Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Чувственная ткань ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Она представляет строительный материал образа. Как и биодинамическая ткань, чувственная обладает свойствами реактивности, чувствительности, пластичности, управляемости. Они теснейшим образом связаны со значениями и смыслами. Между обоими тканями существуют сложные взаимоотношения. Они обладают свойствами обратимости и трансформируются одна в другу. Их взаимная трансформация является средством преодоления пространства и времени, обмена времени на пространство. На бытийном уровне сознания решаются сложные задачи. Субъект обладает пространством сформированных образов, большинство из которых полизначны. Аналогично этому пространство освоенных движений и предметных действий полифункционально. Следовательно, для эффективного в той или иной ситуации поведения, необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной моторной программы. Но даже при выборе нужного образа и действия каждый из них обладает своей степенью свободы, которое должно быть преодолено. Таким образом, в момент своего взаимодействия эти системы становятся жесткими и однозначными: только в этом случае поведение будет адекватным ситуации, впишется в нее, решит смысловую задачу. На бытийном уровне решаемые задачи практически всегда имеют смысл.
II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.
Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, — это могут быть: - операционные значения – связывают значения с биодинамической тканью, - предметные – связывают значения с чувственной тканью, - вербальные значения – связаны преимущественно со смыслом; наиболее изучены житейские и научные значения — понятия.
Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания. Взаимопонимание не может быть абсолютно полным. Имеются элементы непонимания, связянного с осмыслением значений или недосказанности. Непонимание и недосказанность – это не только негативные характеристики общения. Вспомним, недосказанность в искусстве – это художественный прием. Создается условие для рождения нового в культуре, творчестве. Не нужно забывать. Что имеется всегда избыточное поле значений, избыточное поле смыслов. Преодоление этой избыточности на полюсах внешнего и внутреннего диалога, к тому же диалога нередко эмоционально окрашенного, задача действительно не простая. Решаемые на рефлективном уровне задачи могут быть совершенно бессмысленны. Поэтому важна координация деятельности обоих уровней сознания. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».
Итак, сознание —рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие. Функции сознания: 1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная функция — основная функция, характеризует сущность сознания.
Рефлексия – «внутреннее чувство», отражающее в нашем сознании его же собственную внутреннюю деятельность. В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) отражение мира, 2) мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание. Функция организации сознания (ее задача и смысл) состоит в освобождении психической энергии сознания, в расширении горизонтов сознания и, что самое главное, в создании оптимальных и необходимых условий для нового цикла развития. Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Итак, осознанием является акт сознания, предмет которого – сама деятельность сознания. В основе осознания лежит обобщение собственных психических процессов, приводящее к овладению ими. Для осознания характеры следующие законы Клапареда; чем больше мы пользуемся каким-либо отношением, тем меньше мы его осознаем; осознать какую-либо операцию – значит перевести ее из плоскости действия в плоскость языка. Самая общая характеристика сознаваемости психических процессов состоит в том, что человек может осознать то, что он воспринимает, вспоминает, о чем мыслит, к чему внимателен, какую эмоцию испытывает; человек может осознать, что именно он воспринимает, вспоминает, мыслит, чувствует. Поле сознания может уменьшаться или увеличиваться. Содержание поля сознания определяется следующим законом: актуально сознаваемым является лишь то содержание, которое выступает перед субъектом как предмет, на который непосредственно направлено то или иное действие Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта. Только благодаря осознанию своей индивидуальности, возникает особая функция — защитная — стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования. Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо: осмелиться полностью погрузиться во что-либо без остатка, забыв свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и переживать это нечто без самокритики; решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявляться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовать свои возможности полностью в каждый данный момент. Компоненты самосознания: - Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от внешних предметов. - Сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности. Оно появляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам». - Сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление. - Социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом возрасте на основе опыта общения и деятельности. С самосознанием связано и формирование «Я-концепции» - совокупности всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. Установки, направленные на самого себя, составляют: 1) образ «Я» – представление индивида о самом себе, 2) самооценку – эмоционально окрашенную оценку этого представления, 3) потенциальную поведенческую реакцию – те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
|