Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание техники. Из глины серого цвета изготавливается ствол и крона «дерева чувств» на прочном каркасе





Из глины серого цвета изготавливается ствол и крона «дерева чувств» на прочном каркасе. Затем, на кроне развешиваются плоды, изготовленные из глины разного цвета. Каждый плод определенного цвета символизирует эмоциональное состояние ребенка (желтый – радость; синий – печаль; красный – раздражение; зеленый – зависть или ревность). При работе с детьми более старшего возраста можно создавать корни, символизирующие «источники чувств» (т.е. их причины). Ребенку предлагается срывать плоды того или иного цвета, и вспоминать переживал ли он соответствующие этому цвету чувства. Необходимо иметь не менее четырех плодов каждого цвета: только так можно обсудить с ребенком все основные чувства и в то же время ограничить общее время беседы (примерно 10 мин. на одно занятие) в целях создания безопасной атмосферы для ребенка. Когда последний плод сорван, ребенок обычно испытывает ощущение завершенности процесса. Дети, относительно редко посещающие психолога, постепенно начинают понимать, что человек имеет право переживать и обсуждать любые чувства.

Следующая задача в коррекционной работе является формирование позитивного образа будущей жизни в неполной семье.

С целью коррекции позиции ребенка в новых условиях семьи после развода очень эффективными являются методики арттерапии. В качестве конкретных методик рекомендуют следующие техники:

«Три желания»

Ребенку предлагается изобразить на рисунке три желания. Обсуждение проводится в направлении выяснения содержания желаний, их значимости, возможности и путей их осуществления, меры ответственности самого ребенка за их реализацию.

«Волшебный мир»

Ребенку вручается «волшебная палочка» и предлагается нарисовать мир, таким, каким бы ему хотелось видеть, каким бы он сделал мир. Далее проводится обсуждение рисунка (изображенные события, их участники и межличностные взаимоотношения, связь изображаемого и реального и пр.)

«Сны и фантазии»

Ребенку предлагается нарисовать свой сон и рассказать о нем. При интерпретации следует учитывать, что события сна выражают подавленные и вытесненные желания ребенка, его отношение к миру, модель преодоления проблем.

Специалист по семейному и детскому консультированию Вайолет Оклендер, работая с проблемными детьми, считает, что дети неохотно рассказывают о своих снах, поскольку часто те из них, которые запоминаются, – это страшные сны. С другой стороны, сны так загадочны и странны, что дети стараются выбросить их из головы. По ее мнению, именно поэтому сны у детей часто повторяются. Они так стараются отторгнуть такие сны, что сны возвращаются как напоминание. Работать со снами могут и дети дошкольного возраста. В качестве примера приводим случай, описанный В. Оклендер.

«Шестилетний Тодд часто просыпался по ночам от кошмарных снов. Я попросила рассказать мне о них. Он сказал, что за ним все время гоняется чудовище, а иногда его преследует какая-то машина. Он воспротивился моему предложению нарисовать это чудовище, поэтому мне пришлось рисовать его самой по описанию, данному ребенком. Окончив рисунок, я попросила мальчика рассказать чудовищу, что он думает. Он воскликнул: «хватит за мной гоняться!». Потом я предложила ему представить себе, что он разговаривает с чудовищем так, как будто это его игрушка. Он стал говорить, обращаясь к самому себе самому от имени чудовища: «Ты плохой, плохой мальчик! Я должен поймать тебя!». Я попросила ребенка продолжить этот разговор и рассказать, почему он плохой мальчик. «Ты плохой. Ты стащил деньги у мамы из кошелька, а она даже об этом ничего не знает. Ты писаешь в штаны, и об этом она тоже не знает. Ты плохой, плохой, плохой!»…

Этот сон позволил обсуждать с мальчиком чувство вины, постоянное негодование и гнев по отношению к матери, которая совсем недавно вступила в новый брак» (В. Оклендер, 2000, с.154).

Таким образом, при благоприятных условиях воспитания и грамотно организованной психолого-педагогической коррекционной работе у дошкольников через 3-4 года не наблюдается признаков перенесенной психологической травмы. Тип семейного воспитания, характер общения ребенка с отцом и матерью, особенности общения разведенных супругов, информирование ребенка о разводе являются ведущими факторами, влияющими на успешность адаптации ребенка дошкольника к разводу.

Методика «Игра «Почта»»

Автор Е.П. Арнаутова (подробное описание методики и иллюстративного материала к ней можно найти в книге «Педагог и семья». М., 2003, с. 64 –67; с. 244-254).

Проведение методики

Ребенку предлагается роль «почтальона», разносящего письма разным адресатам. Диагностическая задача состоит в том, что ребенок должен выразить свое эмоционально-оценочное отношение к членам семьи с помощью «писем», которые он в роли почтальона распределяет по своему желанию. Выполнение дошкольником такой задачи не требует от него умственного напряжения или развернутого обязательного участи речи, так как он получает уже готовое содержание посланий.

Игра проводится с каждым ребенком отдельно. Он приглашается в комнату, где располагается игровой материал (фигурки людей разного возраста, «письма» и пр.) Взрослый говорит ребенку: «Я хочу предложить тебе поиграть в игру, которая называется «Почта». Ты, конечно, знаешь, кто работает на почте и что делает? (Ребенок отвечает). Я тебе предлагаю роль почтальона. Вот эти письма почтальону предстоит разнести по разным адресам…(Можно еще ввести машину, которая будет перевозить почту, или почтовую сумку для писем и телеграмм). Пока ребенок рассматривает атрибуты игры, взрослый продолжает: «Обычно письма посылают родным и близким. Давай эти письма почтальон отправит твоим маме, папе, бабушке (называются все члены семьи ребенка). Выбери фигурки, которые будут твоей мамой, бабушкой, папой и т.д.». Ребенок выбирает фигурки, замещающие членов его семьи. Выбранные фигуры удобно ставятся на стол в поле зрения ребенка, к каждой – свой «почтовый ящик». В игру вводится еще фигура Незнакомца, которой ребенок также может посылать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем он не захочет отправлять никому из своих близких.

В доброжелательной форме взрослый договаривается с ребенком о том, что считать своеобразным «адресом письма», - содержание короткой фразы, которая располагается на внешней стороне маленького «конверта» и которая будет ему прочитываться взрослым.

В игре используется 20 писем, из них 10 – с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи:

1.Этого человека я люблю

2.Этого человека я не люблю

3.Об этом человеке я скучаю.

4.Об этом человеке я не скучаю.

5.С этим человеком люблю играть, читать

6.Иногда я боюсь этого человека

7. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты

8.На этого человека я часто сержусь

9.Этому человеку мне нравится помогать дома

10.К этому человеку я никогда не обращаюсь за помощью

 

10 следующих писем содержат сообщения об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлений):

1.Этот человек меня любит

2.Этот человек меня не любит

3.Этот человек всегда веселый

4.Этот человек на меня всегда злится и сердится

5.Этот человек меня всегда жалеет

6. Этот человек часто наказывает меня и ругает

7.Этот человек часто играет со мной

8.Этот человек никогда не играет со мной

9.Этот человек самый добрый, хороший

10.Этот человек всегда все запрещает мне.

 

Обработка данных. При обработке данных учитывается то, как распределились между всеми адресатами письма с положительной и отрицательной направленностью.

Особое значение придается письмам следующего содержания: «Этого человека я люблю», «Этого человека я не люблю», так как они указывают на избирательность эмоциональных отношений ребенка. Если одному и тому же лицу адресуются сообщения с положительной эмоциональной окраской («Этот человек меня любит»), а также другие письма положительной направленности («Этот человек часто со мной играет»), то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим взрослым, доверие ребенка этому человеку.

Могут быть выделены фигуры, к которым будет выражено безучастное отношение или бедность контактов («К этому человеку я никогда не обращаюсь за помощью»).

На отрицательное отношение ребенка к взрослому, на наличие эмоциональных проблем в отношениях с ним, вероятнее всего, будет указывать тот факт, что ребенок опустит реальным членам семьи, а не нейтральной фигуре Незнакомца письма с отрицательными посланиями.

Адресованность одному лицу писем с положительным и отрицательным отношением ребенка (или положительным и отрицательным отношением этого человека к ребенку) можно рассматривать как противоречивость чувств ребенка к этому лицу.

Если кто-то из детей адресует послания «…я люблю», «…меня любит» эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца, то это может свидетельствовать об отсутствии у ребенка объекта любви и привязанности из числа близких людей.

 

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

 

Коррекционная работа с семьями, подобно описанным в данной главе, должна проводиться в нескольких направлениях.

По линии родительско-детских отношений необходима работа, направленная на повышение у родителей уровня чувствительности к проявлениям фоновых эмоций у ребенка (самочувствия, настроения), способности предупреждать длительные фиксации негативных эмоций в конкретных ситуациях. С помощью тренинга (игры, упражнения) стоит подчеркнуть необходимость предельной чуткости и внимания к проявлениям у детей тревожности, депрессивных состояний. По возможности развертывать обсуждение с ними конкретных ситуаций, вызывающих негативные эмоции, и купировать возникающие сомнения, страхи относительно изменений в отношении родителей к самому ребенку

По линии супружеских отношений психокоррекция должна быть направлена: на повышение у каждого из супругов уровня рефлексивности в отношении своей ответственности за эмоциональное самочувствие ребенка и эмоциональную атмосферу в семье в целом; на глубокое осознание матерью характера своих отношений с ребенком и способности разделять себя между ребенком и новым партнером в браке; на рефлексивный анализ новым супругом своей готовности к отцовству в отношении ребенка своей жены; на анализ степени согласованности взаимодействия супругов между собой и во взаимодействии с ребенком. Особое внимание должно быть уделено общему эмоциональному фону ребенка: самочувствию, настроению, тревожным или депрессивным состояниям.

В качестве конкретных методик могут быть использованы:

1.Технология активного слушания ребенка взрослым, направленная на уточнение переживаний ребенка и преодоление у него негативных чувств (можно по Гиппенрейтер Ю.Б. «Как общаться с ребенком?». М., 1995.)

Методика активного слушания ребенка взрослым своими истоками обязана клиентоцентрированной терапии К. Роджерса (1997). Основная гипотеза этого подхода заключается в том, что наиболее важным для процесса исцеления является не то, как именно терапевт оценивает ребенка (позитивно или негативно), а то, насколько адекватно он его понимает. «Именно это понимание ослабляет настороженность ребенка по отношению к терапевту и, следовательно, позволяет ребенку начать осознавать самого себя и открывать новые способы поведения» (К. Роджерс, 1997, с.191). Этот принцип К. Роджерсу и его последователям удалось реализовать в виде конкретной техники общения взрослого с ребенком. Эффективность ее применения особенно проявляется в тех ситуациях, когда ребенок испытывает отрицательные переживания: он расстроен, обижен, испытывает боль, страх, усталость и т.д. Другие названия этой техники: «отзеркаливание», «круг Роджерса», «техника отражения чувств» и др.

Несмотря на значительную эффективность данной методики, подтверждаемой участниками тренингов, воспитателями и родителями, используемыми ее во взаимодействии с детьми разного возраста, она не нашла еще должного применения, в частности, в семейных условиях, в том числе, в общении с детьми дошкольного возраста.

В книге «Как общаться с ребенком» Ю.Б. Гиппенрейтер уточняет некоторые важные правила беседы по способу активного слушания. Это следующие правила. 1. Слушая ребенка, очень важно повернуться к нему лицом, а еще лучше – постараться смотреть ему внимательно в глаза (для этого можно присесть рядом, притянуть его к себе и пр.); 2. Видя негативное переживание малыша, желательно не задавать ему вопросы, а найти утвердительную форму для поддержания беседы; 3. Держать паузу между репликами (пауза помогает ребенку разобраться в своих переживаниях), продолжая находиться рядом с ним; 4. Отвечая на переживания ребенка, взрослому следует стараться точнее обозначить те чувства, которые испытывает ребенок.

Следование данной технике обеспечивает, по крайней мере, три результата. 1. Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. 2. Убедившись, что взрослый готов его слушать, ребенок начинает рассказывать о себе все больше. 3. Высказывая наболевшее, ребенок сам продвигается в решении своей проблемы и находит приемлемое завершение диалога.

Приведем пример одного из таких диалогов.

Мама на кухне готовит ужин. Дети (Лена, 6 лет, и Сережа, 8 лет, находятся в другой комнате). Вдруг раздается рев, и на кухню вбегает Лена.

Лена: А-а-а-а!

Мама: Ты так сильно плачешь! Тебе, наверное, очень больно!

Лена: Вовсе нет, ничего не больно!

Мама: Я понимаю…Тебе очень обидно, и я даже догадываюсь, почему.

Лена: Да, обидно! Каждый раз он мне ничего не дает…

Мама: Тебе очень обидно, потому что Сережа не дал тебе порисовать его фломастерами…

Лена: Нет, фломастеры он мне дал…А телевизор смотреть он мне не разрешил…

Мама: Ты очень огорчилась из-за этого! А посмотреть очень хотелось…

Лена: Да, мультики же были! И еще он конфету мою съел, ту, что тетя Оля дала мне.

Мама: Это была твоя любимая конфета…

Лена: Да, «Мишка на севере»…

Мама: У нас с тобой одинаковый вкус! Я тоже так люблю эти конфеты. Надо купить их к чаю…А сейчас смотри, что я испекла…

Лена: Ой, мамочка, давай пить чай!

2. Семейная игровая психотерапия, направленная на изменение неблагоприятных стереотипов взаимодействия каждого родителя с ребенком(Ш.Айберг, Дж.Крафт, Е.Жорняк и др.).

Сам термин (семейная игровая терапия – игровая семейная терапия) появился в русском языке недавно и сегодня он означает подход, интегрирующий сильные стороны двух самостоятельных психотерапевтических направлений: семейной и игровой психотерапии.

Одним из ведущих факторов сближения игровой и семейной психотерапии является растущее осознание специалистами того, что развитие ребенка в его различных вариантах тесно связано с окружением и системой отношений в семье.

По убеждению многих психотерапевтов, «игровая психотерапия является наиболее подходящим методом работы с семьями, у которых есть дети» (Д.Кит, К. Витакер, 2001, с. 252-253). Эти же авторы приводят перечень ситуаций, в которых использование игровых приемов наиболее целесообразно. Сюда относятся такие, например, ситуации, когда: а)психотерапевт находится в затруднительном положении и через игру он может придать общению с членами семьи более динамичный и творческий характер; б)члены семьи не чувствуют достаточной сплоченности, и использование игровых приемов может быть удачным средством преодоления разобщенности хотя бы на некоторое время; в) когда члены семьи отрицают наличие каких-либо явных проблем, несмотря на очевидную дисгармонию в отношениях, и выстраивают защиты; г) когда ситуация приобретает хаотический характер и члены семьи не контролируют свои действия и т.д.

Важным элементом процесса игровой семейной психотерапии является диагностический этап. Игровые ситуации и задания, используемые в ходе диагностического этапа, могут быть как хорошо структурированными, с четким распределением ролей и функций (например, совместное строительство домика), так и не структурированными, многовариантными (например, спонтанная совместная игра или замещающая ее форма спонтанной деятельности без жестких инструкций). Наблюдая за совместной игрой всех членов семьи или игрой ребенка и одного из родителей (диагностика в парном взаимодействии), психотерапевт обращает внимание на особенности содержания игры, ее тематику, характер выбранных персонажей, а также на особенности игровых и реальных взаимоотношений в ходе игры, актуализированных по ходу игры правил поведения, дисциплинирующих воздействий и т.д. Эти показатели позволяют в итоге оценить особенности эмоционального самочувствия ребенка в смешанной семье и фиксировать его изменения в смешанной семье по ходу работы с семьей.

3. Определение (вербализация) и символизация разнообразных чувств и эмоций (по Дж. Аллану).

В контексте данного подхода каждую неделю, желательно в одно и то же время, отводится 20-40 мин. для обсуждения чувств. Обсуждаются чувства: радость, страх, одиночество, счастье, грусть, любовь, гнев и др. (каждую неделю обсуждается только одна тема). При обсуждении можно использовать специальную форму записи ответов детей на вопросы, которая состоит из трех частей. На примере обсуждения темы «страх» приведем эти вопросы.

А. Сначала ребенку задаются вопросы:

1. Что представляет собой страх?

2. Что чувствует мальчик (девочка), когда его (или ее) испугают?

3. Как он (или она) выглядит, когда его испугают? (Попросите детей описать, как выглядит испуганный мальчик или девочка. Попросите их показать это состояние с помощью мимики и жестов).

4. Что делает испуганный мальчик или девочка?

5. Ты когда-нибудь испытывал чувство страха?

6. Как это происходило, покажи.

7. В каком месте тела ты почувствовал страх, можешь показать?

8. Что ты сделал тогда?

9. Что бы ты мог сделать в следующий раз?

10. Какой момент в твоей жизни был самым страшным?

 

Б. После диалога с ребенком по поводу страха необходимо попросить ребенка нарисовать страх (для более старших детей – можно написать рассказ о страхе). Можно сказать:

1.Ты можешь передать это чувство на бумаге?

2.Как выглядит страх?

3.Ты можешь нарисовать страшную сцену?

 

В. После рисования можно предложить обсудить работу с ребенком. Можно спросить:

1.Что происходит на рисунке?

2.Что в нем страшного?

3.Чем это закончится?

Данный подход помогает детям: а) лучше осознавать свои эмоциональные состояния и чувства; б) научает понимать и контролировать чувства; в) выражать свои переживания в символической форме; г) при проведении групповых занятий дети могут убедиться, что другие тоже испытывают подобные чувства.

«Цветовая диагностика эмоций, по О.А. Ореховой» (СПб, 2002, с.36-39).

Данная методика может применяться как в период адаптации, так и в период стабильного посещения ребенком дошкольного учреждения (вариант для детей старшего дошкольного возраста).

Взрослый предлагает детям заниматься раскрашиванием: Посмотрите, что лежит у Вас на столах: лист, который мы будем раскрашивать. На листе Вы видите три задания, обозначенные цифрами. Начнем с первого».

1 задание

«Нужно раскрасить дорожку из шести клеточек. Посмотрите, какая она бесцветная, неинтересная. Взгляните на карандаши (возможна беседа: сколько карандашей, какого цвета), какие разные, красивые цвета! Есть ли среди них карандаш такого цвета, который нравится Вам больше остальных? Не смотрите друг на друга…У каждого из Вас этот цвет может быть своим. Карандашом, который Вы выбрали, раскрасьте первую клеточку. (Ребенок раскрашивает). Как красиво получилось…

Отложите карандаш в сторону, в этом задании он больше не понадобится. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Есть ли среди них еще один карандаш, цвет которого вам нравится больше остальных? Возьмите его и раскрасьте следующую клеточку. Отложите карандаш в сторону…

Таким образом нужно раскрасить все шесть клеточек. Необходимо проследить, чтобы раскрашивание происходило слева направо. Для стимуляции цветовых выборов можно использовать выражения «цвет тоже красивый», «лучше остальных». Если ребенок отказывается выбирать далее, можно стимулировать маленьких детей следующим образом: «Посмотри, карандашикам грустно, что их не выбрали», или «Посмотри, карандашик говорит тебе, что он тоже красивый, лучше других…» В конце задания полюбуйтесь, как хорошо получилось и какой красивой, разноцветной стала наша дорожка».

2 задание

Второе задание отличается от первого. Посмотрите на лист. На что похожи эти фигуры? На домики. Здесь целая улица. Но она такая бесцветная, неинтересная. Нужно ее раскрасить. Но прежде, чем начинать раскрашивать, послушайте, как правильно это сделать. На этой улице в домиках живут разные хозяева. Я скажу, кто живет в каждом домике, а вы покрасьте этот домик в подходящий для этого хозяина цвет.

В первом домике живет счастье. Выберите карандаш, цвет которого, вам кажется, подошел бы этому хозяину. Раскрасьте первый домик! Молодцы! Карандаш не нужно откладывать. Домиков много больше, чем карандашей, а их хозяева могут быть похожими».

Date: 2015-06-11; view: 822; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию