Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мезолитическое искусство





 

Сцена охоты

Усиливается роль магии, развивается земледельческая мифология, возникает культовое искусство — новая форма осмысления жизни. Продолжает существовать и некультовое искусство, по-прежнему связанное с трудовой деятельностью.

Характер художественных образов в эпоху мезолита изменяется. В изобразительном искусстве появляются элементы схематизма, в живописи исчезает многокрасочность. Росписи этого времени исполнены силуэтно, одним штрихом, ровно положенной красной или черной краской, без лепки объема. Центральной темой искусства остается борьба с природой, но в росписях впервые появляется изображение человека, показываются его поражения или победы над силами природы — сцены охоты, военных столкновений.

Сцена охоты на бизона

 

До сих пор изображения человека встречались в живописи нечасто. Не было и повествовательных сцен. Теперь человек начинает занимать основное место в пространстве, где он живет и является главным действующим лицом. Отныне главный герой искусства — человек общественный, занятый охотой, участвующий в битвах, обрабатывающий землю. В центре внимания не человек-индивидуальность, а член определенной общественной группы, то есть положение фигуры внутри сообщества.

Одомашнивание животных привело к тому, что они заняли более скромное место в искусстве, человек же занял место центра и хозяина окружающего мира.

Сцена охоты на оленей

Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли чёрную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд.

Стремление раскрыть внутренний смысл явлений рождает умелую организацию композиции на плоскости, эмоционально-драматическое действие. В рисунке развивается повествовательное начало.

 

 

Сцена охоты на кабана

Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием.

Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегу посылая в неё град стрел, наносят последний смертельный удар или удирают от разъярённого раненого животного. Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами.

 

Сцена охоты

 

Эти черты характеризуют росписи в Испании и в Северной Африке. Схваченные с птичьего полета, нанесенные динамичными штрихами стремительные фигуры воинов (Испания, Морелли ля Вилла) исполнены решительности целенаправленных действий. Эта полная экспрессии сцена передает напряженный характер жизни древних людей. Тематика росписи обогащается и новыми сюжетами

Воины

 

Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизненны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены. Первобытный художник освободил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Человек для него — это прежде всего воплощённое движение.

Появляются зачатки пиктографии - первого рисуночного письма. Возникает музыка и танцы, использовавшиеся во время празднеств и ритуалов. Углубляются языческие религиозные представления.

Неолит Ледниковый период, а с ним и мегафауна, и видовое разнообразие человечества остались позади. В это время полирование, пиление и сверление повышали качество орудий труда. Расширение источников существования способствовало расселению человека на большей территории. Развитие гончарного производства и строительного дела говорит о более прочной оседлости людей. Совершенствование ткачества и обработки кожи свидетельствует о возросших материальных потребностях человека. Относительно быстрое наступление неолита наблюдается в странах с благоприятными климатическими условиями: Передней и Средней Азии, в Египте, Индии, несколько позже - в Юго-Восточной Европе. На северо-западе Европы, Урале и в Сибири этот процесс протекал весьма медленно, так как природные условия не позволяли отойти от старых способов добывания пищи. В этих районах эпоха неолита прослеживается вплоть до 2-го тысячелетия до н.э. Там, где природные условия были благоприятными, человек от собирательства переходит к земледелию и разведению скота. В эпоху неолита возникает новое видение мира, иное представление о месте человека в нем. В верованиях земледельца главное внимание уделяется силам природы: дождю, солнцу, ветру, земле, от которых зависит его существование. Природа становится более податливой для человека, он упорно приступает к её преобразованию. У охотничье-рыболовческих племён сохраняется матриархальный строй, а у скотоводческих складываются предпосылки к появлению патриархального строя. В конце эпохи неолита в некоторых местах наблюдалось уже разложение первобытнообщинного строя и сложение новой формации классового общества в результате выделения вождей племен в верховную касту.   Искусство неолита В эпоху неолита процесс производства, а с ним и духовная жизнь настолько усложнились, что развитие материальной культуры на отдельных территориях имеет свои особенности. Если в более ранние эпохи искусство почти повсеместно развивалось примерно одинаково, то теперь оно приобретало в каждой области свои локальные особенности, по которым можно отличить неолит Египта от неолита Двуречья, неолит Европы от неолита Сибири и т.п. Но есть и общие для неолитического искусства черты: широкое распространение получает мелкая пластика из камня, кости, рога, глины. Фигурки животных реальны, хотя трактованы обобщенно. Упрощены и схематичны изображения женских фигурок, иногда покрытых орнаментами, воспроизводящими узоры на одежде. Особенно характерно для неолита развитие декоративного искусства; почти всюду видим стремление украсить вещи, находящиеся в повседневном употреблении у человека. Больше всего до нас дошло глиняной орнаментированной посуды. По формам неолитических сосудов, а особенно по способу и разнообразию их украшения одна область отличалась от другой. Ярким и выразительным примером неолитической культуры может служить культура Триполья, широко распространенная в 4—3 тысячелетиях до н.э. на юге Европейской части России и Украины и на территории целого ряда Балканских стран. Трипольские поселения земледельцев располагались чаще всего по берегам рек. Дома из глины и дерева, прямоугольные в плане, были, вероятно, с внутренней стороны покрыты орнаментальной росписью. В поселениях были найдены модели жилищ и небольшие женские статуэтки. Но особенно богато и широко развернулось творчество трипольцев в украшении керамики. По разнообразию форм и орнаментики трипольская керамика не уступает ни египетской, ни переднеазиатской. Трипольские сосуды были сделаны из ярко-желтой или оранжевой глины; туловище сосуда покрыто разнообразным, но почти всегда состоящим из спиралевидных линий, геометрическим орнаментом, исполненным красной, черной, коричневой, белой красками. Живопись эпохи неолита   В северных лесных областях, где продолжало существовать охотничье хозяйство, сохранялись старые традиции наскального искусства. Но появление новой, более прогрессивной ступени развития можно заметить и здесь: наскальные изображения, исполненные главным образом ударной техникой, иногда нанесённые краской. Наскальное искусство эпохи неолита обнаружено не только в Передней и Средней Азии, Европе, но и в более южных областях земного шара, например, в некоторых районах Африки (Южная Родезия, Сахара), в Испании. В этой живописи и наскальной графике впервые в первобытном изобразительном искусстве появляется стремление к изяществу. Симфония тонов - бурых, чёрных, красноватых и жёлтых с золотистыми переливами. Стилизация и фантастика. Торжественно-изысканная рогатая танцовщица или богиня в роскошном уборе. Могучие быки, грациозные антилопы. Дерущиеся, бегущие от охотников или просто прогуливающиеся жирафы; их шеи и ноги образуют гибкий, сказочно-смелый узор. Нитевидные танцующие фигурки. Охотники со звериными ликами. Фигуры в масках, вероятно выражающих какие-то магические символы. Луки и стрелы, чередующиеся в стремительном, захватывающем зрителя ритме. Боевые колесницы, несущиеся во весь дух. Безудержное движение и вдруг снова покой пасущегося стада. Знаменательно, что это искусство, характерное для неолита, ещё долго продолжало существовать у африканских племён, сохранивших первобытнообщинные отношения. Замечательная наскальная живопись бушменов по вдохновению и стилю - неолитическая.     Неолитическая скульптура   Первые образцы неолитической скульптуры связаны с погребальным культом и носят символический характер. В городищах Иерихон и Чатал-Хю-юк (Анатолия, Турция) обнаружены многочисленные черепа людей и животных, украшенные перламутровыми инкрустациями и покрытые слоем глины, расписанным красной охрой. Это обнаженные фигуры женщин (иногда — беременных) с преувеличенными объемами груди и бедер. Еще один вид скульптуры представляет мать с младенцем на руках. Мать изображена с пышными бедрами и грудью и схематичной головкой с маленькими щелевидными глазами на лице. Такой тип фигур обнаружен в городище Хачилар (запад Турции). Это сидящие фигуры с руками, поддерживающими голову или упирающимися в колени. Голова покоится на мощной шее, лицо круглое, с носом цилиндрической формы. На юге Европы возникает тип монументальной скульптуры, тесно связанной с культурой мегалитов. Речь идет о статуях-менгирах, чаще всего представляющих женщин, реже мужчин, иногда — персонажей неопределенного пола. Эти статуи продолжают традицию декоративной резьбы и полихромной росписи в виде извилистых линий, связанную с некоторыми дольменами во Франции, Испании и Португалии. Очертания тел в некоторых случаях намечены, можно различить глаза, нос и конечности; порой они вовсе исчезают в процессе упрощения, остаются лишь намеки на выпуклости грудей.   Керамика неолита   В новокаменный век люди научились обжигать глину, превращая её в твёрдое водонепроницаемое вещество. Появление керамики - один из основных признаков неолитической эпохи, которую поэтому называют ещё веком керамики. Ведь до этого человек использовал только данное ему природой в готовом виде. Обжигая же глину, он создавал новый, неизвестный природе материал. Из раба природы человек превращался в её хозяина. Керамика имела большое значение и в развитии в человеке того неосознанного чувства, которое стало впоследствии называться эстетическим: украшая прихотливым узором изготовленные им сосуды, человек постепенно совершенствовал искусство орнамента, отмеченное всё большей геометрической стройностью, ритмом красок и линий, рождённых его творческим вдохновением. Выбор глины в качестве материала и ее использование для изготовления керамики наверняка, как это бывало с другими великими изобретениями человечества, были делом случая. Керамика очень быстро вошла в обиход всех неолитических культур. Мода влияла на ее украшение (тиснение, процарапывание, лепнина, роспись), на форму и количество ручек, и даже на форму самого сосуда. Первые керамические сосуды изготовлялись из глины без применения гончарного круга и имитировали формы кожаных мехов, тыквенных калебасов или корзин, послуживших образцами для первых декоративных узоров. На этом этапе появились и мотивы геометрического орнамента, такие, как зубчатые, гребенчатые узоры, зигзаги, линии и т.п., сочетавшиеся со схематическими рисунками, ведущими происхождение от зооморфных изображений. Для тиснения глиняной поверхности прибегали к самым различным приемам, используя морские раковины (кардиальная керамика), шпатели или колющие предметы. Другая техника состояла в выемке мягкой глины и инкрустации другого материала (например, белой пасты), и таким путем создавался впечатляющий декоративный цветовой эффект. Типичная для Западной Европы керамика производится с середины III тысячелетия до н.э. на крайнем европейском юге (Испания, Франция и Италия); она украшается процарапанным узором в виде регулярного орнамента, выполненного по мягкой глине. Такая керамика называется колоколообразной и соотносится с культурой мегалитов. С середины III тысячелетия до нэ., когда население Европейского ареала пребывает на пороге истории, возникают первые земледельческие державы в долинах Нила, Тигра и Евфрата. Это период наивысшего расцвета культур Ближнего Востока, Междуречья, а также Восточного Средиземноморья. Архитектура эпохи неолита В эпоху неолита появляются мегалитические и свайные постройки. Мегалит - греческое слово, состоит из двух частей: мега - большой, и литос - камень. Они появляются в конце эпохи и сязаны с развитием религиозных представлений, возникновением культа предков и природы, то есть с духовными потребностями общества. Мегалитические сооружения — самые ранние архитектурные памятники прошлого. Они встречаются по всей Европе, древнейшие из них датируются серединой V тысячелетия до н.э., а период расцвета наступает для них в III тысячелетии до н.э., на рубеже эпохи бронзы. Грандиозные, простые по форме сооружения из камня с основанием, укрепленным в земле: - дольмены - четырёхугольные постройки из плит, - менгиры - вертикальные столбы, иногда украшенные рельефами, - кромлехи - столбы, расставленные вокруг жертвенного камня. Дольмены - коллективные погребения, над которыми вертикально укреплялись два монолита, перекрытые горизонтальной плитой и засыпанные землей. Эти грандиозные сооружения из камня приобретают со временем все более определенные очертания, превращаясь, наконец, в постройки, где входу в просторную погребальную камеру предшествует узкий, как правило, коридор, ведущий в просторное помещение, обычно круглой формы и перекрытое ложным сводом, получаемым путем сближения рядов кладки. Мощные сооружения из камня, продолговатые в плане и более или менее определенной формы, которые некогда называли могилами великанов за их огромные размеры. Менгир — мегалитический монумент, не связанный с погребальным ритуалом, представляющий собой одиночный камень, вертикально укрепленный в земле; его конкретное назначение до сих пор не выяснено, хотя часто связывается с религиозной практикой, например, с культом Солнца. Иногда менгиры образуют параллельные ряды или окружности, так называемые кромлехи. Менгиры были посредниками между человеком и могущественными силами космоса. Большинство сохранившихся отдельно стоящих менгиров имеют высоту от трех до шести метров. Существуют и ансамбли менгиров, вытянутых в параллельные ряды. Возможно, эти ряды менгиров ведут культовому месту. Менгир - вертикальный отдельно стоящий камень Галерея менгиров (кромлехи)  
   
   

Фрагменты одного из многочисленных комплексов менгиров, расположенных в Карнаке (Бретань, Франция)

 

 

Интерьер святилища в Чатал-Гуйюке (Турция)

 

Дольмен

Дольмен

 

 

Интерьер погребальной камеры в пещере

 

Date: 2015-09-18; view: 3617; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию