Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XIII. Типы строения знаковых систем 273103 О способах накопления информации на гео- графических картах и художественных полотнах. Сложные знаки-изображения. Сообщением (текстом) в семиотике картографии является отдельная карта, подобно тому, как в семиотике изобразительного искусства ее художественно-коммуникативные возможности реализуются в отдельном тексте — произведении (полотне, рисунке, скульптуре, фотоизображении и т.д.)- В картографии и изобразительном искусстве их основной семиотической единицей является целостное (законченное) изображение, т.е. основные единицы соответствующих семиотик и отдельные произведения, в которых реализуются возможности данных семиотик, совпадают «но синтаксической иерархии». Эта черта (принадлежность к одному иерархическому уровню основной единицы и всего произведения) резко отличает семиотики картографии и изобразительного искусства от таких семиотик, как этнический язык, музыка, танец, поэзия, художественная проза, театр, кинематограф. Как было показано в п. 102, 103, в иерархической структуре названных семиотик их основная семиотическая единица и отдельное законченное произведение принадлежат разным уровням. Кроме отмеченного своеобразия для картографии и изобразительного искусства характерны некоторые другие семиотические черты: 1) в них преобладает прямая и сильная иконичность; 2) произведения картографии и изобразительного искусства нелинейны1; 3) их восприятие происходит одномоментно, т е. оно не развертывается во времени (в отличие от восприятия речи, кинофильма, песни, чтения повести). Между собой семиотики картографии и изобразительного искусства различаются тем, что картография — это научно-практическая (и учебная) деятельность, в то время как живопись, графика, скульптура принадлежат сфере художественного индивидуально-субъективного и творческого освоения мира. Для изобразительного искусства принципиальное значение имеет вопрос об оригинале и копиях произведения, о способах репродуцирования и т.п., в то время как для картографии важна не «подлинность» карты, а ее информативность и соответствие объема информации запросам потребителя. Однако, несмотря на различия, семиотики картографии и изобразительного искусства сходны между собой в способах представления своей информации. Их произведения (конкретная геогра- 1 На географической карте есть север/юг, запад/восток, но не начало/конец. Применительно к художественному полотну также можно говорить о верхе/низе, левой/правой частях, но не о его «начале» или «конце»: все это произведения, которые не развертываются во времени. Таблица \Л Различия между основными генетическими классами семиотик по характеру их строения
276 Часть четвертая. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ Понятно, что «одна и та же» карта (например, физическая карта Италии) может быть насыщена информацией в разной мере: в атласе для 9-го класса «густота» информации больше, чем в атласе для 4-го класса, но меньше, чем в профессиональном (не учебном) атласе. Эти три версии «одной и той же» карты сопоставимы с тремя стадиями работы художника над произведением. Естественно, стадий может быть больше; они могут быть реализованы на материально разных эскизах и даже в разной технике (карандашом, акварелью и проч.), при этом может серьезно меняться композиция всего произведения. Однако здесь возникает нередкий в истории изобразительного искусства и непростой вопрос: как отличить вариацию от самостоятельного произведения? Семиотический ответ на него может быть таким: как географическая карта создается не степенью точности и информационной насыщенности произведения-знака (конкретной географической карты), но его функцией, названием карты и «легендой», так и в изобразительном искусстве законченность произведения, его самостоятельность, отдельность создаются «рамкой», т.е. авторской подписью, заглавием, проставленной художником датой завершения. В изобразительном искусстве, как и в картографии, нет того, что можно было бы назвать в семиотическом смысле «синтаксисом». Это одноуровневые семиотики: в них нет правил комбинирования элементарных знаков, ведущих к созданию более сложного знака, принадлежащего более высокому уровню. И карта, и художественное полотно — это, разумеется, сложные знаки-изображения (в них есть композиция, разные планы изображения, организованные прямой, обратной или смешанной перспективой), но их сложность является исходной (жанрово-тематической), а работа автора (картографа или художника) состоит в создании или раскрытии разнообразной «уточняющей» информации. «Синтаксис» в изобразительном искусстве возникает не «внутри» отдельного произведения, но из соприсутствия в одном обозримом пространстве нескольких произведений — в диптихе, триптихе, в росписи храма, на выставке, в картинной галерее. В таблице 14 суммированы различия между основными генетическими классами семиотик по характеру их строения.
|