Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция Ананьева-Пригожина 2 page





3) При этом на новом уровне развития схема накопления опыта развития повторяется. Т. е. на всех уровнях системных отношений всегда повторяются универсальные закономерности развития по трем параметрам: в пространстве, во времени, при энергообмене (в этом повторении универсальных закономерностей и заключается суть подобия).

4) Каждый раз, как только выстроена семеричная структура, как только система сформирована и причина познана, тогда вся система становится следствием, происходит выход в надсистему и открывается для познания новая причина.


Рис. 8. Иллюстрация закона преемственности и подобия

 

• В пространстве повторяются семиуровневость структурной организации и тройственность причинно-следственных отношений (рис. 8а).

• Во времени повторяются 2 фазы и 12 этапов цикла формирования системы (рис. 8б).

• При энергообмене повторяется стремление систем к интеграции и к увеличению энергоемкости (рис. 8в).

1) Любая система в своем развитии базируется на прошлом опыте, на прежних достижениях. Сначала каждый последующий этап вбирает в себя опыт предыдущего и ускоренно повторяет его в малом цикле (в этом суть преемственности).

С древних времен человечество пыталось использовать закон аналогий (преемственности и подобия) в познании природы. Каждая концепция и теория имеет определенное значение в развитии представлений о мироздании. Так, например, в соответствии с древнекитайской концепцией у-син человек (микрокосмос) состоит из тех же пяти первоэлементов, которые составляют макрокосмос. Тело человека состоит из анатомо-физиологических единиц — органов, взаимодействующих между собой и с окружающей средой подобно первоэлементам. Каждый из органов соответствует определенному первоэлементу.

Древневосточные врачи применяли концепцию у-син с целью анализа жизнедеятельности организма человека и упорядочения сущности многообразных отношений человека и природы. Сходство между этими отношениями и пятью первоэлементами устанавливалось исключительно на основании аналогий. Эти аналогии были обобщены и впервые представлены в виде таблиц в трактате «Ху-анди нэй-цзин». Список таких аналогий практически неисчерпаем.



Таблица 2. Классификация аналогий макрокосмоса и микрокосмоса по концепции у-син.

Универсология как междисциплинарный синтез позволяет найти место и значение любой концепции в развитии представлений о миропостроении и использовать их в познании и оздоровлении окружающего мира и себя.

2) Затем система должна накопить новый опыт и синтезировать его с предыдущим для того, чтобы достичь качественно нового состояния и перейти на новый уровень развития.

В современной науке закон преемственности и подобия широко применяется в изучении процесса развития индивида — онтогенеза (onthos — особь) стечение всей его жизни — утробной, эмбриональной и внеутробной, постэмбриональной, от рождения до момента смерти. С этой целью используются данные эмбриологии (embryon — зародыш), возрастной анатомии, геронтологии — науки о старости (geron, gerontos — греч. старик).

Примером преемственности служит рефлекторная деятельность нервной системы: безусловные рефлексы — преемственность опыта эволюции вида, условные рефлексы — преемственность собственного жизненного опыта. Память (кратковременная и долговременная), позволяющая использовать прошлый опыт развития в настоящем так же являет собой образ преемственности.

Одним из хорошо изученных примеров преемственности и подобия в организме является последовательное формирование функций различных отделов нервной системы, повторяющее стадии филогенеза.

«Низшие, более старые в развитии (нервные — от авт.) центры и дуги, действуя, не просто отходят в сторону с постепенным образованием высших центров, но работают дальше в союзе как подчиненные инстанции под управлением высших, в истории развития более молодых центров, так что при неповрежденной нервной системе их обычно нельзя определить отдельно.

Подчиненные центры не удерживают своего первоначального в истории развития типа функционирования, но отдают существенную часть функций вверх, новым строящимся над ними центрам» [7].

Младенец является существом, поведение которого обусловлено преимущественно древними подкорковыми центрами головного мозга, существом промежуточного мозга. Накопление опыта взаимодействия с окружающим миром, ведущее к развитию коры, помогает обогатить сознание и перейти от животных функций к высшим человеческим. При повреждении вышестоящих отделов нервной системы в результате травмы или воспалительного заболевания вступают в силу низшие отделы. У человека появляются исчезнувшие в раннем детстве рефлексы и функции, что свидетельствует о регрессе.

В проявлении этого закона есть аналогия в социальной жизни. Зачастую возрастающий уровень требований современной цивилизации ставит под сомнение значение и актуальность родительского опыта для детей (перед новым поколением обычно стоят более сложные цели и задачи). С другой стороны, часто встречается неприятие родителями образа жизни своих детей. Конфликт разрешается, если мудрые родители уступают первенство своим детям, разумно включаясь в их жизнь, исподволь помогая им своим опытом и участием, а дети с уважением относятся копыту родителей, используя лучшие его стороны. В таком случае происходит гармоничное развитие обоих поколений и выигрывает общество в целом.

Закон преемственности и подобия, основанный на многоуровневом повторении структурной организации систем, прослеживается также на примере развития человеческого рода.

Филогенез (phylon — род, genesis — развитие) — эволюция человеческого рода, базируется на данных сравнительной анатомии, исследующей аналогии в строении человека и животных.

Так, например, все ткани, органы и системы у человека и у животных, обладающих билатеральной симметрией, развиваются из трех зародышевых листков. И это сходство наблюдается на примерах различных форм жизни — от низших к высшим.

Структурно-функциональное подобие человеческого организма и организма животных легло в основу следующей классификации. Человек относится к типу хордовых (Chordata), подтипу позвоночных (Vertebrata), классу млекопитающих (Mammalia), подклассу плацентарных одноутробных (Mammalia placentalia), отряду приматов (Primates), семейству людей (Hominideae).

Каждый последующий онтогенетический этап развития человека вбирает в себя филогенетический опыт развития природы, обеспечивая повторение и преемственность связей в царствах природы. Так, например, человеческое тело включает в себя минеральные, растительные и животные компоненты. Основополагающим для сохранения постоянства внутренней среды организма человека является ионный баланс. В состав костей входят минералы. Примерно на 70 % человеческое тело состоит из воды.

В анатомии человеческого организма выделяют органы вегетативной, растительной жизни (vegetatio — растительность), аналогичные по своим функциям растениям. К ним относят органы пищеварения, дыхания, мочеотделения, размножения, сосуды и эндокринные железы. С животным царством человека роднит наличие органов анимальной, животной жизни (animal — животное). К ним относят аппарат движения, органы чувств и нервную систему, т. к. функции передвижения и нервной деятельности присущи только животным и почти отсутствуют у растений.

Таким образом, человек как биологическая единица, вбирает в себя опыт предшествующих царств природы, приобретая с их помощью качественно новые возможности.

3) На новом уровне развития схема накопления опыта развития повторяется. Т. е. на всех уровнях системных отношений всегда повторяются универсальные закономерности развития по трем параметрам: в пространстве, во времени, при энергообмене (в этом повторении универсальных закономерностей и заключается суть подобия).

Повторение структурной и функциональной организации жизни можно проследить на разных уровнях. Рассмотрим ее на примере клетки.

Клеточная оболочка является формообразующим аспектом, обеспечивает относительную изоляцию ее внутренней среды от внешней, выполняет защитную и др. функции.

Цитоплазма выполняет функцию внешнего и внутреннего взаимодействия. В ней расположены органоиды, необходимые для жизнедеятельности клетки, растворены или находятся во взвешенном состоянии различные химические вещества, обеспечивающие метаболизм.

Ядро контролирует работу клетки, т. е. выполняет функцию управления. В нем содержится «банк памяти». Гены в хромосомах представляют собой молекулы ДНК, посылающие «сообщения» в виде РНК — матриц для построения клеточного белка.

Любая система органов в организме, в свою очередь, выполняет три функции: 1) формообразующую; 2) связи; 3) управления.

Например, центральная нервная система (ЦНС) интегрирует все органы и системы организма в единое целое (формообразующая функция). Участвует в формировании поведения (функция взаимодействия организма с окружающей средой). Способствует формированию психической деятельности человека (функция управления).

Другим примером тройственности может служить костная система. Скелет служит опорой, к которой прикрепляются мягкие ткани и органы. Движение, осуществляется за счет костных рычагов, соединенных подвижными сочленениями и приводимыми в движение мышцами. Кроме того, костная система участвует в обмене веществ (особенно в минеральном обмене, скелет является депо минеральных солей фосфора, кальция, железа). Также скелет выполняет кроветворную функцию, поскольку внутри костей содержится спинной мозг. Кость, таким образом, участвует в формировании иммунитета — генерализованной защитной реакции организма от инфекции. Таким образом, кость оказывает управляющее воздействие на важные процессы во всем организме.

4) Каждый раз, как только выстроена семеричная структура, как только система сформирована и причина познана, тогда вся система становится следствием, происходит выход в надсистему и открывается для познания новая причина.

Это правило подтверждают ежегодные научные открытия в сфере биоэнергетики, кибернетики. Процесс познания функций организма бесконечен. Уровень открытий повышается с развитием сознания исследователей. К концу XX века ученые вплотную подошли к исследованию проблем энергоинформационного и волнового влияния на организм, к глубокому изучению полевых структур человеческого тела. Новые открытия в этих областях позволяют приблизиться к ранней профилактике болезней и оказывать помощь на этапах биохимических и функциональных нарушений. Но важно помнить, что все, что нужно для исцеления заключено в самом человеке, и хорош тот способ, который стимулирует внутренние силы и раскрывает внутренние потенциалы.

III. Закон причинной обусловленности (сохранения энергии в причинно-следственных связях)

1) У каждого следствия имеется своя причина, которая, в свою очередь, является лишь следствием еще большей причины. Причинно-следственные связи существуют на всех уровнях системных отношений.

2) Причинно-следственные отношения, в которых участвует система, определяют ее пространственно-временные параметры и ее энергоемкость как творческий потенциал развития.

3) Поскольку у каждого следствия всегда есть причина, значит, случайностей не существует. Случайность — лишь не познанная пока закономерность.

4) Закон причинно-следственных отношений — это система энергетических процессов организации и управления развитием жизни, или закон сохранения энергии в причинно-следственных отношениях.

5) Существуют два основных способа получения энергии:

— использование внешних источников энергии за счет разрушения существующих связей (энергия разрушения);

— рождение энергии в процессе объединения (энергия созидания, синтеза).

 

1) У каждого следствия имеется своя причина, которая, в свою очередь, является лишь следствием еще большей причины. Причинно-следственные связи существуют на всех уровнях системных отношений.

2) Причинно-следственные отношения, в которых участвует система, определяют ее пространственно-временные параметры и ее энергоемкость как творческий потенциал развития.

Системология, кибернетика, синергетика — отрасли науки, изучающие поведение различных систем, возникли на рубеже эпох не случайно. Чтобы управлять своей жизнью, человечество стало нуждаться в обобщающих принципах, систематизации и прогнозировании. Исходя из положений этих наук, жизнь не может родиться без системообразующего фактора — системы, обладающей достаточной и необходимой организующей способностью, с превышающим уровнем сознания.

Развитие не может начинаться бесцельно и спонтанно — хаотическое смешение деталей не приводит к созданию жизни. Последовательное выстраивание структуры происходит сначала от общего к частному, а затем, с приобретением системой самостоятельности и навыков самоуправления, — от частного к общему.

Дифференцируясь до бесконечности на дочерние системы (подсистемы), система сама является частью большей системы (надсистемы). Таким образом, каждая система имеет причину своего возникновения (надсистему) и следствие своей жизнедеятельности (подсистему). Следовательно, жизнь представляет собой цепь причинно-следственных отношений.

Например, в процессе эволюции живых организмов увеличивается разнообразие, сложность и специализированность органов, основной функцией которых является приспособление к изменяющимся условиям среды. Потребность в переходе к новым условиям существования рождает новые органы и системы. Так, например, выход животных в воздушную среду привел к редукции дыхательного аппарата, свойственного водным организмам (жабры) и возникновению легких. При переходе животных к малоподвижному или неподвижному образу жизни и к паразитизму происходит развитие химических или механических защитных образований (раковины моллюсков, домики ракообразных, ядовитые выделения желез). У паразитов скелетные образования отсутствуют, но развиваются различные органы прикрепления к органам хозяина (присоски, крючки, хоботки). В обоих случаях имеет место сильнейшее увеличение плодовитости, ослабление роли особей мужского пола и часто развитие гермафродитизма. Образ жизни определяет организацию и направленность развития систем. Изменение органов (подсистем) у живых организмов связано со сменой среды обитания (большей системы).

Таким образом, общая тенденция эволюционного процесса — переход от менее сложных, но более разнообразных структур к немногим, но высоко и многообразно специализированным. Развитие структур идет в направлении оптимизации.

Хочется провести аналогию с жизнью человека. Неравновесное использование тех или иных органов и систем ведет либо к их чрезмерному развитию, либо к редукции и атрофии. Это касается и тела и психических способностей. Целенаправленное наращивание мышечной массы ведет к снижению половой функции, чрезмерное использование интеллекта очень часто сопровождается мышечной слабостью, редкое использование мыслительных способностей ведет к ослаблению памяти и т. д. Природа не терпит односторонности и всячески пытается ее компенсировать.

3) Поскольку у каждого следствия всегда есть причина, значит, случайностей не существует. Случайность — лишь не познанная пока закономерность.

В соответствии с этим правилом болезнь не может быть случайностью, а является следствием несовершенства сознания и причиной последующих событий, помогающих в выборе жизненного пути.

4) Закон причинно-следственных отношений — это система энергетических процессов организации и управления развитием жизни, или закон сохранения энергии в причинно-следственных отношениях.

Для того чтобы существовать, организм использует энергию химических превращений. Катаболические превращения — распад или окисление «топливных» молекул, сопровождаются выделением энергии (экзергонические реакции). Синтез органических соединений (анаболизм) требует поступления энергии (эндергонические реакции). Совокупность катаболических и анаболических процессов составляют метаболизм. Энергия, выделяющиеся при экзергонических реакциях, через вещества-посредники передается эндергоническому звену. Общая внутренняя энергия системы остается постоянной. Благодаря этому закону происходят жизненно важные процессы — реакция синтеза, активный транспорт веществ через мембрану, проведение нервного импульса, мышечное сокращение — разноуровневые следствия окислительных реакций, сопровождающихся выделением энергии.

5) Существуют два основных способа получения энергии:

— использование внешних источников энергии за счет разрушения существующих связей (энергия разрушения);

— рождение энергии в процессе объединения (энергия созидания, синтеза).

В связи с экологическим кризисом энергоресурсов наука уделяет большое внимание исследованиям внутриклеточных энергетических резервов и способам их активации.

В этом смысле интересна гипотеза врача-хирурга, члена Русского физического общества Георгия Николаевича Петраковича. Основные положения гипотезы, касающиеся дыхания, состоят в следующем:

1. Каждая клетка сама обеспечивает свои потребности в кислороде за счет свободно-радикального окисления (СРО) ненасыщенных жирных кислот мембран клетки.

2. Побуждает к этой реакции эритроциты крови за счет передачи им электронного возбуждения.

3. Электронное возбуждение самих эритроцитов осуществляется в капиллярах альвеол легких за счет реакции горения углеводов ткани с кислородом воздуха. Кислород воздуха является только инициатором реакции горения углеводов и запускает энергетический конвейер жизни.

Таким образом, в целом, мы можем говорить о двух путях получения энергии в организме человека во время дыхания: за счет «горячего» и «холодного» возбуждения эритроцитов, несущих в первом случае кислород в клетки, в другом — информацию (энергию), согласно которой в клетке синтезируется эндогенный кислород (реакция «термоядерного синтеза» идет в присутствии углекислого газа). В случае прохождения «горячих» эритроцитов (жесткое взаимодействие) повреждается наружный слой эндотелия сосудов, особенно в местах естественных изгибов ветвящихся артерий разного калибра. Именно эти участки, как известно, в первую очередь поражаются атеросклерозом. При прохождении «холодных» эритроцитов повреждения сосудов нет, а клетка сама синтезирует кислород, и очевидно может продуцировать все вещества, необходимые организму в целом.

На такую возможность эндогенной клеточной регуляции указывают и опыты, проведенные Горяевым. Более того, он доказал наличие солитонного спектра волн, излучаемого молекулой ДНК. Об этом повествует в своей гипотезе и Г.Н. Петракович, называя его СВЧ полем.

По теории Петраковича эндогенное дыхание можно активизировать с помощью определенного дыхательного ритма. Эта теория частично объясняет лечебное воздействие различных дыхательных практик (холотропное дыхание, методика Фролова, Стрельниковой и т. д.). Хотелось бы дополнить, что ритм дыхания косвенно связан с жизненным ритмом, темпами развития человека. Поэтому важно постоянно поддерживать активные связи с окружающим миром — «дышать полной грудью» в прямом и переносном смысле.

С открытием реакции термоядерного синтеза и внутриядерных сил стала очевидной возможность получения энергии объединения разрозненных элементов в систему. По закону аналогий эта реакция свойственна не только атомам, но и социальным и биологическим системам. Объединение людей в творческие коллективы при условии соблюдения эволюционных критериев развития, рождает объединенную энергосистему с энергией связи, во много раз превышающей суммарную энергию членов коллектива. Происходит упорядочивание жизни каждого человека и коллектива в целом. Таким образом, появляется новый источник энергии созидания. Так как смысл оздоровления состоит в упорядочивании структур и функций организма, то объединенная энергосистема является одним из лечебных факторов.

IV. Закон цикличности (закон перехода количества в качество)

«Неэвклидова геометрия гласит, что из-за искривления пространства любая прямая, продолженная до бесконечности, образует круг. Таким образом, любая прямая есть отрезок дуги. Если мы перенесем эти сведения на ось времени, то увидим, что когда-нибудь прошлое и будущее встретятся в некоторой точке круга» [11]. Таким образом, «невозможно определить ни начало, ни конец какого-либо процесса. Все есть непрерывный поток жизни» [22], где смена событий и форм — результат циклического перехода на другой уровень развития.

1) Цикличность проявляется как непрерывное чередование активной и пассивной фаз: инволюции и эволюции.

2) Обе фазы являются равно необходимыми. Только наличие обеих фаз обеспечивает всесторонность развития, полноту накопления опыта в цикле.

3) Накопление опыта развития осуществляется циклично. Цикличность проявляется в чередовании двух фаз (инволюционной и эволюционной), в 12 этапах последовательного формирования системы. Накопление количественного опыта создает условия перехода данной системы на качественно новый уровень, где она познает цель системы большего уровня. Это означает начало нового витка спирали развития.

 

1) Цикличность проявляется как непрерывное чередование активной и пассивной фаз: инволюции и эволюции.

2) Обе фазы являются равно необходимыми. Только наличие обеих фаз обеспечивает всесторонность развития, полноту накопления опыта в цикле.

Цикличность свойственна всем явлениям. В клетке осуществляются биохимические процессы расщепления поступающих и синтеза собственных органических соединений — строительных элементов организма. Работа органов также циклична: например, систола и диастола в сердце, циклический характер выделения пищеварительных соков. Цикл кровообращения складывается из двух фаз: доставки артериальной крови в ткани и возвращения продуктов распада с венозной кровью к легким, в которых происходит обогащение кислородом. Вдох и выдох помогают регулировать цикличность дыхания. Рефлекторная дуга и биоритмы мозга обеспечивают активную взаимосвязь организма с окружающей средой, жизнь которой также подчинена определенным ритмам (суточным, недельным, лунным, месячным, годовым и т. д.). Таким образом, малые циклы включены в большие.

Различные системы накапливают свой опыт относительно одновременно, их циклы связаны между собой. При этом эффективность их работы зависит от согласованности систем. Особый интерес как сложное циклическое явление представляет собой женский сексуальный цикл. «Сексуальное поведение женщины мотивируется множеством различных факторов; биологические тенденции маскируются и видоизменяются под влияние культурных паттернов и процессов развития, определяющих индивидуальные различия в выражении сексуальности. Несмотря на сложность психологической структуры человеческой личности, исследованием было установлено, что (1) эмоциональные проявления сексуального влечения, так же как и репродуктивная функция, стимулируются половыми гормонами; (2) параллельно с выработкой эстрогена мотивом поведения служит активная экстравертированная гетеросексуальная тенденция; (3) параллельно с прогестиновой фазой психосексуальная энергия направляется вовнутрь в качестве пассивно-рецептивной и сохраняющей тенденции; таким образом (4) параллельно с гормональным циклом включается эмоциональный цикл. Сочетание гормонального и эмоционального циклов представляет собой сексуальный цикл [2].

Таким образом, в первую фазу менструального цикла женщина проходит активную, экстравертную (инволюционную) фазу развития женских качеств, заключающуюся в накоплении опыта общения с противоположным полом. Смысл этой фазы в привлечении внимания противоположного пола. В этот период повышено содержание эстрогенов в крови. Максимально стимулируются такие качества как нежность, мягкость, женственность и здоровая сексуальная активность (стимулируются и другие виды активности). Не лучшими проявлениями этой фазы являются кокетство, вызывающее поведение, стремление к экстравагантным нарядам, обнажению тела.

В период овуляции (середина цикла), сопровождающийся максимальной концентрацией эстрогенов в крови, стимулируются качества, способствующие психосексуальной интеграции, т. е. биологической и эмоциональной готовности к оплодотворению. «Это выражается в повышенной либидинальной готовности к принятию партнера или, если это не удается, в повышенной эмоциональной напряженности; такое состояние часто характеризует преовуляционный этап» [2].

Во вторую фазу менструального цикла наступает период релаксации, готовности к вынашиванию, терпимости, заботливости, связанный с подготовкой к беременности и материнству (повышается содержание в крови прогестинов). Поэтому внешняя активность и сексуальный пыл слегка угасают, уступая место внутреннему созерцанию, отслеживанию своих ощущений, ожиданию беременности. Если женщина не хочет ребенка, проигрывая неразрешенные в детстве конфликты с матерью, могут появиться депрессия, стремление самой стать ребенком и получать заботу. Побочными явлениями этой фазы также могут быть слезливость, пассивность, стремление к обвинениям.


Рис. 9. Схема сексуального цикла женщины

 

Фазы цикла:

1. Менструация. Начало повышения уровня эстрогенов. Сексуальная стимуляция.

2. Фаза фолликулярного созревания. Повышение уровня эстрогенов. Стимуляция репродуктивной функции. Активные экстравертивные гетеросексуальные тенденции.

3. Овуляция — пик содержания эстрогенов в крови. Начало выработки прогестина. Максимальный уровень психосексуальной интеграции. Нарастание уровня прогестина в крови. Возможность зачатия. Период релаксации.

4. Предменструальная фаза цикла. Снижение уровня овариальных гормонов.

Если зачатия не происходит, выработка прогестина снижается, наступает предменструальная фаза цикла. Этот период у различных индивидов сопровождается различным эмоциональным сопровождением. Корреляция с низким гормональным уровнем приводит к напряженности, беспокойству, тревожности. Это можно расценивать как следствие неосуществленной женской миссии — материнства. А с другой точки зрения, начало любого цикла является критическим периодом и как правило сопровождается чувством неуверенности, тревоги и беспокойства.

Резкое падение выработки гормона приводит к менструации, которая с древних времен считается символом очищения. У многих женщин в это время наступает облегчение.

Таким образом, как гормоны влияют на поведение женщины, так и эмоциональные переживания отражаются на течении менструального цикла. Хорошо известно, что эмоции могут провоцировать или задерживать менструацию. Хуже известен тот факт, что под воздействием переживаний срок наступления овуляции также может варьировать. Расстройство психосексуальной зрелости также отражается на цикле. Например, у женщин с инфантильными, удерживающими, личностно-потребностными тенденциями преобладает удлинение цикла. Таким образом, психодинамика личности женщины влияет на характер менструального цикла, и гормональный фон воздействует на развитие личности.

3) Накопление опыта развития осуществляется циклично. Цикличность проявляется в чередовании двух фаз (инволюционной и эволюционной), в 12 этапах последовательного формирования системы. Накопление количественного опыта создает условия перехода данной системы на качественно новый уровень, где она познает цель системы большего уровня. Это означает начало нового витка спирали развития.

В организме существуют 12 основных систем, обеспечивающих жизнедеятельность. Каждая отвечает за определенный этап в построении взаимосвязей с окружающим миром. В соответствии с древневосточными воззрениями каждая система имеет периоды максимальной активности и пассивности в течение суток. Согласуя свой режим с биоритмами организма, можно значительно улучшить здоровье.

V. Закон альтернативности (закон свободы выбора)

1) Любой системе, обладающей сознанием, предоставлена альтернативность в выборе направленности развития.

2) Основным критерием направленности развития (инволюция или эволюция) являются используемые источники энергии.

 

1) Любой системе, обладающей сознанием, предоставлена альтернативность в выборе направленности развития.

Рассмотрим закон альтернативности на примере болезни. Любой человек вправе выбирать, какой дорогой ему идти. В болезни у человека также есть выбор. Многие считают, что болезнь — это оправдание, которое освобождает от работы над собой, от ответственности за свое будущее. Они опускают руки, замыкаются, становятся более требовательными к окружающим, считая, что все должны о них заботиться. Эту позицию можно расценивать как пассивно-оборонительную, пораженческую. Соответственно «сдаются» все органы и системы — появляются депрессия, иммунодефицит, хронические болезни. Других людей болезнь подстегивает, побуждает к действиям, направленным на изменение образа жизни. Эта позиция активно-созидательная, выводящая на новый уровень жизни. И все органы и системы при этом мобилизуются, ускоряется обмен веществ, возрастают защитные силы.

Во втором случае путь к выздоровлению может лежать в трех направлениях, болезнь помогает:

1) разобраться в себе, понять, что в характере и образе жизни мешает быть здоровым;

2) активизировать общение с окружающим миром — расширить круг своих знакомств, найти единомышленников;

3) кардинально перестроить свой образ жизни, сменив обстановку, работу, местожительства, получив дополнительную профессию.

Date: 2015-07-22; view: 1198; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию