Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 12. Структура, методика и техника социологического исследования
1. Структура социологического исследования, его этапы и элементы. Программа социологического исследования; построение выборки; подготовка инструментария исследования; обработка и обобщение социологической информации. 2. Методика и техника сбора социологической информации. Характеристика методов сбора первичной социологической информации.
Литература
Андреенков В.Г. Методы сбора и анализа данных // Социология / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996. Гл. 11. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: Учеб. пособие для вузов. М., 2003. Капитонов Э.А. Социология XX века. История и технология. Ростов н/Д., 1996. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Структурно-логические схемы с комментариями. М., 1999. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Под ред. Т.В. Осипова. М., 1999. Тантарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1999. Терещенко О.В. Статическая обработка и анализ эмпирической информации // Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Минск, 2000. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1999.
Темы рефератов
Контент-анализ: своеобразие и сущность. Основные методы сбора социологической информации. Прикладная социология в США. Эмпирическая социология: достижения и проблемы. Гипотезы в социологическом исследовании. Типы социологического наблюдения. Достоинства и недостатки метода наблюдения в социологии. Социологический эксперимент: сущность и структура. Типы социальных экспериментов. Социологический опрос как метод первичной социологической информации. Основные принципы выборочного исследования.
ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
Вариант № 1
1. Социология как наука изучает: а) природу; б) человека; в) общество.
2. Родоначальником социологии является: а) К. Маркс; б) И. Кант; в) О. Конт.
3. Основным элементом общества являются: а) социальные институты; б) люди; в) единая власть (государственная власть).
4. Элементом демографической структуры общества являются: а) племя; б) касты; в) дети.
5. Социальное качество личности, проявляющееся в оценке личностью самой себя, своих возможностей, статуса, занимаемого среди других людей, называется: а) самосознанием; б) самоактуализацией; в) самооценкой. 6. Основной единицей в социологических исследованиях культуры является: а) личность; б) культурная группа; в) общество.
7. Квазигруппа характеризуется как: а) устойчивая социальная группа; б) неустойчивая социальная группа; в) первичная группа.
8. Признаком достигнутого статуса является: а) социальное происхождение; б) карьера; в) расовая принадлежность.
9. Семья – это: а) ячейка общества; б) юридически оформленный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности друг к другу и детям; в) социальная система, имеющая черты социального института и малой социальной группы.
10. Выборка в социологии – это: а) отбор респондентов; б) отбор информации; в) выбор вопросов. Вариант № 2
1. Методами эмпирической социологии являются: а) анализ, синтез, индукция, дедукция; б) восхождение от конкретного к абстрактному, исторический подход; в) эксперимент, наблюдение, контент-анализ.
2. Общество как система представляет собой: а) взаимодействие людей, которое является продуктом действий людей, ориентированных на других людей; б) отношения между людьми, связующим началом которых являются нормы и ценности; в) совокупность людей, их связей, взаимодействия и взаимоотношения, которые носят устойчивый характер.
3. Макросоциологический уровень социологического знания означает: а) эмпирические исследования на уровне области, города или трудового коллектива; б) социологические исследования на уровне института образования, власти, науки, семьи и т.д.; в) социетальный уровень исследования. 4. Социальная стратификация – это: а) понятие, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения; б) антинаучное понятие буржуазной социологии, возникающее в противовес теории классов и классовой борьбы; в) сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы.
5. Социальный конфликт – это: а) глубокие изменения в содержании и формах жизни различных социальных групп; б) борьба, столкновения, результат конфронтации сил; в) гнетущее напряжение, тревога, чувство безысходности.
6. Цель социологии: а) формирование научного мировоззрения; б) исследовать этапы общественного развития; в) получить достоверную картину современного мира.
7. «Паспортичка» – это: а) раздел программы социологического исследования; б) план и порядок исследования, распределение людских и финансовых ресурсов исследования; в) анкетные данные респондентов. 8. Основоположником «понимающей социологии» является: а) М. Вебер; б) Н. Кареев; в) П. Сорокин. 9. Безработный инженер с высшим образованием и стажем работы до 20 лет, уволенный с предприятия по сокращению штатов, – это: а) пенсионер; б) маргинал; в) иждивенец.
10. Семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, – это: а) ячейка общества; б) семья; в) брак.
Вариант № 3
1. Концепция происхождения общества, основанная на анализе распределения социальных ролей между полами, называется: а) кратической; б) гендерной; в) семантической.
2. Макросоциология – уровень социологического знания, на котором социолог познает социальную действительность с помощью таких методов, как: а) опрос, интервью, наблюдение; б) социальный эксперимент, контент-анализ; в) анализ, синтез, дедукция.
3. Пилотажное исследование – это: а) исследование, целью которого является сравнение полученных выводов во времени; б) исследование, целью которого является апробация методики информации и инструментария; в) вид социологического исследования, направленный на изучение отдельного процесса, явления или предмета.
4. Основоположником школы «социального дарвинизма» является: а) К. Маркс; б) Е. Спенсер; в) В. Ленин.
5. Группа людей, членство в которой передается по наследству, называется: а) гражданством; б) сословием; в) классом.
6. Социальная роль – это: а) конкретное место, которое занимает индивид; б) совокупность действий, которые выполняет человек, занимающий конкретное место; в) способность личности к определенному восприятию условий деятельности.
7. Учение об «идеальных типах» представлено в социологии: а) О. Конта; б) М. Вебера; в) К. Маркса. 8. Такие установки и образцы поведения, как почтительность, лояльность, поклонение, соответствуют социальному институту: а) государство; б) семья; г) религия.
9. Движения в молодежной среде (рокеры, хиппи), монархические движения по типологии социальных движений относятся к: а) утопическим движениям; б) экспрессивным движениям; в) революционным движениям.
10. Респондент – это: а) культурный элемент и культурный комплекс, норма или ценность, разделяемые определенным количеством людей; б) участник социологического опроса; в) социальное явление или процесс, на который направлено социологическое исследование.
Вариант № 4
1. Социальный статус – это: а) способ осознания принадлежности к той или иной общности; б) конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе; в) совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий конкретное место в социальной системе. 2. Предметом науки социологии являются: а) социологические исследования исторически сложившихся норм права; б) закономерности становления, функционирования и развития современного общества; в) исследование этапов общественного развития (эволюция общества).
3. «Первоисточником», основным структурным компонентом общества в теоретической концепции К. Маркса является: а) классовая борьба пролетариата; б) политическая партия революционного класса; в) экономическая система.
4. Элементом социально-этнической структуры общества являются: а) эмигранты; б) народность; в) сословие.
5. Макросоциология как уровень социологического знания означает: а) изучение и анализ конкретных программ и ситуаций социальной действительности; б) анализ социальных структур, больших социальных групп, систем и процессов, в них протекающих; в) изучение локальных процессов в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях.
6. О. Конт разделял науку социологию на социальную… и социальную динамику: а) механику; б) статику; в) статистику.
7. Одной из характеристик человека как индивидуального феномена, отражающей его социальную сущность, выступает: а) индивид; б) личность; в) человек (homo sapiens). 8. Социальный институт – это: а) название различных специализированных учебных заведений, а также научно-исследовательских учреждений; б) совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений; в) исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей. 9. Открытый вопрос в анкете – это: а) наличие нескольких вариантов ответа на вопросы анкеты; б) наличие нескольких ответов на вопрос и возможность высказать свое мнение; в) возможность выбора только одного варианта ответа. 10. Методом сбора социологической информации является: а) статистический анализ; б) допрос; в) внешнее наблюдение.
Вариант № 5
1. Поведение, не соответствующее общепринятым в обществе нормам, стереотипам, ожиданиям, ценностям, называется: а) революционным; б) девиантным; в) анархическим. 2. Биологическое смешение двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом, – это: а) амальгамизация; б) ассимиляция; в) социальная инновация.
3. Многоженство – форма брака, свойственная преимущественно патриархату называется: а) полигамией; б) моногамией; в) полинезией.
4. Предмет социологии наиболее полно раскрывается в высказывании: а) социология и обществознание – понятия однородные, хотя и не совпадающие по объему. Социология – это наука об обществе; б) социология – это особый путь изучения человеческого общества или, еще лучше, особый путь изучения человеческих обществ; в) социология – наука о системном понимании современного общества, о тенденциях, в направлении которых оно функционирует и изменяется. 5. Основоположник теории культурно-исторических типов: а) Г.В. Плеханов; б) М.М. Ковалевский; в) Н.Я Данилевский.
3. Элементом территориальной структуры общества являются: а) сословия; б) пенсионеры; г) этнос. 6. Изменение социального статуса личности называется: а) карьерой; б) социальной мобильностью; в) рейтингом.
7. К маргинальным слоям населения относятся: а) рабочие сельской местности; б) эмигранты; в) представители национальных меньшинств.
8. Миграция связана с: а) горизонтальной мобильностью индивидов и социальных групп; б) вертикальной мобильностью индивидов и социальных групп; в) горизонтальной и вертикальной мобильностью индивидов и социальных групп.
10. В социологии под термином «личность» понимается: а) всякий человек с момента его рождения; б) каждый, живущий в обществе и соблюдающий его нормы; в) выдающийся деятель. Вариант № 6
1. Специфика социологии, ее отличие от других наук в том, что: а) социология является интегративной наукой; б) социология выполняет методологическую роль общественных и гуманитарных наук; в) социология есть особая наука, стоящая над другими общественными науками.
2. Понятие «микросоциологический уровень знания» означает: а) ориентацию на анализ социальных структур, больших социальных групп, систем и процессов, в них происходящих; б) изучение локальных процессов в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях; в) теоретические исследования.
3. Концепция социокультурной динамики представлена в работах русского социолога: а) А.А. Сорокина; б) М. И. Туган-Барановского; в) В.И. Ленина.
4. Элементом социально-классовой структуры общества является: а) нация; б) классы; в) молодежь.
5. Нормативная культура представляет собой: а) совокупность символических, стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе социальные нормы и ценности; б) систему норм и стандартизированных ожидаемых способов действия; в) усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. 6. Этот метод сбора социологической информации распространен наиболее всего: а) наблюдение; б) эксперимент; в) опрос.
7. Многомужество – брак между одной женщиной и несколькими мужчинами называется: а) моногамией; б) полиандрией; в) полигинией. 8. Назовите разновидности социологического опроса: а) включенное и невключенное наблюдение; б) анкетирование и интервьюирование; в) контент-анализ и другие виды анализа документов. 9. Методом определения эффективности законодательства НЕ является: а) метод экспериментального анализа; б) метод экспертных оценок; в) метод опроса общественного мнения.
10. Референтная группа – это группа: а) в которой каждый член группы видит в других личностей и индивидуальностей; б) с которой индивиды соотносят себя как с эталоном, на нормы и ценности которой ориентируются в своем поведении и самооценке; в) ориентированная на достижение специфических целей.
Вариант № 7
1. Объектом социологии является: а) общество; б) природа; в) мышление. 2. Совокупность средств, с помощью которых социальная группа или общество гарантирует конкретное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям, называется: а) социализацией; б) ассоциацией; в) социальным контролем.
3. Уровни социологического знания: а) методологический и теоретический; б) теоретический и фундаментальный; в) теоретический и эмпирический.
4. Теории среднего уровня связаны с именем: а) американского социолога О. Тоффлера; б) немецкого социолога Р. Дарендорфа; в) американского социолога Р. Мертона. 5. Теоретический раздел программы социологического исследования включает: а) обоснование выборки, методов сбора данных, их обработки и анализа; б) цели, задачи, предмет исследования, определение понятий; в) план и порядок исследования, создание модели распределения финансовых ресурсов и др.
6. Брак одного мужчины с одной женщиной – это: а) полиандрия; б) монизм; в) моногамия. 7. Культура в социологии понимается как: а) система ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей; б) система норм и стандартизованных, ожидаемых способов действия, которыми руководствуются люди; в) совокупность методов и средств, способов и форм взаимодействия людей, которые выработаны в ходе совместной жизнедеятельности. 8. Специфика социологии в изучении личности в сравнении с философией и психологией в том, что социология: а) рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъект творчества; б) изучает личность в качестве целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств; в) связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы.
9. Концепция общества как глобальной системы социальных коммуникаций принадлежит: а) Н. Луману; б) Т. Парсонсу; в) П. Стучке. 10. Признаками малой социальной группы является: а) то, что все социальные контакты внутри нее носят односторонний, утилитарный характер; б) ее малочисленность по составу (от 2 до 20 человек); в) непосредственный личный контакт среди всех членов группы.
Вариант № 8
1. Явление, в результате которого происходит ускоренное, качественное, сущностное, структурное преобразование общества, называется: а) социальным прогрессом; б) социальной мобильностью; в) социальной революцией.
2. Концепция «социального права» принадлежит: а) Р. Паунду; б) Ж. Гурвичу; в) Е. Эрлиху. 3. Большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению), власти, социальному престижу, называется: а) нация; б) этнос; в) класс.
4. Открытие закона антагонизма между государством и личностью принадлежит: а) Э.Л. Лаврову; б) Н.М. Михайловскому; в) М.М. Ковалевскому.
5. Объектом метасоциологии является: а) социальные законы, действующие во всех сферах человеческой деятельности; б) социологическое знание; в) современное общество на социентальном уровне анализа.
6. Культура, нормы и ценности которой противоречат доминирующей системе ценностей, называется: а) контркультура; б) субкультура; в) элитарная культура.
7. Функция семьи, удовлетворяющая социальную потребность в детях, называется: а) воспитательной; б) репродуктивной; в) эмоционального удовлетворения.
8. Понятие, характеризующее меру пригодности методики исследования для решения поставленных задач, а также степень достоверности социальных показателей и информации, – это: а) валеология; б) валентность; в) валидность. 9. Наиболее полно содержание социологии раскрывается в следующем положении: а) социология занимается организацией и проведением социологических исследований; б) социология исследует исторически сложившиеся нормы права и правовые аспекты взаимоотношений; в) социология исследует закономерности становления, функционирования и тенденции развития современного общества.
10. Совокупность процессов, благодаря которым происходит соединение разнородных взаимодействующих элементов в единое социальное целое, систему, называется: а) интеграцией; б) иммиграцией; в) ассимиляцией. Вариант № 9 1. Изучением структурных элементов социальной системы занимается: а) социальная статика; б) социальная аналитика; в) социальная динамика. 2. Депопуляция – это: а) продолжительность жизни; б) сокращение численности населения; в) ассимиляция. 3. Автором концепции «свободного права» является: а) Е. Эрлих; б) Т. Парсонс; в) Г Тард. 4. Представителем антропоцентризма в теории социологии выступает: а) О. Конт; б) М. Вебер; в) Р. Арон.
5. Социальные отношения – это: а) отношения людей в процессе производства; б) отношения между устойчивыми общностями людей; в) процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга.
6. Процесс постепенного социокультурного преобразования общества называется: а) социальной революцией; б) социальной эволюцией; в) социальным прогрессом.
7. Общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным трудом и обычно имеющих соответствующее, как правило, высшее образование, – это: а) аристократия; б) служащие; в) интеллигенция.
8. Процесс изменения места жительства индивидов или социальных групп называется: а) стагнацией; б) миграцией; в) эмиграцией.
9. Совокупность устойчивых психологических качеств народа, определяющих его образ мысли и образ жизни, – это: а) национализм; б) расизм; в) менталитет.
10. Метод характеристики группы и выявления лидеров и аутсайдеров: а) выборка; б) социометрия; в) контент-анализ.
Вариант № 10
1. Социология как научное знание возникает: а) в период античности; б) в период буржуазной революции в XIX в.; в) в 20-е гг. XX в.
2. Представителем социоцентризма в теории социологии является: а) М. Вебер; б) Р. Мертон; в) К. Маркс.
3. Большая социальная группа отличается от малой социальной группы: а) численностью состава; б) характером взаимоотношений между членами группы; в) ценностями, нормами и образцами поведения. 4. Поселенческий признак характеризует социальную группу: а) подростков; б) горожан; в) учителей.
5. Вид поведения, причиняющего вред только самой личности и не соответствующего общепринятым социальным нормам, называется: а) девиантным; б) деструктивным; в) противоправным. 6. Конфликтологическая теория разрабатывалась: а) Р. Дарендорфом; б) Т. Парсонсом; в) Э. Дюркгеймом.
7. Концепция «права в действии», права как средства социального контроля принадлежит: а) Паунду Р.; б) Тарду Г.; в) Эрлиху Е.
8. Тип культуры, ориентированный на усредненный уровень массовых потребителей ценностей, называется: а) массовой; б) народной; в) национальной.
9. Признаком предписанного статуса является: а) пол; б) карьера; в) профессия.
10. Метод социологического исследования, означающий количественный анализ информации, называется: а) контент-анализом; б) анализом документов; в) социометрией.
|