Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психология воспитания детей с нарушением зрения____связи между явлениями, с которыми он встречался ранее в жизни находя его место в единой системе его знаний. Безусловно, школьные курсы физических, химических, социальных и других изучаемых наук и их объектов составляют свои специфические концепции. Чтобы понять явления жизни, незрячий ребенок должен включить каждое воспринятое и изучаемое явление в цепь с другими, в единую научную концепцию природы и общества. Это потребует от него не только анализировать и обобщать наблюдаемые явления, но и на их основе позволит предвидеть и понять последствия происходящих изменений в природе и обществе. Создание общих научных концепций дает детям возможность восстанавливать и воспроизводить при восприятии отдельных качеств и явлений их связи с другими в целостном понимании мира. Проведенные исследования формирования системы образов внешнего мира незрячими как отечественных, так и зарубежных тифло-психологов96 показывают, что становление специфической психологической системы незрячего в значительной степени связано не только с психофизиологическими особенностями формирования сенсорных систем и сенсорных образов, но и с социальными условиями, положением человека с нарушением зрения в среде, предназначенной для зрячих, с формированием его позиции по отношению к миру вещей и людей в совместной деятельности при решении возникающих проблемных ситуаций. Для всей мировой психологической науки теория деятельности, разрабатывавшаяся в нашей стране, до сих пор является основополагающей теорией развития психики ребенка, в том числе и теорией приобретения новых знаний. К сожалению, строгая регламентация и отнесение каждого из видов деятельности к определенному возрасту часто воспринимаются как нечто стабильное и неизменное, и это приводит к тому, что форма преподнесения новых знаний в школе сужается и осуществляется лишь в виде передачи информации как формы обучения. 96 Солнцева Л.И. Психологические аспекты формирования образов внешнего мира у детей с нарушениями зрения. // Тифлопсихология детства. — М,.: Полиграф Серей 2002. — С. 37—47. ____ Глава б. Формирование у детей с нарушением зрения базы... Своеобразие развития детей с нарушением зрения, к сожалению, слабо отразилось в формах преподнесения им учебного материала. Исследование Д.М. Маллаева97 об особенностях игры детей с нарушениями зрения и использования ее в процессе физического и нравственного воспитания показало, что для детей с нарушениями зрения игра в начальной школе является мощным средством обучения и воспитания. Использование же игр в школах для детей с нарушением зрения чаще всего сводится к одному виду — дидактическому. Д.М. Маллаев показал, что игра в специальной школе при позиции взрослого как равноправного партнера, при организации условий игры позволяет не только расширять знания об окружающем и формировать мыслительные операции, но и развивать те психические качества, на которые мы ранее меньше обращали внимание. Речь идет о целом комплексе личностных качеств и свойств психических процессов, которые позволяют слепому и слабовидящему ребенку активно войти в жизнь зрячих, развивать свою познавательную сферу. Не случайно в настоящее время большое значение в тифлопсихо-логии и тифлопедагогике придается системному подходу к изучению и педагогическому воздействию на детей с нарушениями зрения. У незрячих детей разных возрастов, на каждом этапе развития формируется своя, очень своеобразная система психических образований, особая их структура, иерархия, соподчиненность, свойственная только им, отличная от психологической системы нормально развивающегося и нормально видящего ребенка, отражающая их знания и представления об окружающем мире и о себе. Тифлопедагогика и тифлопсихология в связи с этим строят свою дидактику и методы воспитания незрячих детей, основываясь на знании специфики и своеобразии этой системы. Можно выделить хотя бы одно направление, в котором должен измениться подход к обучению и воспитанию слепых. Самостоятельно передвигающийся, живущий и работающий в среде зрячих незрячий гораздо чаще находится 8 экстремальных ситуациях, чем зрячий. Экстремальная ситуация предъявляет особые требования к человеку, его умению воспринять 97 Маллаев Д.М. Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей как средство коррекции их нравственного и физического развития: Ав-т°Реф. дис.... д-ра пед. наук. — М., 1993. 26ll
Психология воспитания детей с нарушением зрения и реагировать на целую систему факторов, ее вызвавших. Незрячему чаще приходится анализировать ситуации, в которых он находится, имея возможность воспринимать не всю ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы, оценивать и воссоздавать ее по отдельным признакам. Поэтому незрячему требуется глубокое, всестороннее знание всех процессов и деталей, связанных со своей деятельностью, с условиями ее осуществления. В связи с этим хотелось бы выяснить, что из себя представляет экстремальная ситуация с позиции психологии. Экстремальная ситуация — опасные обстоятельства для жизни отдельного человека или группы людей. При этом очень важно, чтобы человек в экстремальной ситуации видел опасность не только для себя, но и для окружающих. И этот момент, как правило, определяется моральными качествами человека, его мировоззрением. В таких ситуациях решение проблемы будет связано не только с системой представлений о конкретных объектах и развивающихся процессах, вызывающих экстремальную ситуацию, но и с системой ценностей человека. Возникающая в процессе анализа ситуации и ее выяснении оценка экстремальной меры опасности ее развития для себя и для окружающих связана с морально-нравственными устоями личности. Возможность положительного разрешения экстремальной ситуации только для себя, не считаясь с другими людьми, связывается с эгоистическими интересами лишь своей личной безопасности. Высокие моральные качества человека в таком случае включаются в систему восприятия ситуации и не позволяют идти только по этому направлению или пути. Однако в большинстве экстремальных ситуаций невозможно разделить личную и коллективную безопасность. Личную безопасность возможно обеспечить лишь в случае достижения коллективной защиты. Поэтому вопрос разрешения человеком экстремальной ситуации требует сопоставления и оценки различных путей ее решения, исходя не только из системы своих знаний и представлений, но своей системы ценностей, мотивов и желательности для человека определенного результата. Возможности положительных разрешений экстремальной ситуации требуют от человека прочного и четкого знания и представления всей ситуации — ее зарождение, причины возникновения, возможные пути ее развития, а также итоги и последствия. ____ Глава б. Формирование у детей с нарушением зрения базы... Особенностью процесса принятия решения в экстремальной ситуации является скорость, быстрота развития событий, поскольку сама экстремальность чаще всего связывается с быстротой ее проявления и развития, что и вызывает необходимость ее быстрого разрешения, быстрого реагирования на нее человека. Этот факт предъявляет к лицам, находящимся в экстремальной ситуации, требование быстрого реагирования на основе обобщенных и системных знаний, связанных с областью возникновения экстремальности. Большое значение в умении разрешать экстремальную ситуацию в обучении и воспитании незрячих приобретают конктретные жизненные ситуации, реальные учебные, игровые, трудовые и повседневно выполняемые процессы. Это должно стать одним из важных законов тифлопедагогики и тифлопсихологии, включающих в свой арсенал инструментов развития детей решение жизненных ситуаций как методов обучения и воспитания. В культурном развитии общества и приобретении детьми новых знаний можно выделить несколько аспектов, или линий и направлений, по которым осуществляется процесс обучения и воспитания: это академическое направление, сама жизнь в семье, труд и профессиональное совершенствование, наука и искусство. Для нормально видящих детей эти линии достаточно четко разделены. Знакомство с трудом, искусством, наукой происходит в повседневной жизни, в семье, а также в образовательных учреждениях. Такое широкое понимание процесса обучения и воспитания выходит за пределы психологической теории деятельности и выделения в ней различных ее видов (игра, учение, труд) со своими специфическими задачами, мотивами и целями. Практически и труд, и учение (в смысле посещения школы и приобретения информации и так называемых «книжных» знаний), и наука, и искусство представляют собой различные формы деятельности, отличающиеся своими инструментами познания окружающего мира, и являются средствами воспитания и развития ребенка. Поэтому они должны органично включаться в педагогику и психологию незрячих, расширяя сферы ее дидактики. Значение этих средств особенно четко выявляется для детей с нарушениями зрения, поскольку весь предшествующий опыт воспитания в семье и школе показывает неподготовленность к жизни именно из-за отсутствия таких средств и способов воздействия, как практика и быт
|