Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и детерминанты межличностной аттракции ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Из всех людей, составляющих круг общения любого индивида, всегда есть какая-то часть, которая нравится ему больше, те, которые нравятся меньше, и те, которые вообще не вызывают к себе каких-либо положительных эмоций. В этом факте проявляется оценочное отношение людей друг к другу. Процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии получил название межличностной аттракции. По своей сути межличностная аттракция представляет собой оценочную реакцию одного человека другим, которая побуждает его действовать определенным образом при общении с этим другим человеком. Тем самым аттракция предстает разновидностью восприятия, определяющей содержание, характер и стиль межличностной коммуникации. В практической жизни привлекательность одного человека для другого формируется под влиянием внешних и внутренних факторов межличностной аттракции. Рассмотрим подробнее эти факторы. К внешним факторам аттракции, т.е. не связанным непосредственно с процессом взаимодействия, можно отнести следующие:
2. эмоциональное состояние партнеров по общению;
· Потребность в аффилиации (to affiliate – присоединяться) – это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Степень выраженности данной потребности у того или иного человека в значительной мере определяет тип его межличностного общения. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей. Человек, у которого данная потребность выражена очень сильно, постоянно ищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы его заметили. Общая направленность на людей, непереносимость одиночества оказывается для человека с ярко выраженной потребностью в аффилиации фактором, усиливающим для него привлекательность другого человека как потенциального партнера по общению. · Эмоциональное состояние. Экспериментально установлено, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении. Для человека с негативными эмоциями другие люди либо просто не существуют, либо на них переносится плохое настроение. Таким образом, от того, как индивид относится к другим людям, и то, как они относятся к нему, формируется общее эмоциональное состояние, влияющее на тип и характер процесса коммуникации. · Пространственная близость. Действие этого фактора состоит в том, что при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Влияние пространственной близости имеет решающее значение для установления межличностных контактов. В детские годы круг друзей формируется прежде всего из сверстников, живущих близко друг от друга, а также из одноклассников. Брачными партнерами чаще всего становятся люди, либо живущие недалеко друг от друга, либо те, кто учатся или работают вместе. Пространственная близость выступает фактором межличностной аттракции прежде всего потому, что люди, живущие неподалеку друг от друга, находятся в сходной среде, пользуются одинаковой социальной структурой, потребляют одни и те же культурные ценности. В результате они имеют общие вопросы и проблемы, что способствует их общению и взаимодействию. Следствием этого становятся близкие контакты и взаимоотношения между ними, т.е. устойчивая коммуникация. Рассмотренные факторы можно считать внешними детерминантами аттракции именно потому, что они выступают в качестве ситуативных условий, способствующих или препятствующих общению между людьми. Вместе с тем, как только люди начинают процесс общения между собой, так начинает действовать новая группа факторов, вызванных самим процессом межличностного общения. Данная группа факторов межличностной аттракции получила название внутренних. К внутренним, или собственно межличностным, детерминантам аттракции относятся: 1. физическая привлекательность партнера по общению; 2. демонстрируемый стиль общения; 3. фактор сходства между партнерами по общению; 4. выражение личного отношения к партнеру в процессе общения. · Физическая привлекательность. Человеческая психика воспринимает красоту как важный элемент установления и развития межличностных отношений. Этот фактор проявляет свое действие начиная с детских лет, когда красота человека обеспечивает ему более высокую популярность по сравнению со сверстниками. Уже в этом возрасте, осознавая привилегированное положение красивых сверстников, дети утверждают, что лучше быть красивым, потому что тогда их все будут любить и не будут обижать. Исследования взаимосвязи красоты и коммуникабельности позволяют сделать вывод, что красивые люди обладают более развитыми коммуникативными навыками, что объясняется различными условиями социализации красивых и некрасивых людей. Было также замечено, что у более красивых мужчин и женщин в общении с другими людьми преобладает ориентация непосредственно на партнера. Здесь действует ореол «красивый значит хороший», так как люди ассоциируют красоту с положительными личными качествами, а некрасивость с отрицательными. В то же время было установлено, что более высокий уровень физической привлекательности не обеспечивает стабильного успеха в долговременных отношениях: влияние внешней привлекательности обычно более высоко вначале общения и снижается по мере того, как раскрываются другие черты партнера по общению. · Стиль общения. Важным фактором межличностной аттракции является манера поведения. Каждому человеку знакомо чувство, что общение с одними людьми приносит больше наслаждения, чем с другими. Те, кто проявляет при общении щедрость, решительность, великодушие, нежность, коммуникабельность, как правило, нравятся больше, чем те, кого воспринимают как скупых, холодных, апатичных и робких. В коммуникативистике выделяют поддерживающий и неподдерживающий стили общения. Поддерживающий стиль можно определить как тип поведения одного партнера, в результате которого второй партнер по общению начинает больше себя ценить. Проявлениями этого стиля общения являются: обращение к партнеру по имени, комплименты, прямое согласие с собеседником, выражение положительных чувств, вызванных общением, выражение благодарности. Неподдерживающий стиль – это тип поведения, в результате которого партнер по общению начинает оценивать себя ниже и меньше. К этому стилю общения относятся: уход от обсуждения, когда партнер по коммуникации переводит разговор на другую тему, подчеркнуто правильная речь, означающая отказ от личного общения, прерывание говорящего, противоречие между вербальным и невербальным содержанием общения. · Сходство. Восприятие мира и последующее суждение о нем несвободно от эмоций, мотиваций или представлений. Так, похожих на нас людей мы склонны воспринимать более позитивно, чем непохожих, такое отношение распространяется на людей, напоминающих тех знакомых, с которыми мы когда-то имели опыт позитивного общения. В основе этого фактора также лежит принцип когнитивного соответствия, согласно которому приятный человек – это человек, который согласен со мной. Отмечено, что люди, имеющие сходные ценностные ориентации, испытывают взаимную привлекательность. При этом, чем более сходны установки партнеров, тем сильнее ощущение реальности и значимости их взглядов, что является источником поддержания коммуникативной компетенции. · Личное отношение к партнеру. Эффективная и успешная аттракция возникает в ответ на положительные действия, а неприязнь — на отрицательные. Индивид положительно относится к тем людям, которые его хвалят, любят, сотрудничают с ним, и, напротив, отрицательно к тем, которые его критикуют, ненавидят или являются конкурентами. Таким образом, межличностная аттракция определяется действием целого ряда факторов. Положительное восприятие другого человека может зависеть от эмоционального состояния самого воспринимающего; от степени выраженности у человека потребности в аффилиации, от того, находится ли данный человек рядом или далеко. Людям, скорее, нравятся те, кто имеет взгляды, образование, ценности, статус, сходные с их собственными; те, чье поведение и стиль общения поддерживают их самоуважение и достоинство.
|