Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Не может существовать без своего носителя
На формирование правосознания оказывают влияние важнейшие государственные институты. В качестве одного из них может быть рассмотрена семья. Дефекты правосознания могут быть сформированы в неблагополучной семье. В этом плане выделяют следующие виды неблагополучной семьи: 1) Криминогенная семья; 2) Аморальная семья, характеризующаяся алкогольной или сексуальной деморализацией; 3) Проблемная семья – характеризуется постоянной конфликтной атмосферой; 4) Неполная семья; 5) Псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания.
ТЕМА ПСИХОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Понятие юридической деятельности. Структура юридической деятельности 2. Виды юридической деятельности, требования к субъектам данной деятельности; 3. Профессиограммы и психодрамы юридических специальности.
Литература: Юридическая психология - Васильев; Леонтьев «Деятельность, сознание, личность».
1 вопрос Деятельность – это активное, целенаправленное поведение человека или социальной группы. В процессе деятельности создаются материальные или духовные блага. Выделяют следующие виды деятельности: v Игровая деятельность; v Учебная деятельность; v Спортивная деятельность; v Профессиональная деятельность. Таким образом, юридическая деятельность по своей природе является специфической профессиональной деятельностью в области «человек - право». А.М. Столяренко, рассматривая юридическую деятельность, останавливается на ее структуре, используя для этого деятельностный подход, разработанный А.Н. Леонтьевым. Так, в структуре деятельности он выделяет действия, операции, сложную деятельность, а в качестве основных детерминант этой деятельности он рассматривает задачи и цели. Действие - одна из функциональных структурных единиц деятельности. Действие одновременное является актом сознания, поскольку контролируется цель сознания, и актом поведения, поскольку в ходе действия осуществляется воздействие на предмет. Наряду с действием выделяют понятие «операция» или действие, доведенное до автоматизма. Операциями субъект овладевает в процессе автоматизации либо адаптации. В процессе действия человек контролирует цель. Цель – предвосхищаемый результат деятельности. Промежуточная цель рассматривается как задача. У задачи несколько иные функции, поскольку она предполагает наличие мыслительных операций, направленных на решение проблемы. Гештальтпсихология рассматривает несколько этапов решения задачи, начиная от осознания темы, заканчивая инсайтом и проверкой выводов и предположений. В юридической практике, как правило, этот механизм находит свое воплощение в выдвижении или проверке версий. Таким образом, юридическая деятельность – это сложная деятельность, включающая в себя как основные, так и вспомогательные действия. В то же время следователь может активно прилегать к психологическим детерминантам. Такие способы делятся на операции (общие способы), частные способы - это специальные приемы выполнения действия, а также психотехники юриста. Операции и приемы также делятся на основные и вспомогательные. Основные операции и приемы направлены на преобразование объекта или создание условий для такого преобразования. Например, к ним можно отнести специальные, психологические приемы, в основу которых положены психические закономерности восприятия, мышления, воображения и так далее. В социально-психологическом плане профессиональная деятельность юриста может быть исследована с помощью разработки профессиограмм или психодрам алгоритмов, призванных повысить эффективность. Профессиограмма – это набор качеств и свойств профессионала. Ряд психологов, рассматривая проблемы профессионализма и компетенции юриста, в качестве базовых понятий выделяют: 1) Знания и опыт; 2) Мотивацию профессиональной деятельности. У профессионалов, как правило, присутствуют либо оптимум мотивации, либо высокий уровень требований к себе. В большинстве учебных пособий отмечается, что юридическая деятельность связана с тоем, что субъекты этой деятельности обладают властными полномочиями. По мнению психологов, прежде всего психоаналитиков, каждый человек имеет естественное стремление к приоберетнию власти, поскольку власть дает возможность манипулировать другими и защищаться от манипуляции других. В экспериментах Зимбарго продемонстрировано спонтанное поведение носителей власти, когда они, не обладая морально-нравственными ограничениями, пользуются этой властью в ущерб других. Современный юрист понимает, что его деятельность носит публичный характер, а властные полномочия ему вверены государством. Принимая решения, он руководствуется, прежде всего, нормами права и социальной справедливостью. Экстремальный характер правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность осуществляется, как правило, в условиях эмоциогенных ситуаций, которые детерминируются эффектами: 1) Новизны; 2) Внезапности, что обуславливает чувство риска; 3) Необычностью; 4) Присутствием других и так далее. Экстремальные ситуации определяются также наличием дополнительных стресс-факторов, требующих эмоционального наступления. Таким образом, специалистам требуются высокая психологическая устойчивость, способность справляется с неблагоприятными эмоциональными состояниями.
Процессуальная самостоятельность. Данное свойство проявляется в тенденциях поведения, связанных с самостоятельным выбором целей и путей достижения этой цели при строгой ее регламентации нормами права. Самостоятельность данной деятельности связана с интеллектуальными способностями. Так, предполагается, что носители профессии юриста должны обладать, как правило, высоким интеллектом и креативностью. Наблюдается связь между высоким интеллектом и процессами внимания, памяти, мышления и тд. Кроме этого, ряд психологов предполагает, что юрист должен обладать высоким уровнем социализации, поскольку вульгарная субкультура способна предпринимать провоцирующие действия в отношении таких специалистов. В данном аспекте показательно: 1. Ситуация приобретения различных благ; 2. Ситуация, провоцирующая взятку.
Структурно-психологический анализ деятельности юриста: v Познавательный аспект деятельности. Составной частью познавательного процесса является прогнозирование, т. е мысленное представление результатов деятельности; v Коммуникативная подструктура деятельности юриста. Данная подструктура может быть представлена как профессиональное общение юриста. Эффективность профессионального общения зависит: 1) От коммуникативных свойств юриста, уровня его эмпатии, аффелиации – умения устанавливать психологические контакты с субъектами профессионального общения. А.М. Столяренко в своих работах строит алгоритм профессионального общения и производит его дифференциацию применительно к профессии.
Организационно-управленческая подструктура предполагает, что юрист по роду своей деятельности выступает в качестве не только исполнителя, но гораздо чаще - организацией деятельности групп людей. Следовательно, он должен обладать организаторскими способностями, иметь познания в области психологии управления. Обращается внимание на то, что специалист должен иметь определенные познания в области конфликтологии, профилактики и разрешения конфликтов. Поскольку в юридической деятельности конфликты являются неслучайными и требуют своего разрешения.
Воспитательная подструктура правоохранительной деятельности. Воспитательная работа – планомерная деятельность по формированию необходимых качеств и свойств у воспитуемых. Таким образом, воспитательная работа предполагает субъектно-объектные отношения, где в качестве субъекта рассматриваются сотрудники правоохранительных органов, а в качестве объектов – индивиды, социальные группы или общности. Следует отметить, что воспитательная функция имеет различные составляющие по их выраженности применительно к роду деятельности юриста. Наиболее ярко такая функция выражена применительно к инспекции по делам несовершеннолетних, органов, занимающихся профилактикой преступлений, исправительных учреждений. Например, применительно для сотрудников исправительных учреждений разработаны основные нормы неофициальных взаимоотношений с осужденными: 1) Всегда приходи на помощь сотруднику, который попал в опасность; 2) Нельзя приносить запрещенные предметы в колонию для осужденных; 3) Никогда не рассказывай, а тем более не обсуждай действия других сотрудников в отношении осужденных или с самим осужденным; 4) Никогда не ставь в неловкое положение своего коллегу перед другими; 5) Всегда поддерживай своего коллегу в споре с другими людьми; 6) Необходимо всегда поддерживать те меры наказания, которые были наложены другими сотрудниками; 7) Нельзя идти на поводу у осужденного; 8) Быть всегда бдительным; 9) Взаимовыручка (никогда не оставляй неразрешенной проблемы другому сотруднику).
Профессионально значимые качества юриста: Высокий уровень социализации личности; Эмоционально-волевая устойчивость; Познавательные способности и высокий уровень интеллекта; Коммуникативная способность юриста; Организаторские способности.
Направленность личности юриста имеет важное значение в деятельности, поскольку последнее реализуется в процессе удовлетворения ведущих потребностей в соответствии с ценностями и ожиданиями человека. Потребности, как известно, делятся на низшие (физиологические) и социальные. Социальные, в свою очередь, делятся на материальные и духовные. Доминирование социальных ценностей очевидно, поскольку именно они актуализируют поведение человека. Характеризуя направленность юриста, большинство психологов концентрируют внимание на фенотипе или приобретенных качествах человека. Характер является важнейшим фактором, влияющим на поведение. В этом плане показательно исследование акцентуации (заострения) черт характера. Следует отметить, что профессиональная деятельность способствует формированию ряда акцентуаций, в связи с чем большое значение приобретает процесс самовоспитания. Кочетов «как заниматься самовоспитанием».
|