Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выносил ли имам Ахмад такфир джахмитам и их правителям?

 

Подробное разьяснение на данную тему

Ответ на шубху, что якобы имам Ахмад не выносил такфир джахмитам и их правителям

 

Предисловие

 

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:

 

Это исследование, посвященное вопросу указанному в заголовке, а это - " Выносил ли всё таки имам Ахмад личный такфир джахмитам и их правителям?"

 

Стало известным среди некоторых поздних ученых, что имам Ахмад, да будет доволен им Аллах, хоть и противостоял джахмитам, но несмотря на это, не выносил им такфир, и читал за ними намаз, и делал дуа о них о прощении.

 

Опираются они как правило на понимание шейх уль Ислама Ибн Теймии, да смилуется над ним Аллах.

 

Сказал шейх уль Ислам:

 

لَكِنْ مَا كَانَ يَكْفُرُ أَعْيَانُهُمْ فَإِنَّ الَّذِي يَدْعُو إلَى الْقَوْلِ أَعْظَمُ مِنْ الَّذِي يَقُولُ بِهِ وَاَلَّذِي يُعَاقِبُ مُخَالِفَهُ أَعْظَمُ مِنْ الَّذِي يَدْعُو فَقَطْ وَاَلَّذِي يُكَفِّرُ مُخَالِفَهُ أَعْظَمُ مِنْ الَّذِي يُعَاقِبُهُ وَمَعَ هَذَا فَاَلَّذِينَ كَانُوا مِنْ وُلَاةِ الْأُمُورِ يَقُولُونَ بِقَوْلِ الْجَهْمِيَّة: إنَّ الْقُرْآنَ مَخْلُوقٌ وَإِنَّ اللَّهَ لَا يُرَى فِي الْآخِرَةِ وَغَيْرُ ذَلِكَ. وَيَدْعُونَ النَّاسَ إلَى ذَلِكَويمتحنونهم وَيُعَاقِبُونَهُمْ إذَا لَمْ يُجِيبُوهُمْ وَيُكَفِّرُونَ مَنْ لَمْ يُجِبْهُمْ. حَتَّى أَنَّهُمْ كَانُوا إذَا أَمْسَكُوا الْأَسِيرَ لَمْ يُطْلِقُوهُ حَتَّى يُقِرَّ بِقَوْلِ الْجَهْمِيَّة: إنَّ الْقُرْآنَ مَخْلُوقٌ وَغَيْرُ ذَلِكَ. وَلَا يُوَلُّونَ مُتَوَلِّيًا وَلَا يُعْطُونَ رِزْقًا مِنْ بَيْتِ الْمَالِ إلَّا لِمَنْ يَقُولُ ذَلِكَ وَمَعَ هَذَا فَالْإِمَامُ أَحْمَد رَحِمَهُ اللَّهُ تَعَالَى تَرَحَّمَ عَلَيْهِمْ وَاسْتَغْفَرَ لَهُمْ لِعِلْمِهِ بِأَنَّهُمْ لِمَنْ يُبَيِّنُ لَهُمْ أَنَّهُمْ مُكَذِّبُونَ لِلرَّسُولِ وَلَا جَاحِدُونَ لِمَا جَاءَ بِهِ وَلَكِنْ تَأَوَّلُوا فَأَخْطَئُوا وَقَلَّدُوا مَنْ قَالَ لَهُمْ ذَلِكَ

 

"Однако, имам Ахмад не выносил джахмитам личный такфир. Ведь тот, кто призывает к какому то слову- хуже чем тот, кто просто его придерживается, а тот, кто призывает к этому слову и наказывает противоречащих ему - хуже чем тот, кто просто призывает. И тот, кто выносит такфир противоречащим этому слову - хуже чем тот кто просто наказывает противоречащих. И наряду с этим, те правители, которые говорили слово джахмитов, что Коран сотворен, и что Аллах не будет виден в Будущей Жизни, и тому подобное, и призывали людей к этому, и делали испытание этим, и наказывали тех кто не соглашался с ними в этом, и выносили такфир тем, кто не согласился с ними, и даже дошли до того, что когда они выкупали от кафиров пленника-муслима, они не выпускали его на свободу, пока он не согласится со словами джахмитов, что Коран сотворен, и так далее. И они не назначали никого, и не давали никому денег из казны, кроме как тем кто говорил слово джахмитов. И наряду с этим, имам Ахмад да смилуется над ним Аллах, просил милости за них, и прощения за них, по причине того что он знал, что им не разьяснилось, что они считают ложью Посланника, или отрицают то с чем они пришёл, однако они истолковали, и ошиблись, и последовали слепо за теми кто сказал об этом"

 

Источник: "Маджму аль-Фатауа", 23/248

 

И говорит шейх уль Ислам в другом месте:

 

ثم إن الإمام أحمد دعا للخليفة وغيره. ممن ضربه وحبسه واستغفر لهم وحللهم مما فعلوه به من الظلم والدعاء إلى القول الذي هو كفر ولو كانوا مرتدين عن الإسلام لم يجز

 

"Затем, имам Ахмад делал дуа за халифа (Му'тасыма), и других, кто бил его и посадил в тюрьму, и просил прощения за них, и простил им тот зульм что они ему причинили, и призыв к слову куфра, а если бы они были муртаддами, то не не было бы разрешено просить прощения за них"

 

Источник: "Маджму аль-фатауа", 12/489

 

И говорит в другом месте:

 

بَلْ صَلَّى خَلْفَ الْجَهْمِيَّة الَّذِينَ دَعَوْا إلَى قَوْلِهِمْ وَامْتَحَنُوا النَّاسَ وَعَاقَبُوا مَنْ لَمْ يُوَافِقْهُمْ بِالْعُقُوبَاتِ الْغَلِيظَةِ لَمْ يُكَفِّرْهُمْ أَحْمَد وَأَمْثَالُهُ ؛ بَلْ كَانَ يَعْتَقِدُ إيمَانَهُمْ وَإِمَامَتَهُمْ ؛ وَيَدْعُو لَهُمْ ؛ وَيَرَى الِائْتِمَامَ بِهِمْ فِي الصَّلَوَاتِ خَلْفَهُمْ وَالْحَجَّ وَالْغَزْوَ مَعَهُمْ وَالْمَنْعَ مِنْ الْخُرُوجِ عَلَيْهِمْ

 

"Однако имам Ахмад молился позади джахмитов,которые призывали к своему слову, и испытывали людей этим, и наказывали тех, кто не согласился с ними тяжелыми наказаниями, и не выносил им такфир Ахмад и подобные ему, однако был убежден в их Имане и что они законные правители, и делал дуа за них, и брал их имамами в молитвах за ними, и хаджже с ними, и джихаде, и запрещал выходить против них"

 

Источник: "Маджму аль-фатауа", 7/507

 

Если подвести итог того, чем аргументирует шейх уль Ислам, да простит ему Аллах, на это видение, то это следующее:

 

1. То что имам Ахмад не выносил такфир правителям-джахмитам

 

2. То, что имам Ахмад просил прощения за халифа Му'тасыма и простил ему его зульм против него

 

3. То, что имам Ахмад делал намаз за ними

 

4. То, что имам Ахмад запрещал выход против них

 

И мы обязательно поговорим об этой аргументации в своем месте.

 

Затем, различные люди проводят аналогию с этих правителей джахмитов на правителей секуляристов нашего времени, и говорят - раз имам Ахмад не выносил такфир правителям-джахмитам, то тем более не следует выносить такфир правителям секуляристам, потому что куфр джахмитов больше и явнее, чем куфр секуляристов, и раз не выносится такфир джахмитам, то не выносится и секуляристам.

 

Другие же проводят аналогию на отсутствие такфира му'тазилитам, ашаритам и матуридитам и могилопоклонникам, ведь джахмиты больше куфром чем эти секты, и раз имам Ахмад не вынес такфир джахмитам, то и этим сектам такфир тоже не выносится.

 

И в общем, это понимание открывает дверь к злу и размягчению основ религии, ведь согласно такому пониманию, имам Ахмад провел несколько диспутов с лидерами джахмитов перед халифом Му'тасымом, и развеял их шубухаты, и опрокинул их, и несмотря на это, не выносил такфир Му'тасыму, лишь потому, что ему не разьяснилось в сердце, что он противоречит Посланнику, и довод не установился над ним.

 

Получается, что даже победного диспута такой фигуры, как имам Ахмад, не достаточно для установления довода над теми чей куфр так ясен как куфр джахмитов. Тогда как же вообще устанавливается довод?

 

Как бы там ни было, мы инша Аллах приведем в этой работе ясные доводы на ошибочность такого понимания, от кого бы оно не исходило.

 

И сразу укажем, что мы имеем ввиду настоящих джахмитов, которые высказывают мнения, за которые выносится такфир - как например отрицание что Аллах вверху, или отрицание Видения Аллаха в будущей жизни, или слово о сотворенности Корана, или отрицание того, что Аллах говорит Голосом, и тому подобное.

 

И не имеются ввиду некоторые отдельные более трудные вопросы, которые могут скрыться от отдельных людей, которые хоть и называются вопросами джахмитов, и может называться человек джахмитом за их высказывание устрожая с ним, однако такфир такому не делал ни имам Ахмад, ни кто то другой из имамов.

 

Работа будет состоять из 7 частей

 

1. Иджма саляфов на такфир джахмитов

 

2. Примеры такфира имама Ахмада конкретным личностям из числа учёных-джахмитов

 

3. Примеры такфира имама Ахмада конкретным личностям из числа учёных-джахмитов

 

4. Позиция имама Ахмада по отношению к конкретным халифам джахмитам

 

5. Обобщенность куфра в ахкамах джахмитов у имама Ахмада

 

6. Ответ на шубухаты

 

7. Некоторые слова ученых о том же, на что мы указали

 

 

Часть 1: Иджма саляфов на такфир джахмитов

 

Чтобы чрезмерно не удлиннять приведем лишь несколько ясных текстов от саляфов касательно такфира джахмитам.

 

1. Сказал имам аль Лялякаи, после того как привел от 150 саляфов из числа табиинов и имамов слово о том, что Коран – Слово Аллаха, а кто говорит что он сотворен, тот кафир:

 

«ولو اشتغلتُ بنقل قول المحدِّثين لبلغتْ أسماؤهم ألوفاً كثيرة، لكني اختصرت وحذفت الأسانيد للاختصار، ونُقلَتْ عن هؤلاء عصراً بعد عصر لا ينكِر عليهم مُنكِر، ومن أنكر قولهم استتابوه، أو أمروا بقتله، أو نفيه، أو صلبه

 

"Если бы я занялся передачей слова мухаддисов, то их имена достигли бы многих тысяч. Однако я ограничился, и спрятал иснады чтобы было более кратко, и передал от этих имамов, которые век за веком были единогласны на этом, и не порицал их порицающий. А кто отрицал это их слово – они требовали от него покаяния, или приказывали убить или изгать или распять его "

 

Источник: "Шарх усуль аль-итикод", 2-312

 

2. Сказал имам Ибн Хузейма:

 

مَنْ يُنْكِرُ رُؤْيَةَ اللَّهِ تَعَالَى فِي الْآخِرَةِ فَهُوَ عِنْدَ الْمُؤْمِنِينَ شَرٌّ مِنَ الْيَهُودِ وَالنَّصَارَى وَالْمَجُوسِ وَلَيْسُوا بِمُؤْمِنِينَ عِنْدَ جَمِيعِ الْمُؤْمِنِينَ"

 

"Кто отрицает то, что Аллах будет виден в будущей жизни, тот по мнению всех верующих хуже чем иудеи и христиане и огнепоклонники. И такой не является верующим по иджма всех верующих "

 

Источник: "Иджтима аль-джуюш аль-Исламия", 2/194

 

Сказал здесь имам Ибн Хузейма что джахмиты больше куфром чем христиане, иудеи и огнепоклонники, и передал иджма, и кто говорит что есть различие между личным такфиром джахмитов и частным - вытекает из этого такое же различие в христианах и иудеях, и об этом не скажет муслим.

 

И слово о том что джахмиты больше куфром чем христиане и иудеи - очень известно от саляфов, и мы не будем здесь удлиннять, и приведем подробно иншаАллах их слова в отдельной работе про такфир джахмитов.

 

3. Cказал Абу Бакр Ибн Абдуль Халик:

 

سألت عبد الوهاب عمن لا يكفر الجهمية قلت يا ابا الحسن يصلي خلفه قال لا يصلي خلفه هذا ضال مضل منهم على الاسلام

 

«Я спросил Абдуль Ваххаба аль-Варрака (наследник и ближайший ученик имама Ахмада, ум. 251 г.х.) о тех, кто не выносит такфир джахмитам, сказав ему: «О Абуль Хасан, можно ли молиться за таким?». Он ответил: «Нет, не молятся за такими, это заблудший, заблуждающий, обвиненный в Исламе»

 

Источник: «Аль-Вар’у», 1/89

 

И слов саляф о такфире джахмитов бесчисленно множество, и следует сделать важное примечание - все их слова о такфире настоящих джахмитов являются общими, обобщенными, и не различают между такфиром конкретной личности и общим такфиром, между джахилем и знающим, между мута'аввилем и упрямым.

 

И не разрешено думать о саляфах, что они наряду с тем, что были убеждены различие между общим такфиром и личным такфиром - нигде не сказали об этом и не указали на это, однако оставили обобщенные слова которые дают понять противоположное этому.

 

Наряду с тем, что в других местах, они прекрасно разьясняли и делали тафсыль.

 

1. Так, например, многократно пришло от имама Ахмада различение между призывающими и мукаллидами касательно разных приверженцев нововведений, в разных ахкамах, как например принятие передач хадиса, молитва за ними, посещение их и общение с ними, наследовании от них, и тому подобном - и не пришло абсолютно такого различения касательно джахмитов, о чём признал даже шейх уль Ислам.

 

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

 

فى الجهمى لم أقف له بعدُ على تقييد بالداعية

 

"Касательно джахмитов я еще не видел до сегодняшнего дня чтобы он ограничивал лишь призывающими"

 

Источник: "Аль-Мусаввада", 236

 

Сказал имам Ибн Роджаб аль-Ханбали:

 

ولم نقف على نص في الجهمي أنه يروى عنه إذا لم يكن داعياً، بل كلامه فيه عام أنه لا يروى عنه

 

"Мы не видели текста от имама Ахмада касательно джахмита - что передается от него, если он не является призывающим, однако его слова касательно джахмитов обобщённые - что не передается от них"

 

Источник: "Шарх аль-иляль", 1/123

 

2. Также, имам Ахмад сделал ясный тафсыль касательно невежд, которые попали в некоторые отдельные вопросы джахмизма, которые могут скрыться - как например слово о ляфзе, или остановка в вопросе Корана.

 

Сказал Абдуллах Ибн Ахмад:

 

سئل أبي وأنا أسمع عن اللفظية والواقفة فقال من كان منهم جاهلا فليسأل وليتعلم

 

"Был спрошен мой отец в моем присутствии про ляфзытов и остановившихся, и он сказал: "Кто из них был невеждой - тот пусть спрашивает и обучается"

 

Источник: "Ас-Сунна", 1/165

 

И сказал Абдуллах:

 

سئل أبي رحمه الله وأنا أسمع عن اللفظية والواقفة فقال من كان منهم يحسن الكلام فهو جهمي

 

" Был спрошен мой отец в моем присутствии про ляфзытов и остановившихся и ответил: "Кто из них знает калям - тот джахмит"

 

Источник: "Ас-Сунна", 185,

 

И сказал Абдуллах:

 

سَمِعْتُ أَبِي يُسْأَلُ عَنِ الْوَاقِفَةِ, قَالَ أَبِي: مَنْ كَانَ يُخَاصِمُ وَيَعْرِفُ بِالْكَلاَمِ, فَهُوَ جَهْمِيٌّ, وَمَنْ لَمْ يَعْرِفْ بِالْكَلاَمِ, يُجَانَبُ حَتَّى يَرْجِعَ, وَمَنْ لَمْ يَكُنْ لَهُ عِلْمٌ, يَسْأَلُ وَيَتَعَلَّمُ.

 

"Я слышал, как моего отца спросили про остановившихся в вопросе Корана, и он сказал: "Кто из них препирается и известен калямом - тот джахмит, кто же не известен калямом - его стороняться пока он не покается, у кого же нет знания - пусть спрашивает и обучается"

 

Источник: "Ас-Сунна" аль-Халляль, 5/130

 

И сказал Абу Бакр аль-Марузи:

 

 

سَأَلْتُ أَبَا عَبْدِ اللَّهِ عَنْ مَنْ وَقَفَ, لاَ يَقُولُ غَيْرُ مَخْلُوقٍ ؟ قَالَ: أَنَا أَقُولُ: كَلاَمُ اللَّهِ. قَالَ: يُقَالَ لَهُ: إِنَّ الْعُلَمَاءَ يَقُولُونَ: غَيْرُ مَخْلُوقٍ, فَإِنْ أَبَى فَهُوَ جَهْمِيٌّ

 

"Я спросил имама Ахмада про того, кто остановился в вопросе Корана и не говорит: "Он не сотворен", а говорит: "Я говорю: "Коран слова Аллаха". Он ответил: "Следует сказать ему - ученые говорят: "Не сотворен", и если он упрётся, то он джахмит"

 

Источник: "Ас-Сунна", аль-Халляль, 5/130

 

Как мы видим имам Ахмад сделал тафсыль в этом вопросе, и это потому, что тот кто остановился в вопросе Корана, или сказал о ляфзе - может быть не убежденным акыду джахмитов, однако быть суннитом, который запутался в формулировках в данном вопросе, и не понял его суть - однако он не придерживается акыды Джахма - а может быть и настоящим джахмитом, прячущимся за этими формулировками. И первого имам Ахмад оправдал, а второго нет.

 

И как мы видим, имам Ахмад когда ему надо, часто делал тафсыль и разграничение, однако в вопросе джахмитов ничего такого от него не пришло!

 

И что касается тех, кто убеждены в акыде джахмитов, как то, что Аллах не виден в Судный День, и что Он не вверху, и что Он не говорит голосом, и что Он не движется, не слышит, не видит, не гневается, не милует, не имеет ни Лица, ни Рук, не Ног, ни Глаз, ни Облика, ни места, ни границы - то абсолютно не пришло от имама Ахмада касательно таких никакого тафсыля, а пришёл лишь такфир их.

 

3. Точно также, и имам Ибн Аби Хатим в своей книге "Усуль ас-Сунна уа итикад ад-дин", в которой он передает акыду более чем 3000 великих имамов ахли-Сунна, от которых он брал, сказал говоря о чем единогласны ахли-Сунна:

 

وَأَنَّ الْجَهْمِيَّةَ كُفَّارٌ, وَأَنَّ الرَّافِضَةَ رَفَضُوا الْإِسْلَامَ, وَالْخَوَارِجَ مُرَّاقٌ. وَمَنْ زَعَمَ أَنَّ الْقُرْآنَ مَخْلُوقٌ فَهُوَ كَافِرٌ بِاللَّهِ الْعَظِيمِ كُفْرًا يَنْقُلُ عَنِ الْمِلَّةِ. وَمَنْ شَكَّ فِي كُفْرِهِ مِمَّنْ يَفْهَمُ فَهُوَ كَافِرٌ. وَمَنْ شَكَّ فِي كَلَامِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ فَوَقَفَ شَاكًّا فِيهِ يَقُولُ: لَا أَدْرِي مَخْلُوقٌ أَوْ غَيْرُ مَخْلُوقٍ فَهُوَ جَهْمِيٌّ. وَمَنْ وَقَفَ فِي الْقُرْآنِ جَاهِلًا عُلِّمَ وَبُدِّعَ وَلَمْ يُكَفَّرْ

 

" И единогласны они, что джахмиты – кафиры

 

 

И в том, что тот, кто утверждает, что Коран сотворен – тот кафир во Всевышнего Аллаха, куфром, выводящим из религии. И что сомневающийся в куфре говорящего о сотворенности Корана, если этот сомневающийся из числа понимающих – то он кафир

 

 

И что кто усомнился в Словах Аллаха, и остановился, сомневаясь в них, и говорит: «Я не знаю, сотворены они или не сотворены» - тот джахмит

 

 

И что кто остановился касательно Корана по причине невежества – того называют бидаатчиком, и обучают, однако он не становится кафиром"

 

Источник: "Усуль ас-Сунна уа итикад ад-дин"

 

Обратите же внимание, как имам сделал тафсыль касательно тех, кто не выносит такфир джахмитам, и касательно остановившихся - и не сделал такого тафсыля касательно самих джахмитов.

 

И кто дает цену словам саляф и их степени - знает, что не может быть такого, что саляфы все вместе сговорились задержать разьяснение от места нужды в нём, и поговорили словами, которые внушают противоречие верному.

 

Кто же утверждает, что они всё таки делали разграничение и оправдывали джахмитов невежеством и тем более тауилем - то мы просим и требуем привести подобные слова от кого либо из них с достоверным иснадом.

 

 

Часть 2: Примеры такфира имама Ахмада конкретным личностям из числа

учёных-джахмитов

 

В этой части мы приведем лишь небольшое количество примеров отношения имама Ахмада к джахмитам, и его личного такфира в их адрес.

 

1. Ахмад Ибн Аби Дуад

 

Сказал имам Ахмад про главного кодыя государства во времена халифов-джахмитов, Ахмада Ибн Аби Дуада:

 

كَافِرٌ بِاللَّهِ الْعَظِيمِ حَشَا اللَّهُ قَبْرَهُ نَارًا

 

"Ибн Аби Дуад - кафир в Великого Аллаха! Да наполнит Аллах его могилу огнём"

 

Источник: "Ас-Сунна", аль-Халляль, 5/117-118

 

И сказал имам Исхак Ибн Ибрахим:

 

حَضَرَ الْعِيدَ مَعَ أَبِي عَبْدِ اللَّهِ, قَالَ: فَإِذَا بِقَاصٍّ يَقُولُ: عَلَى ابْنِ أَبِي دَاوُدَ لَعْنَةُ اللَّهِ, وَحَشَا اللَّهُ قَبْرَ ابْنِ أَبِي دَاوُدَ مِئَةَ أَلْفِ عَمُودٍ مِنْ نَارٍ, وَجَعَلَ يَلْعَنُ, فَقَالَ أَبُو عَبْدِ اللَّهِ: مَا أَنْفَعَهُمْ لِلْعَامَّةِ

 

"Я был на празднике Ид с имамом Ахмадом, и мы увидели рассказчика, который говорил: "Да проклянет Аллах Ибн Аби Дуада! И да наполнит его могилу ста тысячами столбами Огня!", и проклинал его. И сказал Имам Ахмад: " Сколь же такие как он полезны для простолюдинов!"

 

Источник: "Ас-Сунна", аль-Халляль, 1760

 

2. Абу Абдур-Рахман аш Шафии

 

Сказал ученик имама Ахмада, Ахмад Ибн Косим:

 

أَنَّهُ قَالَ لأَبِي عَبْدِ اللَّهِ الشَّافِعِيِّ: كَلَّمَكَ, يَعْنِي: بِحَضْرَةِ الْمُعْتَصِمِ ؟ فَقَالَ: أَخْزَى اللَّهُ ذَاكَ, مَا أُرَاهُ عَلَى الإِسْلاَمِ, فَذُكِرَعِنْدَهُ بِأَقْبَحِ الذِّكْرِ, وَذَكَرَهُ هُوَ أَيْضًا بِنَحْوِ ذَلِكَ.

 

"Я сказал Имаму Ахмаду: "Аш Шафии говорил с тобой в присутствии Мутасыма?", и имам Ахмад ответил: "Да опозорит его Аллах, я не считаю его мусульманином". И был упомянут аш-Шафии в присутствии имама Ахмада худшим упоминанием, и он сам его упомянул также подобным образом"

 

Источник: "Ас-Сунна", аль Халляль, 1767

 

Этот аш-Шафии - ни в коем случае не имам аш Шафии который к тому времени уже умер, однако это один из учеников Ибн Аби Дуада - Абу Абдур-Рахман аш Шафии.

 

 

3. Бишр аль-Мариси

 

Сказал имам Ахмад про Бишра аль-Мариси, лидера джахмитов:

 

مَلأَ اللَّهُ قَبْرَ الْمِرِّيسِيِّ نَارًا

 

"Да наполнил Аллах могилу аль-Мариси Огнём!"

 

И называл имам Ахмад его иудеем, и одобрял его такфир, и запрещал молиться за ним см. "Ас-Сунна" аль-Халляля, 5/100-102

 

4. Хусейн аль-Карабиси

 

Сказал имам аль-Марузи:

 

قُلْتُ لِأَبِي عَبْدِ اللَّهِ: إِنَّ الْكَرَابِيسِيَّ يَقُولُ: مَنْ لَمْ يَقُلْ: لَفْظِي بِالْقُرْآنِ مَخْلُوقٌ فَهُوَ كَافِرٌ؟ قَالَ: «بَلْ هُوَ الْكَافِرُ». وَقَالَ: «مَاتَ بِشْرٌ الْمِرِّيسِيُّ وَخَلَفَهُ حُسَيْنٌ الْكَرَابِيسِيُّ

 

"Я сказал имаму Ахмаду: "Аль-Карабиси сказал: "Кто не говорит, что мой "ляфз" с Кораном сотворен - тот кафир".

 

Имам Ахмад ответил: "Однако он сам - кафир! Умер Бишр аль-Мариси, и унаследовал его дело Хусейн аль-Карабиси"

 

Источник: "Аль-Ибана", 151

 

И Хусейн аль-Карабиси - это тот, о ком подобные аз-Захаби говорят:

 

العلامة ، فقيه بغداد أبو علي.. صاحب التصانيف

 

"Алляма, факих Багдада, Абу Али.. автор многих трудов"

 

Источник: "Ас-Сияр", 12/79

 

И наряду с этим когда услышал имам Ахмад такие слова от него - он сразу вынес ему такфир даже не поговорив с ним, и где же установление довода? Где разьяснение сомнения? Где то, что ему не разьяснилось что он противоречит Посланнику, и он истолковал и ошибся? Где учёт его достоинств и полезных трудов и его служения Сунне?

 

Часть 5: Обобщенность куфра в ахкамах джахмитов у имама Ахмада

 

Также из доводов на такфир джахмитов у имама Ахмада - то, что имам опускал на джахмитов все ахкамы куфра, без всякого разграничения между знающим и невеждой, истолковывающим и упрямым.

 

Приведем несколько примеров.

 

1. Запрет имама Ахмада наследовать от джахмитов

 

Сказал хафиз Абу Нуейм аль-Асбахани, да смилуется над ним Аллах:

 

حَدَّثنا أَبُو بَكْرٍ الآجُرِيُّ ، ثنا الْحَسَنُ بْنُ الْحُبَابِ الْمُقْرِئُ ، ثنا الْقَاسِمُ بْنُ أَسَدٍ الأَصْبَهَانِيُّ الطَّرَسُوسِيّ ، قَالَ: سَأَلْتُ أَبَا عَبْدِ اللَّهِ أَحْمَدَ بْنَ مُحَمَّدِ بْنِ حَنْبَلٍ ، عَمَّنْ قَالَ: الْقُرْآنُ مَخْلُوقٌ ، أَوْ بِلَوْنٍ مِنْ كَلامِ جَهْمٍ مَنْ يَرِثُهُ ؟ قَالَ: مَالهُ فِي السِّلاحِ وَالْكُرَاعِ فِي ثُغُورِ الْمُسْلِمِينَ لا يُورَثُ قُلْتُ: يَا قُلْتُ: يَا أَبَا عَبْدِ اللَّهِ, مَا الْحُجَّةُ فِي مَالِ الْجَهْمِيَّةِ فِي السِّلاحِ وَالْكُرَاعِ ؟ فَقَالَ: حَفْصُ بْنُ غِيَاثٍ حَدَّثنا عَنْ أَشْعَثَ ، عَنِ الْحَسَنِ فِي الَّذِي يَمُوتُ لَيْسَ لَهُ وَارِثٌ, قَالَ: مَالُهُ فِي السِّلاحِ وَالْكُرَاعِ فِي ثُغُورِ الْمُسْلِمِينَ وَهَذَا كَذَلِكَ"

 

"Рассказал нам Абу Бакр аль Аджурри что рассказал ему аль-Хасан Ибн аль-Хаббаб аль-Мукри, что рассказал ему аль-Касим Ибн Асад аль-Асбахани: "Я спросил Ахмада Ибн Ханбаля о том, кто говорит что Коран сотворен, или говорит о каких то других видах слов Джахма- кто наследует от него?"

 

Имам Ахмад ответил: "Его имущество тратится на оружие и лошадей на границах земель мусульман, и не наследуют от него"

 

Я спросил: "О Абу Абдуллах, а какой далиль на то, что имущество джахмитов тратится на оружие и лошадей?"

 

Он сказал: "Передал Хафс Ибн Гыяс, от Аш'аса, от аль-Хасана аль-Басри, что его спросили о том, который умирает и у него нет наследников, и он ответил: "Его имущество тратится на оружие и лошадей на границах земель мусульман". И в случае с джахмитами также"

 

Источник: "Ахбар Асбахан", 49

 

Здесь имам Ахмад отнес джахмита к тем, у кого нет наследников, так как мусульмане не являются наследниками кафира, и приказал тратить его имущество на лошадей и оружие.

 

2. Обобщенное считание недействительным молитвы позади имама джахмита

 

И подробно об этом придёт позже

 

3. Считание недействительным молитвы, совершенной вместе с джахмитом позади ряда!

Сказал имам Абу Бакр аль-Марузи:

 

قُلْتُ لِأَبِي عَبْدِ اللَّهِ: رَجُلٌ صَلَّى خَلْفَ الصَّفِّ هُوَ وَرَجُلٌ، فَلَمَّا سَلَّمَ نَظَرَ إِلَى الَّذِي صَلَّى عَلَى جَانِبِهِ فَإِذَا هُوَ جَهْمِيٌّ، قَالَ: يُعِيدُ الصَّلَاةَ فَإِنَّهُ إِنَّمَا صَلَّى خَلْفَ الصَّفِّ وَحْدَهُ

 

"Я сказал имаму Ахмаду - "Человек молился позади ряда вдвоём с каким то человеком, и когда дал салям, посмотрел на того что молился рядом с ним, и увидел, что это джахмит"

 

Имам Ахмад сказал: "Ему следует повторить молитву в ее время, потому что он молился один позади ряда"

 

Сказал имам Ибн Батта, разьясняя это сообщение Ахмада и такое же сообщение от Хариджа Ибн Мус'аба:

 

وَذَلِكَ أَنَّ مَذْهَبَ جَمَاعَةٍ مِنَ الْفُقَهَاءِ أَنَّ مَنْ صَلَّى خَلْفَ الصَّفِّ وَحْدَهُ، أَوْ قَامَ خَلْفَ إِمَامٍ وَحْدَهُ، أَعَادَ الصَّلَاةَ، فَكَأَنَّ خَارِجَةَ أَرَادَ أَنَّهُ مَنْ صَلَّى خَلْفَ الصَّفِّ هُوَ جَهْمِيٌّ، فَكَأَنَّمَا صَلَّى خَلْفَ الصَّفِّ وَحْدَهُ، لِأَنَّ الْجَهْمِيَّ لَيْسَ هُوَ مُسْلِمًا وَلَا فِي صَلَاةٍ، فَالْقَائِمُ إِلَى جَنْبِهِ كَالْقَائِمِ وَحْدَهُ

 

"И это потому, что мазхаб группы факихов - что тот, кто молился один позади ряда, или встал один позади имама - должен повторить молитву. И видимо Хариджа имел ввиду что кто молился позади ряда вместе с джахмитом - тот молился позади ряда один, и это потому, что джахмит - не является мусульманином, и не является выполняющим молитву, и стоящий рядом с ним подобен стоящему одному"

 

Источник: "Аль-Ибана", 6/120-121

 

Это также ясное сообщение что основа в джахмите у имама Ахмада - такфир, ведь кто встал с тобой в ряд во время молитвы - разве ты способен различить между алимом и джахилем, между истолковывающим и ошибающимся, и упрямым? В таком человеке либо основа у тебя Ислам, и твоя молитва действительна, либо куфр, и она недействительна, и мы видим что у имама Ахмада основа второе.

 

4. Аннулирование всех судейских функций если их несет джахмит

Сказал имам Абдуллах Ибн Ахмад:

 

سمعت أبي رحمه الله يقول إذا كان القاضي جهميا فلا تشهد عنده

 

"Сказал имам Ахмад: "Если судья джахмит, то нельзя свидетельствовать у него!"

 

Источник: "Ас-Сунна", 1

 

Сказал имам Солих Ибн Ахмад:

 

قال أبي لا يشهد رجل عند قاض جهمي" وسئل أبي عَنْ رجل يكون قد شهد شهادة فدعوه إلى القاضي يذهب إليه والقاضي جهمي قَالَ: لا يذهب إليه قَالَ: قلت: فإن استعدى عليه فذهب به فامتحن قَالَ: لا يجيب ولا كرامة يأخذ كفا من تراب يضرب به وجهه

 

 

"Сказал мой отец, имам Ахмад: "Не разрешено человеку свидетельствовать у судьи-джахмита.

 

И его спросили про человека который засвидетельствовал что-то, и его позвали к судье, и он пришёл к нему, а судья оказался джахмитом. И имам Ахмад ответил: "Пусть не идёт к нему".

 

Я сказал: "А если судья потребует привести его с чьей то помощью, и с ним пришли, и подвергают испытаниям?"

 

Отец ответил: "Пусть не отвечает и нет им никакого достоинства! Пусть возьмет горсть пыли и ударит ей в лицо этому судье!"

 

Источник: "Сира аль-Имам Ахмад", Солиха Ибн Ахмада, 74

 

Сказал имам Ахмад:

 

إنْ كَانَ الْقَاضِي جَهْمِيًّا زَوَّجَ وَالِي الْبَلَدِ

 

"Если судья - джахмит, то пусть выдает замуж женщину у которой нет опекуна не он, а правитель местности"

 

Источник: "Аль-Фуру", 7/239

 

 

И таких ахкамов много, и мы ограничимся на приведенном чтобы хоть как то сократить работу.


Часть 6: ответ на шубухаты

 

1. Шубха 1:"Имам Ахмад делал дуа за джахмитов и просил прощения за них и простил им"

 

Комментарий: предшествовало, что имам Ахмад делал дуа лишь за аль-Му'тасыма, который покаялся, и ему подобных золимов, и не делал дуа за джахмитов и не простил им из его ясных текстов

 

2. Шубха 2: "Имам Ахмад запрещал выход против них"

 

Комментарий: нет взаимосвязи между этим, потому что такфир одно, а выход другое, и для выхода против правителя кафира есть свои жёсткие условия, как наличие силы, защищенность от фитны, и тому подобное, которые имам Ахмад не считал реализованными.

 

3. Шубха 3:"Имам Ахмад не вынес такфир правителям джахмитам, а ведь они призывали к этому слову, и наказывали суннитов и выносили им такфир"

 

Мы привели ясные тексты от имама, где он вынес такфир всем правителям-джахмитам, кроме аль-Му'тасыма, который покаялся

 

4. Шубха 4: "Имам Ахмад говорил обращаясь к аль-Му'тасыму - "О амир правоверных!"

 

Комментарий: это из раздела шариатской политики, поскольку надо представлять состояние тех халифов, и того времени. Если бы имам Ахмад не обращался бы к ним по этому титулу - с ним не стали бы даже разговаривать, а сразу приказали бы убить.

 

И само по себе слово "амир правоверных" не означает в языковом значении, что он сам правоверный, потому что власть среди правоверных может захватить кафир и удерживать ее силой.

 

И этот раздел подчиняется пользе и вреду.

 

Сказал имам Абдуль Латыф Ибн Абдур Рахман Ибн Хасан:

 

وأما البداءة بالسلام، فلا ينبغي أن يبدأ الكافر بالسلام، بل هو تحية أهل الإسلام؛ لكن إن خاف مفسدة راجحة، أو فوات مصلحة كذلك، فلا بأس بالبداءة، لا سيما ممن ينتسب إلى الإسلام، ولكن يخفى عليه شيء من أصوله وحقوقه

 

"Что касается начинания к кафиру с саляма, то это не следует делать, ведь это приветствие для людей Ислама. Однако когда опасаешься перевешивающего вреда, или ухода пользы - то нет проблем в том чтобы начать с ними с саляма, особенно с теми кто приписывает себя к Исламу, однако скрылись от него некоторые его основы и обязанности "

 

Источник: "Ад-Дурар ас-Сания", 8/362

 

И как пример - имам Ахмад Ибн Наср аль-Хузаи, который делал такфир аль-Васику, когда был доставлен к нему, точно также обращался к нему "о амир правоверных", см. "Аль-Бидая уа ан-Нихая", 10/335

 

И поступок Ахмада - из этого же раздела

 

5. Шубха 5: "Имам Ахмад молился за джахмитами"

 

Что касается молитвы за джахмитами, то от имама Ахмада два риваята.

 

Первый, и он странный - что молитва за такими имамами не делается вообще, потому что они кафиры

 

Второй и он очень известный от него - это то, что джахмиты кафиры, и молитва за ними недействительна, однако мы не оставляем ходить на джума и джамааты, так как это великие внешние обряды Ислама, однако если молитва читалась за джахмитом, то ее следует восполнить в ее время

 

Сказал аль-Коды Абу Я'ла:

 

مسألة: واختلفت إذا كان الإمام يكفر باعتقاد هل يتبع في صل


<== предыдущая | следующая ==>
Чего не следует делать при травматическом шоке | Оказание неотложной доврачебной помощи при болях в сердце

Date: 2016-08-29; view: 3854; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию