Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Западная культурологическая мысль XVIII XX вв. Основные культурологические концепции





Западники (А.Герцен, В. Белинский) считали, что западная культура должна стать образцом для подражания.

Славянофильством называется направление русской идеалистической философии середины XIX в. Для него было присуще стремление обосновать и сформировать в русском обществе целостное представление о самобытном историческом пути России и праве русской культуры занять достойное место в культурном наследии всего человечества. Славянофильство было представлено такими именами, как А.С.Хомяков (1804-1860), К.С.Аксаков (1817-1860), и др.

Сторонники развития светской культуры, петровских реформ и идей о насильственном изменении социальной структуры и форм общества стали называться западниками. К ним относили Н. В. Станкевича (1813-1840), В. Г. Белинского (1811-1848), А. И. Герцена (1812-1870), П. А. Анненкова (1812-1887) и Н. Г. Чернышевского (1828-1889).

Обе стороны критиковали бездумное подражание западу, а также их объединяло уважение и любовь к богатейшей русской культуре.

Культурологические школы 20 в.:

1. Общественно-историческая – О. Шпенглер «Закат Европы» А.Тойнби «исследование истории» Н.Данилевский «Россия и Европа»

2. Натуралистическая – З.Фрейд-основатель психоанализа, К.Юнг «Метаморфозы и символы либидо»

3. Социологическая -Е.Элиот «Заметки к определению к.» А.Вебер «Социология истории и культуры»

4. Символическая -Э.Кассирер «Философия символических форм» КлодЛеви-Стросс - главный представитель структурализма.

В зависимости от региональной принадлежности в культурологии принято выделять 3 крупных типа культуры:

• западный

• восточный

• западно-восточный, евразийский

Отличия Западной и Восточной культуры:

1. они различаются динамикой развития.

Западная культура развивается динамично.

Восточная культура развивается эволюционно, долгое время оставалась замкнутой, традиционной. Только в 19-20 вв. в восточных странах начались процессы модернизации

2. В восточных и западных культурах по-разному решались мировоззренческие вопросы:

различным было отношение к миру.

В западной культуре подчеркивалось активное отношение чел-ка к миру. Для зап. кул-ры характерен ускоренный прогресс науки и техники, быстрое изменение предметного мира. Зап. стратегия - это изменение среды обитания чел-ка.

Восточная же культура более ориентирована на самостоятельность человека, его духовное совершенствование, изучение возможности регуляции человеческого организма.

Различное отношение к природе.

На Западе сформировалось утилитарное прагматическое потребительское отношение к природе.

На Востоке отношение к природе было более созерцательным, трепетным, более мудрым.

Различное понимание человека, его отношение к обществу, гос-ву.

На западе человек рассматривался как самостоятельная, свободная личность, обладающая естественными правами, которые должно гарантировать гос-во. На Вост. всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины и тд;

Различное отношение к возможностям человеческого разума.

На Зап. сформировалась сильная рационалистическая традиция, которая проявлялась во всех видах кул-ры.

Рационализм – учение, которое в познании и творчестве отдает приоритет разуму, рациональному началу, абстрактному, логическому мышлению.

Восток более тягостен к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию. Этим и объясняется и традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу.

Различным было соотношение разных видов кул-ры.

Важная черта вост. кул-ры – это жесткое переплетение религиозных, философских и научных идей. Наука рассматривалась как средство духовного совершенствования чел-ка.

На Зап. разные виды кул-ры существовали самостоятельно и более конфликтно, чем на Вост. На Зап. еще со времен Античности сформировалась сильная материальная традиция. Исследователи отдавали предпочтение миру физических явлений, а наука рассматривалась как средство физического прогресса развития производства.

В рамках Вост. культуры выделяются 4 основных культурно-исторических типа:

• индо-буддийский,

• китайско-конфуцианский,

• арабо-мусульманский,

• японский

В рамках Зап. кул-ры выделяются:

• европейская,

• американская,

• австралийская

Date: 2015-09-03; view: 968; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию