№
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Дата
| Планируемая деятельность
учащихся
(УУД)
|
план
| факт
|
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
|
1.
| Вводный урок.
Что изучает история. Счет лет в истории.
|
| | | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю
Раскрывать значение терминов «история», «век», «исторический источник»;
Объяснять,как ведётся счёт лет до н.э. и н.э., используя линию времени
|
РАЗДЕЛ I. ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ (7 ч.)
|
2.
| Древнейшие люди.
|
| | | Объяснятьпонятие «орудия труда», приводитьпримеры.
Показывать на исторической карте места расселения древнейших людей.
Рассказыватьоб условиях жизни и занятиях древнейших людей.
Называтьосновные отличия древнейших людей от животных.
|
3.
| Появление «Человека разумного».
|
| | | Называтьосновные отличия «человека разумного» от древнейших людей.
Объяснятьзначение открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества.
|
4.
| Рождение религии и искусства.
|
| | | Объяснять значение терминов «религия», «искусство».
Рассказыватьо верованиях и искусстве первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы
|
5.
| Древние земледельцы и скотоводы.
|
| | | Объяснятьпонятие «земледелие», «скотоводство».
Рассказыватьоб изменениях в жизни древних людей при переходе к земледелию и скотоводству.
Объяснятьзначение отделения земледелия от скотоводства
|
6.
| От неолита к медному веку.
|
| | | Объяснять понятие «ремесло».
Рассказыватьоб изменениях в жизни древних людей при переходе к земледелию и скотоводству.
Объяснятьзначение использования металлов в истории первобытного общества
|
7.
| Первые очаги цивилизаций.
|
| | | Разъяснятьзначение термина «цивилизация».
Рассказыватьо первых очагах цивилизации.
Сравниватьжизнь людей в первых очагах цивилизации и в предшествующую эпоху
|
8.
| Повторение и обобщение.
|
| | | Называтьи кратко характеризоватьисточники, рассказывающие о древней истории.
Называтьосновные признаки первобытности.
Сравниватьобраз жизни человека древнего и человека современного.
Объяснятьзначение открытий и изобретений первобытных людей для развития человеческого общества
|
ДРЕВНИЙ ВОСТОК (18 ч.)
|
| Древнейшие цивилизации Месопотамии
|
| | | |
9.
| Междуречье: рождение цивилизации.
|
| | | Объяснятьзначение термина «государство».
Показыватьна карте местоположение древнейших государств Междуречья.
Рассказыватьоб условиях жизни в занятиях населения, крупнейших городах
|
10.
| Культура Шумера.
|
| | | Объяснятьзначение терминов «культура», «миф».
Объяснять,как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире
|
11.
| Древний Вавилон.
|
| | | Объяснятьпонятие «закон».
Рассказыватьо жизни Древнего Вавилона.
Характеризоватьисточники, рассказывающие о древних цивилизациях (материальные и письменные источники, законы Хаммурапи)
|
| Древний Египет
|
| | | |
12.
| Страна на берегах Нила и её жители.
|
| | | Называтьи показыватьна карте территорию и центры Древнеегипетского государства.
Раскрыватьзначение понятий «фараон», «жрец», «раб».
Рассказыватьоб основных группах населения Древнего Египта, их положениях и занятиях
|
13.
| Мир пирамид.
|
| | | Высказыватьсуждения о причинах создания пирамид.
Рассказыватьо строительстве пирамид.
Описыватьдревнеегипетские пирамиды как памятники истории и культуры.
Описыватьпроизведения древнеегипетского искусства
|
14.
| Могущество Древнего Египта.
|
| | | Характеризоватьособенности власти фараонов и порядок управление страной.
Показыватьна карте торговые пути и направления военных походов.
Объяснятьглавные причины могущества и упадка Древнего Египта.
Проводить сравнение систем власти в Древнем Египте и Древней Месопотамии
|
15.
| Верования древних египтян.
|
| | | Называтьособенности древнеегипетской религии.
Рассказыватьо пантеоне египетских богов.
Объяснять,в чем заключалась роль религии и жрецов в древнеегипетском обществе
|
| Восточное Средиземноморье в древности
|
| | | |
16.
| Финикия – страна мореплавателей.
|
| | | Показыватьна карте древние города и государства Восточного средиземноморья.
Рассказыватьоб особенностях государства и общественной жизни.
Объяснятьпредпосылки и следствия создания финикийского алфавита
|
17.
| Древняя Палестина
|
| | | Показыватьна карте территорию Древней Палестины
Рассказыватьо занятиях населения и об особенностях общественной жизни
|
18.
| Библейские пророки
|
| | | Пониматьзначение термина «иудаизм».
Рассказыватьо Ветхом Завете.
Объяснятьзначение перехода к монотеистической религии
|
| Великие военные империи Ближнего востока
|
| | | |
19.
| Ассирийская империя.
|
| | | Показыватьна карте территорию Ассирийской империи.
Называтьособенности государства и общества.
Рассказыватьо культуре Древней Ассирии, используя иллюстрации учебника
|
20.
| Нововавилонское царство
|
| | | Показыватьна карте территорию Нововавилонского царства.
Рассказыватьоб управлении государством, его подъёме и крушении.
Рассказыватьоб основных памятниках культуры, используя иллюстрации учебника
|
21.
| Древняя Персия – «страна стран».
|
| | | Показыватьна карте территорию Персидской державы.
Объяснять,как она управлялась.
Называтьправителей державы, рассказыватьоб их политике.
Называтьпричины падения Персидской державы
|
| Древняя Индия
|
| | | |
22.
| Ранние цивилизации Древней Индии.
|
| | | Показыватьна карте территорию Древней Индии.
Характеризовать условия жизни и занятия населения
|
23.
| Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия.
|
| | | Объяснятьзначение понятия «каста».
Рассказыватьоб общественном строе Древней Индии, положении представителей различных каст.
Объяснять,какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев
|
| Древний Китай
|
| | | |
24.
| Первые китайские государства.
|
| | | Показыватьна карте территорию Древнего Китая.Объяснятьзначение понятия «империя».
Характеризоватьзанятия и положение населения в Древнем Китае.
Рассказыватьо первых китайских государствах
|
25.
| Древняя мудрость и изобретения Китайцев.
|
| | | Объяснятьзначение понятия «конфуцианство».
Рассказыватьо Конфуции и его учении.
Объяснять,какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества.
Называтьизобретения и культурные достижения древних китайцев
|
| Повторительно-обобщающий урок
| | | | |
26.
| Сравнительная характеристика политического и культурного развития цивилизаций Древнего Востока
|
| | | Называтьосновные отличия цивилизаций Древнего Востока.
Сравниватьхозяйство, общество и государства.
Называтьизобретения и культурные достижения цивилизаций Древнего Востока.
Высказыватьсуждение об их вкладе в мировую культуру
|
РАЗДЕЛ III. АНТИЧНОСТЬ (40 ч.)
|
Древняя Греция (21 ч.)
|
| Древнейшая Греция
|
| | | |
27.
| Природа и население Греции.
|
| | | Показывать на карте территорию Эллады.
Сравниватьприродные особенности Эллады и древневосточных государств.
Рассказыватьоб условиях жизни и занятиях населения Древней Греции
|
28.
| Боги греков.
|
| | | Характеризоватьверование древних греков.
Рассказыватьо пантеоне греческих богов.
Объяснятьзначение религии в жизни Древней Греции
|
29.
| Герои греков.
|
| | | Объяснятьзначение термина «миф».
Рассказыватьо мифологических героях Эллады.
Объяснять,почему миф является одним из исторических источников.
Раскрыватьзначение древнегреческой мифологии в мировой культуре
|
30.
| Первые государства на Крите. Держава Миноса.
|
| | | Показыватьна карте территорию государства на острове Крит.
Рассказыватьо занятиях населения.
Описыватьсохранившиеся памятники истории и культуры минойского периода
|
31.
| Ахейская Греция. Тиринф, Пилос, Микены.
|
| | | Показыватьна карте территорию государств.
Рассказыватьоб особенностях государства и общества.
Описыватьсохранившиеся произведения искусства
|
32.
| Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
|
| | | Рассказыватьо Гомере.
Кратко пересказыватьсодержание поэм.
На основании отрывков поэм объяснятьотношение древних греков к богам и героям.
Рассказыватьзначение поэм в мировой культуре
|
| Полисы Греции и древнегреческая демократия
|
| | | |
33.
| Возникновение полиса. Великая греческая колонизация.
|
| | | Объяснятьзначение понятий «полис», «колонизация», «метрополия».
Называтьипоказыватьна картенаправление греческой колонизации, греческие города-государства на побережье Понта Эвксинского.
Раскрыватьзначение колонизации
|
34.
| Рождение демократии в Афинах.
|
| | | Пониматьзначение термина «демократия».
Рассказывать,почему возникли и в чем проявлялись демократические порядки в Афинах
Объяснять,что означало в Древней Греции понятие «гражданин», приводитьпримеры гражданских поступков
|
35.
| Олигархическая Спарта.
|
|
|
| Объяснятьзначение понятия «олигархия».
Даватьсравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты.
Рассказывать,каким было спартанское воспитание,определятьсвоё отношение к нему.
Объяснятьпричины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства между собой
|
| Победа греческих полисов над восточной деспотией
|
|
|
| |
36.
| Начало греко-персидских войн.
|
|
|
| Показыватьна карте основные сражения.
Раскрыватьцели сторон в военных действиях и определятьсвое отношение к ним.
Составлятьсхему военных действий в битве при Марафоне, объяснятьзначение сражения
|
37.
| Нашествие персидских войск на Элладу.
|
| | | Рассказыватьо нашествии персидских войск на Элладу по плану, предложенному учителем.
Рассказыватьоб основных сражениях.
Приводитьпримеры героизма участников войн.
Объяснятьпричины и значение победы эллинов
|
| Расцвет Греции
|
| | | |
38.
| Афины при Перикле.
|
| | | Составлятьхарактеристику Перикла как исторического деятеля.
Характеризоватьафинскую демократию при Перикле.
СравниватьАфины в период правления Перикла с предшествующим временем.
Объяснятьпричины расцвета Афинского государства
|
39.
| Афинский Акрополь. Греческая архитектура и скульптура.
|
|
|
| Составлятьрассказ об Акрополе по плану, предложенному учителем.
Называтьвыдающихся архитекторов и скульпторов, приводитьпримеры их произведений, узнаватьи описыватьих.
Высказыватьаргументированные оценочные суждения
|
40.
| Философия. Наука. Образование.
|
| | | Рассказыватьо развитии философии и наук в Древней Греции: о воспитании и образовании детей и различных государствах Эллады.
Называтьимена основных философов.
Сравниватьобучение в Академии и Лицее с обучением в современной школе
|
41.
| Театр. Трагедии и комедии.
|
| | | Объяснятьпонятия «трагедия», «комедия».
Называтьвыдающихся авторов трагедий и комедий, приводитьпримеры их творчества.
Раскрыватьзначение театра в жизни Древней Греции.
Сравниватьтеатральные представления в Древней Греции и в современном мире
|
42.
| Олимпийские игры
|
| | | Объяснятьзначение Олимпийских игр в жизни Эллады.
Описыватьдревнегреческие олимпиады.
СравниватьОлимпийские игры в Древнем мире с современными
|
43.
| Повседневная жизнь греков.
|
| | | Отбиратьинформацию из источников, предложенных учителем, о повседневной жизни древних греков.
Рассказыватьо жизни взрослых, о воспитании и образовании детей в различных государствах Древней Греции
|
| Упадок Греции. Рождение нового мира
|
| | | |
44.
| Города Греции подчиняются Македонии.
|
| | | Показыватьна карте расширение территории Македонии.
Объяснятьпричины роста могущества Македонии.
Рассказыватьо завоевании македонянами греческих городов-государств
|
45.
| Александр Македонский и завоевание Востока.
|
| | | Показыватьна карте направления походов и территорию державы Александра Македонского.
Составлятьхарактеристику Александра Македонского как исторического деятеля.
Объяснятьпричины распада державы Александра Македонского
|
46.
| Восток и Греция после Александра македонского.
|
| | | Пониматьзначение термина «эллинизм».
Называтьиописыватьпамятники культуры периода эллинизма
|
47.
| Культурные достижения Древней Греции, их значение для современности.
|
| | | Рассказыватьо развитии наук, образования в Древней Греции.
Представлятьописание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения.
Объяснять,в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие
|
| Ранний Рим
|
| | | |
48.
| Предшественники римлян.
|
| | | Показыватьна карте Апеннинский полуостров, называтьплемена, населявшие его.
Показыватьна карте местоположение древнейших государств.
Рассказыватьо жизни этрусков.
Описыватьпроизведения искусства этрусков
|
49.
| Рим эпохи царей.
|
| | | Рассказыватьоб условиях жизни и занятиях населения Древней Италии.
ХарактеризоватьРимом в царскую эпоху.
Раскрыватьзначение понятий «патриций», «плебей»
|
50.
| Ранняя республика.
|
| | | Раскрыватьзначение понятия «республика», «консул», «трибун», «сенат».
Объяснять,кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе
|
51.
| Римская семья, нравы и религия.
|
| | | Называть особенности римской семьи, приводитьпримеры семейных отношений. На основании источников, предложенных учителем, описыватьи датьоценку качествам, которые ценили древние римляне.
Сравниватьверования древних жителей Италии и древних греков
|
52.
| Рим завоёвывает Италию.
|
| | | Показыватьна карте расширение территории Рима, основные направления военных походов.
Объяснятьзначение понятий «стратег», «легион».
Описыватьвзаимоотношения римлян и покорённых народов. Объяснятьизменения в обществе и государстве, происходящие в результате внешнеполитической экспансии римлян
|
| Поздняя республика
|
| | | |
53.
| Пунические войны.
|
| | | Характеризоватьпричины и итоги войн Рима.
Показыватьна карте и описыватьосновные события Пунических войн.
Составлятьхронологическую таблицу войн и главных сражений.
Высказыватьсвою оценку завоеваний древних римлян, раскрыватьих значение и последствия
|
54.
| Рим превращается в мировую державу.
|
| | | Показыватьна карте Владение Римской империи.
Рассказывать,как строились отношения между Римом и провинциями.
Объяснятьизменения в обществе и государстве, происходящие в результате превращения Рима в мировую державу
|
| Гражданские войны в Риме. Гибель республики
|
| | | |
55.
| Земельные реформы братьев Гракхов.
|
| | | Объяснятьзначение понятия «реформа».
Рассказывать,как изменялось положение крестьян и других свободных людей в Древнем Риме.
Объяснятьпричины и результаты реформ.
Рассказыватьо судьбе братьев Гракхов. Даватьоценку их деятельности
|
56.
| Рабство в эпоху Поздней республики.
|
| | | Объяснять,как изменилось положение рабов в Древнем Риме.
Сравниватьположение рабов и роль рабства в жизни древневосточных обществ, Древней Греции и Древнего Рима.
Высказыватьсуждение о влиянии рабства на древнеримское общество
|
57.
| Гибель республики.
|
| | | Объяснятьзначение понятий «император», «диктатор».
Рассказыватьо политической жизни Рима, называтьпричины упадка республики
|
58.
| Диктатура Цезаря.
|
| | | Составлятьхарактеристику Цезаря как исторического деятеля.
Сравниватьизменения в политической и общественной жизни в условиях диктатуры Цезаря с предшествующим периодом
|
| Возникновение и расцвет Римской империи
|
| | | |
59.
| Рим становиться империей.
|
| | | Рассказыватьзначение понятия «империя».
Сравниватьправление Цезаря и правление Августа.
Даватьоценку изменениям, произошедшим в государстве
|
60.
| Преемники Августа.
|
| | | Рассказыватьо политической жизни в Риме, даватьхарактеристику преемникам Августа.
Составлятьхронологическую таблицу важнейших событий
|
61.
| Возникновение христианства.
|
|
|
| Пониматьзначение термина «христианство».
Раскрыватьзначение понятий «Новый Завет», «Евангелие», «святой», «мученик». Объяснять,в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказыватьо судьбе первых христиан в Риме
|
62.
| «Золотой век» Римской империи.
|
|
|
| Рассказыватьо культурной жизни в Древнем Риме.
Составлятьописание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника.
Высказыватьсуждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества
|
63.
| Римляне в повседневной жизни.
|
| | | Описыватьжизнь римлян, принадлежащих к различным слоям общества, по плану, предложенному учителем.
Сравниватьповседневную жизнь древних римлян и древних греков
|
| Поздняя империя
|
| | | |
64.
| Империя в III – начале IV в.
|
| | | Показыватьна карте границы Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после её разделения.
Рассказыватьо жизни разных слоёв общества.
Характеризоватьизменения, происходящие в жизни рабов
|
65.
| Падение Западной Римской империи.
|
| | | Показыватьна карте направления переселений варварских племён и их вторжений на территорию Римской империи. Называтьиобъяснятьпричины падения Западной Римской империи
|
66.
| Повторительно-обобщающий урок.
|
| | | Пониматьзначение терминов «политика», «право».Называтьосновные достижения римлян в сфере политики и права. Приводитьпримеры, показывающие воздействие римского наследия на современную жизнь
|
| Итоговое повторение
|
| | | |
67-68.
| Итоговое повторение
|
| | | Сравниватьположение человека и общественно-политическую жизнь в Античности и в современном мире.
Приводитьпримеры влияния древневосточного и античного наследия на современную общественную, политическую жизнь и культуру.
Высказыватьаргументированные суждения о личностных качествах человека, которые высоко ценились в Древнем мире
|
| | | | | | |
1.Уколов В.И., Маринович Л.П... Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс/М. «Просвещение»2014-с.69
2.Уколова И.Е. История древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс
3.Авторская по предметной линии учебников под редакцией А.О. Чубарьяна. История. 5-9 классы. / М.: Просвещение, 2014 г.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение»,2014 г.
5. Линия учебников Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России» 6-9 классы
1. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2012-43с.
2. Степанищев А.Т., Белозеров Н.М., Волков А.П. ''История в таблицах 5 -11 классы''. Дрофа; М.,2009
3.Мартьянова О.А. История Древнего мира.5 класс интерактивные материалы. М.: «Планета»,2012.
4.Справочные пособия и дополнительная литература в библиотечном фонде. (89)
5. Учебно-наглядные пособия: комплект таблиц, карт.
1. Атлас Древнего мира. Мир ПК
2. История России. Изд. ООО «ДиректМедиа Паблишинг»
3. Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.
4. Сердце России. 1995. Кинокомпания «Коллекция 1992»
5. Электронное учебное издание (ЭУИ) «Отечественная история (до начала ХХ в.)»
6. «Интерактивный курс подготовки ЕГЭ. История», 2007