Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция IV. Генезис и онтогенез знаковых систем ц9






 


В предшествующей лекции, сосредоточенной на обзоре сен­сорных каналов разных семиотик, три главных генеалогических класса семиотик были представлены как своего рода данность — без обсуждения переходных и спорных случаев классификации. В настоящей лекции будут названы взаимосвязи разных классов семиотик: в п. 26 — генетические связи между природными (биоло­гическими, или врожденными) семиотиками, с одной стороны, и небиологическими (культурными) семиотиками, с другой; в п. 27 — связи между теми культурными семиотиками, которые сформи­ровались естественным путем (естественные семиотики), и куль­турными семиотиками искусственного происхождения (искусст­венные семиотики). В результате будет показано, что противопо­ставление природных и культурных семиотик, с одной стороны, и противопоставление естественных и искусственных семиотик, с другой, носит градуальный (ступенчатый) характер, а все про­странство природных и культурных семиотик имеет характер имен­но континуума. Генезис той или иной семиотики обусловли­вает характер ее усвоения индивидом (или особью). Этот вопрос будет рассмотрен в п. 29.

 

Градуальный характер противопоставления ■ природных и культурных семиотик. Генеалогиче­ские связи природных и культурных семиотик проявляются в двух направлениях: во-первых, в некоторых чертах семиозиса в биоло­гическом мире, общих для животных и человека; во-вторых, в форме и содержании знаков ряда культурных семиотик — прежде всего в жестах, мимике, поведении и этикете.

А. В коммуникации животных есть аналоги звуковому языку и некоторым другим семиотикам человека. Системы звуковых зна­ков разных видов животных и птиц насчитывают от 10 до 40 от­дельных звуков-сообщений. У певчих птиц отмечено научение птен­цов пению. У млекопитающих усвоение зрительных знаков (при­зывные позы и жесты; позы доминирования, угрозы или подчи­нения; позы, жесты и мимика дружелюбия или вражды и т.п.) происходит на основе подражания молодняка старшему поколе­нию (т. е., как и у людей, путем естественного научения). Хотя жесты и значимые позы животных имеют биологическую основу и запрограммированы генетически, однако у молодых животных, оказавшихся в искусственной среде (без родителей и вне стада или стаи), эта естественная пантомимика отсутствует1.

1 Аналогия с онтогенезом языка у людей: несмотря на врожденную психофи­зиологическую способность человека к усвоению языка, у тех детей, которые в первые годы жизни в силу трагической случайности оказались вне человеческого сообщества, владение языком не было сформировано (таких случаев «безъязы­кового воспитания», или «феномена Маугли», известно около 30).


В брачную пору у разных животных (но больше всего у птиц) наблюдаются ритмические движения (коллективные и индивиду­альные), напоминающие танец.

Танцы, или токовые1, любовные игрища птиц, всем хорошо извест­ны. Обычно танцуют самцы. Токуют они в одиночестве или собираясь ежегодно в пору размножения в определенных местах. <...> Токующие птицы своеобразными, часто весьма необычными движениями старают­ся показать наиболее яркие части своего оперения и обычно сопровож­дают пляску криками, бормотанием или щелканьем. <...> Воробьи пля­шут вокруг самок, распустив веерами хвосты и крылья. И трясогузки, и синицы, и пуночки. Танцуют даже филины! <...> Гималайский монал токует сначала боком к самке, потом быстро вертится на месте, рассы­пая вокруг многокрасочные вспышки своего «металлического» оперения (Акимушкин 1999, 77 — 78; о «танцах» в коммуникации животных см. также п. 111).

Эти наблюдения, а с другой стороны, исследования ранних форм искусства и жизни архаических социумов подводят к выво­ду о том, что танец, по-видимому, был самым древним из ис­кусств в истории человечества (см. лекцию XIV).

Еще Ч.Дарвин писал о зачатках музыки в коммуникации жи­вотных и особенно певчих птиц, связывая эти проявления с по­следующим в филогенезе развитием языка: «Инстинктивная спо­собность ритмично издавать музыкальные звуки развита у самых низших животных. <...> Музыкальные звуки представляют одну из основ, из которых развился впоследствии язык» (Дарвин [1871] 1953, 616).

По Дарвину, пик звуковой активности животных приходится на их брачный период и прямо связан с размножением. Музыкальные тоны привлекают самок, поэтому у самцов часто развиваются специальные органы испускания звуков (например, органы стрекотания) «исключи­тельно для очаровывания самок». У рыб, черепах и аллигаторов звуки издаются только в период размножения и только самцами. У всех млеко­питающих самцы употребляют свой голос больше всего в период раз­множения; некоторые вообще безгласны вне размножения. Отметив чув­ственную мощь музыки в человеческом мире, Дарвин далее переходит к миру животных: «Почти те же эмоции, но далеко не столь сильные и сложные, ощущаются, по-видимому, птицами, когда раздается полно­звучная песня самца, соперничающего с другими самцами, чтобы оча­ровать самку. Любовь составляет до сих пор самую обыкновенную тему наших собственных песен» (Дарвин [1871] 1953, 615).

1 От звукоподражательного глагола токовать, что согласно ССРЛЯ (т. XV, 536) означает 'особым криком, сопровождаемым соответствующими движения­ми, подзывать самок'. Ср. народное сравнение храбер, как тетерев на току (Даль, IV, 410)

 

120 Часть вторая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ

Отмечая у животных зачатки того, что потом у человека станет искусством, Дарвин, однако, специально подчеркивает отсутствие у животных чего-то, сопоставимого с религией в человеческом обществе (хотя тут же замечает, что собака смотрит на своего хозяина как на Бога). Впрочем, Дарвин указывает, что и в жизни людей наличие религии не составляет универсалию: «Не суще­ствует доказательств, что человек был изначально одарен облаго­раживающей верой в существование всемогущего Бога. Наоборот, имеются исчерпывающие доказательства, что многие из существо­вавших и существующих до сих пор рас не имеют понятия об одном или многих богах и не имеют даже в своем языке слов для выражения такого понятия» (Дарвин [1871] 1953, 210 — 211).

У высших стадных обезьян складываются жестовые языки. Они состоят из 30—40 знаков-жестов в основном иконического харак­тера. Некоторые из таких знаков столь «органичны» для человека, что кажутся врожденными. Например, значение 'подойди' пере­дается «подзывающим» («манящим») движением кисти руки или пальцев. Другие жесты более условны (но на фоне преобладающей иконичности), поэтому в разных стадах жестовые языки похожи, но не одинаковы. Подробнее см. п 35 (в связи с обсуждением ико­ничности в коммуникации животных).

Б. С другой стороны, в форме и содержании ряда культурных семиотик легко просматриваются их наследственные связи со зна­ковым поведением животных. Особенно очевидны эти зависимос­ти в кинесике1 (т.е. жестах, позах, мимике), а также в поведении и этикете. Есть две основные группы факторов таких сходств: 1) ана-томо-психофизиологические факторы 2) социоэтологические.

Анатомо-психофизиологическое сходство между животными и человеком проявляется в сходстве их эмоциональной жизни. По Дарвину, эмоциональная жизнь человека носит врожденный ха­рактер; основные эмоции (радость, гнев, страх, удивление, грусть, возможно, также отвращение или презрение) являются общими для человека и высших животных. Основное средство выражения эмоций — это кинесика, которая в своей основе также является врожденной и поэтому сходной у человека и животных.

В выражении эмоций сильные чувства оказывают прямое действие на тело: сильная ярость, радость, ужас выражаются движениями, которые обусловлены не волей, не привычкой, а возникающим избытком нерв­ной энергии, которая распространяется в определенных направлениях, зависящих от связи нервных волокон и мышц. «Порыв радости и чувство живого удовольствия сопровождаются сильным стремлением к различ-


Date: 2015-07-25; view: 723; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию