Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни





 

Возраст в месяцах Сенсорные и сенсомоторные акты
  Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание; слуховое сосредоточение; прекращение или изменение характера плача как реакция на голос взрослого
  Слежение за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой; слуховое сосредоточение
  Плавно следит за игрушкой во всех направлениях; поворот головы и глаз -к источнику звука; направляет руку к объекту
  Тянется к игрушке; рассматривает свои руки; локализует звук в пространстве
  Переводит взгляд с предмета на предмет; тянется к игрушке и за- хватывает ее, чаще двумя руками, тянет руку и игрушку в рот; аде-кватная реакция на интонацию, на голос матери беспокоится или оживляется
  Зрительный контроль движений рук; захватывает игрушку с любой стороны; держит в каждой руке по предмету; поворачивается на звук, если внимание его не отвлечено игрушкой, взрослым (активное внимание)
  Захват игрушки сопровождается генерализованными активными дви­жениями; перекладывает предмет из руки в руку; похлопывает ру­кой по игрушке; узнает голоса близких
  Отталкивание предмета, кидание, стучит предметом о предмет, ма­нипулирует двумя-тремя предметами; различает лица людей, знает свое имя
  Отвечает действием на словесные инструкции; ищет спрятанную иг-рушку; берет мелкие предметы двумя пальцами
  Подражательные движения рук — «ладушки», «до свидания»; вкла­дывает пальцы в отверстие под контролем зрения; показывает части тела другого человека; захватывает игрушки пальцами
  Выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на ощупь; подражательные движения — перелистывание страниц, запуск машинки; показывает части своего тела
  Вкладывание одного предмета в другой; открывает коробку, ящик; узнавание картинок; пользуется ложкой и расческой по назначению

 

Уже к 3—4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от таковых у взрослых людей. К этому возрасту ребенок, как правило, свободно следит за предметами, движущимися в любом направлении, на любом расстоянии и с любой скоростью; способен длительно сосредоточиваться при разгля­дывании; совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания); правильно связывает слуховые и зри­тельные впечатления (локализует звук в пространстве — поворачи­вает голову и отыскивает глазами источник звука). Исследования показали, что младенцы хорошо различают цвета, формы, объе­мы, весьма чувствительны к новизне. Формируются условно-рефлекторные реакции, в развитии которых важную роль играют зрительные и слуховые впечатления. Так, трехмесячный ребенок проявляет сосательный рефлекс не только в ответ на вложенную в рот грудь или соску, но и при виде груди матери или бутылочки с молоком.

Во втором полугодии постепенно складываются особые ориен­тировочные действия, направленные на обследование окружающего пространства и предметов. В состоянии спокойного бодрствования ребенок проявляет интерес к игрушкам, он не только длительно рас­сматривает их, но и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот. Новая задача зрения — направлять и регулировать поведение, так что формирование самостоятельных двигательных актов проис­ходит под контролем зрения. Развивается тактильная чувствитель­ность.

Согласно Пиаже, ребенок первого года жизни находится в первом периоде умственного развития — сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком, и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период включает шесть стадий, из которых на первый год приходятся четыре.

1) Упражнение рефлексов. Дети «упражняют» все навыки, ко­торыми обладают в данный период развития. Это безусловные реф­лексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого, новорожденные еще умеют смотреть и слушать.

2) Первичные круговые реакции (1—4 месяца). Ребенок начи­нает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомода­цию (приспособление старых схем к новой информации).

3) Вторичные круговые реакции (4—8 месяцев). Дети про­извольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление к 7—8 меся­цам первых страхов (страх «чужого»), восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ре­бенка людям.

4) Координация вторичных схем (8—12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить собы-тия (например, плачут при виде йода).

К 8 —10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто постоянно существующее в пространстве, о чем свидетельствует поиск исчезнувшего из поля зрения объекта. Впечатления превращаются в образы восприятия Критерий появления наглядно-действенного интеллекта — использование одних действий в качестве средства для достижения других (цели). Так, к концу первого подпериода ребенок открывает связи между собственным действием и результатом (подтянув пеленку, можно достать лежащую на ней игрушку), даже изобретает новые решения проблем (открывание коробочки).

До недавних пор считалось, что между первым годом и последующими существует, образно говоря, «разрыв» предсказуемости развития. В зарубежных исследованиях было неоднократно показа-но, что оценка развития младенца (например, по тесту Бейли) практически не коррелирует с показателями интеллекта, получен-ными в дошкольном и старших возрастах по другим тестам. Однако введение новых методов позволило установить, что особенности внимания младенцев (реакция на новизну, привыкание и др.) обладают ощутимой прогностической валидностъю и могут быть использованы для прогноза дальнейшего умственного развития ребенка.

Date: 2015-07-01; view: 795; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию