Гегель (б).

1.7.37. Абсолют Гегеля является как«определения мысли»,
образующие диалектически организующую систему (б). Вари­
ант (а) — расмотрение Абсолюта в «Философии природы», (в)
и (г) — в «Феноменологии духа». «Субъективное самосозна­
ние» предполагает деятельность человеческой психики, а


«объективные предпосылки самосознания» — это, по Гегелю, общество, история.

1.7.38. «Энциклопедия философских наук» является крат­
ким очерком всей системы философии Гегеля (б).

1.7.39. Наука о бытии и наука о сущности относятся к
«объективной логике» у Гегеля (б). Только третья книга «Ло­
гики» занимается «наукой о понятии», т.е. «субъективной ло­
гикой».

1.7.40. «Истинная бесконечность», по Гегелю, есть выра­
жение определенной структуры целого. Все остальные вари­
анты — «дурная бесконечность» (в).

1.7.41. Все, что разумно — действительно, доказывает Ге­
гель (г).

1.7.42. История — это развитие мирового духа во времени,
по Гегелю (в).

1.7.43. Идеал у Гегеля — это есть воплощение творческой
программы «идеи», и должен быть осуществлен в жизни бли­
жайшего поколения (в). Вариант (а) — социальный идеал по
Канту, (б) — по Фихте, а (г) — по Шеллингу.

1.7.44. Младогегельянцы — это последователи Гегеля, ко­
торые отвергли его взгляды позднейшего периода (в).

1.7.45. Любовь как страсть превозносил Л. Фейербах (б).

 

1.7.46. Религия, по Фейербаху, есть способ иллюзорного
удовлетворения человеком своих потребностей (г).

1.7.47. Боги — это «воплощенные, овеществленные, осу­
ществленные желания человека», по Фейербаху (в).

1.7.48. В любви видел «новую этику и религию человека»
Фейербах (г).

1.8. Западноевропейская философия XIXначала XX вв.

1.8.1. Материалистическое понимание истории ■— центр
мировоззрения К. Маркса (а).


 

1.8.2. Производительные силы, по Марксу, в своем разви­
тии определяют и развитие общества (б).

1.8.3. Закон тождества материи и сознания не относится к
материалистической диалектике, а характерен для идеалисти­
ческих учений (б).

1.8.4. Майя — иллюзия в индийской религиозной филосо­
фии. Как известно, А. Шопенгауэр, создавая свое учение, на­
ходился под сильным влиянием упанишад, брахманизма и
буддизма (в).

1.8.5. Воля — центральное понятие философии Шопенгау­
эра (в).

1.8.6. Цепь тревог, разочарований и мучений представляет
собой жизнь человека, считал Шопенгауэр (б). Не случайно
его философию называют пессимистической. Поскольку воля
находится в состоянии вечной неудовлетворенности, она вы­
нуждена пожирать самое себя. Отсюда травля, боязнь и стра­
дание.

1.8.7. Бессмысленное сплетение событий — вот что такое
человеческая история, согласно Шопенгауэру (в).

1.8.8. Бессознательное — основное философское понятие
концепции Э. фон Гартмана (в). См. его работы «Философия
бессознательного»(1869) и «Учение о категориях»(1896).

1.8.9. Страх — основное понятие философской антропо­
логии С. Кьеркегора (б). См. его работы «Страх и трепет.
Аналитическая лирика» (1843) и «Понятие страха. Простое
психологически-путеуказательное исследование в плане
догматической проблемы первородного греха»(1844).

1.8.10. Центральная идея философии С. Кьеркегора такова:
духовный индивид, единичный человек противостоит соци­
альной среде и совершенствуется вопреки ей и ее законам.
Только «Единичный» (den Enkelte) существует реально, и бы­
тие его неповторимой индивидуальности представляет собой
цепочку внутренних и неповторимых переживаний «мгнове­
ний» (в).


1.8.11. Стадии существования Единичного у С. Кьеркегора:
эстетическая — этическая — религиозная (в). Эстетическая
стадия описана в первом томе «Либо-Либо. Фрагменты из
жизни»(1843), остальные — в «Стадиях жизненного пу-
ти»(1845).

1.8.12. Парадокс мыслящего сознания, по Кьеркегору: оно
ничего так не хочет, как осмыслить то, что невозможно ос­
мыслить (г).

1.8.13. Эмпириокритицизм — один из этапов в развитии
позитивизма. Иногда его еще называют «махизм» или учение
Э. Маха (г).

 

1.8.14. Формула О. Конта: «Знать, чтобы предвидеть, и
предвидеть, чтобы быть способным делать (мочь)» — «savoir
pour prevoir pour pouvoir» (r).

1.8.15. Согласно Конту, необходимо стремиться «к замене
слова почему словом как» (г).

1.8.16. Три стадии: теологическую, метафизическую и
позитивную — проходит человеческое общество, по О.
Конту (б).

1.8.17. Социология — это новое название науки, впервые
введенное О. Контом (в).

1.8.18. На теоретические и прикладные разделил все науки
О. Конт (б).

1.8.19. Жить для других — vivre pour l'autrui — вот соци­
альный принцип О. Конта (г).

1.8.20. «Человечество» как «Верховное Существо» — «Etre
Supreme» должно быть центром нового религиозного культа,
считал Огюст Конт (г).

1.8.21. Учение о принципах неполной индукции разработал
Д. С. Милль (б).,

1.8.22. Изначальная Сила — Power, по Г. Спенсеру, прояв­
ляется во Вселенной (в).


 

1.8.23. Эволюция, по Г. Спенсеру, есть непрерывное пере­
распределение существующих телесных частиц и их движе­
ний (а).

1.8.24. К равновесию, считал Г. Спенсер, стремится обще­
ство как «организм» (в).;

1.8.25. Ощущение может считаться знаком (Zeihen), пола­
гал Г. Гельмгольц (б).

1.8.26. Данные физиологии, по мнению Ф. А. Ланге, под­
тверждают существенное содержание философии Канта (г).

1.8.27. Понятие о вещи — это предмет познания, полагал
Г. Коген. Познавать — значит искать познавательные начала
в мысли. Мысль в самой себе имеет первоначало (der Ur-
sprung), которое есть одновременно и первоначало любого
бытия (в).

1.8.28. Физиология была идеалом науки и базисом «Логики
чистого познания»для Когена (г).

1.8.29. На учение о праве и государстве, по Когену, ориен­
тируется «этика чистой воли» (в).

 

1.8.30. Социализм был целью «бесконечного стремления
вперед чистой воли» в социологии Когена (б).

1.8.31. П. Наторп в аспекте кантианского учения рассмат­
ривал идеи философии античности: Платона, Протагора, Де­
мокрита, Эпикура, скептиков (б).

1.8.32. Цикл взаимоотношений мышления и бытия, по На-
торпу, таков: безразличие, дифференциация, совпадение (в).

1.8.33. На науки о законах и о событиях предложил разде­
лить все науки В. Виндельбанд (б).

1.8.34. Номотетический и идеографический методы науч­
ного познания различал В. Виндельбанд (а).

1.8.35.Ценность — одно из центральных понятий П. Рик-
керта. Ценность, считал он, есть «смысл, лежащий над всяким
бытием» (б).


 




1.8.36. Задача философии состоит в «очищении» опыта в
научном познании от посторонних представлений, считали
эмпириокритицисты, от «апперцепции тимематологических
(ценностных) и антропоморфических» (в).

1.8.37. На полноте переживаний в духовной внутренней
жизни человека сосредоточена «философия жизни» (в).

1.8.38. «Воля к власти» — основное понятие философии Ф.
Ницше. Жизнь, писал он, «представляет собою специальную
волю к аккумуляции силы» и «стремится в максимальному
чувству власти» (в),

1.8.39. Полезное заблуждение, и только — вот что такое
истина в области научного познания, по мысли Ницше (г).

1.8.40. Воля к власти — основа права сильного в жизни
общества, считал Ницше (в).

1.8.41. «Горе слабому!» Или в другой редакции: «Слабого
толкни!» Таков основной девиз провозглашенной Ницше «пе­
реоценки ценностей» (б). Для сравнения даны известные деви­
зы М. Горького (а), который в молодости увлекался Ницше;
Фейербаха (в) и библейское изречение Христа, «помраченного

 

1.8.42. Сверхчеловек или «белокурая бестия» Ницше —
уже не человек, еще не человекобог, и далеко не богочело­
век (б).

1.8.43. Для обзора ницшеанского человека невозможно
возвращение к первоначальной христианской морали (г). На­
против, Ницше обличал христианскую мораль, как «мораль
рабов», и исходя из своего основного тезиса «Бог умер», от­
рицал все христианские ценности.

1.8.44. «Интенциональность» — это, в феноменологии
Гуссерля, есть существенное свойство всех актов сознания,
направленность сознания на объект, находящийся вне самого
сознания (а). Вариант (б) означает интеракционизм, (в) —
интенсиональность, (г) — интериоризацию.


 

1.8.45. «Трансцендентальное Я» или «чистый субъект» —
носитель актов сознания в феноменологии Э. Гуссерля (б).

1.8.46. Реальность и есть явление, за которым ничего не
скрывается и вообще ничего нет, с точки зрения феноменоло­
гии (в).

1.8.47. В феноменологии явление обнаруживает сущность,
будучи тождественным ей (а).

1.8.48. «Экзистенция» — это бытие, направленное к ничто
и сознающее свою конечность, по представлениям экзистен­
циалистов (в).

1.8.49. Возможности жить без бога не признавали предста­
вители так называемого атеистического экзистенциализма (г).

1.8.50. Свобода —- это неизбежное тяжкое бремя, по Ж. П.
Сартру (в).

1.8.51. Иррациональная интуиция определяет способность
человека к творчеству, по мысли Бергсона (в).

1.8.52. Вера — наиболее положительное и ведущее к дей­
ствию состояние духа, по Ч. Пирсу (а).

 

1.8.53. «Истина — то, что полезно», утверждал родона­
чальник прагматизма Ч. Пирс (б).

1.8.54. Наука — это коллективная вера людей в представ­
ления своей эпохи, считает прагматизм (б).

1.8.55. Только собственный выбор человека своей цели —
определяет его сущность, по экзистенциализму (в).

1.8.56. Египетский Тот аналогичен позднейшему греческо­
му Гермесу (б).

1.8.57. Толкование и осмысление текста, которым может
предстать любое явление или предмет (в).

1.8..58. Понимание — центральная характеристика сущест­вования человека и способ его бытия, по Г. Гадамеру (г).

1.8.59. Бессознательное, открытое 3. Фрейдом, как основ­ная структурная составляющая человеческой психики, опре­деляет и жизнь и отдельные поступки человека (б).


 


1.8.60. «Инстинкта социальности» не существует в душе
человека, согласно психоанализу (г).

1.8.61. Сублимация («возгонка», трансформация) первич­
ных комплексов лежит в основе феномена человеческой куль­
туры, согласно психоаналитической концепции (г).

Часть П. Тесты по курсу «Философия»

Date: 2015-09-18; view: 1104; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию