Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели и динамика себестоимости продукции





Задача данного параграфа – изучить основные показатели и динамику себестоимости продукции.

Себестоимость продукции является обобщающим показателем издержек производства, при помощи которого можно проанализировать уровень и динамику затрат на производство и реализацию разнородной продукции по предприятию в целом [25].

Для анализа динамики себестоимости произведенной продукции по сравнению с плановым или базисным периодом рассчитывается агрегатный индекс себестоимости продукции:

Iz= , (1)

где:

Σz1q1 – фактическая себестоимость произведенной продукции, которая была произведена в отчетном периоде;

Σz0q1 – затраты на производство фактически выпущенной в отчетном периоде продукции. Эти затраты рассчитаны по плановой себестоимости или себестоимости базисного периода [9].

Фактическая сумма перерасхода (экономии), которая получена в результате динамики себестоимости продукции по сравнению с планом или базисным периодом:

Э=Σz1q1 – Σz0q1, (2)

Соотнесение издержек производства во времени при помощи агрегатного индекса себестоимости может быть произведено только по сравнимой части продукции, которая производилась как в отчётном, так и в базисном периодах.

Анализ динамики себестоимости продукции осуществляется с помощью индексного метода. Введем следующие обозначения:

z0 – себестоимость единицы продукции, произведённой в базисном периоде;

zпл – плановая себестоимость единицы продукции в отчетном периоде;

z1 – фактическая себестоимость единицы продукции в отчетном периоде;

qпл – плановый объем выпуска продукции в отчетном периоде;

q1 – фактический объем выпуска продукции в отчетном периоде.

К индексам, с помощью кᴏᴛᴏᴩых производится анализ динамики себестоимости продукции, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся [16]:

1. Индекс планового задания по изменению себестоимости:

iпл= , (3)

2. Индекс выполнения планового задания по уровню себестоимости единицы продукции:

iвп= , (4)

3. Индекс фактического снижения себестоимости единицы продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным:

iф= , (5)

На основе данных индексов рассчитываются абсолютные показатели динамики себестоимости продукции[19]:

1. Экономия по снижению себестоимости единицы продукции данного вида, предусмотренная по прогнозу:

Эпл= , (6)

2. Сверхплановое изменение себестоимости единицы продукции:

Эсп= , (7)

3. Фактическое абсолютное отклонение уровней себестоимости единицы продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным:

Эф= , (8)

Таким образом, можно сделать вывод что: к индексам, с помощью кᴏᴛᴏᴩых производится анализ динамики себестоимости продукции, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

1) индекс планового задания по изменению себестоимости; 2) индекс выполнения планового задания по уровню себестоимости единицы продукции;

3) индекс фактического снижения себестоимости единицы продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным. На основе данных индексов рассчитываются абсолютные показатели динамики себестоимости продукции.

Глава 2. Статистико-экономический анализ себестоимости продукции в ОАО «АртПласт»

2.1 Система показателей себестоимости на предприятии ОАО «АртПласт»

Задача данного параграфа – изучить систему показателей себестоимости продукции в ОАО «АртПласт».

В зависимости от объекта и других признаков выделяют следующие виды себестоимости, которые приведены в табл. 1.

Таблица 1

Классификация показателей себестоимости

Признак классификации Показатель себестоимости
   
Место возникновения затрат Цеховая себестоимость
Производственная себестоимость
Полная себестоимость
Продолжительность периода Среднемесячная себестоимость
Квартальная себестоимость
Среднегодовая себестоимость
Метод расчёта Плановая себестоимость
Нормативная себестоимость
Фактическая себестоимость
Объекты расчёта Себестоимость единицы продукции
Себестоимость сравнимой продукции
Себестоимость несравнимой продукции
Себестоимость все товарной продукции (затраты на один рубль товарной продукции)

Источник: [10, с. 213].

Дадим краткую характеристику каждому показателю себестоимости.

Цеховая себестоимость продукции − это затраты, связанные с работой цеха;

Производственная себестоимость включает все статьи, кроме административных расходов и расходов на сбыт продукции;

Полная себестоимость включает все расходы, затраченные на производство продукции. Она вычисляется для обоснования цены.

Себестоимость товарной продукции определяется суммой затрат по всем калькуляционным статьям отдельных видов продукции.

Себестоимость реализованной продукции − это алгебраическая сумма затрат на товарную продукцию и затрат, которые содержатся в изменении остатков нереализованной продукции на начало и конец периода.

Суть других видов себестоимости продукции исходит уже из самого их названия [18].

В основе учета, планирования и анализа себестоимости лежат следующие обобщающие показатели [2]:

1) себестоимость единицы продукции – считается самым исторически первым показателем. Это стоимостная оценка природных ресурсов, материалов, сырья, энергии, топлива, которые используются в процессе производства единицы продукции, а также стоимостная оценка других затрат на продажу и сбыт этой продукции;

2) выполнение плана снижения себестоимости сравнимой продукции используется для анализа изменения себестоимости во времени при соответствующем объеме и структуре товарной продукции на тех предприятиях, которые имеют устойчивый по времени ассортимент изделий. Под сравнимой понимают продукцию, произведенную серийно или массово в предшествующем году. К ней относится так же частично модернизированная продукция, если эти изменения не привели к введению новых моделей, стандартов и технических условий;

3) затраты на 1 рубль товарной продукции − это относительный показатель, который характеризует долю себестоимости в составе оптовой цены продукции.

Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции является показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции. Использование этого показателя дает осуществить оценивание динамики себестоимости по предприятию, автономно от ассортимента производимой продукции и изменения ее структуры. Кроме того, этот показатель напрямую связан с прибылью от данной продукции. Показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции определяется отношением себестоимости товарной продукции к ее стоимости в оптовых ценах предприятия [8]:

Зе = (9)

где:

с – себестоимость единицы продукции;

р – цена единицы продукции;

q – объем вида продукции.

В соответствии с формулой (9) понятно видно, что показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции изменяется под воздействием следующих факторов первого порядка:

• изменение затрат на отдельные виды продукции;

• изменение структуры выпускаемой продукции;

• изменение цен на товарную продукцию.

Исходя из экономического содержания себестоимости продукции, показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции можно разбить на три основных элемента процесса производства, на основе сметы затрат на производство продукции [18]:

Зе= , (10)

где:

МЗ – материальные затраты входящие в себестоимость продукции;

ЗП – затраты на оплату труда;

А – амортизация и расходы на текущий ремонт;

ТП – товарная продукция.

Проведём анализ затрат на рубль товарной продукции на предприятии ОАО «АртПласт». Данный показатель выгоден по двум причинам. Во-первых, он универсален: расчёт данного показателя можно провести в любой отрасли производства. Во-вторых, этот показатель даёт наглядное представление прямой связи между себестоимостью продукции и прибылью, за счёт её реализации.

Таблица 2

Исходные данные для фактического анализа общей суммы издержек на производство и реализацию продукции

Затраты Сумма, млн руб. Факторы изменения затрат
Объём выпуска продукции Структура продукции Переменные затраты Постоянные затраты
           
По плану на плановый выпуск продукции:   план план план план
По плану, пересчитанному на фактический объём производства продукции при сохранении плановой структуры:   факт план план план
По плановому уровню на фактический выпуск продукции при фактической её структуре:   факт факт план план
Фактические при плановом уровне постоянных затрат:     факт факт факт план

 

Продолжение таблицы 2

           
Фактические:     факт факт факт факт

Источник: [20].

Из таблицы (2) видно, что из-за перевыполнения плана по выпуску товарной продукции в условно-натуральном выражении на 8,4 % сумма затрат увеличилась на 6600 млн. руб. (78461−71861).

За счет изменения структуры выпуска продукции сумма затрат также возросла на 1080 млн. руб. (79541−78461).

Из-за повышения уровня удельных переменных затрат перерасход издержек на производство продукции составил 1074 млн. руб. (80615−79541).

Постоянные расходы увеличились по сравнению с планом на 1742 млн. руб., что также послужило толчком для увеличения общей суммы затрат.

Таким образом, общая сумма затрат выше плановой на 10496 млн. руб. (82357−71861), или +14%, в том числе за счет перевыполнения плана по объему производства продукции и изменения ее структуры она возросла на 7680 млн. руб. (79541−71861), а за счет роста себестоимости продукции − на 2816 млн. руб. (82357−79541), или на 3,5 %.

Динамика удельных переменных и постоянных затрат может происходить за счет повышение уровня ресурсоемкости продукции, так же за счет роста цен на ресурсы. Для определения влияния последнего фактора на изменение себестоимости продукции необходимо фактическое количество потребленных ресурсов за отчетный период умножить на плановые цены или цены базисного периода и сравнить с фактической их стоимостью в отчетном периоде. По этой причине затраты на анализируемом предприятии увеличились на 2614 млн. руб., а за счет ресурсоемкости − на 202 млн. руб. Из этого следует, что доля внешних факторов в росте себестоимости продукции данного предприятия составляет 93% (2614/2816 х 100), а внутренних – 7,1% (202/2816 х 100).

В процессе анализа следует изучить также динамику затрат на рубль товарной продукции и провести межхозяйственные сравнения по этому показателю в сравнении с другим предприятием и в среднем по отрасли (табл. 3).

Таблица 3

Динамика затрат на рубль товарной продукции

Год ОАО «АртПласт» ОАО «ТрансДел» В среднем по отрасли
Уровень показателя, % Темп роста, % Уровень показателя, % Темп роста, % Уровень показателя, % Темп роста, %
             
  73,5   75,0   75,3  
  72,4 99,8 73,2 99,1 74,1 97,5
  70,0 94,5 72,0 97,7 74,7 97,3
  71,3 96,2 71,9 97,5 73,0 98,2
  70,6 96,0 70,0 94,2 72,0 95,0

Источник:[20].

Из таблицы (3) видно, что за пять лет предприятие достигло определенных успехов в снижении затрат на рубль товарной продукции. За этот период уровень данного показателя на анализируемом предприятии снизился на 2,9 %, в среднем по отрасли − на 3,3 %, а у предприятия-конкурента − на 5 %. Следовательно, по темпам снижения затрат на рубль продукции данное предприятие отстает от других предприятий отрасли, хотя в начале пятилетнего периода имело хорошие исходные условия.

Следующим этапом анализа является изучение выполнения плана и определение влияния факторов на изменение уровня данного показателя.

Затраты на рубль товарной продукции напрямую зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукцию и от динамики стоимости произведенной продукции. На общую сумму затрат влияют: объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут изменяться за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы. Стоимость товарной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию. Влияние факторов первого уровня на изменение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается способом цепной подстановки по данным (табл. 4) и по данным о выпуске товарной продукции.

Таблица 4

Данные о товарной продукции, выпускаемой на предприятии ОАО «АртПласт»

Товарная продукция Формула Млн. руб.
     
По плану  
Фактически при плановой структуре и плановых ценах  
Фактически по ценам плана  
Фактически по фактическим ценам  

Источник: [20].

Таблица 5

Расчёт влияния факторов на изменение суммы затрат на рубль товарной продукции

Затраты на рубль товарной продукции, коп Фактор
Объём производства Структура производства Уровень удельных переменных затрат Сумма постоянных затрат Отпускные цены на продукцию
           

Продолжение таблицы 5

           
План=71861:89000=80,74 план план план план план
Усл.1=78461:95300=82,33 факт план план план план
Усл.2=79541:101700=78,21 факт факт план план план
Усл.3=80615:101700=79,26 факт факт факт план план
Усл.4=82357:101700=80,98 факт факт факт факт план
Факт=82357:105500=78,06 факт факт факт факт факт
+1,59 −4,12 +1,05 +1,72 −2,92

Источник: [20].

Аналитические расчеты таблицы 5, составленной на базе данных таблиц 3, 4, показывают, что предприятие уменьшило затраты на рубль товарной продукции на 2,68 коп. (78,06−80,74), в том числе за счет:

1) увеличения объема производства продукции на 0,62 коп. (80,58−81,20);

2) изменения структуры производства на 0,58 коп. (80,0−80,58);

3) повышения оптовых цен на продукцию на 2,8 коп. (80,70−83,5).

Сумма постоянных и переменных затрат в свою очередь зависит от уровня ресурсоемкости и изменения стоимости материальных ресурсов в связи с инфляцией. На данном предприятии за счет повышения уровня оплаты труда, переоценки основных фондов, увеличения стоимости сырья, материалов, энергии сумма затрат в отчетном году возросла на 2614 млн. руб., а за счет ресурсоемкости − на 202 млн. руб. Затраты на рубль товарной продукции увеличились соответственно на 2,6 (2614/ 101700 х 100) и 0,2 коп.(202/101700 х 100).

Чтобы установить воздействие исследуемых факторов на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах (табл. 6).

 

Таблица 6

Расчёт влияния факторов на изменение суммы прибыли

Фактор Расчёт влияния Изменение суммы прибыли, млн. руб.
     
Объём выпуска товарной продукции +1,59 89900/100 +1429
Структура товарной продукции -4,12 89900/100 −3703
Уровень переменных затрат на единицу продукции +1,05 89900/100 +944
Увеличение суммы постоянных затрат на производство и реализацию продукции +1,72 89900/100 +1546
Изменение уровня отпускных цен на продукцию −2,92 89900/100 −2625
Итого: В том числе за счёт изменения: Ресурсоёмкости Стоимости ресурсов     +0,2 89900/100 +2,6 89900/100   −2409     −180 −2337

Источник: [20].

Из приведенных данных (табл. 6) видно, что увеличению прибыли способствовали рост уровня отпускных цен, объема выпуска продукции и изменение ее структуры. Отрицательное влияние на прибыль оказали следующие факторы: рост цен на потребленные ресурсы, который относится к внешнему фактору и повышение уровня ресурсоемкости продукции − внутренний фактор [12].

Таким образом, можно сделать выводы: в основе учета, планирования и анализа себестоимости лежат следующие обобщающие показатели:

1. Себестоимость единицы продукции;

2. Выполнение плана снижения себестоимости сравнимой продукции;

3. Затраты на 1 рубль товарной продукции.

Показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции отражает совокупность материалоемкости, трудоемкости (зарплатоемкости) и фондоемкости (амортизациоемкости) продукции, а анализ его динамики даёт возможность определить влияние отдельных элементов производственного процесса по их удельному весу и определить направление поиска резервов снижения себестоимости продукции.

 

 

2.2 Структура затрат на производство на ОАО «АртПласт»

Задача данного параграфа − охарактеризовать структуру затрат на производство в ОАО «АртПласт».

Издержки на производство и реализацию продукции, отражающие себестоимость, включают в себя стоимость используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других расходов по использованию, а также внепроизводственных затрат [15].

Структура и состав затрат на производство продукции зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.

Затраты на производство и реализацию продукции, образующие ее себестоимость, это один из важнейших качественных показателей коммерческой деятельности предприятий. Реальная структура затрат на производство и реализацию продукции регламентируется «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 5521 с последующими изменениями и дополнениями. Соответственно с этим положением затраты на производство и реализацию продукции, исходя из их экономического содержания, объединяются в пять групп, указанных на схеме 1 [1].

 

Схема 1

Классификация затрат по экономическим элементам

Экономические элементы затрат, формирующие себестоимость  
Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов)
Амортизация основных фондов
Отчисления на социальные нужды
Прочие затраты
Затраты на оплату труда

 

 


Источник: [1. с. 168].

Рассмотрим содержание каждой из этих групп. В группу «Материальных затрат» включаются покупные сырье и материалы, включённые в состав производимой продукции (они являются вспомогательными материалами, т.е. полуфабрикаты, топливо, тара, запасные детали для ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, покупная энергия всех видов; затраты, связанные с использованием природного сырья); затраты на работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями.

Стоимость материальных ресурсов, которые учитываются в данной группе, складывается из стоимости их приобретения (без учета НДС), наценок и комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеторговым организациям, стоимости услуг товарных бирж, брокеров, таможенных пошлин и платы за перевозку, хранение и доставку сторонними предприятиями.

Из стоимости материальных ресурсов, которые учитываются в данной группе, исключается стоимость возвратных отходов, т. е. тех, которые ввиду полной или частичной утраты потребительских свойств используются с дополнительными расходами или вообще не используются в качестве материальных ресурсов. Однако, если полноценные материалы передаются в другие цехи и эксплуатируются при производстве других видов продукции, то они не относятся к возвратным отходам.

Состав второй группы «Затраты на оплату труда» очень разнообразен. Сюда входят выплаты заработной платы по существующим формам и системам оплаты труда, выплаты по установленным системам премирования, выплаты компенсирующего характера (доплаты за работу в ночное время, сверхурочную работу и др.), стоимость бесплатного питания, коммунальных услуг, жилья, форменной одежды; оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск; выплаты высвобождаемым работникам в связи с реорганизацией предприятия или сокращением штатов. Не все выплаты работникам предприятия включаются в себестоимость продукции. Не включаются в затраты на производство такие расходы на оплату труда, как премии, выплачиваемые за счет специальных средств и целевых поступлений, материальная помощь, беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий, оплата дополнительных отпусков женщинам, воспитывающим детей, надбавки к пенсиям, единовременные пособия при уходе на пенсию, дивиденды (проценты), выплачиваемые по акциям трудового коллектива; компенсации в связи с удорожанием питания в столовых, буфетах; оплата проезда к месту работы, оплата путевок на лечение, экскурсии и путешествия, занятия в спортивных секциях, посещения культурно-зрелищных мероприятий, подписки и приобретения товаров для личных нужд работников и другие затраты, производимые за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации.

В третью группу затрат на производство и реализацию продукции входят «Отчисления на социальные нужды». Это обязательные платежи во внебюджетные фонды с 2001 г., взносы в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования уплачиваются в составе единого социального налога.

Четвертым элементом состава затрат на производство и реализацию продукции является «Амортизация основных фондов». В этой части отражаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, сумма которых определяется на основании их балансовой стоимости и действующих норм амортизации. Если предприятие работает на условиях аренды, то в данном случае производятся амортизационные отчисления на полное восстановление не только по собственным, но и арендованным основным фондам.

В случае бесплатного предоставления основных фондов (а именно помещений, инвентаря) предприятиям общественного питания, обслуживающим трудовые коллективы, и медицинским учреждениям, оказывающим медицинскую помощь в медпунктах на территории предприятий, амортизационные отчисления от стоимости этих основных фондов также включаются в состав расходов.

При проведении в соответствии с законом индексации начисленных амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов образовавшаяся сумма прироста амортизационных отчислений отражается в составе затрат по данному элементу [21].

Пятую, но не последнюю по приоритету и разнообразию группу затрат на производство и реализацию продукции представляют «Прочие затраты». В эту группу включены некоторые виды платежей и сборов. Сюда входят также отчисления в специальные внебюджетные фонды, в некоторых случаях, в отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИР и ОКР, сформированные с января 1994 г. в размере 1,5 % себестоимости реализуемой продукции [23].

К «Прочим затратам» так же относятся вознаграждения за инновационные предложения и изобретения, затраты на командировки, плата за пожарную и сторожевую охрану сторонними предприятиями, за подготовку и переподготовку кадров.

Группировка затрат по вышеперечисленным экономическим элементам используется при определении общей суммы себестоимости продукции с разделением её на составные части. В процессе анализа учитывается удельный вес каждого элемента затрат в общей сумме себестоимости исходя из особенностей тех или иных отраслей промышленности [11].

По классификации затрат по элементам невозможно учесть, во сколько обходится фирме производство единицы каждого вида продукции, каков характер и уровень затрат. Поэтому, кроме группировки затрат по экономическим элементам, практикуется классификация затрат по калькуляционным статьям, т. е. по целевому назначению расходов. В данном случае рассчитывается себестоимость единицы продукции с выделением всех составляющих [24]. Группировка затрат по калькуляционным статьям отражается в смете затрат на производство (специальный документ бизнес-плана). В смете затрат выделяются, как правило, следующие статьи затрат: сырье и материалы; топливо и энергия; затраты на оплату труда производственных рабочих; отчисления на социальное страхование; расходы на подготовку и освоение производства; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; цеховые расходы; общезаводские расходы; прочие производственные расходы; внепроизводственные расходы [6].

Date: 2015-07-24; view: 1709; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию