Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Именной указатель⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27 А Б В Г Д Е Ж З И К Августин Аврелий (Блаженный) (Augustinus Aurelius Sanctus, 354 – 430), христианский теолог и философ — 258 Адамов Артюр (Adamov A., 1908 – 1970), французский писатель и драматург — 7, 59, 94, 150 – 151, 264 – 266 Адлер Альфред (Adler A., 1870 – 1937), австрийский врач и психолог, создатель индивидуальной психологии — 202 Альбер-Биро Пьер (Albert-Birot P., 1876 – 1967), французский писатель, поэт, сценарист, драматург и художник — 37, 247 Д’Аннунцио Габриэле (D’Annunzio G., 1863 – 1938), итальянский писатель и политический деятель — 245 Антуан Андре (Antoine A., 1858 – 1943), французский актер, режиссер и кинематографист, представитель натуралистического театра — 251, 274 Ануй Жан (Anouille J., 1910 – 1987), французский драматург — 85, 255 Аполлинер Гийом (Apollinaire G., наст. имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий, 1880 – 1918), французский поэт и драматург — 13, 14, 21 – 22, 37, 244, 245 – 246, 247, 248 Арагон Луи (Aragon L., 1897 – 1982), французский поэт и писатель — 22, 27, 246, 250 Аристотель (384 – 322 до н. э.), древнегреческий философ — 161, 198, 202, 223, 255, 257, 268, 273 Аристофан (ок. 445 – ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф — 24 Арон Робер (Aron R., псевдоним Макс Робюр), драматург, один из основателей «Театра Альфреда Жарри» — 13, 252 Аррабаль Фернандо (Arrabal F., род. в 1932), испано-французский драматург и писатель — 5, 158 – 159, 181, 267 – 268 Арто Антонен (Artaud A., 1896 – 1948), французский актер, режиссер и теоретик театра — 7, 9, 11, 13, 41, 59 – 60, 97 – 98, 100 – 101, 107 – 108, 109, 150 – 151, 195, 202, 209, 225, 231, 232 – 233, 235, 236, 241, 242, 247, 252 – 253, 257, 258, 264, 265
Бальзак Оноре де (Balzac H. de, 1799 – 1850), французский писатель — 213, 269 Баню Жорж (Banu G.), современный французский театровед, профессор III Парижского университета — 272 Барро Жан-Луи (Barrault J.‑L., род в 1910), французский актер и режиссер — 9, 59, 140, 258, 262 Барт Ролан (Barthes R., 1915 – 1980), французский литературовед и теоретик искусства, представитель структурализма — 9, 10, 28, 118, 156, 170 – 172, 182, 225, 226, 241, 266, 268 – 269, 270, 272, 275 Барте Жюли (Bartet J., наст. имя Жанна-Жюли Реньо, 1854 – 1941), французская трагическая актриса — 54, 251 Батай Анри (Bataille A., 1872 – 1922), французский поэт и драматург, создатель «сентиментального реализма» — 251 Батай Жорж (Bataille G., 1897 – 1962), французский писатель, философ, экономист — 97 Батай Никола (Bataille N.), современный французский актер и режиссер — 137, 256, 258, 261, 262, 263 {277} Бати Гастон (Baty G., 1885 – 1952), французский режиссер — 267 Бахтин Михаил Михайлович (1895 – 1975), русский литературовед и теоретик искусства — 199, 272 Бек Джулиан (Beck J.), один из создателей «Living Theatre» — 274 Беккет Сэмюэль (Beckett S., 1906 – 1989), французский писатель, поэт, драматург и публицист — 8, 11, 59, 94, 110, 118 – 119, 132, 134, 156, 159, 164, 185, 256, 259 – 261, 262, 265 Бенвенист Эмиль (Benveniste E., 1902 – 1976), французский лингвист — 242, 275 Беньямин Вальтер (Benjamin W., 1892 – 1940), немецкий философ и литературовед — 233, 238, 274 Бергсон Анри (Bergson H., 1859 – 1941), французский философ, представитель «философии жизни» — 59, 161, 244, 268 Бернар Жан-Жак (Bernard J.‑J., 1888 – 1972), французский драматург — 106, 259 Бернстайн Анри (Bernstein H., 1876 – 1953), французский драматург и режиссер — 137, 263 Бийеду Франсуа (Billetdoux F., род. в 1927), французский драматург и прозаик — 262 Бичер-Стоу Гарриет Элизабет (Beecher-Stowe H. E., 1811 – 1896), американская писательница — 257 Блэн Роже (Blin R., 1907 – 1984), французский актер и режиссер — 59, 140, 257, 259, 263, 264, 265, 266 Бовуар Симона де (Beauvoir S. de, 1908 – 1986), французский философ и писатель — 91, 265 Бодлер Шарль (Baudlaire Ch., 1821 – 1867), французский поэт — 53, 216, 252, 256, 261 Бомарше Пьер Огюстен (Beaumarchais P. A., 1732 – 1799), французский драматург — 19 Бомонт Фрэнсис (Beaumont F., 1584 – 1616), английский драматург — 254, 273 Боннар Пьер (Bonnard P., 1867 – 1947), французский художник — 123, 244 Бори Моник (Borie M.), современный французский критик и историк театра — 5 Брей. Ивонна де (Brey I. de, 1889 – 1954), французская актриса — 56, 251 Босх (Бос ван Ахен) Хиеронимус (Bosch van A., ок. 1460 – 1516), нидерландский живописец — 67 Брентано Франц (Brentano F., 1838 – 1917), немецкий философ, предшественник феноменологии — 255 Бретон Андре (Breton A., 1896 – 1966), французский писатель, теоретик сюрреализма — 13, 21, 22, 27, 37, 158, 169, 246, 247, 250, 252, 264, 267 Брехт Бертольт (Brecht B., 1898 – 1956), немецкий драматург и теоретик театра — 41, 59, 94, 98, 100, 130, 139, 153, 172, 173 – 180, 195, 197, 207, 231, 238, 265, 266, 269, 274 Брук Питер (Brook P., род. в 1925), английский режиссер — 102, 140, 158, 168, 237, 238, 240, 252, 257, 264, 267, 268, 275 Бюхнер Георг (Bëuchner G., 1813 – 1837), немецкий публицист и драматург — 77, 130, 187, 253
Вайнгартен Ромэн (Weingarten R., род. в 1926), французский драматург — 134, 262 Вайс Петер (Weiss P., 1916 – 1982), шведский драматург немецкого происхождения, представитель «документального театра» — 94, 238, 275 Валери Поль (Valéry P., 1871 – 1945), французский поэт и теоретик искусства — 8, 246, 259 Веласкес Родригес де Сильва (Velàsquez R. de S., 1599 – 1660), испанский художник — 144 Венцель Жан-Поль (Wenzel J.‑P., род. в 1947), французский драматург и режиссер — 181, 233, 274 {278} Вергилий Марон Публий (Vergilius, 70 – 19 до н. э.), римский поэт — 57, 192 Верн Жюль (Verne J., 1828 – 1905), французский писатель — 251 Верхарн Эмиль (Verhaern E., 1855 – 1916), бельгийский поэт и драматург — 246 Виан Борис (Vian B., 1920 – 1959), французский поэт, писатель, музыкант и драматург — 185 Вилар Жан (Vilar J., 1912 – 1971), французский актер и режиссер — 104, 219 – 220, 257, 266, 269, 270 Винавер Мишель (Vinaver M., наст. имя Мишель Гринберг, род. в 1927), французский писатель, драматург и театральный критик — 5, 181 – 182, 233, 235, 239, 240, 241, 270 – 271, 272 Витез Антуан (Vitez A., 1930 – 1990), французский режиссер — 274 Витрак Роже (Vitrac R., 1899 – 1952), французский драматург — 13, 252 Вольтер (Voltaire, наст. имя Мари-Франсуа Аруэ, 1694 – 1778), французский писатель и философ — 92 Вотье Жан (Vauthier J., род. в 1910), французский драматург — 134, 262
Гадамер Ганс Георг (Gadamer H. G., род. в 1900), немецкий философ, представитель герменевтики — 10 Гамсун Кнут (Hamsun K., наст. имя Кнут Педерсен, 1859 – 1952), норвежский писатель и драматург — 258 Гарсиа Виктор (Garcia V., 1934 – 1982), аргентинский режиссер, работавший во Франции — 158, 267 Гауптман Герхард (Hauptmann G., 1862 – 1946), немецкий драматург, основатель натуралистической школы в Германии — 82 Гераклит (ок. 520 – ок. 460 до н. э.), древнегреческий философ — 199 Гете Иоганн Вольфганг (Goethe J. W., 1749 – 1832), немецкий писатель, философ и естествоиспытатель — 113 Годар Жан-Люк (Godard J.‑L., род. в 1930), французский кинорежиссер, представитель «новой волны» — 266 Гойя Франсиско Хосе де (Goya F. J. de, 1746 – 1828), испанский художник — 144 Голль Иван (Goll I., наст. имя Исаак Ланг, 1891 – 1950), немецко-французский поэт и драматург — 37 – 38, 247 Греймас Альгирдас-Жюльен (Greimas A.‑J., род. в 1917), французский лингвист, семиотик, автор работ по структурной поэтике — 269 Грёз Жан-Батист (Greuze J.‑B., 1725 – 1805), французский художник — 174, 177, 179, 269 Гротовский Ежи (Grotowski J., род. в 1933), польский режиссер — 60, 235 Грубер Франсис (Gniber F.), художник — 259 Грюневальд (Grëunewald, наст. имя Нитхардт Матис, ок. 1470 (1475) — 1528), немецкий художник — 67 Гуссерль Эдмунд (Husserl E., 1859 – 1938), немецкий философ-феноменолог — 255, 257 Гюго Виктор (Hugo V., 1802 – 1885), французский писатель — 23, 130, 195, 245, 251, 271, 272
Дебюсси Клод (Debussy Cl., 1862 – 1918), французский композитор-импрессионист — 250 Деккер Томас (Dekker Th., ок. 1572 – ок. 1632), английский драматург и писатель — 270 Демарси Ришар (Demarcy R.), современный французский режиссер, драматург и теоретик театра — 241, 275 Деррида Жак (Derrida J., род. в 1930), французский философ, представитель постструктурализма — 9, 242, 269, 275 Деснос Робер (Desnos R., 1900 – 1945), французский поэт и писатель, близкий дада и сюрреализму — 22 {279} Джакометти Альберто (Giacometti A., 1901 – 1966), французский художник и скульптор, сюрреалист — 260, 264 Джеймс Генри (James H., 1843 – 1916), американский писатель — 272 Джойс Джеймс (Joyce J., 1882 – 1941), ирландско-английский писатель — 259 Джонсон Бен (Бенджамин) (Johnson B., 1573 – 1637), английский драматург — 254, 273 Дидро Дени (Diderot D., 1713 – 1784), французский философ и писатель — 56, 172, 173 – 180, 205, 269, 270 Дойч Мишель (Deutsch M., род. в 1948), французский драматург, поэт и эссеист — 181, 233, 274, 275 Доннэ Морис (Donnait M., 1859 – 1945), французский драматург — 15, 16, 244 Достоевский Федор Михайлович (1821 – 1881), русский писатель — 258 Дрейер Карл Теодор (Dreyer C. T., 1889 – 1968), датский кинорежиссер и сценарист — 179, 270 Дюллен Шарль (Dullin Ch., 1885 – 1949), французский актер и театральный педагог — 91, 251 Дюма Александр (Dumas A., 1802 – 1870), французский писатель — 272 Дюма Александр (сын) (Dumas A.‑fils, 1824 – 1895), французский писатель — 251 Дюра Маргерит (Duras M., род. в 1914), французская романистка и драматург — 11, 239, 275 Дягилев Сергей Павлович (1872 – 1929), русский театральный деятель — 250
Еврипид (ок. 480 – 406 до н. э.), древнегреческий драматург — 39, 92, 249
Жакар Эммануэль (Jacquart E.), историк французского театра, профессор Гарвардского университета — 13, 119 Жакоб Макс (Jacob M., 1876 – 1944), французский поэт и писатель, близкий к сюрреализму — 27, 244, 245, 252 Жарри Альфред (Jarry A., 1873 – 1907), французский писатель и драматург — 7, 13 – 15, 91, 244 – 245, 252 Жемье Фирмен (Gémier F., 1869 – 1933), французский актер, режиссер и педагог — 105 Жене Жан (Genêt G., 1910 – 1986), французский поэт, писатель и драматург — 8, 94, 95 – 97, 98 – 99, 100, 109, 140 – 141, 151, 185, 195, 256, 257, 263 – 264 Жид Андре (Gide A., 1869 – 1951), французский писатель — 245 Жироду Жан (Giraudoux J., 1882 – 1944), французский писатель и драматург — 185, 202, 273 Жиронэ Робер (Gironès R.) французский режиссер — 275 Жори Шарль (Joris C.), руководитель Народного Романского театра (Швейцария) — 271 Жуве Луи (Jouvet L., 1887 – 1951), французский актер, режиссер и постановщик — 140, 251, 263
Зевксис (кон. V – нач. IV вв. до н. э.), древнегреческий живописец — 16
Ибсен Генрик (Ibsen H., 1828 – 1906), норвежский драматург — 85 Ионеско Эжен (Ionesco E., род. в 1912), французский писатель и драматург румынского происхождения — 11, 59, 94, 108 – 109, 118, 128 – 129, 202, 256, 258, 260, 261 – 262, 265
Казарес Мария (Casares M., род. в 1922), французская актриса испанского происхождения — 262 Кальдерон де ла Барка Педро (Calderôn de la Barca P., 1600 – 1681), испанский драматург — 258, 267 Камю Альбер (Camus A., 1913 – 1960). французский писатель, философ и драматург — 85, 91, 112 – 113, 128, 185, 255, 258 – 259 Кандинский Василий Васильевич (1866 – 1944), русский живописец и график — 126 {280} Кант Иммануил (Kant I., 1724 – 1804), немецкий философ — 246, 261 Кафка Франц (Kafka F., 1883 – 1924), австрийский писатель — 268 Клейст Генрих фон (Kleist G. von, 1777 – 1811), немецкий писатель и драматург — 85 Клодель Поль (Claudel P., 1868 – 1955), французский писатель и драматург — 5, 41 – 42, 79, 87, 108 – 109, 185, 248, 249, 252 Клоссовски Пьер (Klossôvski P., род. в 1903), французский философ, писатель и художник — 253 Коат Таль (Coat Tal, наст. имя Пьер Луи Корантен Жаков, род. в 1905) французский художник и график — 119, 120 – 121, 122, 123, 260 Кокто Жан (Cocteau J., 1889 – 1963), французский драматург, писатель и художник — 27, 52 – 53, 97, 128, 140, 185, 250 – 251, 263 Колетт Габриэль-Сидони (Colette G.‑S., 1873 – 1954), французская писательница — 244, 263 Кольридж Сэмюэль Тэйлор (Coleridge S. T., 1772 – 1834), английский поэт-романтик, литературный критик — 206, 209, 210, 254, 273 Кольтес Бернар-Мари (Koltés B.‑M., 1948 – 1989), французский писатель и драматург — 11 Корвэн Мишель (Corvin M.), современный французский историк и семиотик театра — 27, 129, 225 Корнель Пьер (Corneille P., 1606 – 1684), французский драматург — 107, 130, 202, 214, 215, 272, 273 Кребийон-сын (Crebillon-fils, наст. имя Клод Проспер, 1707 – 1777), французский драматург — 92 Крётц Франц Ксавер (Kroetz F. X., род. в 1946), немецкий актер и драматург — 233, 274 Кристева Юлия (Kristeva J., род. в 1935), французский семиотик, представительница постструктурализма — 269 Крэг Эдуард Гордон (Craig E. G., 1872 – 1966), английский актер, режиссер и теоретик театра — 41 Кьеркегор (Киркегор) Серен (Kierkegaard S., 1813 – 1855), датский теолог, философ и писатель — 93, 256, 261 Кэрролл Льюис (Carroll L., наст. имя Чарльз Латуидж Доджсон, 1832 – 1898), английский писатель — 268
Лабиш Эжен Марен (Labiche E., 1815 – 1888), французский драматург, автор водевилей — 218 Лавелли Хорхе (Lavelli J., род. в 1932), французский режиссер аргентинского происхождения — 158, 262, 267 Лаводан Жорж (Lavodant G., род. в 1947), французский актер и режиссер — 275 Лакан Жак (Lacan J., 1901 – 1981), французский психоаналитик, представитель постфрейдизма — 108, 202, 203, 269, 272, 275 Лассаль Жак (Lassalle J., род. в 1936), французский режиссер — 271 Лебель Жан-Жак (Lebel J.‑J.), теоретик хэппенинга — 102, 257 Леви-Стросс Клод (Lévi-Strauss Cl., род. в 1908), французский этнолог-структуралист — 234 Лейбниц Готфрид Вильгельм (Leibniz G. W., 1646 – 1716), немецкий философ — 261 Лекуврер Адриенна. (Lecouvreur A., наст. имя Адриенна Куврёр, 1692 – 1730), французская трагическая актриса — 117, 259 Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 1452 – 1519), итальянский художник и ученый — 16, 123 Лессинг Готхольд Эфраим (Lessing G. E., 1729 – 1781), немецкий писатель и теоретик искусства — 176 Лили Джон (Lilly J., 1553 – 1606), английский драматург — 254 {281} Лиотар Ж.‑Ф. (Lyotard J.‑F.), современный французский семиотик, создатель концепции «энергетического театра» — 236, 239, 242, 275 Лосев Алексей Федорович (1893 – 1988), русский философ и филолог — 5 Лотреамон (Lautréamont, наст. имя Изидор-Люсьен Дкжас, 1846 – 1870), французский поэт — 13, 246, 252 Люнье-По Орельен (Lugné-Poe A., 1869 – 1940), французский актер и режиссер — 20, 244, 245, 274
Макробий (Macrobius, V век н. э.), римский ученый и писатель — 245 Макс Эдуард Александр де (Мах E. A. de, 1869 – 1924), французский трагик — 54, 251 Малина Джудит (Malina J.), одна из создателей «Living Theater» — 274 Малларме Стефан (Mallarmé S., 1842 – 1898), французский поэт — 95, 147, 212, 213, 146, 248, 272 Мальро Андре (Malraux A., 1901 – 1976), французский писатель и теоретик искусства — 258, 264 Маннони Октав (Mannoni O.), представитель современного французского постфрейдизма и семиотики — 5, 202 – 204, 272 – 273 Маре Жан (Marais J., род. в 1913), французский актер театра и кино — 54, 56, 250, 251 Марешаль Марсель (Maréchal M., род. в 1937), французский актер и режиссер — 262 Мариво Пьер Карле де Шамблен де (Marivaux P., 1688 – 1763), французский писатель и драматург — 188, 227 Маринетти Филиппо Томмазо (Marinetti F. T., 1876 – 1944), итальянский писатель-футурист — 245 Марло Кристофер (Marlowe Ch., 1564 – 1616), английский драматург — 254, 262 Марсель Габриэль Оноре (Marsel G., 1889 – 1973), французский философ, драматург и театральный критик — 7, 78 – 79, 91, 254 – 255 Массон Андре (Masson A., род. в 1896), французский художник — 119, 121 – 123, 126, 260 Матисс Анри (Matisse H., 1869 – 1954), французский художник — 120, 121, 122, 245 Маяковский Владимир Владимирович (1893 – 1930), русский поэт — 37, 247 Мейерхольд Всеволод Эмильевич. (1874 – 1938), русский актер и режиссер — 41 Мерло-Понти Морис (Merleau-Ponty M., 1908 – 1961), французский философ, представитель феноменологической школы — 161 Мийо Дариюс (Milhaud D., 1892 – 1974), французский композитор — 250 Микеланджело Буонарроти (Michelandgelo B., 1475 – 1564), итальянский скульптор, архитектор, художник, поэт — 16 Мнушкина Ариана (Mnouchkine A., род. в 1939), французский режиссер, создательница «Театр дю Солей» — 11, 265 Мольер (Molière, наст. имя Жан Батист Поклен, 1622 – 1673), французский драматург и актер — 15, 19, 85, 117, 195, 202, 206 Мондриан Пит (Mondrian P., наст. имя Корнелис Питер, 1872 – 1944), голландский живописец, работавший во Франции и США — 126 Монтерлан Анри де (Monterlant H. de, 1896 – 1972), французский поэт, писатель и драматург — 185, 210 Мориак Франсуа (Mauriac F., 1885 – 1970), французский писатель и драматург — 86, 185, 255 Морон Шарль (Mauron Ch., 1899 – 1966), французский литературовед-неофрейдист, создатель «психокритики» — 197, 202, 272 Муне-Сюлли Жан (Mounet-Sully J., 1841 – 1916), французский трагик — 17, 54, 251 Мюссе Альфред де (Musset A. de, 1810 – 1857), французский поэт и писатель — 85, 192, 200, 272, 273 {282} Неве Жорж (Neveux J., 1900 – 1982), французский поэт, актер, драматург, секретарь Луи Жуве — 264
Нерваль Жерар де (Nerval G. de, наст. имя Жерар Лабрюни, 1808 – 1855), французский журналист, прозаик, поэт и актер — 209, 221, 273 Ницше Фридрих (Nietzsche F., 1844 – 1900), немецкий философ, представитель «философии жизни» — 59, 95, 117, 256, 259, 275
Овидий Назон Публий (Ovidius Naso P., 43 до н. э. – ок. 18 н. э.), римский поэт — 245 Одиберти Жак (Audibertî J., 1899 – 1965), французский драматург и писатель — 262 Онеггер Артюр (Honegger A., 1892 – 1955), французский композитор швейцарского происхождения, участник «Шестерки» — 250 Остин Джон Л. (Austin J. L., 1911 – 1960), английский философ, представитель «лингвистической философии» — 8
Пави Патрис (Pavis P.), современный французский семиотик театра — 8, 10, 11, 225 – 227 Паскаль Влез (Pascal B., 1623 – 1662), французский философ — 192, 272 Пеги Шарль (Péguy Ch., 1873 – 1914), французский поэт и драматург — 79 Пере Бенжамен (Péret B., 1899 – 1959), французский эссеист, журналист и поэт-сюрреалист — 22, 27, 247 Пикабиа Франсис (Picabia F., 1879 – 1953), французский поэт, сценарист и художник-сюрреалист — 246 Пикассо Пабло Руис (Picasso P. R., 1881 – 1973), испано-французский художник, график и скульптор — 244, 245, 250 Пиранделло Луиджи (Pirandello L., 1867 – 1936), итальянский писатель и драматург — 53, 91, 130, 206, 207, 210, 223, 273 Пискатор Эрвин (Piscator E., 1893 – 1966), немецкий режиссер, представитель политического театра — 180 Пифагор Самосский (VI в. до н. э.), древнегреческий философ и математик — 173 Планшон Роже (Planchon R., род. в 1931), французский актер, режиссер и драматург — 181, 266, 270 Платон (428 – 348 до н. э.), древнегреческий философ — 91, 262, 275 Плотин (ок. 204/205 – 269/270), греческий философ, основатель неоплатонизма — 258 По Эдгар Алан (Poe E. A., 1809 – 1849), американский писатель — 252 Поттеше Морис (Pottecher M.), французский режиссер, основатель Народного театра — 245 Превер Жак (Prévert J., 1900 – 1977), французский поэт — 264, 265 Пруст Марсель (Proust M., 1871 – 1922), французский писатель — 132, 259, 272 Пудовкин Всеволод Илларионович (1893 – 1953), русский кинорежиссер — 252 Пуленк Франсис (Poulenc F., 1899 – 1963), французский композитор, входил в «Шестерку» — 250
Рабле Франсуа (Rabelais F., 1494 – 1553), французский писатель — 199, 272 Расин Жан (Racine J., 1639 – 1699), французский драматург — 15, 65, 80, 106, 130, 187, 188, 195, 202, 255, 272 Рембо Артюр (Rimbaud A., 1854 – 1891), французский поэт — 13, 246, 266 Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt H. van R., 1606 – 1669), голландский художник — 144 Ренуар Жан (Renoire J., 1894 – 1979), французский кинорежиссер и драматург — 180 Рибемон-Дессень Жорж (Ribemont-Dessaîgnes G., 1884 – 1874), французский писатель и драматург — 22, 27 Роман Жюль (Romains J., наст. имя Луи Фаригуль, 1885 – 1972), французский писатель и драматург — 259 {283} Ростан Эдмон (Rostand E., 1868 – 1918), французский драматург — 257
Сад Донасьен-Альфонс-Франсуа, маркиз де (Sade D.‑A.‑F. de, 1740 – 1814), французский писатель — 7, 13, 77, 253 Салакру Арман (Salacrou A., 1899 – 1989), французский драматург — 271 Санд Жорж (Sand G., наст. имя Аврора Дюпен, 1804 – 1876), французская писательница — 201 Сандрар Блез (Cendrars B., 1887 – 1961), французский поэт швейцарского происхождения — 245 Сарду Викторьен (Sardou V., 1831 – 1908), французский драматург — 93, 251 Сартр Жан-Поль (Sartre J.‑P., 1905 – 1980), французский философ, писатель и драматург — 10, 83, 85, 91 – 92, 112, 128, 140, 185, 210, 255 – 257, 258, 263, 265, 268 Сати Эрик (Satie E., 1866 – 1925), французский композитор, создатель Аркёйской школы — 27, 250 Сахаров Андрей Дмитриевич (1921 – 1990), русский физик-теоретик и общественно-политический деятель — 255 Сегон-Вебер (Segon-Weber, 1867 – 1941), французская трагическая актриса — 54, 251 Сезанн Поль (Sézanne P., 1839 – 1906), французский художник-постимпрессионист — 132 Серро Жан-Мари (Serreau J.‑M., 1915 – 1973), французский актер и режиссер — 181, 262, 265, 267 Серро Женевьева (Serreau J.), современная французская писательница — 256 Скриб Огюстен Эжен (Scribe A. E., 1791 – 1861), французский драматург-комедиограф — 23, 93, 251 Сократ (ок. 470 – 399 до н. э.), древнегреческий философ — 79 Соллерс Филипп (Sollers Ph., род. в 1936), французский писатель, представитель «нового нового романа» — 269 Соссюр Фердинанд де (Saussure F. de, 1857 – 1913), швейцарский лингвист — 269 Софокл (ок. 496 – 406 до н. э.), древнегреческий драматург — 92, 93, 132, 195, 249, 251 Станиславский Константин Сергеевич (наст. фамилия Алексеев, 1863 – 1938), русский актер и режиссер, теоретик театра — 59, 270 Стендаль (Stendhal, наст. имя Анри-Мари Бейль, 1783 – 1842), французский писатель — 252 Стивенсон Роберт Льюис (Stevenson R. L., 1850 – 1894), английский писатель — 244 Стравинский Игорь Федорович (1882 – 1971), русский композитор и дирижер — 250, 260 Страсберг Ли (Strasberg L., 1901 – 1982), американский режиссер и театральный педагог, руководитель «Actor’s Studio» — 270 Стриндберг Август Юхан (Strindberg A. J., 1849 – 1912), шведский писатель и драматург — 187, 188, 252, 264, 265 Супо Филипп (Soupault Ph., 1897 –?), французский поэт и писатель-сюрреалист — 22, 27, 246, 259 Сэлинджер Джером Дейвид (Salinger J. D., род. в 1919), американский писатель — 272
Тициан (Тициана Вечеллио) (Tiziano Vecellio, ок. 1476/77 или 1489/90 – 1576), итальянский художник — 16 Трюффо Франсуа (Truffaut F., 1932 – 1989), французский кинорежиссер, представитель «новой волны» — 266 Тцара Тристан (Tzara T., наст. имя Сами Розеншток, 1896 – 1963), французский поэт, писатель и драматург — 27 – 28, 246 – 247, 250, 264
Уайльд Оскар (Wilde O., 1854 – 1900), английский поэт и писатель — 244, 245 {284} Уилсон Боб (Роберт) (Wilson R., род. в 1941), американский режиссер-авангардист — 241, 275 Уэллс Орсон (Welles O., 1915 – 1986), американский режиссер и киноактер, театральный деятель — 262
Фарг Леон-Поль (Fargue L.‑P., 1876 – 1947), французский поэт — 77, 244, 253, 259 Фассбиндер Райнер Вернер (Fassbinder R. W., 1945 – 1982), немецкий драматург и кинорежиссер — 264 Фельде Брам фан (Velde B. van, полное имя Абрахам, род, в 1895), голландский художник — 123 – 127, 261 Фельде Геер фан (Velde G. van, полное имя Герардус, род. в 1897), голландский художник — 261 Фердинанд Роже (Ferdinand R., род. в 1898), французский драматург и театральный деятель — 130, 262 Филип Жерар (Philipe G., 1922 – 1959), французский актер театра и кино — 262 Флетчер Джон (Fletcher J., 1579 – 1625), английский драматург — 254, 273 Флобер Гюстав (Flaubert G., 1821 – 1880), французский писатель — 95, 132, 256 Фолкнер Уильям (Faulkner W., 1897 – 1962), американский писатель — 258 Форд Джон (Ford J., 1586 – после 1640), английский драматург — 254 Франсон Ален (Françon A.), руководитель национального драматического центра в Лионе — 271 Фрейд Зигмунд (Freud S., 1856 – 1939), австрийский врач-психиатр, основатель психоанализа — 21, 122, 152, 196, 202, 203, 209, 211 – 213, 216, 217, 219, 222, 223, 265 – 266, 272 Фуко Мишель (Foucault M., 1926 – 1984), французский философ-структуралист — 269, 275
Хайдеггер Мартин (Heidegger M., 1889 – 1976), немецкий философ-экзистенциалист — 108 Хальс (Хале) Франц (Hais F., между 1581 и 1585 – 1666), голландский художник — 144 Хандке Петер (Handke P., род. в 1942), австрийский писатель и драматург — 239, 275 Хейвуд Томас (Heywood Th., ок. 1570 – 1641), английский актер и драматург — 254 Ходоровски Алехандро (Jodorowsky A.), французский режиссер — 158, 168, 267, 268
Чепмен Джорж (Chapman G., ок. 1560 – 1634), английский поэт и драматург — 273 Чехов Антон Павлович (1860 – 1904), русский писатель и драматург — 132, 187, 225, 265, 274
Шаброль Клод (Chabrol Cl., род. в 1930), французский кинорежиссер, представитель «новой волны» — 266 Шар Рене (Char R., 1907 –?), французский поэт, близкий к сюрреализму — 265 Шарден Жан-Батист-Симеон (Chardin J.‑B.‑S., 1699 – 1779), французский художник — 179, 270 Шекспир Уильям (Shakespeare W., 1564 – 1616), английский драматург и поэт — 15, 16, 39, 80, 85, 87, 107, 115, 130, 132, 187, 188, 195, 206, 208, 217, 251, 253, 254, 262, 273 Шелли Перси Биши (Shelley P. B., 1792 – 1822), английский поэт-романтик — 252 Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (Schelling F. W. J., 1775 – 1854), немецкий философ — 84, 254, 255 Шеро Патрис (Chéreau P., род. в 1944), французский режиссер — 11, 140, 262, 264 Шехаде Жорж (Schehadé G., 1910 – 1989), французский драматург ливанского происхождения — 133, 134, 262 Шиллер Иоганн Фридрих фон (Schiller J. F. von, 1759 – 1805), немецкий поэт, драматург и теоретик искусства — 85, 246 {285} Шопенгауэр Артур (Schopenhauer A., 1788 – 1860), немецкий философ — 259 Шпенглер Освальд (Spengler O., 1880 – 1936), немецкий философ и историк, представитель «философии жизни» — 59 Штайн Петер (Stein P., род. в 1937), немецкий режиссер — 140, 263
Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898 – 1948), русский кинорежиссер — 172, 173 – 180, 269 Эйнштейн Альберт (Einstein A., 1879 – 1955), немецкий физик-теоретик — 133 Элиот Томас-Стернз (Eliot T.‑S., 1888 – 1965), английский поэт и теоретик искусства, драматург — 79, 270 Эльбо Андре (Helbo A.), современный бельгийский семиотик театра — 225 Элюар Поль (Eluard P., наст. имя Эжен Грендель, 1895 – 1952), французский поэт — 27, 246, 250, 264 Эрдман Николай Робертович (1900 – 1970), русский драматург и сценарист — 271 Эртель Эвелин (Ertel E.), современный французский семиотик театра — 225 Эслин Мартин (Esslin M.), современный английский театральный критик — 128 Эсхил (ок. 525 – 456 до н. э.), древнегреческий драматург — 92, 195, 249
Юберсфельд Анна (Ubersfeld A., род. в 1918), современный французский историк и семиотик театра — 10, 11, 181, 190 – 191, 225, 230, 271 – 272, 274 Юнг Карл Густав (Jung C. G., 1875 – 1961), швейцарский психолог и культуролог, основатель «аналитической психологии» — 202 [1] Понятно, что человек панический не станет перегружать свое «творение» стремлением «служить» или желанием прояснить будущее. Он смеется «над пророками, чьи руки непрерывно покрыты кровью» и над «высшими миссиями». [2] См. различия, проводимые Л. Ельмслевом между формой и материей выражения, формой и материей содержания. — Metz С., Langage et Cinéma. P., 1971. [3] Speze-Voigt. Alternative sémiotique in Sémiotique. — «Recherches Internationales», Cahier n° 81, p. 20. [4] Для мужчины или женщины, влюбленных в актрису (актера), сцена становится препятствием, местом, где раскрываются совсем другие желания. [5] Как это показано в восхитительной новелле Жорж Санд «Маркиза», где женщина, увлекшаяся актером, оказывается совершенно обескураженной, столкнувшись с ним как с реальным мужчиной. [6] Отождествление с персонажем как таковым, разумеется, составляет часть нашей защитной системы. Никакой театр не был бы возможен, если бы дело обстояло иначе. Крайне наивными оказались бы всякие попытки устранить саму возможность существования подобной защитной системы; как только редуцируют одну ее разновидность, ей на смену тотчас же приходит другая. То, как Малларме толкует «Гамлета» (принц — это наша юность, которая остается внутри нас неизменной, она «не может становиться, преобразовываться», тогда как Полоний — это старость, которая изначально присутствует в нас), тотчас же устраняет, насколько это возможно, сценический персонаж. Ошибка актеров «Комеди Франсез» в постановке 1885 года, как показал тот же Малларме, состояла в том, что они выдвигали на первый план именно персонаж. Все дело упирается в стиль. Ведь если dramatis personae — драматическим персонажам удается, согласно нашему желанию, послушно превратиться в символы нашей внутренней жизни, они тем не менее продолжают составлять часть нашей защитной системы. Когда стиль становится дидактичным или агрессивным, нам, конечно же, приходится защищаться иначе, однако по сути ничуть не меньше, чем прежде. [7] Это «я» есть место всех прошлых и возможных самоотождествлений. Романисты и драматурги знали это всегда. [8] Мишель Лейрис — французский психоаналитик, исследовавший элементы «спонтанного театра» в традиционных культурах Эфиопии. [9] См.: Ubersfeld A. Lire le théâtre. P., 1977, p. 20. [10] См.: Pavis P. Dire et faire le théâtre. L’action parlée dans les Stances du Cid. — «Etudes Littéraires», 1980, décembre. [11] Artaud A. Le théâtre et son double. P., 1964, p. 81. [12] Ibid., p. 91. [13] Ibid., p. 17. [14] Ibid., p. 162. [15] Ibid., p. 81. [16] Ibid., p. 17. [17] Benjamin W. Das Kunstwerk im Zeitaiter seiner Reproduzierbarkeit. — In Schriften, Bd. I und II. Frankfurt, Suhrkamp. [18] Ibid., S. 375. [19] Lévi-Strauss С. L’origine des manières de table. P., 1968, p. 105. [20] Vinaver M. Les travaux et les jours. P., 1979; Vinaver M. A la renverse. Lausanne, 1980. [21] Lyotard J.‑F. La dent, la paume. Des, dispositifs pulsionnels. P.: U. G. E., 1973, 10 – 18, p. 100. [22] Riviere J.‑L. La déception théâtrale. — In: Prétexte. P.: U. G. E., 1978. [23] Ibid., p. 111. [24] Ibid., p. 114. [25] Ibid., p. 116. [26] Lyotard J.‑F. Principales tendances actuelles de l’étude psychanalytique des expressions artistiques et littéraires. Dérive a partir de Marx et Freud. P.: U. G. E., 10 – 18, p. 103. [27] Marranca B. The Theatre of Images. New York: Drama Book Sptcialists, 1976, XII. [28] Artaud A. Le théâtre et son double, p. 162. [29] Vinaver M. A la renverse, p. 8. [30] Benveniste E. Problèmes de linguistique générale. P., 1966, p. 237 – 250. [31] Artaud A. Le théâtre et son double, p. 312. [32] Lyotard J.‑F. La dent, la paume. Des dispositifs pulsionnels, p. 99. [33] Derrida J. De la Grammatologie. P., 1967, p. 25. [i] Родился в 1873 году в Лавале. Еще обучаясь в лицее, Жарри вместе со своим другом Анри Морэном пишет множество драматических сценок, памфлетов юмористического и зачастую малопристойного содержания, главным героем которых обычно выступает учитель гимнастики г‑н Эбер, ставший прототипом папаши Юбю. В 1888 году лицеисты создают пьесу «Поляки» (по сути, первый вариант «Короля Юбю»), авторство которой принадлежало по преимуществу брату Анри Морэна, Шарлю. Сам Жарри готовит сценическое оформление «Поляков» для домашнего театра. В 1891 году Жарри вместе с матерью переезжает в Париж; там он начинает учиться в Лицее Генриха IV (где философию, между прочим, читает Анри Бергсон). В числе друзей Жарри — Леон-Поль Фарг и Реми де Гурмон, он вхож к Малларме. Первые печатные публикации Жарри появляются в парижских литературных газетах с 1893 года. В 1896 году он печатает «Короля Юбю», представляющего собой переработку юношеских упражнений самого Жарри, Анри и Шарля Морэнов. Фарс удостаивается блестящей рецензии Эмиля Верхарна. Тогда же в «Меркюр де Франс» выходит статья Жарри «О бесполезности театра для театра». Люнье-По, директор театра «Лёвр», в котором обычно ставились пьесы символистов, соглашается показать «Короля Юбю»; в декабре 1896 года спектакль показан дважды: на генеральной репетиции и в день премьеры, — все заканчивается грандиозным скандалом и возмущением публики. В дальнейшем Жарри и его друзья не оставляют попыток поставить фарс (одна из наиболее удачных постановок — в кукольном театре по эскизам Пьера Боннара, причем Юбю играл единственный актер — сам Жарри). В 1898 году Жарри пишет большую часть своего романа «Действия и мнения доктора Фаустролля, патофизиолога»; в том же году он знакомится с Оскаром Уайльдом, только что вышедшим из тюрьмы. В 1899 году Жарри заканчивает следующую пьесу своего фарсового цикла — «Юбю прикованный», а в 1901 году в «Театр Гиньоль» поставлен «Юбю на пригорке» — сокращенный вариант «Короля Юбю». Жарри играет в театре, переводит Р.‑Л. Стивенсона, пишет статьи и художественные произведения (в том числе исторический роман «Мессалина»); в числе его новых друзей — Гийом Аполлинер, Андре Сальмон, Пабло Пикассо, Макс Жакоб, Колетт. В 1904 году появляется в печати последняя статья Жарри; состояние здоровья его быстро ухудшается, и в ноябре 1907 года он умирает в больнице от туберкулезного менингита. «Юбю-рогоносец» и некоторые другие произведения Жарри были опубликованы уже после его смерти. [ii] Статья «О бесполезности театра для театра» (De l’inutilité du théâtre au théâtre) была впервые напечатана в сентябрьском номере «Меркюр де Франс» в 1896 году. Данный перевод сделан по изданию: Jarry A. Ubu. Ubu roi, Ubu cocu, Ubu enchaîné, Ubu sur la Butte / Publiés sur les textes définitifs, établis, présentés et annotés par Noël Arnaud et Henri Bordillon. P., 1978. [iii] Морис Доннэ (1859 – 1945) — вначале создатель текстов для богемного кабачка «Черный кот» на Монмартре, ставший затем вполне респектабельным драматургом, весьма почитаемым буржуазной публикой. [iv] {245} Анна Перенна — персонаж из поэмы «Фасты» («Календарные праздники») Овидия, книга III, стих 654, богиня, говорящая о себе: Anne perenne latens, Anna Perenna vocor. (Сокрытая в вечном потоке, зовусь я Анна Перенна.) Во время мартовских ид адепты богини просили у нее позволения «annare et perennare», то есть «прожить год и пересечь время». Для Жарри Анна Перенна символизирует прежде всего вечный и невидимый поток времени, поскольку perennare обозначает «плыть в потоке времени». Об Анне Перенне см. также у Макробия («Сатурналии», 1.12) и Силия Италика (VIII. 50). Согласно мифологическим сюжетам, Анна Перенна была сестрой Дидоны, царицы Карфагена. После смерти Дидоны была замечена Энеем, за что и подверглась преследованиям ревнивой Лавинии. Спасаясь от погони, она в одну из безлунных ночей упала в реку Нумиций и, утонув, стала нимфой-покровительницей этой реки. [v] Речь идет о постановке «Цезаря-Антихриста» (1895), часть которой опирается на фрагмент текста «Король Юбю». [vi] Множество деталей постановки, приводимых здесь Жарри, были представлены также в эссе Виктора Гюго, посвященном елизаветинскому театру («Вильям Шекспир», 1864). [vii] Известно, что Жарри требовал от актеров особого произношения: текст во время постановок проговаривался очень быстро и как бы безлично, причем слова четко отделялись друг от друга. [viii] «Дьявол, продающий выпивку» — антиалкогольный фарс, поставленный Морисом Поттеше в 1895 году в его Народном театре на Вогезах. [ix] Орельен Люнье-По (1869 – 1940) — французский актер и режиссер, руководитель театра «Лёвр», ставшего своего рода центром театральных экспериментов. Среди авторов, чьи пьесы шли в театре Люнье-По, — Маринетти, Верхарн, Жид, Д’Аннунцио, Уайльд. [x] «Стражница» — стихотворение Анри де Ренье, отрывок из поэмы «То, каким это предстает в мечтах» (1892). 24 июня 1894 года «Стражница» была поставлена в театре «Лёвр»; в спектакле Люнье-По актеры молча перемещались по сцене за полупрозрачным занавесом, а чтецы подавали реплики из оркестровой ямы. В июне 1894 года «Стражница» была показана в Брюсселе, а в сентябре — в Амстердаме. [xi] Родился в 1880 году в Риме. Внебрачный ребенок российской подданной Ангелики Костровицкой, дочери польского эмигранта (настоящее имя Аполлинера — Вильгельм Аполлинарий Костровицкий). Воспитывался отчимом — французским маршалом д’Опиком, в детстве жил по преимуществу в Монако, Канне и Ницце. В Париж Костровицкая с сыном переезжает только в 1899 году. Публикации в периодике — с 1901 года, а в 1902 году впервые появляется псевдоним Гийом Аполлинер. В 1903 году Аполлинер сближается с Альфредом Жарри, благодаря которому обретает настоящий вкус к сатире и гротеску. С 1904 года начинается увлечение кубизмом и примитивизмом (в основном, через посредство Пикассо, Матисса и Руссо-таможенника); в числе друзей Аполлинера — поэты Блез Сандрар, Макс Жакоб. При жизни Аполлинера были опубликованы лишь два его поэтических сборника: «Алкоголи» (1913) и «Каллиграммы» (1918), однако их появление, интенсивные {246} выступления с литературно-критическими статьями, новые творческие идеи, во многом предвосхитившие появление дада и сюрреализма, сделали Аполлинера признанным лидером литературного кружка, в который входили Андре Бретон, Поль Элюар, Бенжамен Пере, Луи Арагон, Филипп Супо… Уже в поздних «Алкоголях» (с 1912 года) Аполлинер отказался от пунктуации в поэтическом тексте, ему принадлежат интересные опыты создания стихов-идеограмм («каллиграмм»), он придумал и сам термин «сюрреализм» (хотя Андре Бретон впоследствии любил повторять, что среди предшественников этого художественного течения Жерара де Нерваля отличал «дух» сюрреализма, а Аполлинера — всего лишь его «буква»). В 1914 году Аполлинер был мобилизован и отправился на фронт; в отличие от большинства своих друзей, он никогда не был пацифистом, напротив, большинство его военных стихотворений вполне патриотично. В марте 1916 года Аполлинер возвращается в Париж после тяжелого ранения в голову. В 1917 году появляется программный манифест, озаглавленный «Новый дух», в котором поэт выступает за «новую реальность», то есть за освоение искусством новых областей действительности. В июне 1917 года состоялась премьера «сюрреалистической» драмы Аполлинера «Груди Тиресия». Футуристическая пьеса «Цвет времени» была написана им в 1918 году, всего за несколько месяцев до смерти. [xii] Предисловие к пьесе «Груди Тиресия» (Les Mamelles de Tirésias) переведено по изданию: Apollinaire G. Gfeuvres poétiques. P., 1981, p. 865 – 870. [xiii] Пьеса «Груди Тиресия» была поставлена в 1917 году. [xiv] Виктор Баш (род. в 1863) — профессор эстетики и теории искусств в Сорбонне, редактор «Эр нувель». Автор работ о Канте и Шиллере, этюдов по эстетике драмы. [xv] «Фарс мэтра Пьера» Патлена — один из наиболее известных французских средневековых фарсов, написанный приблизительно в 1460 – 1465 годах. [xvi] Родился в 1896 году в Румынии, настоящее имя — Сами Розеншток. Один из создателей литературно-художественного движения «дада» (букв.: «деревянная лошадка», отсюда — «конек», «прихоть»), был создателем первого кружка дадаистов в Швейцарии в 1915 году. Там же Тцара написал и первые «дадаистские» тексты: «Первое небесное приключение господина Антипирина» (1916), «Двадцать пять стихотворений» (1918), три первых манифеста дада (1918). С деятельностью дадаистского кружка в Цюрихе связаны и первые опыты Тцара в «автоматическом письме», а также постановки пьес-провокаций, в которых принимал участие Франсис Пикабиа. Во Франции дадаизм впервые становится известным только после приезда Тцара в Париж в 1919 году. Тцара прежде всего возобновляет там свои цюрихские спектакли. Группа «Литтератюр» (Луи Арагон, Андре Бретон, Филипп Супо), ориентировавшаяся прежде на поэзию Рембо, Лотреамона, Валери и Малларме, восторженно принимает дадаистские опыты Тцара. Не довольствуясь сферой искусства, дада стремится подчинить себе возможно более широкие пласты жизни, проповедуя идеи постоянной изменчивости, неповторимости переживаний (вместе со своими друзьями Тцара принимает участие в инсценировке судебного процесса над Морисом Барресом, обвиняемым в «постоянстве духа»). В 30‑е годы Бретон попытался задним числом включить дадаизм в сюрреалистическое направление; в работе «Эссе о положении поэзии» (1931) Тцара действительно {247} выступает как один из теоретиков сюрреализма, однако в дальнейшем он яростно критикует как сами положения сюрреалистической школы, так и трактовку своей собственной позиции в духе сюрреализма (эссе «Сюрреализм и послевоенные годы», 1947). Тцара участвовал в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев, во время второй мировой войны — активный участник Сопротивления. В послевоенные годы публикует несколько сборников стихов: «Земля спускается на землю» (1946), «Внутренний лик» (1953) и др. Умер в 1963 году. [xvii] Манифест ДАДА 1918 года (Manifeste DADA 1918) переведен по изданию: Tzara T. Oeuvres complètes. Vol. 1. P., 1975, p. 359 – 367. [xviii] two-step (англ., букв.: «два шага») — тустеп, модный в начале нынешнего столетия танец. [xix] Родился в 1891 году в Германии, настоящее имя — Исаак Ланг. Голль начинал свою литературную карьеру в Берлине, где примыкал к экспрессионистам. Одинаково свободно владея немецким и французским языками, он решает затем попытать счастья в Париже, где стремится найти свой путь между дадаистами, последователями Аполлинера и новейшими литераторами и драматургами. В 1919 году Голль пишет сатирическую драму «Мафусаил, или Вечный буржуа», в которой пытается приспособить прежние театральные принципы к современному восприятию. Один из героев этой драмы должен был, по мысли Голля, исполняться тремя актерами одновременно, что, как предполагалось, символизировало три соединенных в нем начала — «я» (действительная, реальная сущность), «ты» (социальное существо) и «он» (непристойное подсознание). В 1924 году Голль учреждает «сюрреалистический театр», где, по его расчетам, должны были играть Альбер-Биро, Маяковский, Штрамм и другие известнейшие деятели культуры. В том же году Голль основал и журнал «Сюрреализм», прямо вдохновившись определением Аполлинера. В отличие от Андре Бретона, Голль не связывает понятие сюрреализма с автоматическим письмом и проблемой подсознательного; для него «сюрреализм — это наиболее сильное отрицание реализма, он заставляет реальность являться под маской видимости». Однако в том же 1924 году появляется первый Манифест сюрреализма Бретона, и Голль не выдерживает такого состязания: журнал закрывается, театр так и не начинает работать. Правда, «Мафусаил» все же был поставлен труппой «Белый волк» в театре «Мишель» в марте 1927 года, причем в конце первой картины публике демонстрировался небольшой фильм с участием Антонена Арто. В 1926 году Голль пишет и ставит две «сверхдрамы» под общим названием «Бессмертные»: «Тот, кто не умирает» (гротескная история художника, не исчезающего из памяти людей) и «Надежное средство от самоубийства» (фарс, повествующий о том, что женщина всегда привязывается к тому, кто умеет ее удивить). В целом такая сложная амальгама экспрессионизма, дадаизма и зачатков сюрреализма находила весьма сочувственный отклик у публики, но не встречала признания у французских критиков и литераторов, для которых Голль всегда оставался чужаком. С 1939 по 1947 год Голль жил в США. Умер он в Париже в 1950 году. [xx] Статья Голля «Сверхдрама» (Le surdrame) дается по изданию: L’expressionisme dans le théâtre européen. Etudes réunis et présentées par D. Bablet et J. Jacquot. P., 1971, p. 359 – 360. [xxi] {248} «Пифическое» — «пророческое», «несущее в себе предзнаменование», «экстатически провидческое» (от пифии — жрицы-прорицательницы, впадавшей в мистический экстаз и вещавшей с треножника в храме Аполлона в Дельфах). [xxii] Театральная маска появляется в эпоху античности, причем прообразом ее были, вероятно, маски, надевавшиеся на лицо покойника в погребальной церемонии. Так или иначе с древнейших времен маска служила действенным способом магически отводить порчу, предотвращать беду, привлекать к себе внимание злых духов или недоброжелательных божеств; соответственно, на маску можно было перенести вину, сделать ее знаком страдания (пафоса) укрытого за нею персонажа. [xxiii] Родился в 1868 году. Провел детство в Компьене, в 1882 году семья переезжает в Париж. Наиболее сильным поэтическим впечатлением юности было знакомство с поэзией Рембо, величайшее духовное потрясение было связано с религиозным обращением, с личностным усвоением католической идеи. В Париже Клодель входит в литературный кружок, группирующийся вокруг Стефана Малларме. В 1890 году по конкурсу поступает на работу в Министерство иностранных дел и решает посвятить себя одновременно литературе и дипломатической деятельности. Дипломатическая карьера Клоделя начинается с консульства в Нью-Йорке (1893), в течение многих лет продолжается на Дальнем Востоке, в Европе и Бразилии; в 1922 году он назначен послом в Японии, затем — в США (1928 – 1933) и в Бельгии (1933 – 1936). Четыре с лишним десятилетия дипломатической службы дали Клоделю возможность путешествовать, работать и жить в окружении чужой, зачастую необычной и экзотической культуры. Все это время он не перестает писать; в соответствии со своей концепцией «тотальной поэзии» он создает крупные поэтические произведения (скажем, знаменитые «Оды», написанные «клоделевским версетом», метрика которого опирается на естественные колебания человеческого дыхания и ритмы «космического творения»), литературно-философские трактаты — «Познание Востока» (1895 – 1905), «Познание времени» (1903), «Трактат о рождении в мир и появлении “я”» (1904) (последние два трактата обычно публикуются под единым заголовком «Поэтическое искусство») и многочисленные театральные произведения. Стоит отметить, что как риторические и философские работы, так и клоделевские драмы написаны свободным метрическим размером, отражающим все тот же «космический ритм», что и его стихи. Темы драматических произведений обычно связаны с достижением спасения, христианского примирения через буйство и скрещение человеческих страстей. Католическое видение мира как «аналогии» божественного бытия приводит Клоделя к представлению о единстве и глубоком внутреннем подобии творения мира и поэтического творчества, вселенской истории и театра, человеческого дыхания и ритма поэтической речи. Известнейшие из драматических произведений Клоделя — это пьесы «Город» (1890, 1897), «Девица Виолен» (1892, 1898), в дальнейшем переработанная в «Возвещение Марии» (1910), «Полуденный раздел» (1906), трилогия «Заложник» (1909), «Черствый хлеб» (1914), «Униженный отец» (1916) и «Атласный башмачок» (1924). В 1946 году Клодель избирается членом Французской Академии. Он умирает в феврале 1955 года, удостоившись всех возможных официальных почестей (незадолго до этого премьера «Возвещения Марии» проходит в «Комеди Франсез» в присутствии Президента). [xxiv] {249} Работы Поля Клоделя «Несколько мыслей о том, как следует играть мои драмы» (Mes idées sur la manière générale de jouer mes drames), «Театр Бунраку» (Bounrakou) и «Театр Ho» (No) переведены по изданию: Claudel P. Mes idées sur le théâtre. P., 1966, 37 – 39, 80 – 82, 83 – 89. [xxv] Бунраку — имя предприимчивого руководителя театра кукол в Осаке; в начале XIX века стало именем нарицательным, обозначающим одну из разновидностей японского театра кукол. Вообще театр такого типа известен в Японии на протяжении более тысячи лет, с XVI века для него создается специальный репертуар. Настоящего расцвета достиг в XVII – начале XVIII века, когда знаменитый актер и драматург Тикамацу Мондзаэмон написал специально для кукольного театра множество пьес-дзёрури. Особенность театра бунраку состоит в том, что каждой куклой управляют одновременно три актера, которые одеты в черное, но остаются все время видимыми для зрителей (им обычно помогают еще два человека, лица которых прикрыты тонкими накидками). Первый — главный — актер отвечает за движения головы и шеи куклы, за ее глаза, рот, брови; он определяет также рисунок и скорость перемещения куклы по сцене. Второй актер ведет подробные движения левой руки куклы, тогда как третий — движения ее ног (если речь идет о персонаже-мужчине) или кимоно. [xxvi] Но — один из видов традиционного японского театра; другое название — саругаку (оба названия сосуществовали на равных вплоть до середины XIX века). Театр Но отличается высокой степенью стилизованности; актеры выступают в масках и традиционных, четко определенных костюмах. Мимическая игра актеров органично включает в себя пение и танец, она ведется под аккомпанемент хора и нескольких музыкальных инструментов. Сохранилось около двухсот пятидесяти пьес театра Но (некоторые из них были созданы еще в XII – XIII веках); все они делятся на «Но видений», где главный герой (сите) — это дух, божество или демон, и «Но реальности», в которых повествуется о человеческом существе. Традиция театра Но окончательно сформировалась в XIV веке благодаря творчеству великого актера, драматурга и теоретика театра Канами, а также его сына, продолжателя актерской династии, Кандзе Мотокиё. [xxvii] В греческом театре с противоположной от зрителя стороны орхестры располагалась скена — сценическая постройка с помещениями для переодевания актеров и хранения реквизита. Благодаря этой надстройке появилась возможность предусмотреть устройство скрытых лестниц, проходов, потайных люков и специальных механизмов, позволявших по ходу действия внезапно появляться богам и сверхъестественным существам. Скена состояла из двух этажей, причем первый этаж соотносился с миром людей, а второй — с миром богов. [xxviii] «Орестея» — трилогия Эсхила (25 – 456 до н. э.); включает в себя трагедии: «Агамемнон», «Хоэфоры» («Жертва у гроба»), «Эвмениды». Персонажи «Орестеи» (Агамемнон, Ифигения, Орест, Пилад, Электра, Клитемнестра и другие), равно как и основные сюжетные линии этой трилогии вновь появляются также в трагедиях Софокла и Еврипида. [xxix] бусидо (букв.: «путь самурая») — кодекс самурайской этики, сложившийся в Японии в период XII – XVI веков. [xxx] {250} Родился в 1889 году во Франции. Первый поэтический вечер состоялся в Париже в театре «Фемина» в 1906 году, первый поэтический сборник вышел в 1909 году. Кокто пришел к поэтическому авангарду через поздний символизм, однако большое влияние на него оказало и творчество сюрреалистов — Бретона, Тцара, Арагона и Элюара. Однако самым большим художественным потрясением для Кокто стала встреча с Дягилевым и Стравинским. Правда, и после демонстративного разрыва с сюрреализмом в начале 20‑х годов воздействие его поэтики продолжает ощущаться в более поздних работах Кокто (скажем, сюрреалистические мотивы присутствуют в его фильме «Кровь поэта», поставленном в 1932 году). Тесная близость связывала творчество Кокто с поисками молодых художников и музыкантов, деятелей театра и кинематографа, сам он был не только поэтом, но и незаурядным рисовальщиком, драматургом, эссеистом… В 1916 году Кокто написал либретто для балета Э. Сати «Парад»; балет этот был поставлен в 1917 году и стал событием французской художественной жизни (оформлением спектакля занимался Пикассо). Через год после постановки выходит эссе Кокто «Петух и Арлекин», превратившееся в своего рода программный манифест Э. Сати, Д. Мийо, А. Онеггера, Ф. Пуленка и других композиторов «шестерки»; оно стало причиной размолвки между Кокто и Стравинским. Кокто выступил против импрессионистической музыки Дебюсси, в защиту «низких» музыкальных жанров; в его собственном творчестве этого времени можно обнаружить причудливое переплетение утонченной и элитарной эстетики с поэтикой площадных жанров, цирка и мюзик-холла. В сотрудничестве с молодыми композиторами Кокто создает пантомимы-гротески «Бык на крыше» (1920) и «Новобрачные Эйфелевой башни» (1921). После первых фарсовых и балаганных опытов Кокто обращается к античному театру, создавая свою версию «Антигоны» (1922), либретто оперы «Эдип-царь» для Стравинского (1925), современную трактовку «Орфея» (1925), где естественно соединяются два начала — трагическое и водевильное, а также еще одну обработку мифа об Эдипе — пьесу «Адская машина» (1932). Позднее Кокто успешно пробует свои силы и в другом традиционном жанре — жанре бульварной мелодрамы, внося в него необычную изысканность и интеллектуализм. Так появились пьесы «Человеческий голос» (1930), «Ужасные родители» (1938), «Священные чудища» (1940) и «Пишущая машинка» (1940). Последняя группа драматургических опытов Кокто — это пьесы на романтически-легендарные сюжеты: «Рыцари Круглого стола» (1937), «Рено и Армида» (1941), «Двуглавый орел» (1946) и «Вакх» (1952). Соотношение мира реальности и мира грез, выдумки или самообмана — излюбленная тема и Кокто-романиста («Самозванец Тома», 1923; «Ужасные дети», 1929). Наконец, особое место в творчестве Кокто занимают его кинематографические постановки, в которых впервые становится знаменит Жан Маре, сыгравший там романтических героев («Вечное возвращение», 1943; «Красавица и, чудовище», 1945; «Орфей», 1950; «Завещание Орфея», 1959). В конце жизни Кокто был избран членом Французской Академии. Умер в Париже в 1963 году. [xxxi] Статья «О театре» (Du théâtre) входит в сборник «Бремя бытия», опубликованный в 1947 году. Перевод сделан по изданию: Cocteau J. La difficulté d’être. P., 1957, p. 37 – 44. [xxxii] Театр «Шатле» — основан в 1862 году, заменив собою Олимпийский цирк; является собственностью города Парижа. С 1980 года получил название Музыкального театра Парижа, однако в 1988 году театру возвращено старое название — «Шатле». [xxxiii] {251} «Вокруг света за 80 дней» — одна из самых знаменитых и грандиозных постановок в театре «Шатле»; инсценировка романа Ж. Верна. Спектакль поставлен в 1876 году. [xxxiv] «Человеческий голос» — пьеса Кокто, впервые сыграна в «Комеди Франсез» в 1930 году. [xxxv] «Рено и Армида» — стихотворная трагедия Кокто, написана в 1943 году. [xxxvi] Жан Маре (род. в 1913) — французский актер театра и кино, дебютировал в труппе Дюллена. Прославился прежде всего игрой в постановках пьес Кокто. [xxxvii] Жан Муне-Сюлли (1841 – 1916) — французский трагик, с успехом выступавший в пьесах Софокла, Шекспира и Гюго; «Рюи Блаз» — драма в стихах Виктора Гюго (1838). [xxxviii] Макс Эдуард Александр (1869 – 1924) — французский трагик. Играл в театре «Одеон» под руководством Антуана в «Короле Лире», «Юлии Цезаре». С 1915 года выступает в «Комеди Франсез», играет Нерона («Британник»), Базилио («Севильский цирюльник»), Тиресия («Эдип-царь») и др. [xxxix] Жюли Барте (псевдоним Жанны-Жюли Реньо) (1854 – 1941) — французская трагическая актриса. С 1880 года выступает в «Комеди Франсез», играет Антигону в трагедии Софокла, Королеву в «Рюи Блаз» и другие роли. [xl] Сегон-Вебер (1867 – 1941) — французская трагическая актриса, дебютировала в 1887 году в «Комеди Франсез». Самые известные роли: Федра, Гермиона. [xli] «Двуглавый орел» — пьеса Кокто, поставлена в 1946 году с участием Жана Маре в «Эдвиж Фейер»; премьера прошла с грандиозным успехом. Экранизирована в 1947 году. [xlii] Ивонна де Брей (1889 – 1954) — французская актриса, играла в пьесах Анри Батайя. [xliii] «Портреты-сувениры» — серия рисунков Кокто, посвященная его друзьям и сподвижникам. [xliv] «Красавица и чудовище» — фильм по роману Лепренс де Бомонда, поставлен в 1945 году. [xlv] Театр «Жимназ» — драматический театр, построенный в 1820 году на бульваре Бонн-Нувель на месте старинного кладбища. Вначале в нем шли по преимуществу водевили Э. Скриба, с 1850 года — также комедии нравов (Дюма-сын, Сарду и др.). [xlvi] Пьеса Кокто «Ужасные родители» поставлена в театре «Жимназ» в 1938 году; экранизация — в 1948 году. [xlvii] «Опиум» (1930) — автобиографическая проза Кокто, представляющая собой своеобразный дневник исцеления от депрессии и наркомании (период болезни продолжался с 1923 года — со смерти близкого друга и возлюбленного Кокто — Раймона Радиге). [xlviii] «Трудные дети» — экранизация одноименного романа Кокто (1929), осуществленная в 1950 году режиссером Ж.‑П. Мельвилем. [xlix] «Адская машина» — пьеса Кокто, поставлена Луи Жуве в 1934 году. [l] «Конец Потомака» — роман Кокто, написанный в 1939 году; это мрачная притча, наполненная предчувствиями грядущей войны. Является продолжением романа 1919 года «Потомак». [li] {252} Родился в 1896 году в Марселе. Уже начиная с 1915 года периодически испытывает приступы душевной болезни, не оставлявшей его на протяжении всей жизни. В 20 лет проходит через религиозный кризис, его посещают видения и «голоса», тогда же начинает регулярно принимать наркотики. В юношеских стихах очевидно увлечение Эдгаром По и Бодлером, позднее — Лотреамоном. В 1920 году приезжает в Париж, попадает в поле притяжения группы Андре Бретона. С 1922 года, продолжая писать стихи и рисовать, Арто посвящает себя преимущественно театру, который обретает для него приметы и очертания не просто художественной деятельности, но вселенского, космического действа, раскрывающего природу человека и Бога. В 1926 году Арто отходит от сюрреалистов (вначале его «отлучает» Бретон, а в 1927 году Арто сам пишет манифест против сюрреализма). В сентябре 1926 года Арто вместе с Ровером Ароном и Роже Витраком основывает «Театр Альфреда Жарри», который в значительной степени несет на себе печать сюрреалистических идей. За все время существования этого театра вплоть до 1930 года было поставлено всего четыре спектакля (дано в общей сложности восемь представлений), но значение «Театра Альфреда Жарри» было столь велико, что, по свидетельству Питера Брука, он попытался смоделировать по его образцу свою собственную театральную деятельность. Первый спектакль, показанный в июне 1927 года, состоял из трех небольших частей: музыкального наброска Арто и Макса Жакоба «Сожженная утроба, или Безумная мать», юмористически и непристойно представляющего противоречия между театром и кинематографом, полудадаистской пьесы-провокации «Многодетная мать», написанной неким Максом Робюром (псевдоним Робера Арона), и трех последних картин из «Тайн любви» Роже Витрака. Во время второй постановки «Театра Альфреда Жарри» (январь 1928) был показан третий акт из «Полуденного раздела» Клоделя, сыгранный против воли автора, без предварительного объявления его имени и названия пьесы публике (правда, по завершении показа на сцену вышел Арто и сказал: «Пьеса, которую нам вздумалось сыграть перед вами, принадлежит г‑ну Полю Клоделю, послу Франции в Соединенных Штатах»; после неб
Date: 2015-09-05; view: 381; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА... |