Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Постнеклассич-е естествозн-е и поиск нового типа рац-ти:.Ценности научной рациональности не подвергались сомнению до последней трети ХХ века, пока цивилизация не столкнулась с глобальными проблемами, порожденными научно техническим развитием. Среди них можно особо выделить проблемы выживания человечества, глобальные экологические проблемы и вызванная ими необходимость изменения отношения к окружающей среде, а также проблемы человеческих коммуникаций и отчуждения человека от порожденных им социальных структур. Все эти проблемы носят мировоззренческий характер и адресованы прежде всего научной рациональности. В ХХ веке стало очевидно, что последняя не только изучает развитие мира, но и сама является фактором и результатом его эволюции. Все вышеперечисленные процессы не могли не сказаться на состоянии научной рациональности. Изменились не только отношение обществ к науке, но и поведение самого научного общества. В конце ХХ века начинается новый этап институционализации науки. Если на первом этапе ценность научного знания виделась в том, что оно является средством спасения, а на тором – содержалась в экономической эффективности, то сейчас наука выступает главным средством спасения цивилизации. Определенный путь выхода из мировоззренческого кризиса современной научной рациональности заключается в глобальной мировоззренческой революции, происходящей в последние десятилетия. В результате формируется новый научный тип – постнеклассическая наука. Здесь на первый план выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности. Объектами их анализа становятся сложные системы, характеризующиеся открытостью и историческим развитием. укоренение парадигмы целостности в постнеклассической науке способствовало выдвижению глобального взгляда на мир. Это приводит к сближению естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, когнитивных и ценностных параметров знания. В качестве парадигмальной теории постнеклассической науки выступает синергетика – теория самоорганизации, изучающей поведение открытых неравновесных систем. В качестве ее основных мировоззренческих положений можно выделить следующие: - сложноорганизованным системам, в том числе природе, нельзя навязывать собственные сценарии развития, можно лишь способствовать их внутренним тенденциям; - относительно любого процесса существуют несколько альтернативных вариантов развития, поэтому возможен выбор наиболее оптимальных из них; - будущее состояние системы детерминирует ее наличное состояние; - хаос является не исключительно негативной характеристикой, на определенных этапах он выступает в качестве конструктивного аспекта эволюции; - в моменты неустойчивости системы увеличиваются флуктуационные процессы, а значит в критические моменты развития возрастает роль деятельности каждого отдельного человека. Вместе с синергетическим видением мира в науку входят такие понятия как неопределенность, стохастичность, хаос, и т.д., выражающие неравновесные характеристики действительности. Новым содержанием наполняются категории случайности и причинности. Можно сказать, что в современной науке происходит поворот от бытия к становлению. Наиболее ценным достижением постнеклассической науки выступает предпринятая в ней попытка соединения объективного мира и мира человека. В связи с этим в последнюю треть ХХ века происходят новые радикальные изменения в основании научного знания, в ходе которых формируется постнеклассическая наука. Ориентация современной науки на изучение сложных исторически развивающихся систем существенно перестраивает норы исследовательской деятельности. Применяются методы построения возможных сценариев, исторических реконструкций и т.д. среди исторически развивающихся объектив современной науки особое место занимают природные системы, в которые в качестве компонента включен сам человек. Модернизируются и философские основания науки. Научное познание рассматривается в контексте его социального бытия как детерминируемое культурой, ценностными ориентациями и мировоззренческими установками эпохи. В настоящее время в самой научной реальности наблюдаются важные процессы, связанные с ее экологизацией и гуманитаризацией. Поэтому можно предложить, что она сможет выйти за рамки своего картезианского идеала, и будет развиваться в качестве основного элемента культуры.
|