Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социологизм Эмиля ДюркгеймаОсновополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». Предмет социологии - социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие. Социологию он делил на три основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории. Социальная физиология исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя: 1) социологию религии; 2) социологию морали; 3) юридическую социологию; 4) экономическую социологию; 5) лингвистическую социологию; 6) эстетическую социологию. Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сторона науки. Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона «социологизма» выражена в следующих базовых положениях. 1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов. 2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: внешним существованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отношению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая от индивидов, вне- и надындивидуальная реальность. Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему. 1. Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе - социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. 2. Самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами. 41. Теоретико-социологическая концепция Фердинанда Тённиса Фердинанд Теннис (1855-1936)- немецкий социолог. Антифашист. «Общность и общество» В своей теоретической социологии Теннис рассматривал общественные отношения как волевые и подразделял их в зависимости от выраженного в них типа воли: - естественная инстинктивная воля направляет поведение человека как бы бессознательно; - рассудочная воля предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия; Примером первой может служить материнская любовь, примером второй- торговля. 2 вида взаимод-я: общностные и отнош., в обществе. Общностные – теплые (семья) кровно-родств., связи. Народ и культура. Современность – общественные – рациональные. Естественная воля порождает общность, рассудочная – общество (госуд. и цивилиз-я). В общности господствуют инстинкты, чувства, органические отношения, а в обществе- расчетливый разум, механические отношения. В ходе истории отношения первого типа все больше уступают отношениям второго типа. В своей книге «Введение в социологию» Теннис усложнил эту типологию, совместив ее с делением на отношения господства и товарищества,(чистый тип) группы и объединения.
|