Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция IV. Генезис и онтогенез знаковых систем ц9
В предшествующей лекции, сосредоточенной на обзоре сенсорных каналов разных семиотик, три главных генеалогических класса семиотик были представлены как своего рода данность — без обсуждения переходных и спорных случаев классификации. В настоящей лекции будут названы взаимосвязи разных классов семиотик: в п. 26 — генетические связи между природными (биологическими, или врожденными) семиотиками, с одной стороны, и небиологическими (культурными) семиотиками, с другой; в п. 27 — связи между теми культурными семиотиками, которые сформировались естественным путем (естественные семиотики), и культурными семиотиками искусственного происхождения (искусственные семиотики). В результате будет показано, что противопоставление природных и культурных семиотик, с одной стороны, и противопоставление естественных и искусственных семиотик, с другой, носит градуальный (ступенчатый) характер, а все пространство природных и культурных семиотик имеет характер именно континуума. Генезис той или иной семиотики обусловливает характер ее усвоения индивидом (или особью). Этот вопрос будет рассмотрен в п. 29. Градуальный характер противопоставления ■ природных и культурных семиотик. Генеалогические связи природных и культурных семиотик проявляются в двух направлениях: во-первых, в некоторых чертах семиозиса в биологическом мире, общих для животных и человека; во-вторых, в форме и содержании знаков ряда культурных семиотик — прежде всего в жестах, мимике, поведении и этикете. А. В коммуникации животных есть аналоги звуковому языку и некоторым другим семиотикам человека. Системы звуковых знаков разных видов животных и птиц насчитывают от 10 до 40 отдельных звуков-сообщений. У певчих птиц отмечено научение птенцов пению. У млекопитающих усвоение зрительных знаков (призывные позы и жесты; позы доминирования, угрозы или подчинения; позы, жесты и мимика дружелюбия или вражды и т.п.) происходит на основе подражания молодняка старшему поколению (т. е., как и у людей, путем естественного научения). Хотя жесты и значимые позы животных имеют биологическую основу и запрограммированы генетически, однако у молодых животных, оказавшихся в искусственной среде (без родителей и вне стада или стаи), эта естественная пантомимика отсутствует1. 1 Аналогия с онтогенезом языка у людей: несмотря на врожденную психофизиологическую способность человека к усвоению языка, у тех детей, которые в первые годы жизни в силу трагической случайности оказались вне человеческого сообщества, владение языком не было сформировано (таких случаев «безъязыкового воспитания», или «феномена Маугли», известно около 30). В брачную пору у разных животных (но больше всего у птиц) наблюдаются ритмические движения (коллективные и индивидуальные), напоминающие танец. Танцы, или токовые1, любовные игрища птиц, всем хорошо известны. Обычно танцуют самцы. Токуют они в одиночестве или собираясь ежегодно в пору размножения в определенных местах. <...> Токующие птицы своеобразными, часто весьма необычными движениями стараются показать наиболее яркие части своего оперения и обычно сопровождают пляску криками, бормотанием или щелканьем. <...> Воробьи пляшут вокруг самок, распустив веерами хвосты и крылья. И трясогузки, и синицы, и пуночки. Танцуют даже филины! <...> Гималайский монал токует сначала боком к самке, потом быстро вертится на месте, рассыпая вокруг многокрасочные вспышки своего «металлического» оперения (Акимушкин 1999, 77 — 78; о «танцах» в коммуникации животных см. также п. 111). Эти наблюдения, а с другой стороны, исследования ранних форм искусства и жизни архаических социумов подводят к выводу о том, что танец, по-видимому, был самым древним из искусств в истории человечества (см. лекцию XIV). Еще Ч.Дарвин писал о зачатках музыки в коммуникации животных и особенно певчих птиц, связывая эти проявления с последующим в филогенезе развитием языка: «Инстинктивная способность ритмично издавать музыкальные звуки развита у самых низших животных. <...> Музыкальные звуки представляют одну из основ, из которых развился впоследствии язык» (Дарвин [1871] 1953, 616). По Дарвину, пик звуковой активности животных приходится на их брачный период и прямо связан с размножением. Музыкальные тоны привлекают самок, поэтому у самцов часто развиваются специальные органы испускания звуков (например, органы стрекотания) «исключительно для очаровывания самок». У рыб, черепах и аллигаторов звуки издаются только в период размножения и только самцами. У всех млекопитающих самцы употребляют свой голос больше всего в период размножения; некоторые вообще безгласны вне размножения. Отметив чувственную мощь музыки в человеческом мире, Дарвин далее переходит к миру животных: «Почти те же эмоции, но далеко не столь сильные и сложные, ощущаются, по-видимому, птицами, когда раздается полнозвучная песня самца, соперничающего с другими самцами, чтобы очаровать самку. Любовь составляет до сих пор самую обыкновенную тему наших собственных песен» (Дарвин [1871] 1953, 615). 1 От звукоподражательного глагола токовать, что согласно ССРЛЯ (т. XV, 536) означает 'особым криком, сопровождаемым соответствующими движениями, подзывать самок'. Ср. народное сравнение храбер, как тетерев на току (Даль, IV, 410)
120 Часть вторая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ Отмечая у животных зачатки того, что потом у человека станет искусством, Дарвин, однако, специально подчеркивает отсутствие у животных чего-то, сопоставимого с религией в человеческом обществе (хотя тут же замечает, что собака смотрит на своего хозяина как на Бога). Впрочем, Дарвин указывает, что и в жизни людей наличие религии не составляет универсалию: «Не существует доказательств, что человек был изначально одарен облагораживающей верой в существование всемогущего Бога. Наоборот, имеются исчерпывающие доказательства, что многие из существовавших и существующих до сих пор рас не имеют понятия об одном или многих богах и не имеют даже в своем языке слов для выражения такого понятия» (Дарвин [1871] 1953, 210 — 211). У высших стадных обезьян складываются жестовые языки. Они состоят из 30—40 знаков-жестов в основном иконического характера. Некоторые из таких знаков столь «органичны» для человека, что кажутся врожденными. Например, значение 'подойди' передается «подзывающим» («манящим») движением кисти руки или пальцев. Другие жесты более условны (но на фоне преобладающей иконичности), поэтому в разных стадах жестовые языки похожи, но не одинаковы. Подробнее см. п 35 (в связи с обсуждением иконичности в коммуникации животных). Б. С другой стороны, в форме и содержании ряда культурных семиотик легко просматриваются их наследственные связи со знаковым поведением животных. Особенно очевидны эти зависимости в кинесике1 (т.е. жестах, позах, мимике), а также в поведении и этикете. Есть две основные группы факторов таких сходств: 1) ана-томо-психофизиологические факторы 'и 2) социоэтологические. Анатомо-психофизиологическое сходство между животными и человеком проявляется в сходстве их эмоциональной жизни. По Дарвину, эмоциональная жизнь человека носит врожденный характер; основные эмоции (радость, гнев, страх, удивление, грусть, возможно, также отвращение или презрение) являются общими для человека и высших животных. Основное средство выражения эмоций — это кинесика, которая в своей основе также является врожденной и поэтому сходной у человека и животных. В выражении эмоций сильные чувства оказывают прямое действие на тело: сильная ярость, радость, ужас выражаются движениями, которые обусловлены не волей, не привычкой, а возникающим избытком нервной энергии, которая распространяется в определенных направлениях, зависящих от связи нервных волокон и мышц. «Порыв радости и чувство живого удовольствия сопровождаются сильным стремлением к различ-
|