Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6. Общественное движение в России в 60-80-е ГГ. XIX в
Общественное движение 60-80-х гг. XIX в. представлено тремя идейными направлениями, сложившимися еще в 40-е гг. XIX в.: консервативным, либеральным, леворадикальным. Русские консерваторы по-прежнему исповедовали идеи, заложенные в теории С.С. Уварова. Самодержавие для России - единственная форма правления, считали они. Власть царя опирается на Божественное соизволение, он венчается на царство и принимает присягу у алтаря. Монарх отвечал за свои дела не перед смертными, а перед Богом, что для православного христианина (последние Романовы были глубоко верующими людьми) являлось абсолютной формой ответственности. Известный консерватор В.П. Мещерский (внук Н.М. Карамзина) - издатель "Гражданина" - писал, что "самодержавный русский царь ответственностью перед Богом и своею совестью несравненно более ограничен, чем президент Французской республики". Отношение консерваторов к "Великим реформам" было отрицательным. Они надеялись, что пришедшие в МВД консервативно настроенные чиновники (вместо ушедших в отставку либералов в апреле 1861 г.) при проведении реформ в жизнь, учтут требования дворянства. В ответ на разочарование либеральными реформами появляется "культурный консерватизм" в общественно-литературной жизни России 60-х гг. XIX в., именуемый "почвенничество". Основные принципы его были сформулированы в журналах "Время", "Эпоха" Н.Н. Страховым и братьями Достоевскими. Видным идеологом почвенничества был писатель и публицист А.А. Григорьев. В ответ на кризис ценностей модернизации почвенники проповедовали идею самоценности русского народа ("почвы") и рассматривали его как "воплощение добродетели". Говоря о "разрыве между образованным обществом и народом, почвенники призывали к восстановлению связей между ними на религиозно-этической основе. Почвенничество более всего проявилось в литературе и архитектуре (почвенниками были архитекторы И.П. Ропен и В.А. Гартман). Либеральный лагерь встретил реформы с одобрением, его приверженцы хвалили инициативу и твердость Александра II. Однако существование всевластия бюрократии вызывало у либералов раздражение. Они требовали продолжение реформ и особенно реформы самодержавия. Спектр их воззрений колебался от ограничения самодержавия Земским собором до введения представительного правления - парламента. С созданием земских учреждений либерализм использовал земскую трибуну для выражения своих устремлений и превратился в земский либерализм. Земские либералы обращались к государю с просьбами продолжения реформ, посылали адреса и ходатайства в правительство, что было одной из форм проявления земского либерализма. Особенно активными были земские либералы Твери, Чернигова, Харькова, Москвы. Тульские земские либералы в 60-80-е гг. не проявляли политической активности. Революционно-демократический лагерь считал реформы побочным продуктом революции, не признавал самостоятельного значения реформ и альтернативой им считали народную революцию. Сложилось два центра леворадикального революционного движения: лондонский - во главе с А.И. Герценом и петербургский - вокруг журнала "Современник" - во главе с Н.Г. Чернышевским. Между ними не было единства мнений на подготовку крестьянской революции. Во второй половине 60-х годов активизируется революционное народничество. В его деятельности можно выделить следующие этапы: I. Формирование и деятельность народнических кружков. "Хождение в народ" (середина 60-х - середина 70-х годов XIX в.). II. Деятельность народнической организации "Земля и Воля" (1876-1879 гг.). III. Деятельность "Народной воли" и "Черного передела" (1879-1881 гг.). Убийством царя Александра II, "освободителя", 1 марта 1881 г. революционное народничество исчерпало себя. Революционный террор исторически бесперспективен и пагубен для общества. Таковы основные направления общественного развития во второй половине XIX в.
Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения
|