Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика содержательных теорий мотивации трудаСтр 1 из 2Следующая ⇒ Лекция 9 Мотивация деятельности в менеджменте Изучаемые вопросы: 1. Мотивация труда, сущность, основные понятия и теории. 2. Характеристика содержательных теорий мотивации труда. 3. Характеристика процессуальных теорий мотивации труда.
Мотивация труда, сущность, основные понятия и теории Мотивация – это процесс побуждения работников к деятельности для достижения целей организации. В теории мотивации используются следующие термины: 1) Потребность – это ощущения физиологического или психологического недостатка чего-либо. В психологии рассматривают первичные и вторичные потребности. Первичные – врожденные и потому более сходные у людей. Вторичные – приобретенные и связаны с различными психологическими установками людей. К первичным относят физиологическую потребность и потребность в безопасности и защите. Эта потребность может трактоваться более широко, как стабильность и уверенность в будущем. К вторичным относят социальные потребности (в общении), потребность успеха, потребность во власти, в самовыражении. Потребность во власти: I вид – достижение власти ради власти; II вид – достижение каких-либо целей, используя полномочия, данные властью. Потребность к самовыражению - это получение удовольствия от творческой работы и признание окружающих. 2) Побуждение – ощущения недостатка в чем-либо, имеющие определенную направленность. 3) Стимул – это внешние воздействия на человека, «раздражитель», который вызывает определенные внутренние мотивы. 4) Мотивы – внутреннее побуждающие силы человека. 5) Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям. Различают мотивирование I и II типа. I тип (стимулирование)- учитывает сложившуюся структуру потребностей человека и воздействует на него с помощью стимулов. II тип – призван скорректировать или сформировать мотивационную структуру человека. 6) Вознаграждение – те блага, которые человек получает за свой труд. Различают внутреннее и внешнее вознаграждение. В теории менеджмента используют 2 группы теории мотивации: - содержательные теории; - процессуальные теории. Содержательные теории оперируют категориями потребностей. К основным теориям относятся: - теория А. Маслоу; - теория Ф. Герцберга; - теория Д. Мак. Клелланда; - теория К. Альдерфера. Эти теории различаются классификацией потребностей, лежащих в основе теорий, а также механизмом реализации потребностей. Процессуальные теории исходят из характера восприятия мотивации и включают три теории: - теорию ожидания; - теорию справедливости; - модель Портера – Лоулера.
Характеристика содержательных теорий мотивации труда Все содержательные теории мотивации труда дополняют друг друга и являются развитием одна другой. На схеме представлена их сравнительная характеристика. Теория Маслоу. Маслоу рассматривал пять ведущих потребностей, которые расположил в виде пирамиды. Удовлетворение потребностей Маслоу рассматривал снизу вверх по пирамиде, то есть человек будет удовлетворять потребность более высокого порядка после удовлетворения потребностей более низкого порядка. Физиологические потребности связаны со стремлением к получению более высокой заработной платы, с хорошими условиями труда на рабочем месте. Люди с потребностью в безопасности и защите стремятся к стабильным структурам, любят порядок и четкие правила. Их не следует привлекать к управлению. Для них следует четко регламентировать обязанности и создать надежную систему страхования. Теория Теория Теория Теория Маслоу МакКлелланда Альдерфера Герцберга
удовлетворение потребностей от первичных к вторичным; удовлетворение потребностей независимо друг от друга.
Рис. 1. Характеристика содержательных теорий
Социальные потребности основаны на чувстве принадлежности к коллективу, поэтому таких людей следует привлекать к коллективной работе и создавать условия для общения на работе и вне работы. Потребность в уважении толкает людей в лидеры. Менеджеру необходимо чаще хвалить таких людей и привлекать их к управлению. Людям с потребностью самовыражения необходимо давать сложную и ответственную работу, которая требует повышения квалификации работника и стремления к саморазвитию.
вторичные п
первичные
Рис. 2. Пирамида потребностей Маслоу
Недостатки теории Маслоу. Теория утверждает, что структура потребностей носит типовой характер, хотя в действительности люди обладают индивидуальной структурой потребностей. С учетом современных позиций, порядок удовлетворения потребностей может быть различный. Удовлетворение потребностей верхней группы не приводит к ослаблению их влияния на мотивацию, так как они являются безграничными. Теория Герцберга. Эта теория основана на опросе работников и разделении всех факторов мотивации на две группы: - гигиенические; - мотивационные. К гигиеническим факторам относятся такие, которые работают в зоне неудовлетворенности. При достижении определенного уровня они не работают. К этим факторам относят в основном физиологические потребности, потребности безопасности, защиты и социальные. Мотивационные факторы работают всегда, когда они работают в зоне неудовлетворенности и удовлетворенности. К ним относят потребности уважения и самовыражения. Конкретный перечень гигиенических и мотивационных факторов выявляют с помощью специального опроса. Автор теории к гигиеническим факторам отнес: - условия труда; - заработную плату; - политику фирмы и администрации; - межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными; - степень непосредственного контроля за работой. К мотивационным факторам были отнесены: - продвижение по службе; - высокая степень ответственности; - успех; - признание и одобрение результатов работы; - возможности творческого и делового роста. Недостаток: результаты во многом зависят от организации опроса по гигиеническим и мотивационным факторам. Теория МакКлелланда (теория приобретенных потребностей). В этой теории рассматриваются только вторичные потребности: - потребность власти; - потребность успеха; - потребность причастности. Следует в коллективе выявлять работников с потребностью во власти второго типа и формировать из них резерв на руководящие должности. Потребность успеха – это потребность, стимулирующая работников доводить начатую работу до конца. Стимулирует к индивидуальной работе, так как работник владеет индивидуальным результатом деятельности. Потребность причастности аналогична социальным потребностям в теории Маслоу. Теория Альдерфера. Включает три потребности: - потребность существования; - потребность связи; - потребность роста. Потребность существования включает физиологические потребности и потребности безопасности и защиты (по Маслоу). Потребности связи коррелируют с социальными потребностями по Маслоу. Потребности роста аналогичны потребностям в самовыражении. Главной особенностью этой теории является порядок удовлетворения потребностей, который может осуществляться в двух направлениях. Это означает, что работник может удовлетворить свои потребности, для которых есть возможности в организации.
|