Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Интерес физиков и математиков к тому, как представлены в психологии развития некоторые фундаментальные для этих дисциплин понятияИнтерес физиков и математиков к тому, как представлены в психологии развития некоторые фундаментальные для этих дисциплин понятия, одновременно вдохновляет и обязывает. Эйнштейн был первым, кто предложил Пиаже проанализировать отношения между представлениями о скорости и времени у детей. Теперь этим особенно настойчиво занимается Розенфельд в Институте Нильса Бора в Копенгагене, своими оригинальными озарениями в теории и истории физики, побуждая Женевскую школу к исследованиям в области генетической эпистемологии причинности. Приятно сознавать, что в настоящее время сохраняется интерес ученых к проведенному нами исследованию представлений о вероятностных событиях у детей. Эта работа была выполнена Пиаже и мною с группой сотрудников некоторое время назад [Piaget, Inhelder, 1951]. Если бы нам пришлось повторить это исследование, располагая всем имеющимся сегодня знанием в области познавательного развития, мы могли бы использовать более совершенные методы и опирались бы на более глубокое понимание умственного развития ребенка. В любом случае у специалиста по теории вероятности возникает вопрос к нашему исследованию развития понятия случайности: имеется ли у вполне обычного человека (т.е. не ученого и не психически больного) некое интуитивное представление о вероятности, подобное тому, которое имеется в отношении чисел натурального ряда. На языке эпистемологии эту проблему можно сформулировать следующим образом: как формируются понятия случайности и вероятности? Могут ли они возникать в результате простого подсчета событий в ходе повседневных наблюдений, т.е., по сути дела, чисто эмпирически? Сначала напрашивается ответ, что это именно так. В самом деле, большинство наших действий заключает в себе непосредственную оценку более или менее вероятного характера ожидаемых событий или событий, которых мы, возможно, опасаемся. Наблюдение за тем, как взрослый человек переходит дорогу, показывает, что он ведет себя так, как будто непрерывно оценивает возможность столкновения с учетом частоты и скорости движения транспорта; в отношении маленьких детей возникает впечатление, что они практически адаптированы к этой ситуации, хотя психологические механизмы, обеспечивающие такую адаптацию, все еще неизвестны. В повседневной жизни мы постоянно имеем дело с тесным переплетением причин и следствий различных событий. С объективной точки зрения, повседневная жизнь состоит в основном из сложно детерминированных событий и ситуаций: причудливая траектория падающего листа – гораздо более типичное явление, чем прямолинейное движение. В субъективном же плане наша интерпретация этих явлений может отличаться от объективного положения дел как в сторону упрощенного понимания стоящих за ними причин, так и в сторону переоценки их сложности. В течение всей жизни мы вынуждены действовать и принимать решения, учитывая известную из опыта частоту повторяемости тех или иных событий. Точно так же и для маленького ребенка жизнь полна неожиданностей, опасений, причудливых перемен. Необходимо, однако, различать уровень поведения, адаптированного с практической точки зрения, и наличие когнитивных систем, необходимых для понимания соответствующих процессов. Это различие существенно не только для поведения в вероятностных ситуациях, но и в других отношениях – для понимания развития познания. Современные исследования Пиаже и его школы в области практического интеллекта у детей подтверждают существование очевидного разрыва между двумя уровнями развития: элементарным уровнем действия в собственном смысле слова и возрастающим уровнем осознания этого действия, т.е. его пониманием. Один из наших сотрудников попросил однажды логиков, физиков и математиков пройтись на четвереньках, а затем воспроизвести движения, которые они при этом совершали. Оказалось, что в то время как весьма именитые физики вполне преуспели в этом задании, не менее именитые логики и математики с ним не справились. Обозначив предмет обсуждения, мы можем сформулировать гипотезу нашего исследования: суждения детей о частоте, случайности и вероятности событий расходятся с доступными им формами практического поведения, осуществляемого без осознания его на понятийном уровне, такие суждения не являются прямым отражением или «дубликатом» наблюдаемых событий. В качестве основы им необходимо формирование логико-математических операций, которые затем в отношении физических событий будут выполнять функции причинного объяснения. Если эта гипотеза окажется верной, то можно полагать, что понимание вероятности и случайности появляется в познавательном развитии ребенка достаточно поздно. Общий вывод, вытекающий из наших работ, проведенных в Женеве, показывает, что операции мышления (логические, математические, пространственные, временные) берут свое начало в сенсомоторной активности ребенка, а завершают свое развитие в виде систем замкнутого типа. В психологии познания мы рассматриваем систему операций как замкнутую, если результаты этих операций (по отдельности или в комбинации) остаются элементами исходной системы. Такие системы, как показал Пиаже, изоморфны сначала полурешеткам, а затем в последующем процессе развития – решеткам, группировкам и элементам Булевой алгебры. Огромное значение этого созидательного процесса заключено в возрастании обратимости интериоризированных действий, которые через механизмы саморегуляции могут компенсировать текущие рассогласования или нарушения. Эти рассогласования вытекают из постоянного столкновения схем интериоризированных действий субъекта с сопротивлением со стороны физической реальности. Процесс прогрессирующего становления структур достигает двух уровней равновесия, которое Пиаже определяет как максимальную устойчивость с низкой энтропией. Первый уровень равновесия обусловлен структурами так называемых конкретных операций. Мы называем их «конкретными» потому, что их выполнение ограничено предметами, фактически представленными в поле действия субъекта. Эти операции можно обнаружить в логической классификации, системах счисления и т.д. В нашей культуре конкретные операции формируются к семилетнему возрасту. Второй уровень образуют структуры формальной логики, такие, например, как пропозициональная логика, предполагающая существование комбинаторных систем. Недавние исследования женевского эпистемологического центра показали, что причинные объяснения развиваются в тесной связи с операциями мышления и предполагают приложение операций субъекта к разным сторонам физической реальности. Однако вопрос о том, как по мере развития меняется восприятие и понимание ребенком того, что на первый взгляд кажется противоречащим физической причинности (включая феномены случайности), остается открытым. Эта проблема и стала предметом исследования, о котором я собираюсь сегодня рассказать:
|