Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специализированные организации в области борьбы с преступностьюВ рамках данного вопроса мы рассмотрим деятельность двух международных организаций, осуществляющих правоохранительные функции: Интерпол и Европол. Они имеют свою специфику, начиная от создания и заканчивая их компетенцией, во многом схожей с некоторыми полномочиями национальных правоохранительных структур. Интерпол. Международная организация уголовной полиции была создана в 1923 г. в Вене на встрече руководителей полицейских служб ряда стран. Это был второй Международный конгресс полиции, участники которого решили создать собственное международное объединение. Первоначально это была Международная комиссия уголовной полиции, т. е. вспомогательный орган Международных полицейских конгрессов. Конгрессы собирались один раз в четыре года, но впоследствии от их проведения отказались, а комиссия продолжала действовать, объединяя полиции около 30 стран мира и ежегодно собирая их представителей. В период Второй мировой войны (1938 г.) комиссия практически прекратила свое существование, поскольку ее штаб-квартира располагалась на оккупированной тогда территории. После Второй мировой войны во многих странах мира был отмечен серьезный рост преступности. Главы полиции ряда европейских стран, а также США приняли решение возродить Международную полицейскую организацию. В 1946 г. состоялась конференция, где и было принято такое решение. Учредительные документы этой организации представляют собой Устав, принятый в 1956 г. и соглашение организации с Францией о штаб-квартире, где было официально подтверждено превращение Интерпола из неправительственной международной организации в полноправную межправительственную. Структура Интерпола (ст. 5 Устава): Генеральная Ассамблея - высший орган, ежегодные сессии. Каждая страна направляет делегацию на сессию, в состав которой входят чиновники уголовной полиции высшего ранга, служащие, функции которых в национальном масштабе связаны с деятельностью организации; специалисты по вопросам, включенным в повестку дня сессии ГА. Заседания обычно проходят в закрытой форме, но могут быть и открытыми по решению Ассамблеи. Каждая делегация имеет один голос, все решения принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов организации. При решении вопросов о внесении изменений в устав или принятии новых членов в организацию - 2/3 голосов общего количества членов. Может быть, чрезвычайная сессия по решению Исполнительного комитета или по предложению большинства участников. Устав не содержит перечня оснований для такого созыва. Согласно уставу, Ассамблея определяет основные принципы сотрудничества полиции разных стран в рамках Интерпола; намечает и проводит мероприятия, облегчающие установление и поддержание такого сотрудничества; принимает новых членов организации; рассматривает и утверждает план работы на год; проводит выборы должностных лиц организации; утверждает бюджет и решает финансовые вопросы. ГА может образовывать комиссии для специального изучения отдельных вопросов. Исполнительный комитет — административный орган, который включает в себя президента, три вице-президентов от разных континентов (Азия, Америка, Африка или Европа) и девять представителей от стран. Формируется с учетом географического принципа. Заседания проводятся два раза в год. Следит за проведением в жизнь рекомендаций ГА, контролирует деятельность генерального секретаря, готовит повестку дня очередной сессии ГА. Президент избирается ГА на четыре года, вице-президенты - на три года. Генеральный секретариат - постоянно действующий рабочий аппарат во главе с генеральным секретарем. Согласно Уставу (ст. 26) выступает как международный центр борьбы с преступностью. Осуществляет постоянные полномочия от имени организации. Генеральный секретарь назначается ГА на пять лет по предложению исполнительного комитета, под его началом работают полицейские специалисты и административно-технический персонал. В секретариате действуют четыре отдела: административный, полицейский, научно-исследовательский и технического обеспечения. Административный - ведет делопроизводство, полицейский - осуществляет непосредственную координацию сотрудничества полицейских органов государств-членов. Последний состоит из трех подотделов и группы по борьбе с организованной преступностью. Первый подотдел собирает и обрабатывает всю поступающую информацию о преступлениях против собственности и торговли оружием, о преступлениях против личности, международном терроризме. Второй - обрабатывает информацию о финансовых и экономических преступлениях. Третий - информацию о незаконном распространении наркотических средств. Институт советников — занимается научной проработкой отдельных проблем, решение по которым предстоит принять на сессии ГА. Для этого Генеральный секретарь приглашает специалистов в конкретной области, при согласии последнего на проведение исследования, он назначается ГА на должность консультанта сроком на три года. Они могут быть наблюдателями на сессиях ГА и по приглашению президента могут принять участие в обсуждении вопросов повестки дня. Национальное Центральное Бюро — при вступлении каждое государство создает свое национальное центральное бюро, которое представляет интересы Интерпола и способствует вовлечению правоохранительных органов в борьбу с преступностью. На практике секретариат, специализированный и информационный центр и национальные центральные бюро всех стран составляют единый механизм сотрудничества полиции в борьбе с преступностью в неотложных, срочных и повседневных ситуациях. Секретариат в данном случае выполняет функцию международного центра системы оперативно-розыскных картотек и криминалистических учетов, в рамках которой собраны и постоянно пополняются персональные сведения о преступных группах и объединениях, действующих в межнациональных масштабах, и о совершаемых ими противоправных деяниях. Информация, содержание которой должны знать во всех странах, в обязательном порядке и незамедлительно рассылается им. У Интерпола имеются свои средства связи, обеспечивающие оперативные контакты и взаимодействие с полицией разных стран. Цели Интерпола (спи 2): Обеспечивать и развивать полицейское сотрудничество между странами для предупреждения международной преступности. Передавать правонарушителей в руки правосудия и защищать людей и собственность106. Исходя из целей можно выделить две сферы действия организации: внешняя - способствовать взаимным прямым контактам уголовной полиции стран-участниц; внутренняя - создание в штаб-квартире организации различных подразделений и технических служб, работа которых в целом представляет собой деятельность специализированного и информационного центра Секретариата. Первая цель реализуется посредством заключения межправительственных соглашений об оказании ведомственной уголов- но-полицейской помощи. В первую очередь, соглашение между странами-соседями, что дало возможность ускорить и упростить прямые контакты их уголовной полиции при решении вопросов по конкретным преступлениям, затрагивающим их интересы. Первоначально их заключали только в странах Западной Европы, затем и Восточная Европа переняла такую договорную практику. В работе Интерпола решающую роль играют НЦБ. Для стран они представляют собой службу, через которую национальная полиция имеет возможность оперативно запрашивать помощь и получать ее от своих коллег по сотрудничеству в борьбе с преступностью. А для Организации НЦБ стали связующими звеньями с полицией стран-членов, его опорными пунктами в поддержании такого сотрудничества в целом. В своей стране бюро поддерживает связь с различными национальными учреждениями (суд, прокуратура, таможенные и миграционные службы), а на международном уровне - с НЦБ других стран и с Генеральным секретариатом. Именно через бюро осуществляется вся работа с организацией от лица государства. Принципы сотрудничества: Обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное противоправное деяние. Участие в сотрудничестве всех правоохранительных органов, в функции которых входят предупреждение, раскрытие, расследование преступлений, розыск преступников и без вести пропавших лиц. В данном случае следует отметить, что при рассмотрении Интерпола и его Устава под уголовной полицией следует понимать не конкретную административную структуру, а функции по участию в раскрытии и расследовании преступлений и розыске преступников. Сотрудничество на национальном уровне должно опираться на прочную организационную основу: НЦБ. В каждой стране особым государственным актом должно быть четко определено место НЦБ в общегосударственном механизме международного сотрудничества в борьбе с преступностью, объем и границы его функциональной компетенции во взаимоотношениях с другими правоохранительными органами. Сотрудничество должно быть проникнуто духом взаимности, обязательности выполнения поступающих от партнеров и генерального секретариата просьб. Сотрудничество может осуществляться только по делам об общеуголовных преступлениях. Отказ в помощи по делам политического, религиозного, военного или расового характера. В борьбе с преступностью большое значение придается сбору уголовно-розыскной и иной криминалистической информации. Еще в 1914 г. на первом Международном конгрессе полиции было решено создать международное бюро идентификации с едиными приемами описания и системой классификации объектов уголовной регистрации. Сегодня такой деятельностью занимается Интерпол. Вся информация переводится на единый язык изложения и помещается на унифицированных носителях, чтобы все страны могли ее использовать без необходимости «перевода». Все данные подразделяются в зависимости от объекта и его идентификационных признаков на две группы: общая и специальная регистрация. Объекты общей регистрации - сведения о преступниках и преступлениях. Объекты специальной регистрации - отпечатки пальцев и фотоснимки преступников. Объекты специальной регистрации учитываются в двух картотеках: дактилоскопической и картотеке учета лиц по чертам внешности, фотографии по видам преступной квалификации субъектов. Каждый объект регистрируется отдельно. Интерполом ведутся следующие виды учета: 1. Алфавитный пофамильный учет всех известных преступников. Фиксирование документов и названий. К документам относятся паспорта и иные удостоверения личности их данные, которыми пользовались преступники. Отдельно фиксируются документы на право владения самолетом, автомобилем, огнестрельным оружием и т. д. к названиям относятся названия морских судов, самолетов, автомашин, на которых были случаи контрабандного провоза наркотиков или золота, алмазов, культурных ценностей и т. д., названия фирм, причастных к какому-либо преступлению. Учет преступлений по видам или видовым группам. Отражается способ совершения. Учет украденных автомобилей, похищенных произведений искусства, ценных ювелирных изделий. Картотека лиц, пропавших без вести и неопознанных трупов. Помимо различного учета, Интерпол занимается также международным розыском. Международный розыск - это розыск, проводимый за пределами государства, где было совершено преступление, на территории не менее двух стран. Уголовная полиция каждой из них ведет его собственными силами, с соблюдением своих национальных законов. Розыскные операции, проводимые Интерполом, можно классифицировать по четырем видам: розыск преступников с целью их выдачи; розыск подозреваемых с целью наблюдения за их поведением; розыск пропавших без вести лиц; розыск похищенных ценностей. В практике Интерпола известны два вида розыска - обычный и срочный. Они начинаются при наличии одного из двух документов: ордера на арест разыскиваемого лица или приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы. При обычном розыске просьба представляется в НЦБ, которое проверяет соответствие просьбы уставу организации и направляет в генеральный секретариат Интерпола. Последний составляет красный циркуляр на разыскиваемого, копии которого рассылаются по НЦБ всех стран. Каждое НЦБ проверяет циркуляр на соответствие своему уголовному законодательству и решает вопрос о допустимости объявления розыска на своей территории. При положительном решении осуществляются розыскные мероприятия. Обнаружение, арест, о чем извещается НЦБ страны, где были осуществлены эти действия. НЦБ уведомляет об аресте преступника Генеральный секретариат и НЦБ страны-инициатора розыска. Далее следует процедура экстрадиции. При срочном розыске процедура минует генеральный секретариат и сотрудничает непосредственно с НЦБ страны временного нахождения разыскиваемого преступника. Генеральный секретариат извещается о проводимом мероприятии. Если срочный розыск в течение трех месяцев не принес результатов, то он заменяется на обычный. Иногда объявляется смешанный розыск. К странам, с которыми инициатор розыска имеет договор о выдаче, обращаются с просьбой о розыске с целью ареста и выдачи преступника. Ко всем остальным странам - следить за перемещением преступника и его деятельностью. Европол. В начале 1990-х гг. страны-члены Европейского союза (ЕС) решили выработать совместную политику в области уголовного правосудия. В результате был создан Европейский отдел по борьбе с наркотиками, в задачу которого входил обмен информацией о лицах, разыскиваемых за правонарушения, связанные с наркотиками. К 1995 г. в соответствии с новой конвенцией (Конвенция об учреждении Европейской полицейской организации), на базе этого органа была учреждена структура под названием Европол (Европейская полицейская организация) с расширенными полномочиями, направленными на улучшение взаимодействия органов полиции в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, терроризмом, отмыванием денег, торговлей крадеными автомобилями, нелегальной иммиграцией и другими видами международной преступности. Конвенция по Европолу гласит: «Европол должен вести компьютеризованную систему сбора информации... ограниченного и четко определенного содержания, обеспечивающую быстрый доступ к сведениям, которыми располагают страны-члены ЕС и Европол». Европол выявил три ключевые задачи, решение которых позволило бы повысить эффективность работы: внедрение системы криминалистического анализа, создание системы индексации и построение системы взаимодействия. В начале 1996 г. был начат долгосрочный проект по созданию всех этих систем с целью предоставить европейской полиции возможность сотрудничества и обмена знаниями для более эффективной борьбы с международной преступностью. Согласно Конвенции Европол осуществляет свою деятельность по борьбе со следующими видами преступлений: незаконная торговля наркотиками, незаконная миграция, терроризм, подделка денег и других средств оплаты, фальшивомонетничество, торговля людьми, детская порнография, незаконная торговля транспортными средствами, иные преступления против личности, финансовые преступления и преступления организованного характера. Деятельность осуществляется посредством направления запроса, как государством-членом ЕС, так и самим Европолом в какое-либо из этих государств. Важным условием является наличие фактических признаков совершения преступлений на территории нескольких государств. Структура Европола Основным органом организации является Совет, который состоит из представителей всех государств-участников. На совете председательствует одно из государств-членов организации. Руководит организацией Директор, который назначается Советом на четыре года не более чем один раз. Также в структуре есть Финансовый контролер, назначаемый Советом и подотчетный ему; Бюджетный комитет, состоящий из представителей всех го- сударств-членов. Между специализированными международными организациями Интерполом и Европолом существует соглашение о сотрудничестве. К тому же, Европол имеет право принимать участие в совместных расследованиях государств-членов ЕС и требовать от них проведения расследования.
|