Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Благословение слова знанияСтр 1 из 32Следующая ⇒ AVC Postfach 2144 D-6478 Nidda 11
СОДЕРЖАНИЕ Стр.
Предисловие...................................... 4
Глава 1. Бог не молчит.............................. 5
Глава 2. Крещение Духом Святым.................... 8
Глава 3. Служение дарами.......................... 14
Глава 4. Слово мудрости............................ 18
Глава 5. Слово знания.............................. 22
Глава 6. О вере и о даре веры....................... 27
Глава 7. Дар исцеления и пути исцеления по вере........ 32
Глава 8. Дар чудотворения.......................... 43
Глава 9. Дар пророчества........................... 48
Глава 10. Дар различения духов...................... 59
Глава 11. Дар говорения на языках................... 67
Глава 12. Дар истолкования языков.................. 74
Глава 13. Любовь и духовные дары.................. 78
Глава 14. Община без духовных даров................ 81
Глава 15. Ревнуйте о дарах духовных................. 84
Приложение..................................... 87
ПРЕДИСЛОВИЕ За последние два десятилетия развитие харизматического движения пробудило у многих верующих совершенно новый интерес к ХАРИЗМАМ или дарам Духа Святого. Так что на сегодняшний день в различных деноминациях существуют церкви и домашние кружки, в которых Духу Святому предоставляется возможность действовать посредством Своих даров. Поэтому так важно иметь основанное именно на Библии учение о дарах Духа Святого, иначе очень скоро возникают односторонние взгляды: совершенное отклонение их с одной стороны, а так же фанатическое применение их с другой стороны. Бог же хочет, чтобы Его народ был обогащен посредством дарованных Церкви духовных даров. Так что тут очень важным является основательное обучение. Автор этой книги, Райнголд Улонска знаком с действиями Духа Святого из личного опыта. Он сам долгие годы был пресвитером церкви и является известным евангелистом и учителем, служение которого сопровождается чудными действиями Духа Святого. К тому же он очень основательно работал над этой темой с Библией в руках. Поэтому читателю не трудно будет заметить, как учение Библии и основанная на этом учении практика прекрасно связываются между собою. Мы уверенны, что эта книга поможет и вам глубже вникнуть в столь важную тему о дарах духовных. Издательство
Глава 1 БОГ НЕ МОЛЧИТ! «Не хочу оставить вас, братья, в неведении и о дарах духовных. Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам – так, как бы вели вас. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Кор. 12:1-2 СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЖИВОЙ БОГ? Один из моих знакомых посетил знаменитую выставку восковых фигур в Лондоне. Осмотр выставки сильно утомил его. Он увидел свободный стул, который очевидно некоторое время служил подставкой для какой-нибудь восковой фигуры, и сел на него. Так как он был усталым, а воздух очень душным, то он уснул. Вдруг он проснулся, услышав голоса. Английская туристическая группа женщин стояла вокруг него и дискуссировала. Они очевидно искали в печатном сопроводителе описание этой странно лежащей на стуле восковой фигуры и о ее значении. Она не могла быть исторической фигурой из-за современной одежды. Она не могла быть и знаменитой фигурой искусства или политической жизни, так как она всем была незнакома. Вдруг наш брат услышал, как одна из окружавших его женщин сделала такое замечание: «Это вероятно работа ученика. Посмотрите-ка, как плохо она сделана. Ведь это заметит каждый, даже если он совсем плохо видит, что это искусственная восковая фигура. Другие выглядят как живые, а эта совершенно ненатуральная». Тут наш брат не мог больше удержаться. Он осторожно открыл глаза и сел. Близко стоящие отскочили с возгласом ужаса и закричали: «Да он ведь живой! – Он живой! – Он живой!» Испуг тут легко объяснить. Эту фигуру считали плохо сделанной и мертвой – и вдруг она зашевелилась и стала двигаться, и уже этим только засвидетельствовала, что она живая. Апостол Павел нес Евангелие в мир полный мертвых идолов. Он пытался объяснить людям, что у Бога из проповедуемого им Евангелия дело не касается конкуренции с идолами. Он говорит: «Когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так как бы вели вас. Но я возвещаю вам Бога, Который жив, Который открывается, Который говорит». Бог не безгласный. Бог говорит и открывается в жизни людей, как живой Господь. Если мы посмотрим в Священное Писание, то увидим, что Бог всегда открывался людям живым и говорящим Господом. Он говорил к Адаму, Он говорил к Ною, Он говорил к Аврааму, Он говорил к Моисею. Что Бог жив, должно быть выразительно видно в Церкви Иисуса Христа. Люди должны на практике переживать, что Бог есть Бог говорящий. Наш Бог не безгласен. Наш Бог не вымышленная фигура, и Его слова не теория. Бог говорит! КАК ГОВОРИТ БОГ? Прежде всего, Бог говорит через Свое слово, через написанное слово Священного Писания. В этом слове Бог выразил Свою любовь, объявил Свою волю и план спасения. Через это слово Священного Писания Он хочет говорить к людям. Конечно, существуют чтение и проповедь слова Божьего, которые совсем не передают речи Божией. Священное Писание вдохновлено Духом Святым и должно быть проповедано в Духе Святом. Где Дух Святой действует и животворит, там Бог говорит через благовествуемое слово. Тогда слово о кресте становится спасающей силой. Люди убеждаются, что эта сила достаточна, чтобы спасти их от грехов, проблем и пустоты. Тогда слово Божие не является теорией, и никогда не должно становиться ею. Но оно есть действие Божие над человеком. Как важна на этом фоне проповедь слова Божьего. Но также важно, чтобы проповедник проповедовал в Духе Святом, чтобы помазание Духа Святого делало это слово живым, так чтобы Бог властно говорил через Свое слово. Имеется только один источник истины, учения и жизни – это слово Божье. Никакое истинное учение не может быть построено на каком-либо переживании или человеческой идее, но единственно только на слове Божием. В нем эталон и норма, по которым должны мериться все нормы. Мы никогда не сможем достаточно высоко оценить слово Божие и достаточно верно проповедовать его. Оно состоит из Писаний Ветхого и Нового Завета. Это слово Священного Писания достаточно для познания божественной истины. Оно, несмотря на свое многообразие, является целостным и само себя истолковывает. Бог говорит через Своего Духа Святого. Бог, Который принципиально, обязательно и животворяще говорит через Священное Писание, в общине открывается и через дары Духа Святого и действия Его сил. Часто утверждают, что после того, как Священное Писание было закончено, мы больше не нуждаемся в дарах Духа Святого. Но в Библии нигде нет указания на то, что дары Духа Святого когда-либо замещали Священное Писание. Уже в дни апостолов дары Духа Святого и действия сил подтверждали благовествуемое слово. Источником же учения были Писания Ветхого Завета и учение апостолов. Дары Духа, очевидно, никогда не занимали место источника учения, к примеру, учения апостолов. Напротив, все откровения, ссылающиеся на действие Божьего Духа, испытывались и должны испытываться на основании учения Апостолов. Это относится и к настоящему времени. Дух Святой, который действует в дарах, подтверждает слово Божие и свидетельствует о присутствующем Господе. Но все откровения и сегодня должны проверяться словом Божьим и допускать поправки через него. Так как дары Духа никогда не были на ступени канонического ранга, то они и не могут стать излишними с установлением новозаветного канона. В чем же состоит специальный смысл даров Духа Святого? Они должны сопровождать благовестие слова и этим показывать, что Бог не является безгласным. Он желает открываться при благовестии Евангелия и в богослужениях Своей Церкви. Люди должны убеждаться: истинно с нами Бог! Важно то, чтобы присутствующего живого Господа люди и переживали как живого и присутствующего Господа. Профессор Карл Барт однажды сказал: «Дух Святой действительно есть ничто иное, как сила, через которую Иисус Сам действенно свидетельствует о Себе, вызывая внимание среди людей и в людях». В этом заключается смысл даров Духа Святого. Если уже апостолы в своем благовестии нуждались, чтобы Бог сопровождал Свое Слово знамениями, то тем более и мы. В наше время, когда люди отстраняются от веры в живого Бога, Который есть Господь всего и Которого можно переживать, крайне необходимо свидетельствовать: Бог жив! Он не безгласный идол. Он открывается в Церкви Своих святых и действует среди них. Цель даров: открывать Христа, как живого Господа, и прославлять Его. Дары Духа всегда ведут к Даятелю. При этом они служат к созиданию Церкви и помощью отдельным членам в жизни веры. Через Дары Духа должно стать очевидным: Иисус есть Господь. Он Господь, преодолевший грех, сатану и смерть. Потому что Он действительно победил на кресте, Он исполняет Свое слово и в Своей силе помогает, благословляет и встречается с человеком. Для множества людей, находящихся в грехе, нужде и сомнениях, совершенно неинтересен Бог на небесах. Но Бог не желает быть только Богом на небесах, но «истинно с вами Бог». Через дары Духа Святого это должно стать реальностью. Кто чувствует глубокую нужду за безнадежных и все-таки ищущих людей, тот не сможет без внимания пройти мимо свидетельства Нового Завета о дарах Духа. Любовь к доверенным нам людям позволяет нам открыть ценность даров, а вера живого Господа позволяет нам получить их. Через Свои дары Бог желает говорить и действовать в конкретных ситуациях и личных нуждах. Его любовь так велика, что Он не молчит. Безгласные идолы, как бы идеально они не были изображены, не помогают ни одному человеку и со временем становятся неинтересными. Вновь и вновь подтверждается факт: где отрицают возможность переживать Бога, там вскоре отрицают и Бога или же равнодушно живут без Него. Бог, Которого нельзя конкретно переживать, недостоин никакого внимания. До этого не должно дойти. Бога можно переживать, Бог жив, Он не молчит. Он Сам желает свидетельствовать о Себе через чудеса, знамения и различные даяния Духа Святого, так что каждый должен познать: истинно Он посреди нас. На меня первая встреча с духовными дарами на одном молитвенном собрании имела такое глубокое воздействие, что я до сего дня не могу забыть это. Тогда Бог через Духа Святого говорил о конкретной ситуации. Одна мать в отчаянии молилась за своего сына. Он потерял свой рассудок, когда выпрыгнул из горящего дома, чтобы спасти свою жизнь. И теперь он уже несколько лет находился в закрытом учреждении. До сих пор он не узнавал свою мать, и с ним было совершенно невозможно говорить. И тут через видение с пророческим истолкованием матери было обещано, что Бог освободит и исцелит ее сына. Было буквально подчеркнуто: «Уже при следующем посещении ты увидишь начало чуда!» В следующее воскресенье мать посетила своего сына: чудо совершилось! Сына перевели из закрытого отделения в палату, он узнал мать и с ним снова можно было говорить. Впервые через четыре года он вновь разговаривал со своей матерью. Сегодня этот человек исцелен и живет так, как будто он никогда не был болен. Этот случай произвел на меня сильное впечатление. Какой это чудный Бог, желающий открываться в нашей жизни, Который присутствует среди общины. Наш Бог не желает быть принятым только теоретически, но чтобы мы пережили Его как живого. «Ревнуйте о дарах духовных», – призывает нас Библия. Это она делает не для того, чтобы дать нам высшее звание, но чтобы созидать церковь так, чтобы в ней все были утешены, ободрены и получили назидание. Люди должны убедиться: есть Бог, Который заботится обо мне, Которому я не безразличен. Обетования Библии и в этой части истинны. То, что говорит Библия, совершается и сегодня, здесь и теперь. Правда, тут нужно упомянуть, что для этого и Дух Святой должен жить в нас в полноте. Мы должны, как говорит Библия, быть крещены Духом Святым, Который потом Сам дарует нам дары. Поэтому прежде, чем коснуться даров Духа, мы в следующей главе сначала поговорим о крещении Духом Святым. Прежде, чем мы пойдем дальше, я хочу указать еще одну важную истину: в наше время так много говорят о «харизматическом обновлении», и вместо слова «духовный дар» часто используется греческое слово ХАРИЗМА, которое конкретно переводится как «дар благодати», а не как «духовный дар». В Библии имеется больше харизм, т.е. даров благодати, чем духовных даров. Из-за неправильного понимания слова ХАРИЗМА в последние годы возник целый ряд неправильных толкований и ошибочных понятий. По этой причине здесь было бы необходимо короткое библейское изучение слова ХАРИЗМА. Но так как при этом мне пришлось употребить целый ряд греческих слов и выражений и указать много мест Писания, то такой библейский обзор прервал бы свободное чтение этой книги. Поэтому я решил поместить его в конце книги, как приложение. Всем, которые желают лучше понять значение слова ХАРИЗМА, я советую внимательно прочитать приложение, а также и все указанные там места Писания перечитать и сравнить. Это, вероятно, будет полезно для каждого читателя Библии. В дальнейшем, наряду со словом харизма, будет употребляться и слово харизматик, которое означает христианина, одарованного дарами.
Глава 2 КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ СВЯТЫМ Если я говорю о духовном крещении, то я говорю о нем как представитель классического пятидесятнического движения, так как пятидесятническое учение о духовном крещении, как о специальном переживании, все еще оспаривается рядом наших харизматических братьев и друзей, и для многих является камнем преткновения. Я всегда огорчаюсь, если движению пятидесятников приписывают, что они, якобы, учат о пути спасения по ступеням. Пятидесятники, за исключением некоторых крайних и экстремистов, еще никогда не учили о двухступенчатом или многоступенчатом пути спасения. Правда, они учат о различных переживаниях с Богом и с Духом Святым, но никак не о многоступенчатом пути спасения. Последующие переживания с Духом Святым являются шагами на пути спасения, на который мы вступили при возрождении, но не ступенями. Ступень ведь всегда обозначает превышение над предыдущим. Но мы не считаем, что христианин через крещение Духом Святым занимает более высокую ступень и может свысока смотреть на других. На пути благодати он прошел шаг дальше. Он имел важное переживание, через которое Христос стал для него ближе, а его духовная жизнь углубилась и стала полномочной. Я однажды читал лекцию на конференции пасторов. После лекции была беседа, на которой мне был задан вопрос: «Может ли вообще что-либо быть больше, чем Божье усыновление? Ведь это основное переживание. Кто пережил его, имеет Духа Святого и в этом все?!» Мой ответ был таков: «Нет большего спасения, как Божье усыновление, но для детей Божиих имеется намного больше, чем только это переживание». Так, например, наше преображение в образ Христа является делом Духа Святого. Согласно Римлянам 8:11 также и наше воскресение однажды будет произведено Духом Святым. После возрождения, а также и после духовного крещения, происходят последующие прекрасные, важные и чудные переживания через Духа Святого, которые естественно имеют свои корни в факте спасения и усыновления. Несколько пояснительных слов к уточнению нашей позиции, почему мы не соединяем в одно духовное крещение и возрождение, а видим в духовном крещении определенное дополнительное переживание для получения силы Духа Святого. Первый вопрос: «Было ли переживание учеников в день Пятидесятницы и днем их возрождения?» При этом нужно спросить: «Что мы понимаем под словом возрождение?» Ведь под словом возрождение все мы понимаем уверенность в принятии Христом после банкротства самоправедности. Этапами этого обычно являются сознание греховности и погибельного состояния, обращение, уверенность в спасении и получение мира через живую веру в победу Христа на кресте и в Его воскресение. Возрождение происходит через слышание слова Божьего под воздействием Духа Святого, когда мы принимаем призыв Христа и соглашаемся следовать за Ним. Все эти переживания ученики имели уже до дня Пятидесятницы через их личное общение с Христом. Они из уст Самого Христа услышали призыв к следованию и пошли за Ним. Встретившись с Христом, они наполнились сознанием своего погибельного и греховного состояния: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный!» От Иисуса они имели и свидетельство об очищении от грехов: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам». Иисус вложил в них уверенность в том, что их имена записаны на небесах: «Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». Через Христа они получили мир: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». После воскресения Христа они получили уверенность в избавлении, совершенном на кресте: «Не так ли надлежало пострадать Христу...» Они видели воскресшего Христа. Эта уверенность в Его воскресении сформировала всю их жизнь. Все это ученики пережили в личном общении с Христом, а именно, до дня Пятидесятницы. Но все то, что они имели до Пятидесятницы, не называлось «духовным крещением». Хотя они получили дуновение после слов Христа: «Примите Духа Святого» (Иоанн. 20:22), но все-таки они еще не были крещены Духом Святым. В Деяниях 1:4,5 Христос говорит им, чтобы они ожидали обещанного от Отца, «о чем вы слышали от Меня; ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым». Эти слова Христа поясняют то, что «быть крещенным Духом Святым» – это особое духовное переживание. Переживание, которое они должны были иметь дополнительно ко всему, что они теперь уже имели, было названо «крещением Духом Святым». Это не обличение в грехе или уверенность в совершенном через Христа спасении, а также и в Его воскресении. Ведь это они имели уже до дня Пятидесятницы. Духовное крещение было дополнительным, специальным духовным переживанием, которого им еще недоставало, несмотря на все прежние переживания. Нам нужно сделать различие между событием Пятидесятницы и между тем, что ученики пережили в этот день. Событие Пятидесятницы было однажды и не вернется. Оно вошло в Божий план спасения. Когда Иисус был на земле, Он был ПАРАКЛЕТ (по-гречески) Своих учеников. В 1 Иоанна 2:1 Иисус назван ПАРАКЛЕТОС: «То мы имеем ПАРАКЛЕТОС пред Отцом... Ходатая Иисуса Христа Праведника». В Своей прощальной речи Он говорит: «Отец пошлет вам другого ПАРАКЛЕТА (Утешителя)». Этим словом «другого» Он выражает, что до сих пор Он был их ПАРАКЛЕТ (Помощник, Утешитель). То, что Иисус, живя на земле, Сам лично делал для учеников через свидетельство, слово, помощь и ободрение, все это теперь делает другой ПАРАКЛЕТ, Дух Святой. Так же и спасение сегодня совершается под решающим действием Духа Святого. Он обличает о грехе, и о правде, и о суде. Дух Святой дает свидетельство духу нашему, что мы дети Божии. Дух Святой, как другой ПАРАКЛЕТ, пришел в мир в день Пятидесятницы, чтобы и в наше время производить те действия, которые ученики видели через Самого Христа. Но сверх того, Дух Святой дарует нам и то переживание, которого ученики до Пятидесятницы не знали. Это особое переживание Новый Завет называет духовным крещением. Только через это дополнительное, особое переживание исполнилось слово: «Он будет крестить вас Духом Святым». На это слово обетования позже ссылались сами апостолы при подобном переживании: «Тогда вспомнил я слова Господа, как Он говорил: Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым» (Деян. 11:16). Событие Пятидесятницы действительно больше, чем это специальное переживание учеников. Событие Пятидесятницы – это историческое сошествие Духа Святого в мир и принятие Им служения ПАРАКЛЕТА для всего человечества. Со дня Пятидесятницы началась новая эпоха, эпоха Духа, в которой мы теперь живем (2 Кор. 4:6). Дух Святой, как другой ПАРАКЛЕТ приводит к тому, что ученики имели уже до Пятидесятницы, но дарует еще и духовное крещение, которое ученики получили в день Пятидесятницы. В наши дни Господь через Духа Святого призывает к обращению и следованию за Ним, обличает в грехе, дарует живую веру и мир. Так Он дает нам переживать возрождение и быть уверенными в том, что мы приняты как дети Божии. Но не все то, что Дух Святой делает со дня Пятидесятницы, в Новом Завете называется «духовным крещением», а только одно специальное переживание, бывшее в Пятидесятницу. Таким образом, следует различать событие Пятидесятницы (сошествие на землю Духа Святого, как иного Утешителя) и переживание учеников в Пятидесятницу («крещение Духом Святым»). Господь Иисус Христос повелел ученикам не отлучаться из Иерусалима, но ожидать крещения Духом Святым. Духовное крещение не было возрождением учеников, но облечением силою свыше для служения (Деян. 1:8): «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями». В День Пятидесятницы Дух Святой пришел в мир, но мир не был крещен Духом, а только верующие в Иисуса Христа. Историческое, в плане спасения, событие Пятидесятницы неповторимо, в противоположность переживанию учеников в Пятидесятницу. Духовное крещение, как личное переживание, повторялось и сегодня еще повторяется. Удивительно, как путают событие Пятидесятницы и переживание в Пятидесятницу. Многие христиане говорят: «Пятидесятница неповторимое и единственное в своем роде событие, поэтому духовного крещения, говорения на языках и действия сил после Пятидесятницы больше не может быть». Тут им следует поставить вопрос: «Что же тогда было в доме Корнилия?» «Да», – отвечают – «это было Пятидесятницей язычников». Следовательно, по их мнению, существует две Пятидесятницы. «А что же тогда было в Самарии?» – «Это было Пятидесятницей Самарян!» Согласно таким доводам имели бы уже три Пятидесятницы. Пятидесятница не была бы уже одноразовым событием. Если же сделать различие между событием Пятидесятницы, в его одноразовости, и между переживанием учеников в Пятидесятницу, тогда проблема была бы решена. Не Пятидесятница повторялась, а переживание учеников в Пятидесятницу. Переживание в Пятидесятницу также повторялось, как и переживание возрождения. Оно возможно еще и сегодня, без малейшего нарушения одноразовости события Пятидесятницы. При всей исключительности события Пятидесятницы, Библия без всякой сдержанности свидетельствует о личных переживаниях духовного крещения. В Деяниях Апостолов 8:12-16 нам сообщается о том, что через служение Филиппа в Самарии началось пробуждение, и многие люди уверовали, вместе с ними и Симон волхв. Они уверовали и крестились, но следующее предложение говорит: «Находящиеся в Иерусалиме Апостолы, услышавши, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого: ибо Он не сходил еще ни на одного из них». Они уверовали, приняли слово и все-таки: одного определенного переживания, «сошествия Духа Святого на них», они еще не имели. Это они получили только по молитве с возложением рук Петра и Иоанна. Подобное событие описано и в Деяниях Апостолов 9:17. По дороге в Дамаск Христос встречает Савла Тарсянина. Он познает Иисуса как Господа, становится слепым, молится и ожидает Божиих указаний. Бог посылает вестника, который должен с ним помолиться, чтобы он «прозрел и исполнился Духа Святого». Что речь идет не о возрождении, с этим все соглашаются, которые впрочем, всегда говорят, что переживание Пятидесятницы является возрождением. Ведь Павел через Духа Святого назвал Иисуса Господом и полностью предался Его воле. Он уже был избранным сосудом Божиим, призванным для служения среди народов. Но то, что он теперь получил, было исполнение Духом Святым. В 10-ой главе Деяния Апостолов мы читаем знакомое повествование о Корнилии. По поведению Петра мы видим, как все-таки тяжело, освободиться от предубеждений. Его предубеждения мешали ему правильно понять ясное слово Божье. Слово: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари», получило сильное ограничение через национально ориентированное благочестие. Петр вначале противился идти в дом Корнилия. Через видение Бог сперва должен был приготовить его, чтоб он пошел. Язычники для него все еще не относились к спасенной твари. Что Бог может очистить и «нечистых язычников» – это было слишком для него. Только после Божественного наставления он идет к Корнилию и начинает проповедовать. Во время его проповеди Дух Святой сходит на «язычников», и они славят Бога новыми языками. Мужи, пришедшие с Петром, удивлялись, что и на язычников излился Дух Святой. Петр говорит: «Они получили Духа Святого, как и мы». Когда его позже укоряют за крещение язычников, то он оправдывается словами: «... сошел на них Дух Святой, как и на нас вначале» (Деян. 11:13-15). Сегодня есть христиане, которые хотят установить принципиальное различие между переживанием в Пятидесятницу и позднейшими, описанными в Деяниях Апостолов духовными переживаниями. Как будто бы во время Пятидесятницы было иное говорение на языках, чем в других местах Нового Завета. Некоторые при этом различают четыре различных говорения на языках. Они считают, что говорение на языках в Пятидесятницу было однократным и абсолютно иным, чем все позднейшие проявления этого дара. Но апостол Петр свидетельствует о событии в доме Корнилия: это было «как и у нас вначале». Итак, признаком подобия этого переживания было не то, что кто-то разумел смысл говоримого на языках, а получение неизученного языка, на котором они славили и хвалили Бога. Для Петра и его сопровождающих, для их глаз и ушей, событие в день Пятидесятницы и в доме Корнилия было абсолютно одинаковым. Обстоятельства могли быть различными, но происходящее было тождественным. Деяния 19:5-6. Павел, придя в Ефес, находит там круг учеников и спрашивает: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?» Этот вопрос непонятен некоторым сегодняшним христианам. Но для такого вопроса у Павла, вероятно, были основания, которые не так уж трудно понять. Возможно, он заметил отсутствие духовных даров, отсутствие молитвы на языках и так далее. Было что-то такое, что его озадачило. Он не утверждает сразу: «Вы не получили Святого Духа», – но он спрашивает. В беседе он узнает, что ефесяне еще даже и не знали, есть ли Дух Святой. После наставления они крестились во имя Господа Иисуса и, при возложении рук получив Дух Святой, стали говорить иными языками и пророчествовать. Итак, мы видим: переживание Пятидесятницы повторялось и распространялось, Здесь без затруднения можно было бы привести и свидетельства из истории церкви. Почти непрерывная цепь свидетелей показывает, что переживание Пятидесятницы не осталось однократным событием. До четвертого столетия, как само собой разумеющееся, было то, что христиане после водного крещения получали Дух Святой, говорили на иных языках и пророчествовали. Об этом свидетельствуют документы. Некоторые утверждают, что мы проповедуем новое учение, делая различие между возрождением и крещением Духом Святым. Мы же только вновь обнаружили апостольское учение. Это подтверждается, если взглянуть на старые, дореформаторские церкви. Будь то римско-католическая церковь, православная церковь, коптистская церковь или церковь так называемых «христиан Фомы» в Индии, или еще другие старые христианские группы. Вышеуказанные старые церкви через свои ритуалы и таинства свидетельствуют о двух различных важных духовных переживаниях. Переживание возрождения они все связывают с крещением, которое представляет для них таинство возрождения. Без этого «возрождения» каждый человек погибший – поэтому у них имеется крещение по нужде. Этим они свидетельствуют, что возрождение является необходимым для спасения – хотя они превратили его в таинство. Все эти церкви знают еще и второе таинство: конфирмацию для получения силы Духа Святого. Следовательно, учение об основополагающем переживании возрождения и переживании крещения Духом Святым не представляет ничего нового. Это учение старое и оно доказано, по крайней мере, через эти два таинства первоначального новозаветного переживания. Переживание Пятидесятницы, которое имели ученики, не должно ограничиваться временем. В Деяниях 2:38-39 мы читаем: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш». Значит: доколе Бог призывает, это обетование имеет силу, и люди должны пользоваться им. Для христиан первых столетий это было нормально. Они получали духовное крещение при возложении рук, при слышании слова Божьего или в личной молитве. Вышеуказанное обетование хочет и нас ободрить, чтобы мы стремились получить силу свыше, и таким образом быть исполненными Духом Святым для лучшего свидетельства и лучшего служения Господу. Через это переживание должна расти любовь к Господу и жизнь уподобляться Ему. В отношении сошествия Духа Святого Ветхий Завет указывает на два пророческих обетования. Одна пророческая линия говорит о том, что мы называем возрождением, то есть об обновлении человека через Духа Святого. К примеру, в Иезекииля 36:26-27 говорится: «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять». На основании этого места Писания Иисус имел право упрекнуть Никодима, которому, очевидно, совсем чуждо было учение о рождении свыше: «Ты учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» Как учитель Израилев он, исследовав Ветхий Завет, должен был учить всем истинам. Чудо возрождения в свете Нового Завета было ясно описано через пророков. Новая эра спасения должна ознаменоваться новым основополагающим актом спасения. Без возрождения Царство Божие остается закрытым. Это одна линия обетования. То, что ученики пережили в День Пятидесятницы, апостолы объясняют не на основании Иезекииля 36, а обращаются ко 2-ой главе Иоиля: «Это есть предреченное пророком Иоилем.» Это вторая линия обетований. Она говорит об излиянии Духа Святого и облечении силою для свидетельства. Параллельно с обетованием обновления жизни, как знак Нового Завета, дано обетование крещения Духом Святым, облечения силою Духа Святого и дарами. Дух пророческий, который в Ветхом Завете пребывал на отдельных личностях и то только в определенных случаях, должен стать теперь всеобщим достоянием: «И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, старцы ваши сновидениями вразумляемы будут и юноши ваши будут видеть видения...» Иоиль 2:28. Обе линии обетовании не противоречат друг другу. Они как две стороны одной медали: обновление жизни является основополагающим спасительным делом Духа Святого, а крещение Духом Святым и облечение силой и дарами – другое важное дело того же Духа. Он не только производит возрождение, Он дарует нам и крещение Духом Святым и духовные дары. Крещение Духом Святым может отличаться от переживания возрождения, но не может быть отделено от него. Это не обособленное переживание, а последствие возрождения. Его можно пережить только будучи возрожденным и имея уверенность о прощении грехов через кровь Иисуса Христа. Определенный уровень освящения невозможно считать базой для получения крещения Духом Святым, так как тогда это не было бы даром благодати. Поэтому и для нас крещенный Духом никак не является христианином высшего класса. Крещение Духом Святым не является знаком отличия или орденом, но облечением силою свыше для служения. Даже уже крещенный Духом Святым христианин может производить неприятное впечатление. Он тоже нуждается в поправке. И он должен стремиться к освящению. Опытность не освящает его, но побуждает к освящению. Кто повинуется влечению Духа, тот испытает, как возрастает плод духа. Контрольным пунктом для определения состояния во Христе являются не дары, а плоды. Все духовные дары являются получением благодати под крестом. Апостол Павел говорит к Галатам 3:13-14 «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою... дабы благословение Авраамово через Иисуса Христа распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою». Здесь показана взаимосвязь креста и духовного переживания. Познание милости делает не гордым, а смиренным и благодарным. Я знаю, что и между пятидесятниками есть некоторые, понимающие это неправильно. Переживанием духовного крещения они злоупотребляют, чтобы поставить себя на высокий пьедестал. Это одиночки. Их ошибочный взгляд является причиной того, что они не в состоянии присоединиться к общине или братству. Вина же такого состояния не в духовном переживании, но в хождении по плоти, то есть в недостатке освящения. Нет лучшего спасения, чем усыновление, но для детей Божиих имеется намного больше благословений, чем большинство пережили до сего дня. У Иисуса все еще имеется намного больше, и из Его изобилия мы можем черпать, можем пить из него, и можем раздавать дальше. Через крещение Духом Святым мы достигаем не более высокой степени спасения, а большее проникновение в наследство спасения, которое Христос приобрел нам на кресте. Обетование крещения Духом Святым не отменено. Иисус и сегодня еще Тот, Который крестит Духом Святым. Мы без затруднения можем сказать: мы верим в Иисуса, крестящего Духом и огнем. Крещение Духом Святым – это переживание, которое даруется нам на основании веры. Центром же веры является Иисус. Если вы, дорогой читатель, еще не пережили крещение Духом Святым, то никакие кажущиеся богословские аргументы не должны вас удерживать от того, чтобы искать этого и серьезно молиться об этом. Иисус желает и вас крестить Духом Святым и огнем и ввести в новые, более могущественные и глубокие переживания с Духом Святым.
Глава 3
СЛУЖЕНИЕ ДАРАМИ Павел ставит служение дарами в подчинение общины, к ее благу. Это важное установление. Дары Духа – это дары Божии для служения в общине. Поэтому он указывает на основу благословенного служения одарованного христианина (харизматика), на любовь АГАПИ. Об этом мы читаем в 1 Коринфянам с 12:30 по 13:3. Так Павел показывает правильный путь и верные мотивы для получения даров и обращения с ними. С любовью потребленный дар служит к созиданию общины. При дарах дело касается не признаков ранга или благочестивого самоподтверждения, но откровения Божьего в общине, через которое община созидается. Правильное обращение с дарами основывается на любви и смирении. Все дары являются харизмами, то есть дарами благодати. В Коринфе апостол Павел имеет дело со сложной ситуацией в общине. Проблемы окружающей среды имели воздействие и на общину, и, к сожалению, их невозможно было так быстро преодолеть. Мы все знаем эту старую проблему: человек скорее принимает Иисуса как Спасителя, чем он готов выбросить за борт представления и стандарты старой жизни. Одна проблема, как мы можем прочесть между строк, вероятно приводила к трудностям: коринфская гордость. Чтобы поразить ее, Павел вначале делает ударение на то, что все харизмы являются дарами милости. Милость не имеет дело с личными качествами человека, а скорее сознает его недостойность и нужду. Харизмы не являются личными достижениями или способностями, поэтому они подчеркиваются как дары. Харизмы являются подарками «Духа благодати». Их получают в молитве через веру. Такое одарение могло привести к гордости. Поэтому тут нужно процитировать слова Павла: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4:7). Если духовно настроенный харизматик не гордится, а славословит, то это Сам Бог дает, Который хранит верность Своему слову и из Своего обилия дает человеку, сознающему свою нищету. И тут действенно слово: «Смиренному Бог дает благодать!» Второе, что объясняет Павел: все духовные дары – это дары служебные. Все харизмы должны употребляться для служения. Об этом мы читаем в 1 Петра 4,10: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.» Каждый христианин должен стремиться вносить все больший вклад в служение созидания. Многие люди, которых Бог некогда одарил дарами, к сожалению, останавливаются на получении даров. У других служение даров не имеет развития и зрелости. Оно все еще совершается в начальном виде. Эти харизматики не возрастают. Их служение не увеличивается ни в ширину, ни в глубину. Со временем это приведет к тому, что служение даров духовно зрелыми людьми совершенно не будет цениться. Они станут почитать его излишним и ненужным. Поэтому каждому одарованному христианину нужно возрастать во всю полноту. В 1 Коринфянам 12:31 апостол призывает: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший». Эти большие дары, вероятно, не имеют в виду любовь. К сожалению, часто утверждают, что стремлению к дарам благодати апостол хочет противопоставить стремление к любви (АГАПИ), как к более ценному. Но это утверждение противоречит тексту. Любовь не является «большим даром» – это ясно. Павел тут не говорит: «Ревнуйте о большем даре (единственное число)», – но он говорит: «Ревнуйте о дарах больших (множественное число)». Это ведь ясно показывает, что здесь не имеется в виду любовь, иначе Павел должен бы говорить о «большем даре». Дары благодати (множественное число) – это различные дары Духа, которые мы находим перечисленными в 12-ой главе 1-го Послания к Коринфянам. Всякое иное толкование является искажением текста. Павел говорит к людям уже имевшим духовные дары. Он, возможно, заметил, что их недостатком было то, что они не стремились ко всей полноте даров. По-видимому, у них очень ограниченно имелся дар пророчества, а дар говорения на языках, напротив, был в изобилии. Вероятно и другие броские дары, как дар исцеления и прочие, пользовались большим спросом. Возможно именно «дары чудотворения» почитались наибольшими, так как мы видим, что Павел никогда не призывает стремиться к этим дарам – а, напротив, к пророчеству. Как считают многие переводчики и истолкователи, может быть нам надо понимать это так, что коринфяне должны были ревновать о лучшем развитии даров. Это бы соответствовало 1 Тимофея 4:14-15, где Павел говорит по отношению дарования Тимофея, чтобы он заботился о нем, в нем пребывал, служил им, чтобы успех в этом даровании был для всех очевиден. Этим до сознания коринфян доводилась бы очень важная мысль. Многие остановились на ступени духовных младенцев (1 Кор. 3:1-3) и поэтому мало успешны в своем служении. Стоит рассмотреть третье значение этого места Писания. Павел пишет общине, в которой каждый хотел быть великим. Мы видим, как Павел различными советами и увещаниями старался исправить именно это ошибочное положение. Он делал это, например, в прообразе тела. На Ближнем Востоке прообраз тела часто брали в пример. Его, например, применяли для установления государственных порядков. Головой был царь или король, потом следовали князья, различные дворяне и служащие, пока, наконец, доходили до раба. Прообраз тела и его членов всегда был связан с сознанием ценности: то, что было вверху, считалось ценным и благородным, а чем дальше книзу, тем все становилось более бесценным и неблагородным. Разделяющей линией тела была талия. Что было выше линии талии, то было благородным, что находилось ниже, считалось пренебреженным. Но апостол Павел порывает с тогдашним представлением о ценности и говорит: каждый член ценен. Оценка ценности всех членов зависит от сознания их необходимости. Никакой член не является лишним. Бог так все устроил, что каждый член оказывает телу очень важное служение. Нога, к примеру, по языческому представлению очень презренный член, носит все тело и перемещает его с одного места на другое. Но именно этот презренный член необходим. Интересная картина, которую Павел открывает в 1 Коринфянам 12, учит нас не создавать благочестивый культ знаменитостей и не думать о себе более, чем должно. К сожалению, это духовно здравое воззрение в Коринфе было слабо развито. Проблема коринфян, кажется, состояла в том, что они определенные сенсационные дары (исцеления, чудотворения, говорения на языках) ставили выше других даров, а их носителям предоставляли особое место. Они считали, кто имеет такие дары, тот в особенно хорошем состоянии. Каждый, естественно, тоже стремился иметь такие дары. Сколько нужды и разочарования было тогда у тех, которые не получали этих даров. Но сколько опасности и гордости также у тех, которые были одарены ими. Если бы кто-либо в один день мог воскресить 50 мертвых, событие это остается без значения, пока оно не служит к созиданию общины. Если духовные сенсации привлекают массы, а к общине не прилагается ни один член, то с подаренным обращались не в соответствии с намерениями Даятеля. Целью чудес является созидание общины и прославление Христа. Только то, что служит этой цели, имеет ценность с духовной точки зрения. Если действие служит к прославлению Господа и созиданию общины, тогда не играет роли, является ли оно воскресением мертвого, исцелением больного, служением пророчества, говорением на языках или истолкованием. Только правильное отношение и правильное применение делает служение даров Духа ценными. Наибольшая сенсация состоит не в дарах, но в том, что Бог во Христе через крест искупил нас и крестил в одно тело. Невидимые внутренние органы втайне совершают в теле важное служение, чтобы другие члены могли делать что-то, видимое снаружи. Первоначальный текст позволяет еще и такой перевод, служащий поправке коринфян: «Вы ревнуете о дарах больших...» Этот возможный вариант перевода должен поразить гордость коринфян. По этому переводу беда состояла бы именно в том, что они судили о «меньших» и «больших дарах». Если рассматривать контекст и всю проблематику общины, то этот перевод возможно и верен. Тогда это было бы необходимое и полное любви замечание: «Вы делаете ошибку: вы стремитесь к тому, что привлекательно, и забываете невидимые вещи, к примеру, пророчество, истолкование и прочее, что также важно для созидания общины. Вы стремитесь к вещам, которые бы вас возвеличили, а не к тем, которые созидают общину и прославляют Христа. Дарами, которые вы имеете, вы не стараетесь служить Богу, но сделать самих себя знаменитыми». Указание на любовь, которая при таком отношении оскорбляется, является логичным и подходящим. Греческий текст допускает как традиционный, так и только что упомянутый перевод. Текст нигде не нарушается. Можно эти два перевода оставить стоять рядом, как по изволению Божию. По издавна известному переводу Павел говорит коринфянам: «Ревнуйте теперь и о дарах, которые в большей мере служат церкви. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь» (1 Кор. 14). Большие дары для него тогда были бы те, которые служат к созиданию общины, то есть выходят за рамки назидания только себя самого. Назидание себя самого для христианина естественно очень важно. Он не должен запускать свою духовную жизнь и становиться духовной развалиной. Но на этом он не должен останавливаться. Он должен простираться далее, чтобы служить общине. Не должно доходить до того, чтобы дети Божии крутились только вокруг своей оси. И все-таки есть такие, которые на протяжении всей своей христианской жизни в глубочайшем смысле заняты только собой. Им нужно постоянно исповедоваться, каяться, заново передаваться Господу. Они постоянно заняты только собой, так что они не способны быть благословением для общины и мира. Этот благочестивый эгоизм, этот круг своего «я» должен быть прерван. В связи с этим указание на любовь также очень подходяще. Настоящая любовь – АГАПЕ – всегда ориентирована на «ты» и «вы». «Ибо никто из нас не живет для себя...» Рим. 14:7. На богослужение нельзя смотреть только с точки зрения личного благословения – но: «Могли ли другие получить через меня благословение?» В центре внимания настоящего духовного человека всегда должны находиться Господь и его община. Я думаю, что здесь нужно обновление сознания. Переоценка даров чудотворения и приравнивание их к «духовному авторитету» и сегодня не безызвестны. Мы думаем, что, увидев великие наглядные чудеса, люди падут на лицо и признают: «Истинно Бог в вашей среде». Но он говорит это о служении пророчества. Чудеса всегда остаются двусмысленными и вначале должны быть объяснены. Насколько двусмысленны чудеса, мы видим из многих «современных» объяснений. Один говорит о совпадении, другой о гипнозе, а третьи ищут иных естественных объяснений. Поэтому чудеса не в обязательном порядке ведут к сознанию того, что говорил или действовал Бог. А если открывается сокровенное сердца, то человек должен признать: «Здесь говорит кто-то, знающий меня». Я иногда размышляю о чуде на Кармиле. С неба пал огонь. Народ кричал: «Господь есть Бог!» 3 Цар. 18:39. Но при этом мало кто обратился. Все осталось по-старому, несмотря на это удивительное чудо. Но если Бог говорит к человеку, и тот слышит этот голос, то это побуждает его к решению. В конечном счете не всегда внешние сенсации приводят людей к обращению – хотя они способствуют тому, что люди начинают прислушиваться – но большим сенсационным открытием является то, что Бог говорит совершенно лично. Услышать Его голос и последовать Ему – вот что приводит к спасению. Поэтому чудеса являются сопровождающими знамениями благовествования, но не его смыслом и применением. Ясно одно: Павел не желает здесь обесценить какой-либо дар, также и не дар языков, но правильно распределить их. Кроме того, каждый одаренный христианин должен продолжать стремиться и не считать получение какого-либо дара окончательным итогом своего духовного развития. Никакой христианин не должен прекращать стремиться к Господу. Каждый христианин в своем служении должен расти и становиться зрелым. Община, серьезно принимающая это увещание, войдет во всю полноту даров, и каждый член сможет оказывать благословенную помощь. Дух разделяет каждому свое, как Он хочет! ВАЖНЫЙ ВОПРОС После всего сказанного возникает вопрос: «Есть ли вообще смысл ревновать об определенных дарах?» Ведь Павел говорит в 1 Коринфянам 12:11 «Дух разделяет каждому особо, как Ему угодно». Я знаю, что это выражение Нового Завета многим уже составляло затруднение. Ибо как в 1 Кор. 12:31, так и в 1 Кор. 14:1 стоит греческое слово ЦЕЛОУТЕ, которое словами «ревнуйте», «достигайте» или «стремитесь» переведено в очень слабой степени. Оно звучит так: «Вы должны пламенно гнаться за дарами». Мы должны «пламенеть» или «кипеть» о том, чтобы получить дары через веру. Оба эти выражения «ревнуйте» и «все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» стоят рядом в 1 Коринфянам 12, без всякой попытки объяснить это или привести к гармонии. Почему? Дары благодати имеют параллель с благодатью спасения. Как обстоит дело с благодатью спасения? Это незаслуженный, свободный подарок Божий. Никто не может купить себе благодать спасения. Но все-таки Бог требует, чтобы мы от всего сердца искали благодать спасения. «Вы не имеете, потому что не просите», или: «Всякий ищущий находит». Оба стоят рядом. Это дар Божий, Божья благодать, Божий подарок и все же – мы должны искать его. Он дает, как Он хочет. Но кто не ищет и не ревнует, тот ничего не получает. Мы должны позволить Богу через слово Божье и через Духа Святого открыть нам, как важно не иметь недостатка в духовных дарованиях, а иметь изобилие. Речь идет не о нас, а о том, чтобы Бог мог еще больше, чем прежде использовать нас для созидания своей общины, и чтобы мы сами еще более возросли в Нем. Наше сердце должно гореть желанием, быть еще лучшим орудием в руках Божиих. Каждый христианин должен стремиться к тому, чтобы стать еще лучшим каналом для полноты и силы Святого Духа и еще более полезным членом тела Христова, через который наш Господь может еще более и шире прославиться, чем до сих пор. Если мы познаем, как важно Иисусу Христу наибольшая отдача в служении Ему, то мы и будем со всею ревностью стремиться получить больше даров Духа Святого и учиться использовать их наилучшим образом.
Глава 4
СЛОВО МУДРОСТИ «Но каждому дается проявление духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом" (1 Кор. 12:7-8). Первым из даров Духа здесь упоминается слово мудрости. В основе подчеркиваются два пункта: 1. Слово мудрости (ЛОГОС СОФИАС). 2. Слово мудрости Духом (через Духа) (ДИА ТОУ ПНОЙМАТОС). Оба понятия важны для понимания дара благодати. Здесь говорится не о ДАРЕ МУДРОСТИ, но о ДАРЕ СЛОВА МУДРОСТИ. Апостол желает этим разъяснить, что этот дар пункт за пунктом дает нам откровение духа мудрости. Это значит, что кто-либо, духом передающий слово мудрости, в другом случае может быть человеком беспомощным или даже поступающим глупо. Он не имеет мудрости или не является мудрым человеком, который всегда мудр, но по вдохновению, для определенного дела ему вдруг даруется откровение. Слова мудрости исходят не от его ума, но от вдохновения. Они даются ДУХОМ, они являются идеей и вдохновением Духа. «Дух мудрости и разума» открывается в общине через такое слово. В прошлом – и вероятно еще и сегодня – слово мудрости отождествлялось с теологией или образованием. Но здесь говорится определенно, что этот дар не является продуктом собственного исследования или разума, но даруется Духом. Для лучшего понимания нужно ответить на несколько вопросов. Что такое мудрость? Является ли мудрость тем же самым что и знание, изучение или образование? Если бы это было так, то от слова мудрости до превозношения был бы только один шаг. Но это не так. В Ветхом Завете мы имеем два слова, которые переводятся как мудрость. Первое слово БИНА имеет такое же значение, как и осведомленность, понимание и показывает, что мудрость и знание в определенном смысле связаны друг с другом. И все-таки осведомленность и понимание больше, чем просто знание. Это прежде всего видно во втором слове ХОКАМ/ХОКМА, переводимом как мудрость. Это слово употребляется для мастерства, для хорошего совета, который, к примеру, дается в критической ситуации, и также для способности принимать правильное решение в нужное время. Эта мудрость является знанием, которое применяется в практической жизни, и таким образом служит каждому в общине. Она всем помогает правильно вести себя, находить выход из кризисов, разрешать проблемы и достигать цели. Так совет Иосифа, чтобы сберечь урожай хороших лет, был словом мудрости, так же как и совет Иофора Моисею, чтобы часть работы передать начальникам народа (Быт. 41:33-36; Исх. 18:18-26). В Новом Завете духовная мудрость (по-гречески СОФИЯ) обозначает жизненную мудрость или знание правильных поступков в экстремальных ситуациях (Кол. 4:5). Эта мудрость определяет жизнь и хождение. СОФИЯ также обозначает правильное применение знания. Так как много знать еще далеко не значит быть мудрым. Некоторые люди имеют обширное знание и все-таки беспомощны и не мудры в практической жизни. Не знаком ли вам всем практически совершенно непригодный заучившийся человек? Мудрость – это способность применять знание на практике (Еф. 5:15; Иак. 3:13). Такая мудрость является помощью в жизненных кризисах (Еф. 3:10). Мудрость – это искусство принимать правильные решения (Кол. 1:9). Мудрость – это способность давать правильные советы (Кол. 3:16). Мудрость соответственно 1 Коринфянам 6:5 имеет дело и с рассудительностью. В Библии мы много читаем о ценности божественной или духовной мудрости. Она отделяется от естественной мудрости. Божественная мудрость иная, чем мудрость мира, к которой стремились эллины. Слово о кресте для них было безумием, а для духовных людей оно сила и Божия премудрость. 1 Коринфянам 2:6-7 говорит о сокровенной мудрости, открывающейся Духом. Она дарует понимание, которое никогда не может дать человеческая мудрость. Она является светом от Божьего света. Она освещает ситуации и пути. Где Новый Завет говорит о достойной достижения мудрости, дело всегда касается божественной мудрости. Только она может помочь, вести божественную жизнь и духовно разрешать проблемы. Человеческая мудрость часто достигает как раз противоположного. Человеческая мудрость часто приравнивает божественную мудрость к глупости. Для человеческой мудрости даже упование на Бога является глупостью, не говоря уже о вере слову Божьему. Человеческая мудрость может предлагать компромиссы и все-таки не решить проблемы. Истинная божественная мудрость помогает народу Божьему и отдельным людям в кризисах, а также и указывает выход из них. Плод этой мудрости есть мир, правда, не жертвуя истиной. Сегодня пытаются достичь мира путем нечестных компромиссов. Каждый может верить, чему он хочет. Божественная мудрость также производит мир, но без негодных компромиссов. Если я говорю о негодном компромиссе, то я хочу этим выразить, что имеется и мудрый, божественный «компромисс». Слово мудрости может и между двумя крайностями найти возможный путь. Не все компромиссы неверны. В совместной жизни иногда именно искусство, уметь заключить удовлетворяющий компромисс, помогает достичь мира. Источник мудрости познается по ее плодам. Мудрость часто является и орудием ада. Она выявляется в неправильном поведении и неправильных масштабах ценностей. О божественной, как и о земной мудрости, и о их проявлениях мы читаем в Иакова 3:13-18 «Мудр ли и разумен кто из вас? докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину: Это не есть мудрость нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская; ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир». Божественная мудрость производит мир, она любезна, но послушна. Христиане знают, что к божественной мудрости относится и послушание. Истинная Божия мудрость учит меня познавать это. Иакова 1:5 призывает нас просить о мудрости: «У кого из вас недостает мудрости, да просит». Унизительно ли признаваться, что мне недостает мудрости? Здесь не написано: «У кого из вас недостает хитрости...», так как можно иметь все это, и все-таки отсутствует мудрость. Одна только божественная мудрость поможет распознать антихриста и, несмотря на все соблазны и угрозы, остаться верным Господу. Эта мудрость не является продуктом человеческого разума, но просвещением от Господа. Таким образом, она является подарком зависимости от Бога и познанием собственной беспомощности. Нам бросается в глаза, что в Новом Завете мудрость и разум разделяются. Освещенный разум может помочь достигнуть мудрости. Но разум еще не мудрость. «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое, число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13:18). «Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть сем гор, на которых сидит жена» (Откр. 17:9). Итак, нужен разум, имеющий мудрость. Дух Божий открывает свою мудрость нашему разуму. Эта мудрость состоит в божественной помощи. Она является советом и водительством в критических состояниях. Она может, к примеру, использовать мысли противника, чтобы защитить Евангелие. О ней Господь говорит следующими словами: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать. Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мтф. 10:19-20). СЛОВА МУДРОСТИ Теперь перейдем специально к «слову мудрости Духом». Так как божественная мудрость очень нужна, то слова мудрости не только нужны, но необходимы. Воодушевляющее просвещение Духа Божия, выражающееся в словах мудрости, помогает общине или отдельным лицам. Оно нужно как для созидания общины, так и для практического пасторского служения. Мудрый совет может оказать решающую помощь и преодолеть самые сложные проблемы. У нас есть несколько библейских примеров, как через мудрость, через слова мудрости община выносила важное решение. В Деяниях 6:1-7 мы читаем: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Эллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвавши множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах; итак, братья, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора и Никанора, и Тимона и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили пред Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере». Мы видим общину в кризисе, и мы видим, как этот кризис был преодолен через слова мудрости: «не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах». Я не знаю, все ли мы хорошо понимаем это слово. Кто, будучи пастором, принимал участие в какой-либо кампании по материальной помощи, тот поймет это. Пытаясь быть справедливым до предела, можно все-таки испытать, как много беспокойства возникает именно в обращении с материальными благами. Возвещающий слово может через это материальное служение закрыть сердца слушателей к проповеди. В этом великая мудрость, чтобы служение благовестия оставлять свободным от этого обременения. Это служение имеет еще достаточно нагрузок. И потом: слово мудрости предложило найти и поставить мужей, исполненных Святого Духа и мудрости. Они сознавали, что для такой трудной задачи нужна мудрость. Источником же мудрости был Дух Святой. Второй пример из Деяния 6:9-10 повествует: «Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил». Стефан был одним из тех, которых выбрали в предыдущем примере. Хотя он очевидно не был раввином, но он говорил так благословенно, что люди удивлялись. То же самое мы читаем и в других местах, где говорится, что слушающие удивлялись, зная, что пред ними люди неученые. Слово мудрости мы встречаем и в Деяниях 15:6-11 (апостольский собор). Слово мудрости действовало здесь в сочетании со словом знания. Слово знания показало одно место Писания в совершенно новом свете, а слово мудрости сделало вывод: «Ибо угодно Святому Духу и нам...» Можно было бы и из жизни выбрать некоторые практические примеры, показывающие нам, как слова мудрости служат помощью общине или отдельным лицам. Видя примеры первой общины, мы осознаем: через слово мудрости они были сохранены от разделения и саморастерзания. Через слова мудрости они могли и своих «образованных» противников загнать в тупик и даже помочь им придти к покаянию. Таких слов нет ни у кого в кармане. Выражение «слово» показывает, что с этим даром мы остаемся в зависимости от вдохновения – от Господа. Все духовные слова являются откровениями Духа мудрости, совета и разума. Слова мудрости даруются отдельным членам или общине для жизни свидетельства, сохранения единства и достижения цели. Как слова мудрости могут быть индивидуальной помощью во времена преследований, можно видеть из известного примера одной верующей девочки с Мадагаскара. Когда на острове началось пробуждение, то реакция языческого начальства была жестокой. Участие в подпольных собраниях и обладание Библией жестоко наказывались. Наша девочка шла на одно из собраний и была схвачена полицейским: «Куда ты идешь? Разве ты не знаешь, что только в исключительных случаях можно выходить из дома после комендантского часа?» Что было отвечать бедной девочке? Лгать она не хотела, а выдавать братьев и сестер – тоже нет. По вдохновению Духа она ответила: «Наш старший брат умер, и мы сегодня вечером собираемся, чтобы читать его завещание». «Ну, в таком случае можешь идти», – сказал полицейский. Слово мудрости помогло ей в этой нужде. Как важна молитва Павла и для нас: «... чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его...» (Еф. 1:17).
Глава 5
СЛОВО ЗНАНИЯ В 1 Коринфянам 12:8 между проявлениями Духа Святого мы читаем о «слове знания». По-гречески ЛОГОС ГНОСЕОС. Нам бросается в глаза, что здесь в отличие от «слова мудрости» – написано "тем же Духом» (по тому же Духу) = КАТА ТО АУТО ПНОЙМА. Здесь нам предлагается что-то важное. Текст не только свидетельствует, что проявление даруется Духом, но и указывает на его соответствие определенному направлению, «норме Духа». Употребленное греческое выражение по свидетельству именитых языковедов переводится как: «по правилу» или «в соответствии с нормой», так как слово КАТА в винительном падеже содержит в себе смысл: «вдоль этой линии» или «в этом направлении». Это значит: 1. Существует норма, в пределах которой должен действовать этот дар. 2. Слова знания должны соответствовать линии ясного свидетельства Священного Писания, которое и является эталоном истины. В связи с этим не должно умалчивать, что имеются различные мнения о даре слова знания. Одно широко распространенное в последнее время мнение базируется на том, что под словами знания нужно понимать определенные личные откровения. Кто имеет этот дар, получает, к примеру, знание о какой-либо личности, может ее разоблачить или распознать ее болезнь, может назвать вещи, которые не в порядке и т.д. Второе мнение исходит из того, что слова знания имеют дело с познанием более глубокого значения Священного Писания. Я должен присоединиться к этому истолкованию. Я думаю, что толкование, которое дает брат Дональд Джи, и которого придерживаются и другие глубокие знатоки Библии, передает то, что здесь говорит Библия. Именно формулировка «по направлению Духа» доказывает, что для служения этой харизмы имеется направление, объективная норма, вдоль которой оно должно проходить. Это может относиться только к Священному Писанию. Откровение сокровенного в человеке ведь явно относится к дару пророчества (1 Кор. 14:25). Слово знания напротив является специальным откровением Святого Духа об особенных местах Писания. Через Дух Святой места Писания вдруг становятся живыми, приобретают в определенном смысле совсем другую важность. Через этот дар слово Божие освещается по-новому для особых ситуаций, в которых говорится с пророческим полномочием, и таким образом общине оказывается значительная помощь. Этот свет и особое указание пути через слово Божие всегда будут необходимы общине. Текст показывает, что мет «дара знания", в том плане, что один человек получает все знание о значении Писания и становится своего рода «непогрешимым папой». Никакой служитель или харизматик не является непогрешимым. Нет, здесь речь идет о «слове знания». Выражение «слово» указывает на единичные разрозненные проявления этого дара и на зависимость от вдохновения. Оно хочет сказать, что Дух Святой в конкретной ситуации поможет нам правильно понять Его волю и Его истину – в соответствии со словом Божиим. Более глубокое проникновение в божественные истины и возра
|