Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учет психологических особенностей читателей
Особая роль школьной библиотеки в деле формирования информационной культуры подрастающего поколения определяется, на наш взгляд, прежде всего, таким фактором, как возможность реализации последовательной, систематической информационной подготовки учащихся в ее неразрывной связи с учебным процессом. Именно в школьной библиотеке учащемуся предстоит осознать зависимость между овладением знаниями и трудом по разысканию, анализу и синтезу, осмыслению информации. Не случайно в «Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения» в числе одной из основных задач библиотеки общеобразовательного учреждения названо «….формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации». В своей работе работники школьных библиотек должны ставить следующие цели: научить учащихся рациональным приемам работы с книгой (учебной и другими видами литературы), поиску, анализу, синтезу информации, привить им умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. К таким навыкам относятся: - умение задавать грамотно вопрос; - знание источников информации и умение ими пользоваться; - умение правильно применить найденную информацию. Освоение этого курса позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.
В зависимости от содержания темы, возраста и уровня подготовленности учащихся программа предоставляет библиотекарю широкие возможности для выбора методических путей и приемов изложения конкретного материала. Для проведения занятий могут быть использованы традиционные формы (урок-беседа, урок-лекция, практикум, урок творчества), так и игровые, соревновательные формы, которые очень нравятся ребятам младшего и среднего возраста (конкурс, турнир, викторина).. В последние годы эти формы обогатились за счет введения элементов занимательности: проводят библиографические КВН, викторины и конкурсы среди различных групп читателей. По давно сложившейся традиции школьные библиотекари уделяют больше всего внимания формированию информационной культуры в начальном звене. Работа ведется в системе, начиная с первого класса, позволяя ребенку постепенно накапливать и углублять знания о книге. С первого знакомства с библиотекой, которое проводится в виде экскурсии, праздника или посвящения в читатели, дети знакомятся с правилами обращения с книгами, изучают принципы расстановки книг в библиотеке (сначала по темам и жанрам, затем – по отраслям знаний), учатся по иллюстрациям определять содержание книги и отличать ее от периодического издания. В объем знаний и навыков учащихся 1-го класса входят умение просматривать книги при выборе, знание отдельных элементов книги (автор, художник, название, оглавление), знакомство с тематической картотекой обложек, иллюстрированным каталогом. Во втором или третьем классе для них проводится обязательное знание по структуре книги, в результате которого дети узнают основные элементы книги, учатся считывать информацию с титульного листа и уже по этим признакам выбирать литературу для чтения. Полученные в начальной школе знания о книге должны быть базовыми, очень крепкими. Поэтому больше внимания уделяется практическим занятиям, чтобы знания стали навыками, вошли в привычку. Важно использовать наглядность, объяснять новые термины с помощью таблиц, карточек, ориентируясь на психологические особенности детей к наглядно-иллюстративному восприятию новой информации. В объем знаний и навыков учащихся 2-3-х классов — умение выбирать и читать нужные книги, знание элементов книги (титульный лист, оглавление, иллюстрации), использование выставок, плакатов, альбомов как средств выбора книг для чтения. Учащимся 3-го класса даются также первые сведения о рекомендательных указателях, библиографических списках литературы в энциклопедии „Что такое? Кто такой?“. Получили распространение такие массовые устные формы воспитания библиотечно-библиографической культуры, как игры-путешествия по книгам, игры-конкурсы (“Турнир смекалистых и любознательных”). В среднем звене темы занятий, проведенных в начальной школе, повторяются и добавляются новые. В объем знании и навыков учащихся 5-6-х классов входят более широкое знание элементов книги (предисловие, послесловие, словарь книги, иллюстрации); периодической печати, систематического каталога, умение использовать при выборе книги СБА (картотеки, справочный фонд, рекомендательные библиографические пособия); знания об энциклопедических изданиях, словарях. Углубляются знания учащихся о библиографических пособиях, их специфике, типах, назначении библиографии, ее создателях. Более подробно и глубоко изучаются структура книги, ее история, художественное оформление, особенности изданий для подростков. Учащиеся знакомятся со справочным аппаратом школьной библиотеки, с традиционными каталогами и картотеками, с электронным каталогом. Предпочтение отдается изучению алгоритмов работы со справочной литературой. Ставится задача научить ребят четко различать отраслевую литературу, знать систему ее расстановки в фонде и соотносить с отражением ее в каталогах и картотеках[10, с. 24.]. Знания и навыки учащихся 7-9-х классов характеризуются расширением диапазона познавательных интересов. Воспитываются навыки и привычки систематической работы со справочной литературой; изучается прикнижная библиография, справочный аппарат книг, углубляются знания об элементах книги (форзац, титульный лист, фронтиспис, комментарии и их разновидности). Изучаются темы: „Работа со справочной литературой“, „Характеристика научно-познавательной литературы“, „Как работать с критической литературой“. В работе со старшеклассниками необходимо формировать у них навыки быстрого поиска информации, приемы развертывания ее при чтении библиографических источников, технологии составления списков литературы, библиографического ее описания. Если методам самостоятельной работы с книгой, конспектированию и реферированию может научить педагог, то вышеперечисленные навыки может сформировать только библиотекарь. Статистика по России констатирует, что две трети учащихся старших классов обладают низким уровнем информационной культуры, и это, несомненно, отрицательно сказывается на их последующей учебной и профессиональной деятельности. Неумение работать с информацией ярко проявляется в тех случаях, когда старшеклассники начинают участвовать в исследовательских проектах, научно-практических конференциях, олимпиадах, пишут и защищают рефераты. Школьному библиотекарю необходимо ориентироваться на то, что в библиотеках вузов и техникумов наш выпускник будет вынужден вести поиск в электронном каталоге. В арсенале средств современного специалиста – практика, осуществляющего формирование информационной культуры учащихся, особое место занимают активные методы, предоставляющие возможность действовать самому школьнику, позволяющие ему ощутить радость открытия, наслаждения творческим поиском. Это викторины, конкурсы, КВНы, библиографические и ролевые игры, турниры, олимпиады любителей книги, театрализованные утренники, литературные праздники и путешествия, устные журналы и юморины, библио – шоу и т.д. Обучение информационной культуре начинается при записи в библиотеку с предоставления информации об услугах, оказываемых библиотекой, ее информационных ресурсах. Оформляются информационные уголки, которые помещаются в самых доступных для внимания пользователей местах, где предоставлена информация о платных услугах, перечень подписных периодических изданий, правила пользования библиотекой, информация о новых поступлениях, памятки, плакаты, краткие рекомендательные списки. ЦБ Киселевска составила красочный рекламный буклет «Место встречи - библиотека». В помощь работе по формированию основ информационной культуры личности ЦДБ Новокузнецка подготовлены словарик библиотечных терминов «Библиотека» для читателей среднего и старшего возраста и «Маленький компьютерный словарик». Работники библиотек проводят огромную работу по раскрытию своих документных фондов - оформляются рекомендательные плакаты, например, «Стоит прочитать!», «Что читают сегодня», «Книги, которыми зачитывались несколько поколений» (ЦБС г. Анжеро-Судженск). Сегодня формирование информационной культуры отличается большим многообразием новых форм и комплексными информационно-библиографическими занятиями. Существуют разные формы проведения занятий: Дни, недели библиографии, библиотечные уроки, экскурсии. Это проверенные формы. Их еще долго будут использовать. Наряду с ними библиотекари устраивают также турниры библиолюбов и библиоманов, библиолото, информминутки, устные журналы, уроки творчества, ролевые игры и др. Наиболее распространенной комплексной формой информационного обучения остаются библиотечные уроки. Их преимущество перед другими формами в том, что они позволяют охватить одновременно большое число читателей, способствуют приобретению определенной системы знаний. Типы занятий многообразны. Одни могут быть посвящены объяснению нового материала, другие – закреплению пройденного, третьи - проверке приобретенных знаний и умений. Обязательным элементом занятий являются практические задания. Однако практика показывает, что хуже всего усваиваются знания, преподнесенные в готовом виде. Гораздо эффективнее направить детей по пути самостоятельного исследования, создания для себя «открытия». По мере усложнения материала возрастает роль самостоятельных работ, которые должны быть согласованы с личными интересами подростков с их потребностями в сфере учебной и социальной деятельности. В деятельности библиотек России и Казахстана используются различные формы и методы библиотечной работы: - беседы различного характера, - уроки-проекты (например, по творчеству детских писателей позволяют формировать навыки самообразования, учат кратко и доказательно излагать, развивать собственные идеи и отстаивать собственное мнение, способствуют развитию самостоятельной, познавательной и исследовательской деятельности, готовности к сотрудничеству) - библиографические обзоры, - игры (такие игры как «Доскажи словечко», «Узнай героя по описанию», «Закончи фразу» учат общению, способствуют развитию речи, более углубленному изучению содержания произведения), - литературно-музыкальные композиции, -литературные часы с применением мультимедийного проектора (мультимедийные средства помогают более наглядно представить текст, расширяют возможности работы с текстом; дети более охотно откликаются на такую форму работы, что позволяет увлечь их любой темой), - просмотры видеофильмов (например, просмотр видеофильмов и мультфильмов по сказке или рассказу позволяет увидеть разницу между собственным восприятием книги и взглядом другого человека (режиссера); познакомить с лучшими экранизациями художественных произведений), - викторины, - театрализованные праздники (этот вид деятельности помогает детям перенести события, характер героя, его жизнь на какое-то время на себя, более детально узнать тот или иной персонаж), - читательские конференции[14, с. 21].
|