Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ценностные ориентации Р. Рокича ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: · терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; · инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию". СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Список А (терминальные ценности): · 1 — активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) · 2 — жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) · 3 – здоровье (физическое и психическое) · 4 — интересная работа · 5 — красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) · 6 — любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) · 7 — материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) · 8— наличие хороших и верных друзей · 9— общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) · 10 — познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) · 11 — продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) · 12 — развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) · 13— развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) · 14 — свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) · 15 – счастливая семейная жизнь · 16 – счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) · 17— творчество (возможность творческой деятельности) · 18 – уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий; сомнений). Список Б (инструментальные ценности) · 1 — аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах · 2 — воспитанность (хорошие манеры) · 3 — высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) · 4 — жизнерадостность (чувство юмора) · 5 — исполнительность (дисциплинированность) · 6 — независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) · 7— непримиримость к недостаткам в себе и других · 8 — образованность (широта знаний, высокая общая культура) · 9 — ответственность (чувство долга, умение держать слово) · 10 – рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) · 11 — самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) · 12 — смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов · 13 — твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) · 14 — терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) · 15 — широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) · 16 — честность (правдивость, искренность) · 17 — эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) · 18 — чуткость (заботливость) Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы. Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы: · "В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?" · "Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?" · "Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?" · "Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?" · "Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?" · "............через 5 или 10 лет?" · "Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?" Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов. Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
|