Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 1. Экономика, часть 2ГИА по обществознанию, 9 класс вопросы кодификатора
Учитель истории и обществознания Ганюшин Михаил Евгеньевич МБОУ Ичалковская СОШ Перевозского района Нижегородской области
Данный материал соответствует рекомендациям по оформлению презентаций. Важнейшие понятия выделены, дополнительная информация содержится в справочном материале, как в самой презентации, так и отдельно. Презентация содержит обширный иллюстративный ряд, соответствующий изложенному материалу (можно использовать для более понятного объяснения). Задания тестового характера взяты из официальных демонстрационных версий ФИПИ 2009-2012гг. Слайд №2
Задача урока (дополнительного занятия): эффективная подготовка учащихся 9-го класса к ГИА по обществознанию. Цели: 1) Усвоение учащимися следующих элементов содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы (вопросы кодификатора): - предпринимательство, малое предпринимательство и фермерское хозяйство; - деньги; - заработная плата и стимулирование труда; - неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки; - налоги, уплачиваемые гражданами; - экономические цели и функции государства. 2) Знать/понимать: - сущность общества как формы совместной деятельности людей; - характерные черты и признаки основных сфер жизни общества. 3) Уметь: - объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства); - приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; - решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство
Слайд №3
Предпринимательство – инициативная деятельность граждан и организаций в рамках закона, основанная на самостоятельности, ответственности и риске и направленная на систематическое получение прибыли. Субъекты предпринимательства – частные лица, различные ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы, государство). Объекты предпринимательства – любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная деятельность и др. Информация о значении предпринимательской деятельности для общества в дополнительных материалах.
Слайд №4
Фирма – коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли. Типы фирм: - Индивидуальное частное предприятие; - Товарищество; - Акционерное общество. Более подробно о типах фирм в дополнительных материалах.
Слайд №5 Малое предприятие – предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и незначительным объёмом выпускаемой продукции (сфера обслуживания, сельское хозяйство и др.). Информация о преимуществах малого предприятия в дополнительных материалах. Фермерское хозяйство – вид предпринимательской деятельности, напрямую связанный с сельским хозяйством.
Слайд №6
Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на их производство и реализацию. Издержки – затраты на производство и реализацию продукции. Издержки: - Постоянные; - Переменные; - Бухгалтерские; - Экономические. Более подробно об издержках производства в дополнительных материалах.
Слайд №7
Для первичной рефлексии учащимся предлагается следующее задание: Задание А1 (д.в. 2012г). Инициативную, самостоятельную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют 1) предпринимательством 2) коммуникацией 3) производством 4) творчеством
Деньги
Слайд №8
Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров. Виды денег: 1) Товарные. Золото и серебро в слитках и монетах, а также любой товар при бартерных сделках. 2) Символические. Монеты из недорогих металлов, бумажные деньги. 3) Кредитные. Чеки и кредитные карточки. 4) Электронные деньги.
Слайд №9
Функции денег: - мера стоимости; - средство обращения; - средство платежа; - средство накопления; - мировые деньги. Более подробно о функциях денег в дополнительных материалах.
Слайд №10
Инфляция – обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества. Причины инфляции: 1) Рост государственных расходов; 2) расширение денежной массы за счёт массового кредитования; 3) сокращение реального объёма национального производства. Виды инфляции: - Умеренная (рост цен не менее 10% в год); - Галопирующая (годовой рост цен от 10 до 50%); - Гиперинфляция (годовой рост цен от 100% и выше). Слайд №11
Для первичной рефлексии учащимся предлагается следующее задание: Задание А2 (д.в. 2011г). Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте? 1) мера стоимости 2) средство платежа 3) средство обмена 4) мировые деньги Заработная плата и стимулирование труда Слайд №12
Заработная плата – это величина денежного вознаграждения, которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определённого объёма работ или исполнение им своих служебных обязанностей в течение определённого времени. Формы заработной платы: 1) Повременная. Ставка зарплаты устанавливается за определённую единицу рабочего времени: час, день, неделю или месяц. 2) Сдельная. Ставка заработной платы устанавливается за определённый объём работы. Информация о факторах, влияющих на величину заработной платы в дополнительных материалах.
Слайд №13
Также различают следующие виды заработной платы: 1) Номинальная. Её работник получает в виде определённой денежной суммы. 2) Реальная. Это то количество товаров и услуг, которое работник может купить на номинальную заработную плату после уплаты налогов и других отчислений. Стимулирование труда: 1) Материально-денежное (премия); 2) Социальное (ценный подарок); 3) Моральное (поощрение, награда).
Слайд №14
Для первичной рефлексии учащимся предлагается следующее задание: Задание А3 (д.в. 2011г). Вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать работникам за их труд, называют 1) прибылью 2) налогом 3) заработной платой 4) прожиточным минимумом Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки Слайд №15
Неравенство доходов – различие в размере финансовых средств, получаемых гражданами в их распоряжение из различных источников. Прожиточный минимум – стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека. Потребительская корзина – перечень необходимых продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг. Перераспределение доходов – изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся.
Слайд №16
Экономические меры социальной поддержки в России: 1) социальные выплаты; 2) социальное обслуживание; 3) обеспечение равных возможностей; 4) повышение занятости и др. Более подробно о экономических мерах социальной поддержки в России в дополнительных материалах. Пенсия – регулярное денежное пособие (по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца). Информация о государственных пособиях и их видах в дополнительных материалах.
Налоги, уплачиваемые гражданами
Слайд №17
Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Виды налогов: 1) Прямые – обязательные платежи, взимаемые государством непосредственно с доходов и имущества физических и юридических лиц (подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество). 2) Косвенные – налоги на товары и услуги, включённые в цену товара или в тариф (акцизы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость). Информация о функциях налогов в дополнительных материалах.
Экономические цели и функции государства
Слайд №18
Экономические цели государства: 1) повышение благосостояния и качества жизни населения в России; 2) обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста; 3) усиление конкурентных позиций России и её регионов в мире; 4) развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения; 5) предотвращение отрицательных последствий рыночной системы и др. Государственное регулирование экономики – это целенаправленное воздействие государства на экономику.
Слайд №19
Экономические функции государства: 1) создание условий для стабильного экономического роста; 2) производство общественных благ; 3) ограничение отрицательных и стимулирование положительных внешних эффектов; 4) организация денежного обращения; 5) законодательное регулирование. Основные способы воздействия государства на экономику: 1) Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране. 2) Государственный бюджет – фонд денежных ресурсов, которым распоряжается правительство страны.
Слайд №20
Государственный бюджет – роспись доходов и расходов государства на определённый период. Доходная часть бюджета: • налоговые поступления; • государственные займы; • эмиссия бумажных и кредитных денег и др. Расходная часть бюджета: • приоритетные области развития экономики; • социально-культурные программы; • оборона; • управление и др.
Слайд №21
Для первичной рефлексии учащимся предлагается следующее задание: Задание А4 (д.в. 2010г). Государство обеспечивает поддержание правопорядка, оказание населению медицинских и образовательных услуг. Какая функция государства проявляется в этой деятельности? 1) обеспечение правового поля экономической деятельности 2) производство общественных благ 3) контроль объёма денежной массы 4) поддержание конкуренции, борьба с монополиями
Слайд №32
Источники
1) Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.; 2) Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009-2012гг.; 3) Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011г.; 4) Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.; 5) Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.; 6) Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.; 7) Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс, 2012г.; 8) Материалы с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича http://danur-w.narod.ru/.
|