Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и структура политической системы общества. Основные тенденции развития политической системы российского общества. 17





I. Для понимания смысла термина «политическая система» обратимся к одному из принципиальных вопросов политологии: «Возможно ли каким-либо образом упорядочить наше описание политических процессов, систематически охватить всю палитру политических событий, построить некую модель функционирования общества?» На данный вопрос есть два диаметрально противоположных варианта ответа:
- политика является сферой случайного, предусмотреть здесь ничего нельзя, поэтому теоретические обоснования бесперспективны;
- число разновидностей основных форм политической жизни с самого начала ограничено, поскольку в ней имеются внутренние закономерности, а политика в целом, несмотря на непредсказуемость конкретных решений, в конечном итоге поддается систематизации.
В этом заключается научное понимание политики, идущее от Аристотеля, Платона, Гоббса, которые уподобляли общество живому организму – органической системе. Эти традиции во второй половине XIX - начале ХХ века продолжили Г.Спенсер, Э.Дюркгейм и Т.Парсонс. В их работах по теории социальной системы появляются такие понятия, как институт, функция, регулятивная система общества, политическое управление. Окончательное научное оформление понятие «политическая система» получает после второй мировой войны в работах Д.Истона и Г.Алмонда.

Прежде чем перейти к раскрытию содержания понятия «политическая система», выделим основные признаки термина «система» как таковая. Во-первых, система подразумевает определенную целостность, обладающую структурным строением. Во-вторых, в системе имеют место регулярно повторяющиеся процессы. В-третьих, элементы системы находятся во взаимозависимости: изменение одного из них не остается без последствий для системы в целом.

Для активного использования понятия «политическая система» при анализе политики обществоведы применяли термин «система правления», который позволял выходить за рамки простого описания структур власти, описывать не только систему политических институтов, но и процессы, протекающие в них и между ними. Что же дает нам анализ властных отношений с позиций теории политической системы?

Французский политолог М.Дювержье так определяет политическую систему: «Политические структуры связаны с экономической структурой, уровнем развития, с идеологией и системой ценностей, с культурными традициями. Эта совокупность образует политическую систему каждой страны, систему, в которой различные элементы не отделены друг от друга» (Грицианский П.С. Политическая наука во Франции. Критические очерки. М., 1976. С.115).

Таким образом, политическая система представляет собой не только организационную сторону политической жизни, но и такие факторы, как сознание, идеи и мировоззрения. Данное понятие показывает взаимоотношения между обществом и государством, а также между различными социальными силами на государственном и негосударственном уровне. Понятие «политическая система» напрямую связано с сутью политики. Как известно, политика есть способ заставить людей поступать определенным образом по возможности без длительного применения силы. То есть это процесс достижения конкретных целей, а не фиксация конечного результата. Указанную подвижность феномена политики легче представить и понять в рамках системного подхода.

Известно, что любой объект социального исследования (общество, экономика, политика, культура, социальная группа и т.д.) рассматривается, прежде всего, как система взаимодействия индивидов. Политическая система охватывает ту сторону социального взаимодействия, которая связана с выполняемой индивидом политической ролью – гражданина, субъекта политического управления, властвующего или подвластного. Отличительный признак политической системы составляет то, что посредством ее властным путем утверждаются ценности, нормы поведения, регулирующие действия социальных групп.

В современной политической науке нет универсального определения понятия «политическая система», так как существуют разные подходы к анализу власти и политики, с которыми непосредственно связана данная категория. Представляется, наиболее приемлемым следующее краткое определение: «Политическая система есть совокупность субъектов политики, механизма и идеологической направленности политической жизни общества» (Политология. Учебное пособие. Под ред. проф. Северова Ю.А. Тула. Рарус,1994. Ч. II. С. 5).
(к содержанию)

2. Преобладающей точкой зрения в политической науке на структуру является выделение таких подсистем как институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурная. Кратко раскроем содержание каждой из подсистем.

Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых также является системой государственной, партийной, общественно-политической, представляющей, в свою очередь, частные подсистемы.

Фундаментальной основой политической системы в целом и ее институциональной подсистемы является государство. Оно представляет собой властную опору существующей общественной системы, оказывает значительное воздействие на деятельность других подсистем. Государство обладает монопольным правом на контролируемой им территории осуществлять от имени всего общества внутреннюю и внешнюю политику, издавать законы, нормативные акты, обязательные для всего населения, взимать налоги, различные платежи, контролировать соблюдение законов и правовых норм вплоть до применения или угрозы применения физического принуждения.

В границах политической системы действуют различные политические партии, общественно-политические движения, профессиональные союзы, молодежные организации, организации предпринимателей, творческие объединения, всевозможные лоббистские организации в структурах законодательной и исполнительной ветвей власти, группы давления.

Особое место в политической системе занимают религиозные объединения. Их воздействие на реальную политику осуществляется через участие верующих граждан с политической жизни.

Нормативную подсистему составляют всевозможные нормы. Особое место занимают нормы права, Конституция, которые служат главным регулятором общественных отношений, обеспечивают нормальное функционирование не только государственных органов, но и общественных организаций, не вмешиваясь во внутреннюю деятельность последних. Нормативная подсистема включает политические традиции, мораль, этику политической жизни.

Функциональная подсистема выражается в формах и направления политической деятельности, в способах и методах осуществления власти, связи государства, общества, индивида, то есть политическом режиме. Современная наука выделяет такие режимы: демократический, авторитарный, тоталитарный.

Коммуникативная подсистема включает разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы, так и между политическими системами стран. Важным элементом коммуникативной подсистемы являются средства массовой информации, выступающие в качестве государственных учреждений и как органы партий, массовых общественных организаций. Велико их воздействие на политическую жизнь как важного канала формирования и выражения общественного мнения и гласности, а также информирования населения о событиях, деятельности государства, партий, движений.

Культурная подсистема представляет собой комплекс ценностей и образцов поведения, отвечающих потребностям развития данной политической системы и предполагающих участие граждан в политической жизни, одобрение и поддержку ими существующей власти, участие в процессах принятия решений, выборах и т.п. На функционирование политической системы большое влияние оказывает политическое сознание – восприятие и осознание мира политики, политических процессов и событий личностью, социальной группой, обществом в целом. Одной из форм общественного сознания является политическая идеология, выражающая интересы определенных социальных групп и оправдывающая способы достижения поставленных целей.

Скрепляющим фактором структуры политической системы являются политические отношения, в процессе которых обеспечивается функционирование всех сфер жизнедеятельности общества. Особая роль политических отношений заключается в том, что они выражают отношения по поводу публичной власти больших групп людей – классов, наций, социальных групп.

Под функциями политической системы понимается любое ее стандартизированное действие, которое способствует поддержанию достигнутого состояния и дальнейшего развития. Исходные объективные требования к политической системе состоят в обеспечении ее сохранности и стабильности. Функции суть все, что способствует самосохранению и результативности политической системы. Функции политической системы не являются неизменными, они постоянно развиваются, обновляются с учетом конкретной исторической обстановки. Можно выделить следующие функции: определение целей развития общества; властно-политическая интеграция; регулирование режима общественно-политической деятельности; легитимация политического режима; обеспечение целостного управленческого воздействия на общество; разрешение конфликтов; мобилизация ресурсов и др. Иначе указанные функции можно обозначить как «координирующую, интегративную, направленную на достижение адекватного отражения приоритетных социальных интересов в принимаемых политических решениях» (см. Фарукшин М. Политическая система общества. // Социально-политические науки, 1991, № 5).

Американский политолог Г.Алмонд предложил разделить функции политической системы на «входящие» и «исходящие». «Входящие» функции: политическая социализация и вовлечение в политику; артикуляция (выражение) интересов; агрегирование (интеграция) интересов; политическая коммуникация. «Исходящие» функции: нормотворчество; использование правил и норм; контроль за соблюдением правил и норм (см. Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М.: Онега. 1994. Гл.1).

Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. В отечественной науке критерием типологии политических систем считался экономический базис общества. Соответственно выделялись рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Не отрицая этого критерия, следует отметить чрезмерную абсолютизацию экономического фактора. Из истории известно, что однотипный экономический базис породил различные типы политических систем накануне второй мировой войны (фашистская Германия, Франция, Великобритания, США).

С современной политической науке критериями типологии политических систем являются:

характер взаимодействия со средой: открытые и закрытые;

тип политической культуры и ее выражение в формах организации власти: англо-американская, континентально-европейская, тоталитарная, доиндустриальная, частично-индустриальная;

ориентация на стабильность или перемены: традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные;

участие граждан в политической жизни;

социальная основа;

характер и способы взаимоотношения власти, общества и личности (политический режим) и др.

Таким образом, политическая система предстает перед нами как огромное количество постоянных и переменных величин, процессов, структур, идей, которые движутся в разных направлениях, в разных измерениях и с разной скоростью. Для каждого элемента есть свое место в системе в целом или в подсистеме, все элементы оказываются необходимыми для функционирования системы и обеспечения ее равновесия и устойчивости.

Категория «политическая система» имеет два взаимосвязанных значения: первый – политическая система представляет собой искусственно созданный инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений, то есть является средством системного анализа политики; второй – политическая система как механизм власти, который включает государство, партии, политические ассоциации и объединения различных политических субъектов (групп и индивидов), средства массовой информации, их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы, Конституцию. Несмотря на разные подходы к пониманию политической системы, ее структуры, функций, типологии, общее есть: политическая система ассоциируется с применением узаконенного подчинения, принуждения, наказания.
(к содержанию)

3. Рассмотрим особенности формирования политической системы России в 90-е годы.

Радикальные социально-экономические и политические преобразования в России выдвинули необходимость теоретической разработки и обоснования принципов формирования и функционирования политической системы переходного типа, а также их практической реализации. Разложение прежней и становление новой политической системы в России занимают немало времени, требуют больших усилий и происходят болезненно… Этот процесс начался в 1991 году с избрания Президента РСФСР. Распад СССР ускорил разрушение политической системы, существовавшей с 1917 года. Первым реальным шагом в изменении советской системы стала радикальная либерализация цен в январе 1992 года. Второй шаг был сделан в результате силового разрешения конфликта между законодательной (Верховный Совет РСФСР) и исполнительной (Президент, Правительство) ветвями власти в октябре 1993 года.

Состоявшиеся затем в декабре этого года выборы Федерального собрания (законодательная ветвь власти) и принятие Конституции РФ фактически означали ликвидацию советской политической системы и начало формирования политической системы авторитарного типа с широкими полномочиями Президента. В связи с этим встает вопрос о критериях политической оптимальности проводимых в России преобразований и трансформации политической системы, ее отдельных подсистем. Совокупность критериев оптимальности предлагает американская политическая наука:

устойчивость или продолжительность существования системы во времени;

адаптивность (приспособляемость) системы, способность адекватно реагировать на изменения во внешней среде;

продуктивность означает соотношение между проблемами «на входе» и решениями «на выходе» системы;

эффективность понимается как поддержка гражданами существующего политического режима, конституционного порядка, принятие и одобрение решений и деятельности системы, уровень влияния системы на ход событий;

рентабельность (стоимость решений и их реализации) измеряется своевременностью формирования и достижения целей, результативностью выработанных решений, затратами на их реализацию (см. Белов Г.А. Политология. М. Наука.1994. С. 177 – 183).

Анализируя состояние сегодняшней политической системы России с точки зрения перечисленных критериев оптимальности, следует заметить, что в рамках системы возможен переворот, быстрая или даже резкая смена характера власти, лидеров высшего уровня, элиты, отмена старых и введение новых норм. Это и произошло, собственно говоря, в России. Последовательное формирование качественно новой политической системы возможно при наличии научно обоснованной концепции реформирования и участия в этом процессе большинства населения.

Становление политической системы России методом проб и ошибок, слепого подражания Западу имеет дорогую цену: потеря управления экономикой, падение объемов производства, перешедшее в депрессию, дифференциация и поляризация идей по уровню доходов, идеологическим ориентациям, маргинализация значительной части населения, межнациональные конфликты, преступность, разрастание и коррумпированность бюрократического аппарата, падение престижа и легитимности власти, политических институтов, борьба за выживание науки, культуры, образования и здравоохранения, угроза потери государственной безопасности и др. Политическое развитие России остается сложным и труднопредсказуемым.

Основные понятия и категории: система, политическая система, политическая организация, политические отношения, политическая жизнь, субъекты политики, структура, институт, функции, типы политической системы, политическая стабильность, легитимность власти.

Место и роль государства в политической системе общества, его взаимосвязь с институтами политической системы. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества.

Государство, политические партии, религиозные организации и иные субъекты политической системы общества – это те институты, через участие в организации и деятельности которых человек (группа людей) в конечном итоге может влиять на жизнь общества.

Центральное место среди институтов политической системы общества занимает государство.

Государство играет особую роль как собственник основных средств производства, т. е. берет на себя обязательства перед обществом по его обеспечению материальными благами первой необходимости. Ни одна другая организация, даже если она не преследует цели получения прибыли, не способна в процессе своей деятельности обеспечить все общество материальными благами первой необходимости, а государство, являясь единственной организацией в своем роде, занимается данной проблемой с использованием своих основных средств производства. В случае необходимости государство имеет полное право обязать другого субъекта выполнить социальные обязательства.

Государство представляет интересы и потребности всего общества, определяет главные направления его развития в интересах всех и каждого. Если государство не будет выполнять возложенные на него обязательства по представлению интересов всего общества, а будет отстаивать только потребности одной социальной группы, класса, то оно перестанет быть в конечном итоге государством: общество, которое не чувствует заботы о себе, способно на многое, вплоть до уничтожения неугодных ему институтов власти. Таким образом, государство, определяя основные направления развития общества, консолидирует и способствует эволюционному его развитию.

Государство выступает организацией всех граждан, представляет общество в целом, иного социального института, способного представлять общество в целом, не существует. В государственной власти, государстве сконцентрирована вся сила и мощь общества. Действуя от имени общества, в его интересах и потребностях, независимо от национальной, социальной, религиозной и иной составляющей государство получает соответствующую социальную основу для своей организации и деятельности. Посягательство на социальный институт, выступающий организацией всех граждан, есть тягчайшее из правонарушений, поскольку вред причиняется как обществу, так и отдельному гражданину.

Государство от своего имени создает властные предписания, которые касаются всех членов общества и обязательны для выполнения каждым, т. е. государство осуществляет правотворчество – вид государственно-властной деятельности, доступный только основным носителям государственной власти и суверенитета. Как результат, государство характеризуется единством законодательных, управленческих и контрольных функций, поскольку создавая правовое предписание, оно автоматически фиксирует и дальнейшие «правила игры», определяя свои лидирующие позиции в данных сферах, а также возможности каждого из субъектов – участников политической системы общества в использовании различных средств воздействия на общество и его отдельные части.

Государство располагает специальным аппаратом принуждения, который необходим для обеспечения эффективной реализации правового предписания. При отсутствии такого специального аппарата властные предписания государства, содержащие в концентрированном виде основные интересы и потребности общества, не смогут быть реализованы в правовой действительности, поскольку уровень правовой культуры современного человека недостаточен для самостоятельного осознанного воплощения их в жизнь, ограничения своих собственных интересов и потребностей. Аппарат принуждения в лице армии, полиции и иных правоохранительных органов придает реальную силу государству, обеспечивая его функционирование, а также развитие общества. Государство через специальный аппарат принуждения добивается соответствия между определенными им «правилами игры» и реальным поведением иных субъектов политической системы общества.

Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Ни один субъект политической системы, наделенный политической властью, не имеет права, возможности подчинить государство требованиям какой-либо одной социальной группы, класса, поскольку их решения распространяются только на ту территорию и тех лиц, которые считают необходимым подчиняться его требованиям. Государство, в свою очередь, имеет возможность определять независимо от воли и желания члена данного общества его поведение.

Таким образом, государство является единственной полновластной организацией в масштабе всей страны, все иные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни. При этом государство вынуждено вступать в отношения сотрудничества и с другими членами общества и их организациями, с субъектами, имеющими возможность более тесно сотрудничать с населением страны и желающими получить в конечном итоге толику государственной власти для удовлетворения интересов и потребностей лиц, ими представляемых. И здесь имеются свои правила и ограничения.

Вопросы взаимодействия государства и иных субъектов политической системы общества

Для институциональной характеристики политической системы общества следует более подробно остановиться на той совокупности учреждений, организаций, объединений, участвующих в политической жизни общества, которые представляют собой ее структуру.

В структуре современной политической системы общества можно выделить несколько видов институтов.

В первую очередь следует обратить внимание на наличие в политической системе общества государства, его субъектов и органов. Исходя из отношения институтов политической системы общества к государственной власти все субъекты политической системы общества могут быть поделены на государственные и негосударственные учреждения и организации.

Также исходя из характера участия в политической жизни общества предлагают рассматривать институты:

– преследующие политические цели, т. е. собственно политические учреждения и организации (политические партии, органы местного самоуправления и др.);

– не преследующие политические цели, но в случае необходимости имеющие возможность оказать существенное воздействие на политику современного государства (профессиональные союзы, творческие объединения и т. д.).

Анализ всего многообразия институтов политической системы общества позволяет выделить в ее структуре следующие институты, определяющие на современном этапе ее институциональную характеристику:

– государство;

– политические партии;

– религиозные организации;

– общественные объединения (профсоюзы, молодежные организации, творческие союзы);

– органы местного самоуправления.

Ряд авторов, например В. М. Сырых, выделяют в качестве самостоятельного субъекта трудовые коллективы. Другие исследователи обращают внимание на человека, определяя его в качестве основного субъекта, говоря о нем как о первооснове всей политической системы общества. Но здесь резонен вопрос: Может ли на современном этапе человек или трудовой коллектив совершать действия, которые существенным образом скажутся на политической власти, а тем более – власти государственной? Ответ однозначен: без должной организации – нет. Здесь важно понять, что институтом политической системы общества выступает учреждение, организация, объединение, которое своими действиями реально участвует или может участвовать в случае необходимости в осуществлении политической власти, стремится к влиянию на власть государственную, способствует формированию из отдельных членов общества лиц, способных к ее осуществлению.

Как государство взаимодействует с другими институтами политической системы общества?

Остановимся на общих вопросах влияния государства на иные институты политической системы общества. Это становится возможным, поскольку государство занимает центральное место среди институтов политической системы общества, соответственно, как единственная полновластная организация в пределах определенной территории имеет огромное влияние на все институты политической системы общества.

Во-первых, государство определяет возможность и характер существования того или иного института политической системы общества, т. е. в правовых предписаниях, создаваемых государством, в обязательном порядке определяется возможность существования или устанавливается запрет на организацию и деятельность вышеперечисленных институтов. Государство устанавливает общие положения, определяющие место и роль института политической системы в обществе.

Государство в отношении политических партий устанавливает характер партийности, т. е. закрепляет возможность существования одной, двух или более партий, что, в свою очередь, позволяет говорить о соответствующих видах политических систем общества. В отношении религиозных организаций определяет степень их идеологического и политического воздействия, т. е., по сути, говорит о возможности участия религиозной организации в осуществлении политической власти и государственной – в частности. Мы знаем, что религия может быть отделена от государства (современная РФ) и отчуждена от народа, крайняя степень отделения – уничтожена как таковая в государстве (СССР). Также религия может выступать в качестве неотъемлемой части государства, как государственная религия (например, Великобритания) и являться субъектом, осуществляющим государственную власть (например, Иран). Как ни странно, все это – государственная воля и имеющаяся у государства возможность определять характер существования того или иного института политической системы общества.

Во-вторых, государство регистрирует или ведет учет всех институтов политической системы общества, т. е. дает разрешение на их существование. Порядок получения такого разрешения специфичен для каждого института и зависит в большинстве случаев от того, какое место он занимает в жизнедеятельности общества. Так, например, политическая партия, религиозная и общественная организация обычно регистрируются как коллективные субъекты, в связи с этим при регистрации проверяется соответствие их уставных документов закрепленным в законе требованиям. Регистрация муниципального образования, как и порядок образования, несколько отличен. Таким образом, регистрация позволяет, как минимум, не допускать к осуществлению политической власти неугодных обществу субъектов, а также вести учет всех ныне действующих институтов политической системы общества.

В-третьих, государство контролирует и устанавливает ответственность за деятельность для всех институтов политической системы общества. Контроль, в свою очередь, выражается в запрете или пресечении деятельности тех институтов политической системы общества, которые нарушают «правила игры», созданные государством, тем самым пресекается их противоправная деятельность, т. е. они перестают существовать как самостоятельные институты политической системы общества и не посягают на целостность данного общества и государства. Важно, что государство при осуществлении контроля и наложении на виновного мер ответственности исходит не только из необходимости защиты от посягательств со стороны институтов политической системы на государственную власть, но и на общество, что напрямую закрепляет в правовых предписаниях, действующих на его территории.

В-четвертых, что становится главным и актуальным на сегодня, государство оказывает материальную помощь тем институтам политической системы общества, которые действуют в одном направлении с государством и так же, как оно, стремятся к удовлетворению интересов и потребностей человека и гражданина. Данный принцип определен местом и ролью государства в политической системе как единственной полновластной организации. Государство берет обязательство оказывать помощь и в первую очередь – материальную тем институтам политической системы общества, которые пользуются поддержкой большинства народонаселения. Партии, прошедшие в парламент, получают дополнительный источник финансирования, избранные органы местного самоуправления получают соответствующие трансферты и преференции от государственной власти. Религиозные организации, занимая, как правило, здания, являющиеся памятниками истории, культуры, также могут получать различные льготы, финансовую и материальную помощь, например, на содержание мест осуществления религиозных ритуалов.

Рассматривая реализацию этих общих принципов влияния государства на конкретные институты политической системы общества, не следует забывать и о возможности обратного влияния.

Так, политические партии и их представители в парламенте имеют возможность участвовать в принятии правовых предписаний, определяющих основные вопросы жизнедеятельности государства и общества. Особо заметна роль политических партий в процессе лоббирования принятия правового предписания. Лоббизм в парламентах европейских стран довольно распространен и является вполне законной деятельностью. Имеются даже специальные группы лоббистов, которые обладают наравне с депутатами некоторыми возможностями в сфере правотворчества. Религиозные организации по своей исторической природе имеют реальную возможность влиять на идеологическую основу действующей политической и государственной власти, поскольку она такой основы не имеет и наполняется тем содержанием, которое возникает в результате деятельности различных институтов политической системы общества. Органы местного самоуправления, действуя на местах, обладают возможностью тесного взаимодействия с населением и, как результат, их мнение при принятии того либо иного решения органами государственной власти является в ряде случаев определяющим.

Date: 2015-08-15; view: 1289; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию