Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Музыка для театра ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 · «Они знали Маяковского». Пьеса В. Катаняна, постановка Н. Петрова (Александринский театр, Ленинград, 1954) · «Первая симфония». Комедия А. Гладкова (Театр ленинского комсомола, 1956) · «Мистерия-буфф». Пьеса В. Маяковского, режиссёр В. Плучек (Московский театр сатиры, 1957) · «Дамоклов меч». Пьеса Н. Хикмета, режиссёр В. Плучек (Московский театр сатиры, 1959) · «Гроза». Пьеса А. Островского (Государственный академический Малый театр, 1961) · «Баня». Пьеса В. Маяковского (1962) · «Теркин на том свете». Поэма А. Твардовского, режиссёр В. Плучек (Московский театр сатиры, 1965)
Сергей Петрович Антонов(1915—1995) Родился 3 (16) мая 1915 года в Петрограде в семье инженера-путейца. В 1932 году поступил в ЛАДИ, окончил его в 1938 году. До 1941 года работал преподавателем техникума. Участник советско-финской войны 1939—1940 годов и Великой Отечественной войны, служил в дорожно-строительных частях. В 1946—1948 годах был доцентом, работал преподавателем начертательной геометрии Ленинградского института авиационного приборостроения. Литературная деятельность С. П. Антонова начинается с 1942 года. В 1944 году опубликованы первые стихотворения, в 1947 году — рассказ «Весна». В 1950 году вышли сборники рассказов «По дорогам идут машины» и «Мирные люди». С 1954 года входил в правление СП СССР, был делегатом съездов СП СССР и СП РСФСР. В 1960-е годы вышли повести «Порожний рейс», «Алёнка», «Разорванный рубль» и «Разнотравье». Для писателя характерен интерес к морально-нравственным проблемам, лирическая интонация в обрисовке характера, юмор. Главная тема писателя — современная деревня. Трилогия «Царский двугривенный» (1969), «Васька» (1987) и «Овраги» (1988) рассказывает о периодах НЭПа, коллективизации и индустриализации. Особая тема творчества Антонова - это мятущийся от избытка сил и недостатка цели умный и одаренный человек, в прозе Антонова вполне проявившийся в образе пеньковского тракториста (также героя фильма по одноименной повести Антонова; режиссер С. И. Ростоцкий) и не в меньшей мере — в сценариях Антонова к известным кинофильмам «Жил певчий дрозд» (реж. О. Д. Иоселиани), «Полеты во сне и наяву» (реж. Р. Г. Балаян). Повести Антонова «Царский двугривенный» (1969), нашумевший в годы перестройки «Васька» (1987) и «Овраги» (1988) обращены к периодам нэпа, коллективизации и индустриализации (в частности, строительству московского метро), не только усиливая критицизм и драматические тенденции в творчестве писателя, но и перенося акцент ответственности за тот или иной поворот судьбы с личного выбора («экзистенциального» решения) на общественный механизм, социально-политическую структуру. По произведениям С. П. Антонова поставлены фильмы «Дело было в Пенькове» (1957), «Дожди» (1959), «Пришёл солдат с фронта» (1969).
Василий Абгарович Катанян (15 апреля 1902 — 15 февраля 1980) Родился в Москве. Отец — Абгар Иванович Катанян, уроженец Тифлиса, в этот период был экстерном-ординатором Госпитальной терапевтической клиники Императорского Московского университета. Первая жена Мария Петровна Синельникова (1906-1987) С 1937 и до конца ее жизни Катанян был мужем Л. Ю. Брик. Учился в Тифлисском Политехническом институте. В то же время обучения начал выступать со стихами и статьями. Вместе с В. Кара-Мурзой выпустил сборник стихов «Синим вечером» (1918) и самостоятельно сборник «Убийство на романтической почве» (1919), участвовал в создании знаменитого сборника «Софии Георгиевне Мельниковой Фантастический кабачок» (1919). Член «Цеха поэтов» и «Союза русских писателей Грузии». Участвовал в издании газеты «Искусство», с 1921 года работал в Кавроста, а в 1923—1927 был заместителем директора издательства «Заккнига» В 1926 Катанян выступил с первой литературоведческой работой — книгой «Цензурные изъятия в „Воскресении“ Л. Толстого». После переезда в 1927 в Москву Катанян становится членом ЛЕФа, с июня того же года работает секретарем журнала «Новый Леф», а в 1929—1930 гг. входит в РЕФ. Печатался в газетах «Комсомольская правда», «Известия», «Вечерняя Москва», «Литературная газета», был ответственным секретарем журнала «Красное студенчество», работал в издательстве «Молодая гвардия». Входил в Совет и Исполнительное бюро Федерации объединения советских писателей. В «Альманахе с Маяковским» (1934) вышла его первая работа о Маяковском — Статья «Корни стихов». Отдельные статьи о творчестве поэта собраны в книге «Рассказы о Маяковском» (1940). Составитель и редактор трех Полных собраний сочинений Маяковского (1934—1939, 1939—1949, 1955—1961). В 1939 вышла «Краткая летопись жизни и работы В. В. Маяковского» — одним из наиболее важных источников при изучении жизни и творчества Маяковского. Книга издавалась в 1945, 1948, 1956, 1961 гг., последнее издание вышло посмертно под названием «Маяковский. Хроника жизни и деятельности» (1985). Другие работы •Пьеса «Они знали Маяковского» (1954) •Либретто оперы «Не только любовь» (1961) •Сценарий фильма «Анна Каренина» (1967) •Сценарий фильма о Н. Г. Чернышевском
Опера "Не только любовь" Опера написана спустя год после написания балета "Конек-горбунок". На этот раз его привлекли не сказочные герои, а реальные живые люди - его современники из послевоенного колхозного села. Выбор подобной темы со стороны композитора представлялся достаточно смелым шагом. Опера Щедрина являлась экспериментальной, о чем свидетельствовали и ее первые постановки, в которой еще не был найден ключ к сценическому решению столь необычной по сюжету и манере его воплощения оперы. Ведь Щедрин, опираясь на блестящие, но немногочисленные образы русской лирико-комической оперы предложил собственную трактовку этого жанра, исходя из широко использованного в партитуре частушечного материала, а также из особенностей литературного первоисточника - рассказов Сергея Антонова. По их мотивам написана и опера "Не только любовь". Содержание оперы Опера в 3х действиях. Домой в деревню возвращается Володя Гаврилов - жених молоденькой девушки Наташи. Он учился и работал в городе. Парни, которые по случаю дождя играют в домино, встречают его не приветливо, потому что Володя заносчив и задирист. Начавшаяся драка прекращена председателем колхоза Варварой Васильевной. Все расходятся по своим рабочим местам. Вечером Варвара приходит к молодежи на кадриль. Танцуя с приглянувшимся ей Володей, она увлекает его своей страстной и пылкой натурой. Однако после еще одной встречи с ним понимает, что любовь не для нее. Не может она обмануть доверие людей и увести чужого жениха. Варвара посылает к Володе Наташу. А перед ней опять - долгий день забот и трудов. Главное в опере - удивительная жизненность, правдивость происходящего. Какими же средствами Щедрин добивается такой достоверности? Прежде всего это язык, на котором "говорят" все персонажи без исключения. Это - язык русской частушки. В опере Щедрина, как и в жизни, частушка неотделима от своего создателя и исполнителя. Она раскрывает его внутреннюю сущность - мысли и переживания. Таков один аспект применения частушки в опере. Но он не единственный. При помощи частушки можно не только обрисовать облик героев, дать их характеристику, но использовать ее для раскрытия, уточнения, пояснения той или иной ситуации, того или иного события, о котором не говорится прямо, а можно только догадываться. Частушка активно вторгается в жизнь людей села. В ней скрыта информация и выражено отношение к происходящему. В опере Щедрин очень умело использует это назначение частушки - быть "живой газетой". Еще одно важное качество частушки - ее принадлежность к своему театральному жанру, где каждый исполнитель - актер, со своей индивидуальной манерой, стремящийся переиграть и перепеть другого. Обращаясь к частушке, Щедрин в какой-то мере следовал традициям. сложившимся в отечественной оперной культуре с ее опорой на русскую песенность. Подлинных мелодий частушек в опере всего три. Это "Солигарические частушки" Костромской области - "Завалите нашу речку", размеренно-ленивый мотив которой исполняет хор парней, идущих на вечорку. Народная мелодия "Ой, снегу белому на улице" (Каргопольские припевки) звучит в инструментальном сопровождении танца трактористки. Оригинальная оркестровка этого номера - сочетание солирующих флейт пикколо, тромбонов и фортепиано - вызывает ассоциации с типично народными ансамблями. Третью частушку (волжские страдания - "Пересохни, Волга речка") композитор вводит в эпилог. Ее певучая, светлая мелодия, исполняемая поочередно солистами, развивается в сопровождении остроумно сделанного хорового аккомпанемента. Остальные частушечные мотивы написаны самим композитором с использованием народных текстов. В целом частушечные мотивы оперы, как и народные, необычайно разнообразны по характеру, изобретательны по мелодическим и ритмическим контрастам, оригинальны по обработке. Диапазон настроений, воплощенных в частушках, велик. От лирических страданий до плясовых и т.д. В "Маленькой кантате" квартет и дуэт девушек "Ухажеров у нас нет" может служить примером лирических частушек. Среди быстрых частушек - плясовые. Пример - хоровой диалог парней и девчат. И изящные и грациозные, и бойкие, откровенно насмешливые, и гирлянда частушек завершающих соревновательную сцену парней и девчат, и, наконец частушка-причет, неоднократно вторгающийся в хоровое звучание "Девки беда". Обращаясь к частушке, композитор буквально пронизывает ею всю оперу, используя ее не только для построения законченных номеров - сольных, хоровых, ансамблевых, но и речитативов и диалогов. В композиции массовых сцен Щедрин мастерски пользуется хоровым диалогом или диалогом между солистами и хорами. Такой метод он заимствует из народных действий - соревнований между участниками деревенских празднеств. Опера "Не только любовь" - смелый, талантливый эксперимент. Главное достоинство оперы - непринужденность, простота и доступность ее стилистики. Бережное отношение композитора к частушке нисколько не противоречит вполне современным и достаточно сложным музыкальным средствам, использованным в опере.
|